Традиционно, как у православных, так и у католиков и протестантов Пасха празднуется в воскресный день, но оказывается, в первые века христианства некоторые церкви праздновали Пасху в пятницу. С чем это связанно?
Сейчас мало кто это знает, но это факт, что раньше в первые века по «малоазийской» традиции Паху праздновали в Великую пятницу. Эта традиция берет свое основание в Церкви, которая была основана святым апостолом и евангелистом Иоанном.
Однозначно, что воскресение Господа Иисуса Христа произошло, как сообщается в Святом Писании рано утром на следующий день после субботы: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели» (Мф. 28, 1). Поэтому на протяжении всего года этот день после субботы называется воскресеньем в честь Воскресения Иисуса Христа.
Однако в первоапостольской общине долго сохранялась традиция праздновать торжественно Пасху именно в Великую Пятницу. Это празднование называлось Пасха крестная, но также была Пасха воскресная. Это интересное упоминания мы можем найти в творениях святых отцов и учителей Церкви: в «Слове о Пасхе» у святого Мелитона Сардийского (нач. II в. — ок. 190), у святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) в послании к епископу Рима Виктору, в творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 — ок. 235).
Такая традиция существовала до Первого Вселенского собора (325г.), на котором было утверждено окончательное празднование Пасхи только в воскресный день. Эта отмена была связана с тем, что Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя совпадала с иудейской Пасхой. Ведь наша Пасха – Христос – освободитель от рабства греховного, тогда, когда в иудаизме Пасха – это освобождение от телесного египетского рабства. Совпадений и накладок не должно было быть, это очень важно с позиции христианского вероучения!
На том же Соборе было установлено, если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христианская Пасха переносится на следующее воскресенье.
Чтобы нам понять почему именно так сложилось, я хочу предоставить вашему вниманию фрагмент из «Слово о Пасхе» святителя Мелитона Сардийского:
«Таинство Пасхи… как написано в законе, ибо «Вот, – говорит, – возьмешь агнца чистого и непорочного, и вечером вместе с сынами Израилевыми заколешь его, а ночью съешьте его с поспешностью, и костей его не сокрушайте. Так, – говорит, – сделаешь. За одну ночь съешьте его по семействам и домам, препоясавши чресла ваши, и жезлы в руках ваших. Ибо это Пасха Господня, вечное напоминание сынам Израилевым. Взяв же кровь овцы, помажьте двери домов ваших, нанеся на косяки дверей знак крови для устрашения ангела. Ибо, вот, Я поражу Египет, и в одну ночь он станет бездетным – от скота до человека» (Исх. 12, 3–12).
Когда же овца закалается, и пасха съедается, и таинство совершается, и народ радуется, и Израиль запечатлевается, тогда приходит ангел поразить Египет. Не посвященного в таинство, не причастного Пасхе, не запечатленного кровью, не защищенного Духом, врага, неверного, за одну ночь, поразив, сделал бездетным. Ибо ангел, обойдя Израиль и увидев отмеченное кровью овцы, пошел в Египет и жестокосердного Фараона укротил через плач, облачив его не в одежду скорби и в разорванную мантию, но в весь разорванный Египет, плачущий о первородных своих.
Таково было несчастье, постигшее Египет, которое внезапно лишило его детей. Израиль же был защищен закланием овцы и просветился от пролитой крови, и смерть овцы сделалась стеной для народа. О, таинство новое и неизреченное! Заклание овцы сделалась спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела.
Скажи мне, о, ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня?
Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы. Поэтому не поразил ты Израиль, а только Египет сделал бездетным…
Ты творишь образ истины. Желаешь этого, потому что в нем видишь икону будущего. Ты приносишь реальность вместо образа. Желаешь этого, потому что в нем встает (перед тобой) будущее.
Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни; драгоценна была смерть овцы, ныне же обесценилась из-за Господнего спасения; драгоценна была кровь овцы, ныне же обесценилась из-за Господнего Духа; драгоценен был безгласный агнец, ныне же обесценился из-за непорочного Сына, драгоценен был нижний (земной) храм, ныне же обесценился из-за Христа, Который свыше… Человек был разделяем смертью. Ибо новое несчастье и пленение объяло его. Он был влеком, как пленник, тенью смертной, и образ Отца лежал заброшенный. Именно по этой причине совершилось в теле Господа таинство Пасхи».
Новозаветное таинство Пасхи – это искупительная жертва Иисуса Христа, образ горы Голгофы – Церковь, крест – жертвенник, Агнец – Христос, пролитая кровь – искупление человечества. Именно крестные страдания Иисуса Христа дали возможность искупления грехов человечества, а значит, и его спасения от ада, являются центром Евангельского вероучения. Поэтому в древности в малоазийских церквях Пасху праздновали в Пятницу – в день Его казни, поэтому этот день назывался «Пасха распятия».
То, что Пасху нужно праздновать именно как православные всего мира, именно в воскресенье по старому стилю подтверждает нам ежегодное чудо – сошествие благодатного огня на Гроб Господень. Поэтому это еще один довод, правильности выбранного празднования, которое дает нам Сам Бог.
Всех вас, дорогие братья и сестры, искренне поздравляю с Пасхой Господней!
Автор: доктор богословия, писатель-публицист, протоиерей Олег Трофимов
Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, находясь в трудном положении, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153
Оценили 63 человека
123 кармы