• РЕГИСТРАЦИЯ

Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы

17 4433

 Идеи, которые легли в основу Теории управления страхом смерти, были впервые описаны в книге антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти» 1973 года, получившей Пулитцеровскую премию в номинации «Публицистика» в 1974 году. Далее на основе этой книги были проведены эксперименты, подтвердившие выводы Беккера. Из наиболее известных сторонников этой теории безусловно стоит упомянуть Шелдона Соломона, который как раз и провел тесты подтверждающие в целом эмпирические выводы Беккера.

Основной смысл теории можно свести к следующему (процитируем материал из Википедии):

"Теория управления страхом смерти (англ. terror management theory, TMT) — научная теория из области социальной психологии, предполагающая существование в человеке базового психологического конфликта, вытекающего из желания жить и осознания при этом, что смерть неизбежна. Этот конфликт, уникальный для homo sapiens, порождает в человеке экзистенциальный страх, и, согласно теории, именно этому страху человечество обязано появлением культуры и религии. Религия, основанная на вере в загробную жизнь, согласно данной теории, служит для управления страхом путём игнорирования и отрицания смерти. Культура, системы символов, с другой стороны помогают управлять страхом, наполняя жизнь смыслами и ценностями, а также помогают символически преодолеть смерть, создавая иллюзию продолжения жизни (например, в своём потомстве, в своём творческом, научном, гражданском наследии, в существовании своей организации, страны, нации, расы, и других групп, с которыми человек себя культурно идентифицировал при жизни).

Важным понятием теории управления страхом смерти также является понятие самоуважения (англ. self-esteem). Теория утверждает, что на индивидуальном уровне страху смерти помогает противостоять именно самоуважение, складывающееся из ощущения правильности своего мировосприятия и правильности своих ценностей. Степень самоуважения также является субъективной мерой того, насколько хорошо человек, по его мнению, соответствует своим культурным ценностям. А причиной ксенофобии и фанатизма является желание утвердить свои ценности.

Теория была предложена Джеффом Гринбергом, Шелдоном Соломоном и Томом Пищински в 1986 году, хотя она во многом основана на книге антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти»

В книге Беккер высказывает предположение, что почти вся человеческая деятельность направлена на избавление от страха и тревоги, часто неосознанных, вызванных пониманием неизбежности своей смерти.

Книга базируется на работах Сёрена Кьеркегора и Отто Ранка. Автор подвергает сомнению некоторые положения теории Фрейда.

Основная предпосылка книги, что человеческая цивилизация (в частности, культура) — многогранный психологический защитный механизм, направленный против парализующего осознания собственной смертности. Такая защита, в свою очередь, является эмоциональным и интеллектуальным ответом на инстинкт самосохранения.

Под отрицанием смерти подразумевается механизм избегания мыслей о ней, чтобы нормально функционировать, и неспособность воспринимать смерть в её физиологической и экзистенциальной полноте — например, табуизация откровенных изображений смерти (по аналогии с табуизацией порнографии), потеря сознания при виде крови. При отрицании смерть приобретает замещающие символические значения, которые являются эффективными иллюзиями для защиты от мыслей о ней.

Беккер утверждает, что двойственность человеческого состояния заключается в очевидном противоречии между ограничениями внешнего мира и индивидуальным стремлением к экспансии (биологической и символической). Механизмом преодоления дилеммы собственной конечности является Героизм — культурная конструкция и необходимая иллюзия, чтобы сохранить рассудок в мире всесокрушающих стихий.

Опираясь на личный или навязанный культурой «проект бессмертия», в котором индивид становится частью значимого или сакрального, человек начинает чувствовать собственный героизм и, следовательно, осознавать себя частью вечного — в противоположность своему телу, которое умрёт. Это даёт смысл жизни, цель, значение в космической системе вещей. Предполагается, что конфликты между глобальными проектами бессмертия (например, религиями) являются источниками войн, фанатизма, геноцида, расизма, национализма и так далее, так как проект бессмертия, который противоречит другому, косвенно говорит о его ложности, тем самым разрушая частную героическую систему мира.

