Карта развития субъекта не представляет большого интереса по причине того, что она описывает различные состояния субъектов и возможности перехода от одного состояния к другому.
Она исчерпывающие описывает субъективную действительность, позволяя легко моделировать социальные процессы. То есть она позволяет понимать происходящее, но не позволяет его изменить.
Но для понимания происходящего существуют гораздо более эффективные инструменты.
Человек каким-то образом привязан своими внутренними параметрами к определенной ступени развития. Он к ней тяготеет и считает, что это единственно правильный образ жизни.
Движение вниз или вверх по этапам развития субъекта определяется прежде всего внутренними факторами. Потому что воздействие факторов внешних очень сильно зависит от их субъективной интерпретации.
Можно, конечно, используя сильные воздействия на субъекта изменить модель его поведения. Но между развитием и поломкой личности есть существенная разница. И преобразование поведения субъекта к требуемым параметрам за счет внешнего воздействия означает, что личность будет видоизменяться за счет травмирования а не развития.
В итоге развитие личности лежит только в рамках свободной воли этой самой личности. Любые другие методы не могут привести к конструктивному результату.
Субъективный опыт, конечно, играет здесь существенную роль. Но в конечном итоге субъект стремится к некому естественному для него состоянию, которое не всегда является конструктивным и совершенным.
Это стремление можно назвать мотивацией. Но это мотивация немного иного порядка. Это стремление к определенной пропорции конструктивных и деструктивных устремлений и переживаний.
Сказать каким образом человек добровольно решает стать, например, бандитом или ученым, в рамках объективных критериев, на данный момент не представляется возможным.
Одни и те же условия приводят к различным результатам в зависимости от внутренних характеристик субъекта. Более того, мотивация субъекта так же не всегда является постоянной.
Логично было бы предположить, что сталкиваясь с деградацией человек что-то познает и устремляется вверх. Но так происходит далеко не всегда. Это скорее исключение из правил. Чаще всего человек вырабатывает приемлемые для него методы взаимодействия с внешней средой и следует им до конца своих дней, не взирая ни на что.
Динамически развивающаяся среда обитания в конечном счете просто проявляет константы личности субъекта. Эти константы иногда меняют свое значение. И главный секрет заключается в том, как это происходит.
Эти изменения происходят исключительно в субъективном пространстве, которое, в настоящее время, недоступно для объективного описания.
Без ключей к субъективному пространству невозможно создать систему эффективного и гарантированного духовного развития.
То есть, параллельно объективно-зарегистрированным этапам развития субъекта, существуют такие же этапы состояний субъективного пространства, которое в настоящее время не поддается описанию.
Что касается религиозных школ, то там все примерно так же. Очень часто люди ломаются в религиозной системе и внешне соблюдают ее правила. Но их субъективное пространство совершенно не соответствует требованиям религии.
Так например католическое духовенство часто попадает в скандалы, связанные с растлением несовершеннолетних. Православное - в скандалы связанные с обогащением. Буддисты оказываются жестокими бандитами и психопатами.
Так или иначе жесткое воздействие приводит к слому личности и побочным эффектам.
Нужна системе поэтапного добровольного развития. Но совершенно неизвестно каким образом можно было бы ее построить.
Ответ лежит в области идеалов, к которым стремится субъект. Иерархия идеалов здесь подошла бы как нельзя кстати. Но опять же, можно легко объяснить последовательность изменения идеалов. Но нельзя изменить тем самым предпочтения субъекта.
Можно рассказать что нужно делать для совершенствования, но субъект может отказаться от этого.
Получается, что основное влияние на умы людей оказывает не религия, а субъективный религиозный идеал. Это же касается и любой мотивации субъекта - мотивирует не объективная реальность, а ее субъективный образ.
Сознание субъекта существует и развивается само в себе под действием факторов окружающей среды.
И пока нет понимания того как именно это происходит, возможность упорядочить и систематизировать развитие субъекта будет отсутствовать.
На данный момент есть только возможность систематизировать типовые травмы субъекта и пути регенерации. Но опять же делать это как единый универсальный принцип не слишком оправданно. Здесь лучше использовать индивидуальный подход.
Все что касается травмирования личности - как правило очевидно и не требует каких-либо исследований. Исключения составляют только принуждения религиозного характера, политические/ пиар технологии, а так же профессиональные психологические манипуляции типа НЛП или разного рода тренинги.
Скорее всего упорядочить этапы развития субъекта не получится до тех пор, пока не появится возможность непрерывного мониторинга эмоционального состояния субъекта.
Оценил 1 человек
3 кармы