Что пытались спрятать авторы фильма за притягательной зрелищностью и псевдоисторической формой фильма "Легенда о Зеленом рыцаре" - попробуем разобраться!
Для начала несколько слов о фильме для тех кто думает смотреть или не смотреть.
Если вы любитель кино о реальной жизни, если вам нравиться экшн, если вы ждете понятного смысла, если хотите увидеть исторический фильм - не смотреть.
Если вам нравится красивое зрелищное кино, если нравиться мистика и арт-хаус и разгадывать смысловые ребусы - то можно посмотреть.
Теперь пару слов о самом фильме - очень красиво снятый фильм, показывает тот уровень кинематографа который позволяет снять фактически все что угодно. От сна до сказки - все будет выглядеть очень красиво и убедительно.
Миф и сказка
А теперь по существу. Начиная смотреть этот фильм надо понимать, что мы вступаем на территорию мифа и сказки - именно та база от которой следует отталкиваться в любом рассмотрении этого фильма.
В чем разница между мифом и сказкой и почему оба эти жанра присутствуют в этом фильме? Миф более древняя и менее развитая по отношению к социуму форма работы с психикой человека и коллективного безсознательного. Миф как правило описывает архетипические шаблоны где в очеловеченной форме представлены силы космоса и природы который взаимодействуют по определенному сценарий и реализуют определенный смысл который и является содержанием мифа.
Сказка же уже как правило описывает психологические аспекты становление отдельно взятого человека как социального так и личностного в форме некоторой часто длительно истории с некоторыми этапами (приключениями) и имеет завязку т.е. исходную точку, путь героя (персонажа) и цель или конечную точку на пути к которой и происходит трансформация путешественника.
Обе эти формы могут объединяться и часто мифы содержат элементы историй, а сказки мифические элементы.
Объект воздействия мифа и сказки, мистика
Если рассматривать обе формы как инструмент воздействия то надо понимать что это не просто интересные истории для передачи культурного знания, хотя отчасти это так и есть. В первую очередь эти инструменты призваны формировать человека т.е. закладывать в его психику определенные шаблоны или алгоритмы поведения. И воздействуют они большей частью на "детскую" часть психики т.е. на ту часть которая как правило находится за гранью контроля ума который формируется уже в более взрослом возрасте. Поэтому обе эти формы неизбежно воздействуют на психику на гипнабельном уровне воздействуя как на личностные структуры так и на коллективное безсознательное. Именно поэтому такие фильмы никогда не снимаются просто так.
Фильма как инструмент воздействия на психику людей
В данном фильме, то как выстроен сюжет и смыслы фильма показывает, что авторы полностью отдавали себе отчет в том, что они делают. То каким образом авторы отступили от оригинала (поэмы неизвестного автора XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь») только подтверждает что ничего в этом фильме не является случайным, а значит подтверждает то, что этот фильм снят и выпущен с определенной целью.
Краткая мифологическая фабула
С точки зрения мифа фильм рассказывает о противостоянии двух сил, двух антагонистов - человека и природы, на более глубоком уровне представленных парой порядок и хаос, что отсылает нас к древнегреческому конфликту между Аполлоном и Дионисом. Где Аполлон представляет свет, голову, ум, порядок, цивилизацию, а Дионис - жизнь, тьму, силу природы, желание, вожделение, хаос и разрушение любых форм.
Классический миф о становлении героя или о начале цивилизации это когда герой побеждает, дракона, змея и разрывает замкнутый круг или разделяет небо и землю таким образом размыкая круг самопожирания форм и хаоса и устанавливает линейность и закон т.е. преобладание порядка над хаосом и ума над жизнью. Именно такой миф устанавливает развитие как стержень цивилизации, как процесса установления порядка и взаимного совершенствования форм.
С точки зрения сказки мы увидим начальное состояние персонажа и то как он проходит весь путь к конечной точке которая и является его целью и по пути к которой его ждет трансформация.
В фильме мы увидим этот путь в рамках социального контекста. Что является стержнем или двигателем для мифа и сказки в данном сюжете? Человек формируется большей частью безсознательно в процессе воспитания под воздействием родителей и социальной культуры (школа, общество и т.п.). Все базовые алгоритмы и шаблоны его поведения закладываются в него до момента формирования критического ума когда он в состоянии оценить то чему его учат.
Что хорошо и что плохо, кем быть и как жить все это вкладывается как факт, а не как вариант. Для героя фильма и для нас таким фактом является то например, что все должно быть по уму и что социальный успех это хорошо...
Но! Настоящий герой отличается от того кого просто называют рыцарем или кто ним назвался тем, что он реально! сам! изменился (или изменил себя сам) так, что жизненая сила в нем ограниченна не социальными и культурными шаблонами, а направляется только его желанием, волей и умом. Другими словами только тот кто смог спуститься до самых своих глубин где живет хаос и дикая природа, принять их и снова подняться наверх не дав им победить себя. Только такой герой может считаться настоящим героем, а не самозванцем.
Сюжет фильма (почти без спойлеров)
Теперь посмотрим вкратце на сюжет фильма. Главный персонаж живет в замке обычной жизнью, ни о чем особенно не задумываясь. Принадлежит к слою общества от которого ему достались привилегии которых сам он не добивался. И все бы хорошо.. но тут есть два момента.
Первый - социум всегда подталкивает человека к "славе" т.е. к развитию и "подвигам" в данном случае мать героя и король склоняют его к тому, чтоб он перестал прожигать свою жизнь, а начал наконец свой путь.
Королевская линия в данном случае это мифическая классика превращения обычного человека из "никто и звать никак" в короля или царя, что может произойти только путем "подвигов и приключений".
Второй стимулирующий персонажа к началу пути момент это то что дон Хуан называл "уловка духа" т.е. дух или бог всегда будет находит путь к тем кто забыл о своей сути и глубине, чтоб поставить их на путь в котором они узнаю правду о себе, даже если они этого не хотят!
В данном случае такой "уловкой" стал приезд зеленого рыцаря в замок и "игра забавы ради" о том, чтоб обменяться ударами.
Гавейн (главный персонаж) движимый желанием легкой славы и глупостью отрубает ему голову, в надежде, что после этого все станут считать его мужчиной. Но зеленый рыцарь оживает, поднимает свою голову и приглашает Гавейна приехать к нему через год для ответного удара, что явилось для героя полнейшей неожиданностью.
Попытки "соскочить" с ответной части игры не увенчались успехом т.к. совершенный поступок при короле и всем честном народе требует того, чтоб рыцарь Гавейн если уж сам таковым назвался довел дело до конца.
Путь
Путь описывать подробно не буду, но скажу, что он является традиционно выстроенным сказочным сюжетом к котором герой сначала теряет все что ему дал социум и то что он сам не зарабатывал, затем взаимодействует с миром мертвых получает животное-союзника, переходит речку и вступает на территорию куда обычно смертные не ходят. По мере того как сам проходит определенные этапы трансформации получает (дары) то, что потерял, но уже как то, что он сам заслуженно приобрел.
На границе
До самой встрече на границе животное-союзник героя предлагает ему вернуться. Того участка пути который уже пройден достаточно чтоб претендовать на роль рыцаря-самозванца. Все кого он встречал и кто может быть свидетелями его обретения рыцарства остались позади, а значит уже никто не сможет уличить его во лжи. То что может и будет происходить дальше это уже только личный вопрос - никто и никогда об этом не узнает. Но главный герой решается идти дальше, что показывает нам, что с этого момента фильм переходит от социального сюжета к личностному, геройство переходит в аспект самопознания.
Встреча с Зеленым рыцарем
В конце пути Гавейн приходит к Зеленому рыцарю. Именно эта встреча является кульминацией фильма и конечной точкой пути сказочного героя именно здесь будет решаться станет ли тот кого только называли рыцарем, настоящим рыцарем, и сможет ли "просто человек" стать тем, кто может претендовать на королевский трон.
В последний момент Гавейн несколько раз пытается сбежать, как по настоящему так и психологически, что показано как видение его жизни в случае его бегства в котором он видит, что какой бы привлекательной не была его жизнь он все равно останется самозванцем т.е. тем кто не дошел до конца и он сам будет знать об этом т.е. все что ему светит в общественном плане это стать "ненастоящим королем-самозванцем", а в личном плане чувство что вся его жизнь была ненастоящей.
Именно это видение (а так же надежда, что такого понимания достаточно для того, чтоб Зеленый рыцарь не стал его убивать) и подталкивает его к последнему шагу т.е. к согласию с своей судьбой (тем чтоб Зеленый рыцарь отрубил ему голову).
А смысл в отрубании головы какой?
В данном случает ответный удар Зеленого рыцаря при котором он должен отрубить голову Гавейну это метафорический акт по избавлению от доминанты ума или та жертва которую природа принесла человеку когда он стал ее "облагораживать" через уничтожение и которую человеку предстоит вернуть обратно.
Почему вернуть "удар" так важно для Гавейна и для Зеленого рыцаря?
Для зеленого рыцаря это справедливость т.е. то, что было забрано должно вернуться. Человек взял для себя от природы и обязан ей вернуть. В данном случае год отсрочки ответного удара просто показывает, что рано или поздно человечество придется ответить за ту жертву которую он получил от природы.
Для Гавейна это единственный путь, чтоб познать самого себя т.е. дойти в своем пути героя до самой сути, до самой своей глубины где "человеческое" переходит в природное или ум погружается в хаос, а свет сливается с темнотой, только после этого он может считаться по настоящему рыцарем т.к. только после этого он сможет повелевать силами природы в себе, а значит иметь настоящее законное право на королевский престол. И в этом контексте слова "настоящая власть от бога" раскрывают свой совсем другой смысл.
Что не так?
А не так здесь то, что все классический мифы на которых мы воспитывались и воспитывалась вся цивилизация поддерживают идею прогресса и развития, которая зиждется на аполлоническом мифе в этом же фильме мы видим этот миф вывернутым на изнанку. Т.е. если раньше героем считался тот что побеждает природу, то здесь путь героя в том, чтоб сдаться природе. Если раньше считалось что разум побеждает чудовищ хаоса, то здесь предлагается вернуться к этому хаосу.
Не показанная концовка не дает нам понять так отрубили голову Гавейну по настоящему или нет ведь в этом контексте весь его путь не имел никакого смысла или же он остался жив пройдя испытание и тогда стал бы в определенном смысле аватаром в Зеленого рыцаря в мире людей, что показывает нам возможно альтернативный современному путь развития цивилизации.
---------------
А что поэтому поводу думаете вы?
Впрочем как вариант возможно мой текст побудит вас посмотреть фильм, тогда напишите отзыв после просмотра:)
p.s. много букф потрачено, поэтому если вам понравился текст - вы знаете что делать :)
Оценили 16 человек
27 кармы