Так вон оно чё?! А мужики-то и не знали… Смотрю вчерашний пост:
Значит хвост, который виляет собакой, это и не хвост вовсе, а голова! «Начальство», то есть!!! А мы все англосаксы, да англосаксы…
А что, собственно, удивляться? - Испокон веков евреи создавали и оттачивали социальную технологию управления и манипулирования людьми. А опирается эта технология на единственную их инструкцию - на иудаизм. Для того, чтобы это понять, просто необходимо ознакомиться с историческим содержанием еврейского Священного Писания – Тана́ха, из которого можно получить четкое представление, как евреи сами себя видят в истории. И как видят других. Будет полезно, поскольку «мировое начальство», по меньшей мере, таковым они себя сами считают, рекомендуется знать в лицо. Приведу кратко текст Танаха в изложении Александра Оноприенко.
Древняя история евреев, написанная ими самими
Этот текст поможет нам глубже понять характер этой первой монотеистической религии, лежащей в основе всех авраамических, и попутно разобраться с этимологией терминов «семиты» и «евреи», узнать, где и когда родился Израиль, удивиться потрясающей плодовитости рода Израильского в землях Египта, узнать о счёте двенадцати колен Израилевых и истории утраты десяти из них, и пр.
Танах
Танах – принятое в иврите название еврейского Священного Писания, по-военному скроенное сокращение из начальных букв названий трёх его разделов: Тора – Пятикнижие Моисеево, Невиим – Пророки, Ктувим – Писания.
Тора, или Пятикнижие Моисеево – Божественное откровение, полученное Моисеем на горе Синай.
Невиим, или Пророки – второй раздел Танаха. Состоит из восьми книг пророков, охватывающих хронологическую эру от входа израильтян в Землю Обетованную до вавилонского плена.
Ктувим или Писания – третий раздел Танаха, включающий произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию. Его мы вовсе не рассматриваем.
Ветхий Завет
Танах и Ветхий Завет христианской Библии практически полностью совпадают, за исключением нескольких неканонических книг, включаемых в Ветхий Завет и не входящих в иудейский канон.
В I-III веках отцы Западной Церкви, не знавшие (в отличие от патриархов Восточной) еврейского языка, изучали ветхозаветные книги не по оригиналам, а по древнегреческим переводам. Не улавливая в них различий между протоканоническими и второканоническими текстами, они все их считали одинаково авторитетными. Менять сложившееся восприятие было сложно, поэтому на Флорентийском соборе 1439 г. и Тридентском 1546 г. эти книги были признаны богодухновенными, т.е. содержащими непреложную истину, как и книги иудейского канона. Позже протестанты в поисках формальных точек раскола с католичеством вернулись к иудейской традиции, исключив второканонические тексты из Библии.
В Православии второканонические книги именуются неканоническими. Они тоже входят в состав Ветхого Завета, но в синодальном переводе Библии помечаются особым знаком (звёздочкой) рядом с названием. В православной традиции эти не вошедшие в иудейский канон книги, признаются назидательными и полезными для чтения. Но истинно богодухновенными почитаются только протоканонические книги Библии. Сам термин «неканонические» полагается неудачным, поскольку основным свидетельством каноничности Православная Церковь считает употребление книг во время богослужений, и неканонические книги в них активно используются.
Тора
Открывает Танах Тора (буквально «учение», «закон») – Пятикнижие Моисеево, полученное им от Бога на горе Синай. В Тору входят пять первых книг еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В более широком смысле Торой называют не только сами книги Моисеевы, но и всю совокупность традиционного иудейского закона, поскольку он воздвигнут на её фундаменте.
Начинается Тора с книги Бытия. Мы пропустим пролог Библии – сотворение Мира, Адама и Евы, грехопадение, изгнание и множество событий, случившихся до Всемирного потопа и Ноя, пропустим Ноя и несколько поколений после него. Наше изложение начнём с Авраама – первого из праотцов еврейского народа.
Авраам
Согласно библейской хронологии Аврам, именно так, а не Авраам его звали при рождении, появился на свет в 1813 г. до н.э. в древнешумерском городе Ур. Междуречье в то время было царством аморейских племён. Амореи – самоназвание «сутии» – древний кочевой западносемитский народ Передней Азии, говоривший на аморейском языке. Поэтому евреев с полным на то основанием можно считать предками амореев.
Семиты – более общий термин, обозначающий ряд народов Ближнего Востока, принадлежащих к одной языковой группе. Старший сын Ноя библейский Сим считается прародителем семитских народов – арамеев, арабов, амореев, ассирийцев и пр. Его имя и положено в основу термина «семиты» – «сыны Сима».
В начале второго тысячелетия до н.э. одно из пришлых в Междуречье аморейских племён яхрурум выбрало столицей своего царства заштатный тогда Вавилон. А уже с 1900 до н.э. начался отсчёт истории Старовавилонского царства. Его высший расцвет пришёлся на правление аморейского царя Хаммурапи 1792-1750 до н.э.:
Исходя из дат, Аврам был подданным Хаммурапи: когда царь заступил на престол, Авраму исполнился всего двадцать один год.
Ещё будучи в Уре Аврам женился на своей единокровной сестре Саре (инцест, если что)). Его отец Фарра, патриарх в десятом после Ноя поколении, отправился из Ура в Ханаан, но дойдя до Харрана, остался там. Харран – город на Евфрате. В частности, в 609 до н.э. он стал последним оплотом Ассирийской империи – местом её окончательной погибели. Позже Харран стал точкой военного противостояния Набонида с Мидией, а затем теологического конфликта с вавилонской олигархией.
В Харране Фарра в возрасте 205 лет умер. После смерти отца Бог велел Авраму покинуть его дом, хотя понятие дом для кочевников-пастухов весьма условно, и следовать, куда укажет. А указал Он ему на Ханаан. Господь пообещал, что произведёт там от Аврама великий народ. Вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, Аврам в 1737г. до н.э. в возрасте 75 лет вышел из Харрана в землю хананеев, обещанную Господом его потомкам. В отличие от предшественников, о которых говорит пролог Библии, Авраам воплощает в себе готовность безусловно исполнять повеления Божии, в частности, порвать со своей средой и основать новую общину в земле, указанной Богом.
По мнению ряда исследователей библейский рассказ о переселении Авраама в Ханаан отражает общую тенденцию XIX-XVIII веков до н.э. – активную миграцию пассионарных западно-семитских племён амореев (сутиев), интенсивно множившихся на обильной пищевой базе Месопотамии, в сиро-палестинский регион.
Первый «исход» из Египта
Аврам достиг Ханаана, но там был голод, поэтому он направился в Египет. Приближаясь, Аврам велел жене Саре назваться сестрой, кем она по совместительству и являлась, опасаясь, что, польстившись на её красоту, его могут убить. Египетские вельможи действительно сочли Сару весьма красивой и сообщили об этом фараону, который не преминул взять её себе в жёны. Авраму от этого «было хорошо: он имел крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». За посягательство на Сару, Бог поразил фараона и его дом. Тогда фараон призвал к себе Аврама и спросил: «Для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя?» После этого велел проводить (по сути – выпроводить) Аврама со всем семейством и всем имуществом назад в Ханаан.
Описываемые события происходили после 1740 г. до н.э. В Египте, напомним, уже начались смуты II Переходного периода 1750-1560 до н.э. В результате он оказался открытым для проникновения кочевников. Весьма сомнительно, чтобы фараон соблазнился возрастной красавицей и за это облагодетельствовал Аврама. По всей видимости богатства слабеющей державы стали лёгкой добычей и источником благосостояния для многих кочевников Ханаана, составивших в Египте свой начальный капитал. В их число, по-видимому, попал и род Аврама.
В земле Ханаанской
Покинув Египет, Аврам оставался в земле Ханаана до самой смерти. Полная карта его странствий выглядит так:
Карта странствий Авраама
С продолжением рода у Аврама с Сарой определённо были проблемы. Сара, отчаявшись иметь собственных детей, отдала Авраму в наложницы свою рабыню египтянку Агарь, которая принесла 86-летнему отцу первенца, наречённого Измаилом.
В Ханаане Бог не единожды являлся Авраму. Явившись в очередной раз 99-летнему Авраму, Бог переименовал его в Авраама, и подтвердил обещание, что станет Авраам отцом множества потомков и народов, произойдут от него цари, и даст Он им землю Ханаана в вечное владение, и будет им Богом. В тот свой приход Господь повелел Аврааму делать всем особям мужского пола обрезание, переименовал девяностолетнюю Сару в Сарру и пообещал, что родит она сына Исаака. Авраам послушно исполнил волю Бога – все домочадцы мужского пола, как рождённые в доме, так и купленные, были обрезаны. А Сарра, как и было обещано, родила столетнему Аврааму их первенца Исаака. Случилось это в 1713 г. до н.э.
С Авраамом и Исааком связана жёсткая история испытания веры. Когда Исаак подрос, Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести Исаака в жертву на вершине горы, которую Он укажет. Добравшись до места, Авраам собрал жертвенник, связал Исаака и положил его сверху дров. Когда он занёс над сыном нож, Бог через ангела сообщил, что этого достаточно, что Он удостоверился в его страхе пред Собой.
Сарра скончалась в возрасте 127 лет и была похоронена в пещере Махпела возле Хеврона. Состарившемуся Аврааму надо было женить погрузившегося в печаль по матери Исаака. Дабы избежать брачных связей с ханаанеями, он послал старшего раба к своей родне в Харран на поиски невесты. Раб-посланник вернулся из Харрана с Ребеккой – дочерью племянника Авраама. В сорок лет Исаак получил возлюбленную жену и утешился от печали по матери.
Аврааму его последняя жена Хеттуру родила ещё шестерых сыновей. Он скончался в 1638 г. до н.э. в возрасте 175 лет, через сто лет после убытия из Харрана в Ханаан, престарелый и пресытившийся жизнью. Был погребён сыновьями Исааком и Измаилом рядом с любимой женой-сестрой Саррой.
Своим наследником Авраам сделал Исаака. Детей от других жён и наложниц он отослал с подарками на Восток. Там они сделались родоначальниками разных арабских племён. К примеру, старший сын Измаил, стал родоначальником племени бедуинов. Иосиф Флавий говорит, что потомки Измаила заполнили всю область от Евфрата до Красного моря. Местные арабы действительно относят своё происхождение к Измаилу, и даже родословная пророка Мухаммада восходит к нему. А в Ханаане Исаак положил начало племени евреев. Теперь нам понятно почему имя «Авраам» имеет значение «великий отец народов».
Люди, перекочевавшие в Заречье
Самое время разобраться с этимологией слова евреи, раз уж они появились на исторической сцене. Иври, так произносится еврей на иврите, иврим – евреи, впервые применяется в Торе по отношению к Аврааму, далее к израильтянам.
Согласно Библии непосредственным предком евреев был Евер или Эвер – правнук Сима, сына Ноя. Имя «Эвер» имеет значения «странник», «перешедший реку». В иврите эвер-а-наар означает «за рекой», «заречье». Отсюда и прилагательное иври – «заречный», т.е. «пришелец с той стороны реки (здесь Евфрат)». Заречьем, напомним, назывался регион в Передней Азии, простирающийся к югу и западу от верхнего течения реки Евфрат, примерно совпадающий с Левантом.
Тем самым самоназвание евреев весьма точно отражает характеристику народа – племя странников (кочевников-пастухов), перекочевавшее из Месопотамии за Евфрат в Заречье.
Исаак
Вернёмся к книге Бытия. Сто восемьдесят лет жизни Исаака 1713-1533 гг. до н.э., сына Авраама, прошли без особо выдающихся событий, если не принимать во внимание, что отец чуть было не принёс его в жертву. Его любимая жена Ребекка была бесплодна в течение 20 лет. Только в 1653 г. до н.э., когда Исааку исполнилось шестьдесят, она родила ему двух близнецов Исава и Иакова. Второму из них выпало оставить глубокий след в библейской истории.
Иаков и Исав: продажа первородства
Бог открыл беременной Ребекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, и так получится, что тот народ, который произойдет от старшего из братьев, окажется подвластен потомкам младшего. Это было против традиций, поскольку, согласно закону, старший сын вместе с особым благословением отца обретал права родоначальника и двойную часть из его имущества. Данные права наследования в точности повторяют вавилонское право: «Если сыновей-наследников было двое, то старшему доставались две трети, младшему – треть отцовского имущества. Если трое, старший сын брал себе половину, а другую половину отдавал младшим братьям, которые, в свою очередь, делили её поровну. Остальные сыновья доли в наследстве не имели и получали только то, что отец или старшие братья считали нужным им дать».
Любимым сыном Исаака был старший из близнецов Исав – «человек полей», искусный зверолов. Полной ему противоположностью был кроткий Иаков – любимец Ребекки. Он жил в шатрах, поэтому всегда находился при ней.
Однажды Исав вернулся с охоты очень голодным. Ему в нос ударил запах чечевичной похлёбки, которую варил Иаков. «Умирающий от голода» Исав попросил похлёбки. И тогда Иаков понял, что настал час заполучить то, о чём он давно мечтал. Он сказал Исаву: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав воскликнул: «Вот, я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Иаков потребовал поклясться. Исав поклялся и тем продал Иакову своё первородство. Дал Иаков ему хлеба и кушанья из чечевицы, и тот ел и пил, встал и пошёл. Так пренебрёг Исав своим первородством:
Слово, будучи произнесённым, не могло не материализоваться. Настал час, когда слабеющий отец должен был благословить старшего сына – назначить наследником и передать ему высшую духовную миссию. Исаак подозвал Исава и дал наказ прежде отправиться на охоту и затем приготовить кушанье. Пока Исав охотился, случился, не без помощи Ребекки, обман. Иаков облачился в козлиные шкуры, дабы ослепший отец не узнал его, получил из рук матери кушанье и пошёл к ложу. Исаак не заметил подмены и благословил младшего сына вместо Исава:
Узнав об обмане, старший брат в ярости поклялся убить Иакова. Услышав, что Исав замышляет расправу, Ребекка бросилась спасать своего любимца – она отправила его в Харран к своему брату Лавану.
Пребывание в Харране
В Харране Иаков женился на дочерях Лавана – своих двоюродных сёстрах Лии и Рахили. Иаков полюбил младшую из них Рахиль, которая была прекрасна и лицом, и станом. За право взять её в жёны он отслужил Лавану семь лет. Но Лаван не преминул решить свои проблемы: в день свадьбы он в темноте подменил Рахиль старшей менее привлекательной Лией. Иаков, перед этим не менее изощрённо обманувший старшего брата, возмутился обманом. Через неделю Лаван всё же отдал ему в жёны Рахиль с условием отработать за неё ещё семь лет.
Дочери Лавана и полученные ими в приданое служанки Зелфа и Валла родили Иакову двенадцать сыновей и дочь. Их имена Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир (Ашер), Иосиф, Вениамин, и дочь – Дина.
Арамейский след в родословной
В книге Бытия Лаван назван арамеем (арамеянином). Следовательно, арамейкой была и Ребекка – жена Исаака. Арамеями были и её сыновья Иаков и Исав. Арамеями были и дочери Лавана Рахиль и Лия – жёны Иакова. Арамеями были и их дети. Сильно вмешались арамеи. Видимо Иаков и его ближайшие потомки – та точка, где кончаются арамеи и начинаются истинные евреи.
Рождение Израиля
После двадцати лет трудов на Лавана Иаков с семьёй украдкой сбежал от него. Перед этим Лаван понял, что Иаков провёл его с договорённостью об оплате за работу. Сбегая, Иаков умыкнул оплату, дабы не было проблем с её получением. Лаван с сыновьями бросились в погоню и настигли беглецов, но Иакову удалось переговорить его – убедить в своей правоте. В итоге Лаван счёл за лучшее заключить с Иаковом дружественное соглашение, благословил и отпустил их.
По возвращении в Ханаан Иаков со своими стадами держался становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения Бог инкогнито явился ему в виде Ангела и боролся с ним до рассвета. Увидев, что не может одолеть Иакова, Он ударом по бедру повредил ему кость (с той поры и поныне сыны Израилевы не едят бедренной мышцы). Но Иаков всё равно не отпускал Его, требуя благословления:
Иаков борется с Богом
Бог, удовлетворённый рвением Иакова, дал ему своё благословение и новое имя Израиль, что означает «борющийся с Богом», «Божий герой», вместе с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».
Прибыв в Хеврон, трепещущий от страха Иаков встретился там с Исавом. Дабы задобрить брата, он преподнёс ему обильные дары, которые Исав долго отказывался принять. Братья помирились:
Далее потекли семейные будни: при родах Вениамина, последнего из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) умерла любимая жена Рахиль, Рувим – первенец Иакова – переспал с наложницей отца Валлой, и пр.
Прибыв, в конце концов, в Хеврон, Иаков застал там своего отца Исаака в последние дни его жизни. Исаак умер в 1533 г. до н.э. в возрасте ста восьмидесяти лет, став одним из патриархов-долгожителей. Иаков и Исав вместе похоронили его, сами будучи в возрасте 120 лет.
Иосиф
Иосиф родился в 1562 г. до н.э. Он был одиннадцатым из сыновей Иакова и одновременно первенцем его любимой жены Рахиль. Вторым у Рахили и последним двенадцатым у Исаака был, напомним, Вениамин.
Иосиф стал любимцем Иакова, за что старшие братья возненавидели его. Однажды, когда они находились на дальних выпасах, отец отправил Иосифа разузнать, как обстоят дела. Когда он добрался до братьев, те замыслили избавиться от него. Они бросили Иосифа в ров и сели есть (логично же?). В этот момент мимо них проследовал направлявшийся в Египет караван мадианитян (измаильтян – арабское племя, потомки Измаила). Воспользовавшись случаем, братья продали Иосифа за двадцать сребреников. Его одежды они испачкали кровью заколотого козла и предъявили отцу, сообщив, что Иосифа задрал хищный зверь. Безутешный Иаков оплакивал своего любимца много дней подряд.
Меж тем мадианитянские купцы привезли Иосифа в Египет, где продали Потифару – начальнику стражи фараона. Смышлёный мальчишка понравился египтянину и стал его личным слугой. Со временем хозяин поручил Иосифу управлять домом и отдал под его начало всё, чем владел.
Иосиф вышел красив лицом и станом. Жена господина обратила на него свои взоры, но встретила отказ. Однажды, когда в доме никого не было, она, схватив его за одежды, потянула к себе в постель: «Ложись со мной». Иосиф вырвался и бросился прочь из дома. В руках неблагочестивой женщины осталась часть его одежд, которые она, обвинив его в попытке изнасилования, предъявила в качестве доказательства:
Иосиф и жена Потифара. Карло Чиньяни, 1687
По обвинению Потифара Иосифа заточили в тюрьму. Начальник тюрьмы, оценив его таланты, отдал под начало юноши всех узников. Вскоре Иосиф истолковал двум из них – хлебопёку и виночерпию фараона – их сны: первого должны были вскоре казнить, второго – освободить. Так и случилось. Но освободившийся виночерпий позабыл об обещании вызволить Иосифа из тюрьмы.
Он вспомнил о нём два года спустя, когда фараону приснились странные сны о тощих коровах, пожирающих тучных, и семи тощих колосьях, всходящих после семи налитых. Иосиф истолковал фараону, что оба сна об одном и том же – после семи лет изобилия последуют семь голодных лет. Впечатлённый фараон тут же сделал его своим визирем – правителем всего Египта. В тот момент, 1532 г. до н.э., Иосифу было тридцать лет.
Отметим, что карьера посредством толкования снов – распространённый библейский сюжет. Тем же путём возвысился при Навуходоносоре II пророк Даниил, продолживший затем карьеру при Набониде и его соправителе Валтасаре, а после падения Вавилона при дворах Кира и Дария. Даниил, который растолковал Валтасару начертанную во время пира перстами на стене его дворца надпись: «мене, мене, текел, упарсин» – исчислен, взвешен, разделён.
Всё случилось, как и предсказал Иосиф – голод настиг Египет через семь лет. До его наступления дочь гелиопольского жреца Аснат родила ему двоих сыновей – Манассию и Ефрема, будущих родоначальников колен Израилевых. Предусмотрительность Иосифа, сделавшего запасы, спасла египтян от голодной смерти. Но не бесплатно: Иосиф скупил для фараона все земли в Египте, поскольку голод был так силен, что египтяне все до одного продали свои поля за еду.
Голод свирепствовал не только в Египте, но и в землях Ханаана. Десять братьев Иосифа – все, кроме самого младшего Вениамина, отправились в Египет за едой. Они не узнали Иосифа, и он вдоволь натешился над ними. Для начала объявил их лазутчиками и упрятал на три дня в тюрьму. Затем всё же отгрузил братьям зерна и, подбросив им втайне из доброты душевной по кошелю серебра, отправил назад в Ханаан, потребовав вернуться с младшим Вениамином. В качестве гарантии возврата он оставил в заложниках одного из них – Симеона. Когда братья повторно вернулись в Египет уже вместе с Вениамином, неутомимый на выдумки Иосиф устроил пир, во время которого подбросил в мешок Вениамина серебряную чашу. Братья, отбыв в обратный путь, вскоре ошеломлённые вновь предстали перед Иосифом, потребовавшим обращения виновного в краже в рабство (какой выдумщик, однако!). И только когда Иуда взял вину на себя, Иосиф не смог более сдерживаться и открылся им. В порыве великодушия он обелил давний проступок братьев – в его трактовке продажа в рабство была актом провидения для спасения семьи в голодные годы.
Иосиф отпустил братьев, велев им спешить в Ханаан, дабы перевезти в благоденствующий Египет отца и всё семейство. Исав, брат Иакова и дядя Иосифа, отказался от переселения в Египет. Его род основал царство Идумея (Эдом), столицей которого стал известный город Петра. Расположенный в высоких неприступных скалах узкого каньона Сик на территории современной Иордании, город на 700 м возвышается над окружающим ландшафтом и является одним из красивейших памятников древности.
Краткие итоги пребывания на ханаанских выпасах
Проникнув в Ханаан, иврим (евреи) остались там чужеземцами, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народов. Полный разрыв Авраама и его ближайших потомков с Месопотамией сопровождался отчуждённостью от верований, культов и образа жизни ханаанеев. Согласно Библии, евреи сохраняли свою обособленность во всём, что касается верований и чистоты рода, дойдя до регулярного нездорового кровосмешения (!!!).
Впрочем, у обособленности могли быть абсолютно прозаические причины – никто из местного оседлого населения, равный им по достатку, не желал родниться с перекати-поле пастухами овец и коз. Ведь ни Авраам, ни его потомки Исаак, Иаков, Исав не имели в Ханаане собственной земли. Как следствие, им пришлось жениться на своих родных и двоюродных сёстрах – таких же, как и они сами, перекати-поле кочевниках-арамеях-евреях.
В тот период евреи были мизерным племенем. При переселении в 1523 г. до н.э. в Египет род Иакова состоял всего из семидесяти человек.
Египет – родина 12 колен Израилевых
Для поселения фараон отвёл родне Иосифа округ Гесем, на иврите Гошен, в дельте Нила, выделив его земли в их владение. На тучных египетских нивах род Иакова стал плодовит и многочисленен. Вскоре вы удивитесь насколько. Иакову (Израилю), отцу Иосифа, Бог отвёл прожить в Египте семнадцать лет. Он умер в 1506 г. до н.э. в возрасте 147 лет. Перед смертью Иаков (Израиль) 1653-1506 гг. до н.э. благословил в родоначальники колен Израилевых одиннадцать своих сыновей – Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира (Ашера), Вениамина. Всех, за исключением своего любимца Иосифа. Вместо него Иаков благословил двух его сыновей – своих внуков Ефрема и Манассию. Поэтому в списках колен Израилевых отсутствует колено Иосифа, зато есть колена Ефрема и Манассии, что формально увеличивает их число до тринадцати. Как из тринадцати получились классические двенадцать, будет объяснено позже.
Иаков завещал похоронить себя в пещере Патриархов в Хевроне. Фараон, а за ним и все египтяне, выказали Иосифу и его родне небывалый почёт и уважение:
«Сорок дней, как положено, врачи бальзамировали тело, и семьдесят дней египтяне оплакивали усопшего. Когда же прошли дни плача по нём Иосиф попросил приближенных фараона: «Сделайте милость, скажите фараону, что мой отец взял с меня клятву: когда он умрёт, я должен похоронить его в Ханаане, в усыпальнице, которую он заранее приготовил для себя. Я прошу позволения пойти и похоронить отца, а потом вернусь». И фараон разрешил: «Иди и похорони отца. Выполни клятву».
Иосиф отправился хоронить отца, и с ним пошли все вельможи фараона, и все старшие сановники, и все старейшины земли египетской, и вся семья Иосифа, и все его братья, и весь его род – в земле Гошен остались только дети и скот. И колесницы сопровождали его, и всадники, и великое множество народа», Книга Бытия, глава 50.
По возвращении в Египет Иосиф продолжил покровительствовать своему роду. После смерти отца он прожил 54 года и скончался в 1452 г. до н.э. в возрасте 110 лет. Иосиф завещал похоронить себя в той же пещере, где были упокоены Авраам с Саррой, Исаак с Ребеккой и его отец Иаков. Благорасположенные к евреям египтяне забальзамировали тело Иосифа и положили в ковчег. Впоследствии, при Исходе из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, дабы перезахоронить их в земле Ханаана.
Книга Исход
На Иосифе заканчивается книга Бытия – первая из Пятикнижия Моисеева. Следующие четыре книги Торы – Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Содержание книги Исход соответствует названию – она рассказывает об исходе из Египта и оформлении сынов Израиля в качестве народа Яхве через дарование на горе Синай Торы, строительство ковчега Завета и Скинии (походного храма евреев). Заканчивается книга первым месяцем второго года после исхода из Египта. Ключевым персонажем повествования является пророк Моисей.
Моисей
Моисей 1393–1273 гг. до н.э. – главный из пророков иудаизма, его законодатель и основоположник, организовавший исход евреев из Египта, сплотивший колена Израилевы в единый народ. Как правило, те или иные знания об этом библейском персонаже присутствуют у каждого из нас. Поэтому события изложены по возможности сжато, кроме важнейших сюжетов.
Начинается книга Исход с того, что сыны Израилевы расплодились и размножились, возросли и усилились чрезвычайно, так что наполнилась ими земля египетская.
На престол Египта взошёл новый царь, который не знал Иосифа. Он сказал своим людям: «Смотрите, как много стало сынов Израилевых! Они сильнее нас. Надо что–то придумать, чтобы их не стало ещё больше, а то, если будет война, они соединятся с нашими врагами, поднимут восстание и уйдут из нашей страны». Чтобы изнурить сынов Израилевых тяжкими работами, египтяне поставили над ними надсмотрщиков и заставили строить для фараона два города со складами – Питом и Раамсес, см. карту.
Однако, чем сильнее притесняли сынов Израилевых, тем больше их становилось. Ужас перед ними охватил египтян. Они стали безжалостно принуждать сынов Израилевых к тяжким работам, превратили всю жизнь сынов Израилевых в горький и тяжёлый труд: те месили глину, делали кирпичи, трудились в поле – их принуждали к этим работам без всякой жалости.
Египетский царь велел повитухам-еврейкам, одну из них звали Шифра, другую Фуа: «Когда будете принимать роды у евреек, смотрите, кто родится: если мальчик – убивайте, а если девочка – пусть живёт». Но повитухи боялись Бога и потому не слушались царского приказа: оставляли мальчиков в живых. Царь вызвал их к себе и спросил: «Почему вы оставляете мальчиков в живых?» «Еврейки не египтянки, – отвечали фараону повитухи, – они крепкие. Повитуха прийти не успеет, а еврейка уже родила». За это Бог воздал повитухам добром. Народ же Израилев становился всё многочисленнее и сильнее. За то, что повитухи боялись Бога, Бог даровал их семействам благоденствие. Тогда фараон отдал своему народу такой приказ: «Всех мальчиков, которые у них родятся, бросайте в Нил. Девочек оставляйте в живых».
В ту пору один из потомков Левия взял себе жену, тоже из потомков Левия. У них родился сын. Мать увидела, как он хорош, и три месяца прятала его. А когда прятать стало уже невозможно, она взяла сделанный из папируса ковчег, обмазала его асфальтом и смолой, положила в него младенца, и оставила на берегу Нила, в тростнике. Сестра младенца стояла поодаль и смотрела, что будет дальше.
И вот к Нилу пришла искупаться в сопровождении служанок дочь фараона. Она заметила ковчег в зарослях тростника, велела рабыне принести его, открыла и увидела младенца:
«Это еврейский ребенок», – сказала дочь фараона. Младенец плакал, и ей стало жаль его. Сестра малыша спросила у неё: «Может, я пойду и позову кормилицу-еврейку, чтобы она выкормила его для тебя?» Дочь фараона согласилась. Девочка привела мать ребёнка, и принцесса сказала ей: «Возьми его и выкорми для меня. Я тебе заплачу». Женщина выкормила младенца, а когда он подрос, отдала дочери фараона. Та усыновила мальчика и дала ему имя Моисей, что означает «извлечённый, спасённый из воды».
Моисей рос в семье правителя Египта, как приёмный сын дочери фараона, и его обучили всей мудрости египтян. Когда Моисей вырос, он пришёл к своим братьям-евреям и увидел их тяжкий труд. Возмутившись тем, что египтянин избивает соплеменника, он убил обидчика и закопал его труп в песке. Но вскоре фараон узнал об этом от самих же соплеменников Моисея. Избегая казни, он скрылся у мадианитян, которым в своё время братья продали Иосифа на пути их каравана в Египет:
Масштаб странствий Моисеевых
В земле мадианитян беглеца приютил священник Итро, ставший его наставником. По-видимому, среди мадианитян он был одним из немногих почитателей Бога Авраамова. Моисей пас его скот и вскоре женился на дочери Итро Циппоре, родившей ему двух сыновей.
Однажды, когда Моисей со стадом ушёл далеко в пустыню и выпасал скот у горы Синай, Бог явился ему и призвал на борьбу с фараоном, дабы спасти народ божий. Моисей, не уверенный в своих силах, долго отказывался, но Бог убедил его, демонстрируя чудеса и обещая свою поддержку: «Попроси царя египетского отпустить вас в пустыню. Я знаю, что станет он вас удерживать, невзирая на мощь руки Моей! И занесу Я руку над ним и сокрушу Египет чудесами невиданными, и тогда он вас отпустит».
Моисей вернулся на берега Нила и вместе с братом Аароном от имени Яхве ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта, прося отпустить их на три дня в пустыню для принесения жертв. Отказ и упорство фараона ввергли Египет в ужасы – десять казней египетских.
Последней десятой казнью была смерть всех первенцев египетских и всех первенцев скота. «Но на сынов Израилевых и на их скот даже собака залаять не посмеет! Вы увидите, что с сынами Израилевыми Яхве не сделает того, что с египтянами». В полночь Яхве убил всех первенцев в Египте: умерли и первенец фараона, восседавшего на престоле, и первенец пленника, сидевшего в темнице, и первенцы рабов, и все первенцы скота. Упорство фараона, наконец, было сломлено, и он разрешил евреям отлучиться на три дня, дабы свершить в пустыне служение Господу. Они захватили свой скарб, скот и покинули Египет. Попутно «сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах (испуганных) египтян, и они давали ему, и обобрал он (народ израильский) египтян», Исх. 12:35, Исх. 12:36. Неплохо поживившись, народ Израилев покинул Египет. Моисей унёс мощи Иосифа, исполнив клятву, что, когда Бог вспомнит о сынах Израилевых, унесут они из Египта его останки.
Из Раамсеса сыны Израилевы пошли в пустыню числом около шестисот тысяч пеших мужчин, не считая женщин, детей, инородцев. Тем временем фараон изменил своё решение и бросился в погоню. Его армия настигла евреев у Красного моря. По воле Бога воды моря расступились, и евреи прошли по дну, после чего море сомкнулось, уничтожив египтян.
Пасха и Исход
Предание об исходе является одним из столпов иудаизма. Исход упоминается в ежедневных молитвах, ему посвящён центральный иудейский праздник Песах – еврейская пасха, отмечаемый в течение семи дней в Израиле и восьми – вне его.
Месяц исхода – нисан, соответствует марту-апрелю григорианского календаря. Нисан – первый месяц еврейского календаря, позже стал седьмым в гражданском. Праздновать Песах начинают пятнадцатого числа месяца нисан. К празднику дома очищаются от квасной еды, и всю неделю не употребляется квасная пища в память о том, что в спешке покидая Египет, евреи уносили не вскисшее тесто и поначалу питались испечёнными из него пресными лепёшками. Поэтому семь дней евреи едят пресный хлеб, а кто в эти семь дней станет есть дрожжевой, будет отторгнут от народа Израилева. Поэтому Песах – праздник Пресных Хлебов.
К вечеру 14-го нисану приносился в жертву агнец – годовалый козлёнок или барашек без греха, кровью которых евреи мазали в Египте косяки дверей своих домов – пометка для Господа обходить их, истребляя первенцев только египетских. Отсюда и происходит название Песах, что на иврите означает – миновал, прошёл мимо. Со временем ритуальное заклание пасхального агнца прекратилось. В современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает мягкое предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.
Праздничная трапеза в вечер наступления Песаха и все ритуалы этой ночи называются седер. Главное предписание этой церемонии – рассказывать детям об исходе из Египта.
Отметим, что еврейская и христианская пасха различаются принципиально. Песах – праздник в память об исходе еврейского народа из египетского плена, даровавшего им физическую свободу. У Христиан Пасха – праздник воскрешения Христа. Его смерть и воскресение даровали каждому христианину свободу совсем иного рода – возможность освобождения от рабства греха, читай освобождения Разума от биологических оков. Это праздник начала несколько иного Исхода – исхода в мир торжества Разума, а не господства биологических инстинктов.
Замечание о Песахе
Атмосфера и содержание Песаха станут понятнее, если познакомиться с коротким фрагментом из книги «Как и почему я перестал быть евреем» профессора общей истории Тель-Авивского университета, по совместительству преподавателя парижской Высшей школы социальных наук - Шломо Занда:
В 1999 году в Сан-Франциско в ходе седера – традиционной пасхальной трапезы, которую я разделил с по-настоящему дальними родственниками, такими же, как и я потомками народа идиша, со мной произошла странная история. Поскольку почти все сидевшие за столом говорили исключительно по-английски, именно мне, хотя я всю жизнь старательно этого избегал, пришлось читать Пасхальную Агаду (молитвы, благословения, песни, прямо или косвенно связанные с темой Исхода из Египта), а затем переводить её вслух на понятный американцам язык. Как известно, в ходе традиционного седера делается всё возможное, чтобы заинтересовать участвующих в нём детей: пасхальный рассказ должен, прежде всего, воспитывать детей, впрыскивая им огромное количество «еврейской» памяти. Впервые в жизни всерьёз взявшись исполнять обязанности еврейского воспитателя, я проявил изрядную изобретательность и изо всех сил подчёркивал заложенное в пасхальных псевдоисторических рассказах стремление к свободе. Мы откровенно веселились, рассуждая о египетских казнях и попивая превосходное вино.
Позднее, по пути домой, в тёмном автомобиле, моя пятилетняя дочь продолжала бомбардировать меня трудными вопросами, касающихся казней, которые бог обрушил на злодеев-египтян. Временами ребёнок погружался в дрёму, однако, хотя и не без труда, всё же дотянул до десятой казни (избиение первенцев), самой невероятной в рассказе об исходе из Египта. Что такое в точности первенцы? Бог убил только мальчиков-первенцев или девочек тоже? Когда я торжественно поклялся, что погибли только мальчики, дочь успокоилась. Продолжительная тишина указывала, что девочка заснула. Но нет: неожиданно она в последний раз приподнялась на заднем сиденье и задала «смертельный» вопрос: «Что, бог действительно убил маленьких детей, даже младенцев, если они были первенцами в своих семьях?»
Помнится, я ответил далеко не сразу. Честно говоря, я просто не знал, что сказать. Нет, я не стал объяснять, что речь шла всего лишь о египтянах, о «чужих», а не «наших», ибо хотя всё ещё считал себя евреем, отроду не отличался слепой и чёрствой этноцентричностью. Не пытался я и оправдать случившееся тем, что это была «справедливая» месть: ведь даже сатана не стал бы мстить, намеренно убивая маленьких несмышлёных детей. Не мог я и ответить, что Агада всего лишь объективно пересказывает действия бога, в то время как наше отношение к ним остаётся сторонним и нейтральным. Что знает маленький ребёнок об объективности и нейтральности? Кроме того, всего двумя часами раньше она слышала своими ушами, как мы шумным пением благодарили бога за избиение первенцев, и вместе с нами кричала «Дайейну!». На иврите Мишны это означает: «нам было бы довольно [одного этого]», – часть повторяющейся пасхальной благодарственной формулы – «даже если бы бог не сделал для нас ничего другого, но только это – нам было бы довольно». В том числе провозглашается и по поводу избиения первенцев.
Я мысленно перебрал немало других уклончивых ответов – на случай, если дочь наутро возобновит свои расспросы, – и был буквально парализован стыдом и страхом. Что если она захочет ещё раз вслух прочитать Агаду, и мы дойдём до обращённой к богу мольбе о кровавой мести – до слов «Пролей свой гнев на народы, которые тебя не знают… И уничтожь их под божьими небесами»?
Сборник мидрашей (аллегорических комментариев к тексту Библии), именуемый Пасхальной Агадой, был в течение многих столетий центральным элементом еврейской культуры. Сложно сказать, когда в Агаду вошла прямая просьба уничтожить все народы, не верящие в еврейского бога и решившиеся причинить вред Израилю.
Призывы слабых и гонимых людей к мести могут быть поняты, хотя и не оправданы, ибо невозможно оправдать столь страшные слова, срывающиеся с их уст. Другой вопрос, как следует относиться к «еврейским светским» интеллектуалам, удобно расположившимся в парижских, лондонских или нью-йоркских салонах, читающих вслух Пасхальную Агаду – кто с энтузиазмом, кто бездумно, включая страшные проклятия, направленные против «гоев»?
Несомненно, что еврейские дети, поражённые захватывающей атмосферой праздника, не могут не задавать порой подобных вопросов. Но сколько родителей испытывают затруднения в ответах на них и способны подобно Шломо Занду ужаснуться содержанием произносимого, сказать сложно.
«Негостеприимность» Египта
Попробуем дать оценку уровню эксплуатации евреев на «плантациях» Египта.
Род Иакова переселился туда около 1490 г. до н.э. Дата смерти Моисея 1273 г. до н.э. Перед этим он сорок лет водил народ Израиля по пустыне. Поэтому Исход случился где-то около 1315 г. до н.э. Тем самым пребывание рода Иакова-Израиля в Египте продлилось приблизительно 175 лет. Правда в книге Исход говорится о 430-ти годах, но знающие теологи утверждают, что в данном случае отсчёт вёлся с первого вхождения Авраама в Египет.
Оценим показатели воспроизводства осевших в Египте кочевников. При переселении туда род Иакова состоял из семидесяти человек, а из Египта одних только боеспособных мужчин вышло более шестисот тысяч. Если добавить к ним такое же число женщин репродуктивного возраста, детей, пожилых, стариков, получим около двух миллионов человек.
Положим, что самый активный репродуктивный возраст женщины того периода варьировался в интервале от 16 до 30 лет. Тогда средняя дистанция между поколениями, которая является его медианой, составляла около 23 лет. Тем самым за время пребывания в Египте сменилось около восьми поколений. Оценим в сорок человек число репродуктивных особей из семидесяти, вошедших в Египет в 1490 г. до н.э. – двадцать женщин и двадцать мужчин. Тогда за время пребывания в Египте общее число как женщин, так и мужчин выросло в 30 000 раз – с 20 до 600 000. Коэффициент воспроизводства женщин в каждом из восьми поколений получим извлечением корня восьмой степени из 30 000 – трёх сряду корней квадратных. Результат – около 3,6. Но женщины трудились не только за себя: параллельно им приходилось воспроизводить и мужчин. Следовательно, интенсивность их труда следует удвоить. В итоге получаем значение в семь-восемь детей на каждую семью. И это только тех, кто доживал до репродуктивного возраста, при соответствующем, заметим, уровне медицины и гигиены. Результат, что удивительно, слабо чувствителен к подвижкам в оценке начальных условий – пятнадцать, двадцать или тридцать детородящих женщин было в роду Иакова на входе в Египет. Можете проверить сами.
Такого уровня воспроизводства можно было достичь только при очень и очень благоприятных условиях, без засух и голода, и уж точно не в состоянии рабства. Кормить жену и такое число детей, не считая стариков, за счёт одного работающего раба-мужчины – заведомо невозможно. Было куда энергетически выгоднее захватывать уже взращённых рабов в качестве военной добычи. К тому же они и нужны в таком количестве – ими невозможно управлять и их невозможно прокормить. Население всего Египта того периода составляло не более пяти миллионов человек, а население дельты, где пребывали евреи, и того меньше.
Придётся признать, что никакого рабства не было, а есть лишь легенда о рабстве, поскольку любой живой организм, который изнуряют, т.е. требуют от него повышенной энергоотдачи на фоне критически низкого энергопотребления, усыхает и сморщивается, а не растёт и множится.
А что же там могло случиться на самом деле, ежели не было рабства? По всей видимости, имело место принуждение заметно увеличившихся в числе евреев к общественным работам – повинности вполне обычной не только для Египта, но и для любого ирригационного социума. Однако для евреев, так и оставшихся по духу кочевниками-пастухами, потому не желавшими отдавать приютившему их оседлому социуму даже частичку самих себя, это было противоестественно и воспринималось именно как рабство. Стереотип кочевника в том, чтобы работать только на себя или иерархов своего племени. Конфликт социальных стереотипов вполне мог закончиться скандальным исходом.
Но не в таком количестве. Доктор исторических наук И.М. Дьяконов, советский и российский историк-востоковед, лингвист, специалист по шумерскому языку, древним письменностям и истории Древнего Востока, в книге «История Древнего Востока», 1988 г., замечает, что археологических находок, подтверждающих рабство израильтян в Египте и их столь массовый исход оттуда, к моменту издания книги обнаружено не было. Его точки зрения придерживаются многие учёные.
Но вернёмся к Исходу и событиям, последовавшим за ним. Будет интересно!
Продолжение следует…
Источник:
Александр Оноприенко https://onoprienko.ru/mirovoj-krizis-26-drevnyaya-istoriya-evree/
Оценил 31 человек
44 кармы