Характер человека интерпретирован как комплекс невротических паттернов, служащих защите против мыслей о собственной тривиальности, физическом подобии другим людям, также контролю и табуизации собственной животной природы (выделительных и половых функций). Механизм работы характера основан на постоянном контроле соответствия общественным и внутренним нормам героизма. Из этой предпосылки психические заболевания проницательно экстраполированы как проблемы в личной системе героизма. Когда человек испытывает депрессию, его проект бессмертия находится под угрозой, человеку постоянно напоминается о его ничтожности. Шизофрения, на шаг тяжелее депрессии, возникает, когда проект бессмертия разваливается, что делает невозможным поддерживать достаточные защитные механизмы против мыслей о неизбежности собственной смерти; поэтому шизофреник должен создать свою собственную реальность, в которой он является значимым героем.

Беккер сомневается в успехе попыток науки (в частности, психотерапии) решить ключевую экзистенциальную проблему — Человеческое состояние. Книга утверждает, что людям жизненно необходимы убедительные иллюзии, которые позволят чувствовать себя героически в космической системе вещей, то есть бессмертными. Автор считает, что нет идеального решения, но одной из психологически приемлемых альтернатив является человек-творец. В данном аспекте интересен процесс осознанного выбора людьми творческого пути (автор цитирует работу Отто Ранка «Искусство и Художник. Исследования в области генезиса и развития творческого импульса»)."

Какова основная ценность этой теории применительно к нашему времени?

Первое, о чем можно говорить, — это что при помощи этой теории можно построить новую модель конфликтологии, которая помогает оригинальным и новаторским образом минимизировать конфликты и напряжения в обществе.

На личном уровне человек может прийти наконец к глубокому пониманию методов и источников конформизма, который может быть использован для манипуляции и контроля над индивидом как стороны государства, так и со стороны, например, корпораций и религиозных институтов. То есть понимание этой теории может привести к освобождению человека от условностей социальных конструктов и постановке действительно важных для него лично экзистенциальных целей.

В культурологии применение теории также безусловно приведет к революционному взгляду на культуру и потенциально к новой культурной парадигме. В руках специалистов данных областей она может оказаться незаменимым инструментом для деконструкции. Взгляд, например, на постмодернизм, модернизм и пре-модернизм может быть фундаментально изменен.

Но главная актуальность, как мне кажется, кроется в перспективах, открывающихся в сфере политологии и историософии. Взгляд на политический процесс в данном свете в корне меняет понимание таких явлений как тоталитаризм, капитализм, консюмеризм, прогрессизм и.т.д.

Так протекавшую с религиозным рвением холодную войну между СССР и США можно рассмотреть как столкновение "двух барьеров от страха смерти". Под этим углом зрения очень логичны наиболее трагичные страницы истории.

Главный вызов человечества в том, что люди через создание глобального, информационного мира попали в поле, где "буферы от страха смерти" разных культур и групп постоянно сталкиваются, и это приводит и будет приводить только к увеличению конфликтогенности. Консюмеризм и завышенные недоступные стандарты красоты и успеха, экономического благополучия создают человека, который постоянно недоволен своим положением в мире и ничего не может изменить. Также повсеместную инфантилизацию и появление так называемых кидалтов можно отнести к новому методу "защиты от осознания своей смертности". К тому же рост интеллекта людей наконец открывает их глаза на то, что с космической точки зрения они не более значимы, чем грибы или хомяки, подсознательное давление такого положения вещей будет приводить к обострению психологических, политических социально-экономических и как следствие других проблем.

Однако "загонять под ковер" такие вопросы губительно, осознание истинного положения – единственный способ для начала выработки конструктивного решения. Преодоление смерти невозможно, а вот создание новых политических, психологических, экономических и социальных механизмов для минимизации негативных проблем, которые возникают из-за "бегства от осознания смерти", есть одна из важных задач человечества.

В данном тексте главной моей задачей был обзор теории, изложение нескольких на мой взгляд релевантных областей ее применения. Сейчас книга Беккера почти переведена на русский язык, так что скоро у читателя будет возможность ознакомиться с ней.

Согласны ли вы с основными выводами "Теории управления страхом смерти"?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в голосовании



    Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
    • pretty
    • Вчера 08:20
    • В топе

    Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

    Чисто английское убийство
    • pretty
    • Вчера 19:32
    • В топе

    Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Антонъ Брюковъ 27 февраля 2022 г. 23:40

      Ex Oriente lux

      Грузной державной поступью близится века итогЗвезды несметной россыпью чертят нам эпилогЯсен удел Адамов, В Фаворском пламенье горетьЗмиям что дремлют в шахтах скорбную песнь пропетьБрезжит заря с востока - очередная веснаПарадоксальный антропос вспять повергает онаПоздно теперь молиться, равно - и слёзы литьМир огнекрылым птицам - в радость испепелитьМ...
      335
      Антонъ Брюковъ 31 января 2022 г. 11:36

      Дум Метал и философия Космического Пессимизма

      -Doomсущ.Гибель, судьба, разрушение, рок.гл.2. Обречь на разрушение, приговорить к уничтожению.В БезднуКогда мы смотрим на различные жанры и стили doom metal, сформировавшиеся в поздние 60-е и ранние 70-е после отказа от «лета любви» и оптимистичных идей, мы можем выделить одну основную тему, которая объединяет весь doom metal — тему пессимизма. Эта иде...
      338
      Антонъ Брюковъ 6 июня 2021 г. 14:22

      Ничто и смысл

      Главным парадоксом отдельного человека и человечества в целом является его видовая зависимость от оптимистических иллюзий. Это пожалуй действительно отличает человека от всех живых организмов (по крайней мере известных науке). Главный трагизм этого парадокса совершенная логическая необоснованность этих оптимистических иллюзий (иллюзий осмысленности и зн...
      483
      Антонъ Брюковъ 13 ноября 2020 г. 17:42

      Абсурдность Истории

      Так как человечество, как и любой вид существ, рано или поздно исчезнет из вселенной — а сомнений в этом быть не может — то мы можем, следовательно, сделать вывод, что исторический процесс не имеет конечной цели и не имеет никакой положительной ценности. Исторический процесс есть то, что Альбер Камю называл Абсурдом. Человечество и отдельные нации, ведо...
      720
      Антонъ Брюковъ 6 сентября 2020 г. 17:30

      Теория управления страхом смерти - этика, деконструкция, горизонты

      «Мы все будем просто грязь в земле»Том Уэйтс« Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем»Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича. В прошлой заметке «Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы» я провел обзор главного труда антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание Смерти», а также описал ряд соображений об актуальности идей Бе...
      3572
      Антонъ Брюковъ 5 июля 2020 г. 15:42

      Актуален ли Ницше?

      В прошлых заметках "Несколько соображений. Заметки о горькой правде" и "Танатофобия и современный мир" я попытался взглянуть на вопрос о тщетности и бессмысленности человеческого бытия в нашем мире. Описал методы поиска смысла пригодные для мыслящего человека. В целом эти статьи можно было бы назвать неким обзором философии пессимизма, моей аргументаци...
      1181
      Антонъ Брюковъ 26 июня 2020 г. 14:17

      Танатофобия и современный мир

      "Кто ищет, вынужден блуждать"И.В. Гете"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу..." Д.АлигьериВ прошлой своей заметке, озаглавленной "Несколько соображений", я вкратце попытался обрисовать философию пессимизма, ее взгляд на жизнь человека как на "зловещую бессмысленность". Я также привел аргументы, почему я считаю, что такой взгляд с...
      2259
      Антонъ Брюковъ 22 июня 2020 г. 14:15

      Несколько соображений. Заметки о горькой правде

      В своем труде «Заговор против человеческой расы: Замысел ужаса»писатель и философ Томас Лиготти замечает что человеческое существование это "Зловещая Бессмысленность" Он опирается на предшественников философов пессимистов таких как Цапффе и Шопенгауэр. Экзистенциальный ужас нашего положения если верить школе этой философии в том, что мы не властны над с...
      1964
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика