Необходимое предуведомление! У нас в стране, благодаря массированной антикоммунистической пропаганде, сформировались несколько совершенно лживых мифов, касающихся «тамбовского антоновского крестьянского восстания» (собственно, и из четырех слов данного названия истинным является только первое – «тамбовское»).
В свое время «антоновщиной» тамбовские события назвали сами большевики, чтобы подчеркнуть эсэровское идеологическое влияние на крестьян, поскольку А.С. Антонов был левым эсэром – террористом и предводителем одной из крупных банд. Все его звания и должности, вроде «начштаба 2 повстанческой армии» - это игра в солдатики, поскольку ни какого единого армейского командования у тамбовских мятежников не было, и быть не могло.
Не было восстания! Был вооруженный мятеж, главной движущей силой которого стали кулаки. Основным боевым ресурсом являлись дезертиры, даже тройные дезертиры, умудрившиеся уклониться или сбежать от военной службы в войсках Николая второго, потом они скрывались от мобилизации при Керенском и не захотели служить в Красной Армии. Поскольку кулаков и дезертиров в Тамбовской губернии было много, то они стали реальной силой. Им надоело прятаться на нелегальном положении по лесам и хуторам и они, как говорится, вышли на большую дорогу.
Полной аналогией этих событий является ситуация в Чечено-Ингушской АССР в 1942 – 1943 годах. Согласно исследованиям историка Игоря Пыхалова, одной из главных причин выселения кавказских народов являлось массовое дезертирство призывников и их переход на нелегальное положение в горах. И.В.Пыхалов считает подобные репрессии одной из форм наказания, повсеместно принятой в то время, а я полагаю депортацию реализацией опыта тамбовского мятежа, поскольку высшее руководство нашей страны отлично помнило про эту дезертирскую вольницу, и понимало, к каким последствиям она приведет.
Кулацкий характер мятежа проявился в его политико-экономической подоплеке. Мятеж был направлен против хлебной монополии, установленной Советским правительством во время гражданской войны. Была ли хлебная монополия невиданным злодейством? Нисколько! Это обычная военная мера, которая принималась во всех воюющих странах во время Первой и Второй мировых войн, причем на Западе устанавливалась более строгая – продовольственная монополия, касающаяся не только хлеба, но и практически всех продуктов питания.
Протестовали ли массово фермеры западноевропейских стран против таких мер? Безусловно, только протест этот был пассивным и выражался в повсеместном формировании черного рынка продовольствия. Соответственно, в РСФСР хлебная монополия была отменена не под давлением мятежей, а сразу после окончания Гражданской войны.
Ложью является и утверждение, что не кулаки, а простые крестьяне массово протестовали против продразверстки и продотрядов. Дело в том, что при советской продразверстке осуществлялось перераспределение хлеба внутри деревни. Продотряды забирали излишки у кулаков и, в первую очередь, наделяли зерном по пайковой норме сельских бедняков, семьи красноармейцев и других нуждающихся. После отмены продразверстки прекратилась и раздача пайков крестьянам. Вот это вызвало массовое недовольство.
Самым распространенным и внешне непротиворечивым мифом являются страдательные причитания о «бедных, бедных крестьянах, угнетенных Советской властью и восставших из-за безысходности».
Вот про то, какая у них была безысходность, могут поведать документы, посвященные рейду Мамонтова.
Например, в докладе Председателя Ревкома Козлова Артемова Предгубкомболь (ну и терминология! Вероятно, председателю губернского комитета большевиков прим. авт.) Орловскому 2 сентября 1919 года сообщалось: «При казаках рабочие всю неделю не работали и к, несчастью, большая часть из них занималась грабежом, влекомая общим угаром грабежа и погрома. Крестьяне ближайших волостей остались довольны казаками, ибо они им дали возможность в течение недели целыми возами увозить награбленное имущество из города и ликвидация этого в селах будет трудна и встретит много препятствий». М. Хабаров также отмечает в своих воспоминаниях, что в грабеже города принимали участие жители соседних сел. Особенно активно в Козлове проводились налеты на железнодорожные составы с продовольствием и обмундированием для Красной армии.
Крестьяне, верные своим принципам, принимая участие в грабежах, уклонялись от мобилизации белогвардейцев. Лишь относительно небольшая группа крестьян-добровольцев ушла вместе с мамонтовцами. В период пребывания Мамонтова в Козлове на церковной площади маршировали сельские мужики, вооруженные винтовками.
Принцип всеобщего грабежа, устроенного мамонтовцами, в общем, понятен: не съем – так понадкусываю. Белоказаки поощряли стихийное разрушение ключевых элементов экономической инфраструктуры большевиков. При этом они использовали темную крестьянскую массу.
Козловский военно-революционный комитет выпустил воззвание, которое обращалось к совести и сознательности людей. В нем задавались вполне риторические, и даже наивные по тому времени, вопросы: «Кому эта часть населения помогла? Будет ли одето и обуто осенью население уезда после того, когда имущество сожжено и разграблено частью казаками, частью крестьянами соседних деревень и частью городским населением? Будут ли вовремя подвезены продукты Петрограду и Москве, где голодает такое же население, как и в Козлове, в то время когда разрушены железнодорожные пути?». В заключении воззвания Козловский ВРК указывал, что «Советская власть примет все меры к ограждению населения от всяких набегов, грабежей и насилий и к восстановлению продовольственного аппарата и снабжения населения про¬довольствием».
Вполне последовательным выглядит приказ местных властей, расклеенный на улицах Козлова, требовавший немедленно вернуть «народное имущество, награбленное из складов». Как отмечает в воспоминаниях А. Кондратьева: «Обыватели, запятнавшие себя грабительством, сильно перетрусили. Нести украденное в Совет они открыто не решались. Ночами таскали «добычу», бросали в речку или просто на лугу. Каждое утро отряды красноармейцев разбирали наваленные за ночь курганы всякого добра, грузили на телеги, увозили, куда было приказано, для возвращения владельцам и использования в интересах революции. А сотрудники продобмена должны были приходовать поступающие вещи, но их было мало».
Стремясь избежать наказания со стороны власти, крестьяне стали писать заявления следующего содержания: «Урожай в нынешнем году очень плохой, восстановили скот, часть которого была роздана неимущим бедным крестьянам, возвратили коммунам, а тот скот, который выменивали на скот у казаков, возвратить не в состоянии, так как обремененные детьми, которые выменивали скот у казаков, остаются без молочных продуктов, что необходимо для питания детей. Поэтому просим Козловский исполни-тельный комитет дать предписание отряду 4-му коммунистическому, находящемуся при коммуне «Восход социализма» о снятии с нас обязанностей возложенные на общество деревни Фроловки». (орфография сохранена, прим.авт.)
По предложению Председателя ВЦИК М.И. Калинина убытки от рейда должны были быть возмещены контрибуцией, наложенной на Тамбовский, Козловский, Лебедянский и Усманский уезды.
Это постановление не было выполнено. Козловские власти заявили о том, что «не имеют моральной возможности производить штраф, ибо население уезда и без того озлоблено принудительными повинностями». 28 октября 1920 г. решение о контрибуции было отменено Тамбовским губфинотделом.
Все люди, безусловно, устали от войны и связанных с ней трудностей, но большевики не были бесчеловечными злодеями, поэтому простили крестьянам и рабочим (бывшим крестьянам) недельный разгул грабежей и насилия, но мелкобуржуазная эгоистическая масса слишком часто принимает милосердие за слабость, и пытается повторить не выученный урок. Повторили в мятеже - потом раскаялись.
И да, применения химического оружия в губернии не было. Были слухи о «черных сухих лесах» на севере. Распространяли их сами красные. Для дезертиров такую страшилку прямо как доктор прописал, чтобы быстрее сдавались. Мятежники, как ныне британские обыватели, были готовы верить во всякий вздор. Леса в Спасском, Елатомском, Темниковском уездах - обычные, многовековые. Сам я не был, но кто в Саров к святому Серафиму соберется – пусть посмотрит окрест и поспрашивает.
Владимир Корнеев
Оценили 27 человек
57 кармы