• РЕГИСТРАЦИЯ

«С крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди»: духовенство на стороне большевиков в революции и Гражданской войне (часть 1)

1 239

История Русской православной церкви как крупного общественного института неотделима от истории страны, поэтому общество так привлекают внимание моменты, связанные с судьбой церкви во время «переломных точек» отечественной истории. В последнее время на волне переосмысления прошлого появилось много работ об истории церкви в эпоху революции и Гражданской войны — как обобщающие труды, так и исследования на уровне персоналий. Позиция духовенства, оказавшегося втянутым в гражданскую междоусобицу, является объектом исследования многих специалистов. Однако в них упор сделан в основном на противоречиях церкви с советской властью, борьбе большевиков с духовенством, антирелигиозной работе, антицерковном терроре. Ряд таких работ носит откровенно ангажированный характер с возложением всей ответственности за конфликт церкви и власти на последнюю[1]. И наконец, почти нет исследований, посвященных фактам сотрудничества церкви и советской власти, революционизации представителей духовенства, политизации и демократизации церкви и влияния революции на взгляды клира. Из-за этого создается впечатление, что сочувствующие революции представители духовенства вовсе отсутствовали, и оно все занимало антибольшевистскую или аполитичную позицию, являясь жертвой власти. Между тем исторические данные показывают, что такое явление как «красные священники» реально существовало, и оно довольно важно для понимания тогдашних общественных процессов. Полное и всестороннее изучение этого феномена не является целью работы, основанной на анализе опубликованных источников, периодической печати того времени и некоторых архивных документов, — она призвана лишь дать некоторое общее представление о распространенности, формах и роли его в первые годы после революции.

Пожалуй, самым известным и крупным «красным попом» является Михаил Владимирович Галкин (литературный псевдоним М. Горев; 1885–1948), снявший после революции сан священник, занявшийся антирелигиозной работой, чей образ часто ассоциируется в исследованиях с отступником и перебежчиком. Родившийся в Петербурге в семье священника, он в 1903 г. окончил полный курс классической Введенской гимназии с серебряной медалью. Переменив несколько светских училищ, которые не закончил, он пошел по духовной линии и в 1905 году экстерном сдал экзамены в Уфимской духовной семинарии. Он стал священником в Петербурге, где заодно поступил в духовную академию, которую так и не закончил, осев в 1911 г. в Преображенской Колтовской церкви своего отца. Уже в начале Первой мировой войны он по своей просьбе был отправлен полковым священником на фронт, где был даже награжден орденом Святой Анны третьей степени с мечами. 22 сентября 1915 г. в связи со смертью отца Галкин был назначен настоятелем своей Спасо-Колтовской церкви. На этом посту молодой и амбициозный священнослужитель, уже сделавший себе имя в городе как популярный до войны публицист, отдавший дань отечеству на фронте, активно занимался пропагандой трезвенничества, заведовал церковно-приходской школой и благотворительным обществом, занимался издательской деятельностью своего церковного прихода. Практически вся его общественная деятельность в этот период была аполитична, хотя и носила отпечаток прогрессивных взглядов эпохи. Февральская революция оказала на него колоссальное влияние, тем более что служил он в одном из самых пролетарских районов столицы. Он познакомился с меньшевиками-интернационалистами и даже издавал газету «Свободная церковь». Именно он участвовал в разработке декрета об отделении церкви от государства, причем свои услуги новой власти он предложил уже в ноябре 1917 г. и даже просил принять его на службу, явно осознавая, что церковь ему это не простит. Действительно, 21 марта 1918 года Всероссийский Поместный Собор на закрытом заседании начал обсуждать вопрос о «церковном большевизме», т. е. о поддержке священниками революции еще с февраля 1917 года. Особенно сильный удар пришелся по Галкину. Тот, в свою очередь, возражал с позиций критики «официальной церкви», пытаясь оправдать свое поведение. Однако вскоре ему пришлось покинуть церковь и в июле 1918 г. снять сан. После этого Галкин сделал крутой поворот в своей жизни. Он стал сотрудником VIII отдела Наркомата юстиции «по проведению отделения церкви от государства» и активно занялся антирелигиозной работой. В ходе ее он посещал регионы страны на предмет проверки проведения секулярной политики. С 1921 г. он — член комиссии по учету и сосредоточению ценностей. С 1922 г. он был помощником редактора газеты «Безбожник», членом Комиссии по изъятию церковных ценностей. Активно занимаясь антирелигиозной пропагандой, в 1928 г. переехал в Харьков, где занимался с 1933 г. преподавательской работой. Закончил жизнь, эвакуировавшись в ходе войны в Новосибирск, заведующим кафедрой марксизма-ленинизма[2].

В церковной среде считалось, что Галкин был лишь карьеристом, но очевидно, что это не может объяснить столь быстрого перехода к еще совсем непрочной власти большевиков. Без сомнения, к амбициям молодого и активного выходца из духовенства надо добавить и его радикальные взгляды, приобретенные им после революции. Тем любопытнее сравнить ее с другими хорошо изученными примерами духовных лиц, ставших активными советскими работниками. 

Среди них особенно интересен священник Дмитрий Яковлевич Попов (1863–1921), крупный деятель Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в нынешней Республике Коми. Родившийся в д. Нючпас в семье священника, он учился в Вологодской духовной семинарии и служил в губернском статистическом комитете, но отовсюду был исключен за пьянство. Излечившись от него в монастыре, он с 1886 г. стал священником в с. Деревянское, где активно занимался благотворительной, просветительской и преподавательской деятельностью, литературным творчеством на национальных языках. Просветитель, экономист и краевед, депутат IV Думы с 1912 г., он примыкал к прогрессистам. Попов был активным участником Февральской революции буквально с первых ее дней, став заместителем казначея Временного комитета Госдумы. Он также лично благословил революционные войска. Уже 7 марта Д. Я. Попов председательствовал на собрании группы петроградских священников, где был создан т. н. Всероссийский союз демократического духовенства и мирян, неудачно пытавшийся повлиять на демократизацию церкви. Вернувшись на родину, в августе 1917 г. он выступил на I съезде Советов крестьянских депутатов своего уезда, где был избран заместителем председателя. Осудив вначале свержение Временного правительства, он признал верховную власть в лице беспартийного Совета. Занимаясь продовольственной работой, стал сопредседателем уездного продсъезда. На выборах Усть-Сысольского Совета в январе 1918 г. Попов стал комиссаром народного хозяйства, а позже — соцобеспечения и финансов. Тогда же он вступил в партию эсеров, позднее примыкал к левым эсерам. Вскоре мирские дела настолько захватили его, что он перестал общаться с духовенством, и по решению Вологодской консистории 4 мая был лишён сана — долго, впрочем, выделяясь рясой среди комиссаров. В марте-июне он активно участвует в общественной, политической и хозяйственной жизни округа, печатается в национальных газетах, как делегат V съезда Советов оказывается на приеме у Ленина по вопросу развития нефтяных богатств края.

Несмотря на свое активное участие в национальной политике края, в июле 1918 года Д. Я. Попов покинул ряды национальной «Партии коми автономистов», одним из основателей которой был. Отныне он добивался автономизации народа коми исключительно на принципах новой советской политики. Он был также известен как один из зачинателей национальной литературы коми, поэт и публицист. Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди «сочувствующих РКП(б)», а в ноябре 1918 года бывший священник на празднике революции публично снял рясу. За свою работу он заслужил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. После эвакуации уезда в связи с наступлением белых Д. Я. Попов долго работал в губсовнархозе, вскоре заболел и скончался 9 октября 1921 г.[3]

Итак, в лице Д. Я. Попова мы видим похожий типаж — выходца из церковной среды, который еще до революции был тесно связан с активной общественной работой и нес на себе отпечаток прогрессивных идей эпохи. Демократические идеи революции сильно повлияли на его убеждения, что постепенно завершилось переходом на сторону советской власти, хотя и куда более медленным, чем у Галкина.

                                             Священник Д.Я. Попов

Весьма схожа с биографией Д. Я. Попова судьба архимандрита Иринарха (Ивана Семеновича Шемановского) (1873–1922). Он родился в семье потомственных польских дворян. Рано потеряв родителей, обучался в Императорском Гатчинском сиротском институте и в 1897 г. закончил Новгородскую духовную семинарию. Ставший монахом, а со временем возведенный в чин иеромонаха, он в 1898–1910 г. проживал в г. Обдорске Березовского уезда Тобольской губернии, где активно занимался не только миссионерством среди «инородцев», за что в 1905 г. возведен в сан игумена, но и культурной работой, сбором местного фольклора — и внес большой вклад в создание местной библиотеки и краеведческого музея. В 1910 г. он перемещен в Тверь, где продолжал заниматься миссионерством и церковной историей, а в апреле 1912 года стал настоятелем Свято-Духова монастыря в городе Царицыне, заняв место знаменитого иеромонаха Илиодора. Вскоре в чине архимандрита он возглавил Сеульскую православную миссию. Особых успехов достичь на этом посту не смог, и после недолгой работы во Владивостоке с августа 1915 года о. Иринарх возглавил Иссык-Кульский Троицкий мужской монастырь в Туркестане.

Революция сильно повлияла на него, так как, по собственным словам, еще с 1905 г. он стал сочувствовать революционным идеям, с которыми ознакомился благодаря политссыльным. Летом 1918 г. он распустил общину монастыря и переехал в г. Верный (ныне — Алма-Ата), где 5 октября 1918 г. подал заявление в парткомитет:

«Расположенный к народовластию ещё со времени первой революции 1905 г. и будучи идейным коммунистом около 20 лет, я по сию пору юридически был беспартийным. Желая в настоящее время примкнуть к партии социал-демократов большевиков, я покорно прошу сделать обо мне, за мой счёт, телеграфный запрос в Пржевальск у товарищей Гречки и Маречека и по получении благоприятного ответа зачислить меня в число партийных работников. 5 октября 1918 г.».

Тогда же он разместил в печати отказ от сана.

Заявление священника с. Рыченок Перемышльского уезда Калужской губернии Сергея Покровского о принятии его сочувствующим в партию. Сентябрь 1918 г.

Парторганизация поддержала его просьбу и в декабре 1918 г. зачислила его своего членом, выдвинув в редколлегию газеты «Вестник Трудового Народа», а 3 января 1919 года его даже избрали в областной совдеп. Он активно участвовал в партийно-издательской и агитационной деятельности, а также в антирелигиозной работе, работал в сельхозкоммуне «Новая эра» в Пржевальском уезде. Служил он одно время и в областном ЗАГСе, устроенном в бывшем здании Туркестанской консистории. Интересно, что пример Шемановского далеко не единственный в тех краях. Вместе с ним на советскую службу перешел еще ряд его «коллег». Уже в июле 1918 года в парторганизацию г. Верный приняли дьякона Николаевской Кучугурской церкви Е. Ляшенко. Собрание постановило: «Приветствовать, как первого из духовенства, пожелавшего быть для народа-страдальца не головней чадящей, а светочем правды и справедливости». Комиссаром юстиции Верненского уезда стал бывший священник выселка Илинский Д. М. Хоперский, а возглавлял областной ЗАГС псаломщик С. А. Федотов, бывший член Союза Михаила Архангела, который тоже занялся журналистикой и был видным защитником «христианского коммунизма». Состоял в числе служащих ЗАГСа и бывший монах консистории И. И. Уверов. Но вскоре на Шемановского завели дело за клевету, к тому же у областного парткома были в нем серьезные сомнения как в коммунисте — Шемановский оставался, по всей видимости, верующим и даже подменял иногда архиерея на богослужениях. В октябре 1919 г. он был арестован и под караулом доставлен в Ташкент. Дальнейшая его судьба точно не известна. По некоторым данным, Шемановский был приговорен к исправительному труду, а после непродолжительного наказания направлен на хозработу, где якобы в 1922 г. его убили некие «белобандиты»[4].

Это наиболее показательные и исследованные примеры, но материалы историографии и периодической печати показывают: в 1918 г. такие случаи были распространены. Начиная с отделения церкви от государства фиксируются критические выступления низших клириков против официальной политики церкви, выступления в пользу советского режима, демонстративные снятия санов и даже переход бывших духовных лиц в партию. Наши материалы показывают, что этот процесс стал заметным примерно к осени 1918 г., т. е. когда советская власть достаточно укрепилась.

Подобные выступления часто публиковались в советской прессе. Так, в сентябре 1918 г. «Известия Орловского Совета» напечатали письмо Андрея Горохова, «священника-коммуниста» с. Хмелинца Елецкого уезда:

«Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима»[5].

В № 135 газеты «Беднота» было помещено письмо неизвестного дьякона, в котором он призывал «низшее пролетарское духовенство» отмежеваться от богатых церковников, не слушать патриарха Тихона и «сплотиться всем, кто поддерживает новые порядки, кто не хочет возврата старой власти и молиться за окончательное освобождение народов всего мира от ига капитала и всякого порабощения». В конце письма дьякон открыто проповедовал модернизацию церкви: говорил о необходимости уничтожения наград, внешних отличий, призывал стричься и носить короткое светское платье, чтобы не возбуждать насмешек[6].

Продолжение следует...

https://scepsis.net/library/id_3901.html

У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки

    МИД России - о возможности ударов по территории Великобритании
    • pretty
    • Вчера 17:05
    • Промо

    ДМИТРИЙ  СМИРНОВ В МИД был вызван посол Великобритании в Москве Н.Кейси, которому был выражен решительный протест в связи с недавним заявлением мининдел Великобритании Д.Кэмерона о ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Алексей Т. Опер 5 декабря 2020 г. 18:46

      Батальон Кима, остановивший дивизию Вермахта.

      Очень часто в сети встречается героический миф об артиллеристе Николае Сиротинине, якобы в июле 1941 года на несколько часов в одиночку задержавшем продвижение немецких танков на белорусский город Кричев. Не буду сейчас обсуждать саму возможность такого эпического подвига и его ценность с точки зрения воспитания на подобных примерах о героях-одиноч...
      753
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:24

      Итоги войны для железнодорожного транспорта

      Великая Отечественная война 1941-45 гг. потребовала от страны огромных усилий и больших жертв, круглосуточной напряженной работы на всех железных дорогах и полноценного снабжения фронтов от Арктики до Черного моря. Какой ущерб понесли железные дороги от гитлеровского нашествия, какие из стратегических линий были построены в годы войны и зачем они были н...
      755
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:22

      Маньчжурская операция и переброска войск из Европы на Дальний Восток

      Крупнейшей логистической операцей в годы войны стала грандиозная переброска советских войск из Восточной Европы на Дальний Восток. Начиная с апреля 1945 г. в Забайкалье, Приамурье и Приморье было переброшено и развернуто на Востоке около полутора миллионов военных, более 26000 орудий, более 5000 танков и около 3500 самолётов. Как проводилась и готовилас...
      1130
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:19

      Стальные трассы ленд-лиза

      В годы войны СССР получал грузы по программе ленд-лиза, которые шли тремя основными путями - Тихоокеанским, Трансиранским и Арктическим. Два из них на территории страны полностью обеспечивали перевозками железнодорожники. Важнейшим путём поступления ленд-лиза был Тихоокеанский - 47% всех грузов, а Арктический путь дал около 23%. Как распределялась нагр...
      845
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:16

      Освобождение Европы

      В 1944 г. объем воинских перевозок достиг наивысшего уровня за весь период войны - около 126000 эшелонов. В марте этого же года Красная Армия вышла на границы СССР и вступила в пределы Восточной Европы, начав освобождение Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии. Как обеспечивали это грандиозное наступление железные дороги Советского ...
      863
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:14

      Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»

      Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу ...
      1263
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 12:38

      Полководцы Битвы за Москву

      Битва за Москву стала одним из ключевых, поворотных сражений Второй мировой войны. Кто были те люди, что вели в бой войска Красной армии в важнейшем сражении за советскую столицу? Кем были командармы Западного фронта? К великому сожалению, лишь немногие из них оставили мемуары, а многие документы еще совсем недавно оставались тайной за семью п...
      1070
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 19:57

      Сталинградская битва и «нефтяной кризис»

      Сталинградская битва - ключевое сражение всей войны. Победа под Сталинградом позволила переломить ход войны - с нее началось освобождение оккупированных территорий. Какой конкретный вклад внесли в это сражение железные дороги, что такое "Волжская рокада" и чем она была важна, чем в истории войны отметился вокзал Сталинград-1 - рассказывает исследовател...
      1493
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 19:48

      Бронепоезда Великой Отечественной

      Бронепоезда - это не только Гражданская война, но и Великая Отечественая, где они сыграли свою роль. В годы войны на всех фронтах действовало около 200 легких и тяжелых бронепоездов, к концу войны осталось 140. Также было построено много зенитных бронепоездов, защищавших обычные составы от атак с воздуха. Как был устроен бронепоезд, какими качествами он...
      1581
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 16:21

      Санитарные поезда на войне

      Санитарные поезда в прифронтовой зоне не только вывозили раненых и оперировали их "на колесах", но и обеспечивали бойцов минимальными, но очень нужными на фронте удобствами. В итоге их число достигло 700, и эти поезда формировались разных видов. За годы войны военно-санитарные поезда вернули в строй около 600 тыс. раненых и более миллиона бойцов вывезли...
      911
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:29

      «Теплушка» на службе Отечеству

      В военное время пассажирские вагоны были направлены на формирование санитарных поездов и основным средством перевозки войск стали переоборудованные товарные вагоны - некомфортные, но универсальные. Эти вагоны получили в народе прозвище "теплушка", и именно они эвакуировали гражданское население и доставляли бойцов на фронт. Простые в конструкции, л...
      1446
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:21

      Паровозные колонны особого резерва

      В годы войны Советский Союз сумел создать особую форму организации транспорта в прифронтовой зоне, которую разработал нарком А. В. Хрулёв, под названием "Паровозные колонны особого резерва НКПС", или коротко ОРКП. Такие колонны не привязывались к стационарным депо и всегда перемещались вместе с войсками. В нужный момент колонну отправляли на важный...
      1577
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:16

      Подвижной состав Великой Отечественной войны

      В военное время на железных дорогах страны трудились самые разные виды подвижного состава: паровозы грузовые и пассажирские, вагонный парк разных поколений и даже электровозы. Какие из них на чём специализировались, что за паровоз вывез на себе 68% военных перевозок, что из себя представляли электрифицированные линии?Какую роль в успешном ведении в...
      900
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:51

      Погоны для Красной Армии

      Изучал тут недавно неопубликованные воспоминания начальника Тыла РККА в войну генерала армии Хрулёва, которые его семья выложила на сайте, напечатанные на машинке и с его правкой. https://general-khrulev.com/notes-intendant/ Кроме ж/д, которые меня изначально интересовали, там есть потрясающая по драматизму глава №15, где он рассказывает о вве...
      605
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:26

      Печорский десант. 5-6 июня 1943

      Больше всего по красоте замысла и грамотному подбору цели из всех немецких диверсий на транспорте в ВОВ мне нравится операция абвера по подрыву Печорского моста в июне 1943-го. В самом деле - местность выбрана глухая, меры противодействия можно предпринять очень небыстро, глубочайший тыл с "мирным" мышлением охраны. Стратегический эфф...
      889
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:01

      Как управление Империей валялось на брусчатке и его надо было только подобрать

      Выше была затронута очень важная для понимания неуспешности исхода Мировой войны и успешности двух революций 1917 года тема - расслабленный, благодушный и замедленный темп управления такой сверхсложной геополитической субстанцией, как Российская Империя.По факту, высший слой гражданских управленцев Империи к 1915 году был абсолютно не приспособлен к реа...
      429
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:55

      На пороге революции или один день царского министра

      Всегда любил читать мемуары царских чиновников – они очень умиротворяющие, такие совершенно ненапряжные, расслабляющие… Оно и понятно: люди за десятилетия чиновной карьеры при последних царях привыкли к очень плавному стилю работы, без сверхусилий и надрывов. Вот реально – царский чиновник (по крайней мере, среднего и верхнего уровня) не перерабатывал, ...
      429
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:45

      Транспортные кризисы в войну. Часть 2, "заволжская"

      Продолжаем разбираться с транспортными кризисами войны. Первый по хронологии, "куйбышевский" кратко был мною обозначен ранее.Вторым серьёзным транспортным кризисом Великой Отечественной можно назвать коллапс движения на Северо-Западе СССР зимы 1941 - начала весны 1942 года. Этот кризис уже не был связан со столкновением грузопотоков, как куйбышевский, и...
      411
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:33

      Транспортные кризисы в войну. Часть 1, "куйбышевская"

      В продолжение вчерашнего видеоролика о железнодорожном сообщении в СССР в период Великой Отечественной войны нашел интересный цикл статей, где автор более углубленно рассматривает проблемы железнодорожного сообщения того периода. Уверен, что всем интересующимся историей он должен понравиться. Как говорит одна известная пословица: "Любители изучают такти...
      597
      Алексей Т. Опер 30 ноября 2020 г. 22:09

      «Дровяной кризис» и Северо-Печорская магистраль

      Осенью 1941 г. был потерян Донбасс и в воюющей стране возник острый дефицит угля. Из-за этого железные дороги Северо-Запада страны пришлось перевести на дровяное отопление. Это решение создало коллапс движения в этом районе и ухудшило снабжение фронтов. Расшивать пробки и восстанавливать нормальное движение пришлось нестандартными методами. Но по-настоя...
      597
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика