• РЕГИСТРАЦИЯ

Антихрист, 1666 год и Петр I

15 2859

Как связаны с апокалипсисом монголы и половцы, почему год открытия Америки должен был стать последним для России и когда Антихрист все-таки объявился в Москве

Видение хутынского пономаря Тарасия. Фрагмент иконы. Новгород, конец XVII — начало XVIII века


Итак,

Конца света ожидали на протяжении всей истории как католики, так и православные. Менялась лишь дата, в то время как сама хронология «последних дней» была досконально известна благодаря многочисленным сочинениям отцов церкви и эсхатологическим апокрифам.

Богатый человек в геенне огненной. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. Псков, XIV век

Конец света должен был начаться с череды бедствий и нашествий «нечистых народов» (то есть нехристианских, а в случае Руси — неправославных народов); затем случится явление и воцарение Антихриста и преследование им праведников; его гибель; всеобщее воскресение из мертвых и наконец — Страшный суд, на котором земная история и в целом ход времени завершатся, и наступит вечность («восьмой век») — праведники обретут награду в царствии небесном, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную. Ожидание конца света было постоянным, но лишь иногда — чаще всего в эпоху внешних нашествий и внутренних раздоров — оно актуализировалось и становилось основной матрицей истолкования происходящего.

Главные триггеры, которые регулярно заставляли вспомнить о том, что Страшный суд близок, — это, во-первых, различные бедствия: от природных катастроф до нашествий иноземцев и политических смут. Во-вторых, хронологические исчисления, приурочивающие конец времен к конкретным символически значимым датам — например, 6000-й, а потом 7000 год от сотворения мира или число зверя.


Гог и Магог 

Самым мощным триггером эсхатологических ожиданий были, вероятнее всего, не хронологические подсчеты (распространенные среди образованных элит), а различные бедствия. Например, в древнерусских летописях очередные волны кочевников (от половцев в XI–XII веках до татаро-монголов в XIII веке) уподобляли измаильтянам (агарянам) или другим «нечистым народам», ассоциировавшимся с наступлением «нечестия» в конце времен.

«Гедеон выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды». Миниатюра из Восьмикнижия (Октатевха) Ватопедского монастыря. Греция, XIII век 

Популярное на Руси «Откровение», приписывавшееся Мефодию Патарскому (III–IV века), подробно описывало сценарий последних времен, состоявший из нескольких этапов (которые вдобавок варьировались в разных редакциях памятника): сначала из Етривской пустыни, куда их некогда заточил израильский судия Гедеон, выйдут измаильтяне, которые покорят весь мир, кроме богохранимого Греческого царства; затем, после того как греческий царь Михаил их разобьет, последует следующая волна бедствий, и на свободу выйдут «нечистые народы», в том числе Гог и Магог, некогда затворенные за горами Александром Македонским; они будут сокрушены архангелом Михаилом; вернувшийся царь Михаил воцарится в Иерусалиме; потом явится Антихрист, а после того, как он будет сокрушен, настанет Страшный суд.

 Уподобляя половцев или татар народам последних времен, летописцы объясняли скрытый смысл обрушившихся на Русь бедствий и вписывали «незнаемые» народы в библейски-провиденциальную картину истории (аналогично и на средневековом Западе после появления монголов их уподобляли Гогу и Магогу, а само слово «монголы» порой интерпретировали как «Magogoli», то есть «потомки Магога»). Эти отсылки, безусловно, окрашены в эсхатологические тона. Однако это не означает, что древнерусские книжники ждали конца времен со дня на день (да и последние времена мыслились как протяженные во времени). Важнее то, что они представляют нашествия иноплеменников как казни Божьи — посланное с небес коллективное наказание «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей.


7000 год от сотворения мира

Приведение конца света к хронологическим подсчетам было развлечением элитарным. С текстами, указывающими на время Второго пришествия, были знакомы лишь духовенство и образованное меньшинство.

Миниатюра из книги «Апокалипсис толковый в лицах» с толкованием Андрея Кесарийского. XVI век

В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 тысяч или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.

В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.

Аналогичные эсхатологические пометы появлялись не только под 7000, но и под 6967 (1459) год, поскольку считалось, что если Христос был распят в 33 года, то Антихрист, его антипод и пародия, должен явиться за 33 года до конца света («В лето в 6967… боудет Рожество Антихристово… Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика…»). Тема последних времен звучит в некоторых житиях, созданных задолго до самой даты (например, в «Житии Сергия Радонежского», где сказано, что святой воссиял в конце седьмой тысячи лет), и посланиях церковных иерархов, которые были написаны еще за столетие до грозного 7000 года. Например, митрополит Киприан в послании игумену Афанасию (около 1381–1382 годов) писал: «ныне есть последние времена, и летом скончание приходит, и конец веку сему».

В этих формулах, безусловно, есть своя доля риторики (всякое время — последнее), но их учащение к 7000 году явно указывает на то, что эта дата приковывала к себе внимание духовенства. 


Антихрист убивает Илию и Еноха. Миниатюра из «Апокалипсиса Сен-Севера» Беата Лиебанского. Франция, XII век


Тем не менее мы не знаем, насколько глубоко эсхатологические ожидания проникли в тогдашнее русское общество и даже клир. У нас нет свидетельств

о том, что русские земли при Иване III охватил массовый страх, а жизнь (походы, строительство, торговля) «остановилась». Трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать.


1598–1613 — Смутное время

Царство Небесное. Из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова. XV век

На протяжении всего XVI века Московское княжество укреплялось, разрасталось и свыкалось со своим новым статусом, формируя соответствующую идеологию. В 1547 году Иван IV венчался на царство по чину византийских императоров. Официальные тексты гласили, что московские правители — потомки самого «обладателя Вселенной» императора Октавиана Августа , последние и единственные на земле православные (а значит — не впавшие в ересь) монархи, а сама Русь — последнее Богохранимое царство. Именно тогда в письмах (1523–1524 годы) псковского монаха Филофея Московское государство было прозвано «Третьим Римом», наследником Византии. Эта идея была во многом завязана на эсхатологических представлениях: четвертому Риму не бывать, падение Руси будет означать конец света. Лишь прямые потомки Ивана Калиты по мужской линии могут править Богоизбранной страной. Опричнина и страшные казни, которые устраивал Иван IV, были тесно связаны с идеей об особой ответственности царя перед Богом за свой народ: целуя крест государю, люди «вверяли ему свои души» и государь отвечал за их спасение, как отец семейства отвечает за спасение своих детей. Если царь попустит в стране грех и ересь, он лично даст ответ за это Христу на Страшном суде. Недаром Иван запрещал хоронить и отпевать казненных им «изменников» по христианскому обряду, считая, что все они — грешники, лишенные спасения, заведомо обреченные на адские муки.

Но представление о богоизбранных русских царях — прямых наследниках Ивана Калиты, Рюрика и Августа — очень скоро привело к коллапсу. Иван Грозный своими руками в приступе гнева убил старшего сына, а второй его сын, Федор, в 1598 году умер бездетным. Династия «природных» государей прервалась. Это событие было трудно осмыслить и принять. В стране начиналось Смутное время. Сперва на престол избрали боярина Бориса Годунова, затем Москвой на год завладел Лжедмитрий, после переворота трон занял боярин Василий Шуйский, а страну заполонили новые самозванцы; в 1610 году царя свергли, бояре присягнули польскому королевичу Владиславу, иноверцы-поляки вошли в столицу, пали Новгород и Смоленск.

Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с ними и тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге. Людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, Господь погубит весь мир. 

Апокалипсис. Егоровский сборник Чудова монастыря. XVI век 

Если простые люди передавали друг другу истории о страшных видениях и знамениях, то ученые книжники разворачивали произошедшие события в целый апокалиптический сценарий. Лжедмитриев I и II они уподобляли Антихристу, обоих называли слугами дьявола или Лжехристами, а их общую жену Марину Мнишек — вавилонской блудницей. Полякам была отведена роль «нечистых» народов, осквернявших православные (то есть христианские) святыни.

После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.


1666 год — число зверя

«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться: «И не несть ли быти готовым подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самим диаволом!» Хотя на вопрос апостолов, когда придет конец света, Христос ответил: «Не ваше есть розумети часы и лета» отмеренные Богом Отцом), — средневековые книжники были уверены, что высчитать его все-таки можно.


Страшный суд. Фрагмент фрески из Новодевичьего монастыря. XVII век


На Руси 1666 год был связан, вероятно, с самым ярким всплеском эсхатологических ожиданий, основанных на хронологических вычислениях. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). 1666 год задолго до своего наступления будоражил умы.

В конце XVI века украинский книжник Стефан Зизаний написал «Казанье об Антихристе» (позже оно было издано в популярной московской «Кирилловой книге», 1644 год). По мнению Стефана, хоть сын погибели не пришел в мир в 1492 (7000) году, ждать его нужно в ближайшее время, ведь именно на восьмой день Христос явился ученикам, на «осьмой век» (тысячелетие) должно свершиться и Второе пришествие, которое предсказывал еще царь Соломон. До Конца осталось немного: как только Антихрист распространит католическую «мерзость запустения» в православных храмах, людям останется только ждать звука архангельских труб, возвещающих о Втором пришествии Христове.


Сборник «Кириллова книга». 1644 год


«Казанию» (и «Кирилловой книге») вторила «Книга о вере» (1648 год): «по еже седми деньми мир совершися, и по еже седмотысящными леты боудет кончина», «и яко сень к вечеру, да приидет вскоре страшное и великое Пришествие Христово». Мир «обветшал и состарился», он может «умереть» в любой момент.

 В начале XVII века другой украинско-белорусский книжник, Захария Копыстенский (умер в 1627 году), создал особую историко-эсхатологическую теорию, согласно которой вся история христианского мира знаменуется четырьмя великими отпадениями от правой веры. В 1000 году отпали в ересь западные христиане (1054 год — раскол православной и католической церквей). В 1600 году отпали православные древней Киевской митрополии (в 1595–1596 годах подписана Брестская уния, по которой большинство епископов митрополии перешло в унию, то есть католичество при сохранении православной обрядовости). Впереди людей ждут два последних отпадения — в 1660 и 1666 годах, а за ними — конец света. Эта идея тоже вошла в «Кириллову книгу». Страшный 1666 год приближался, настораживая и пугая. Однако события, всколыхнувшие всю страну и заставившие тысячи людей поверить в пришествие Антихриста, произошли немного раньше.


1653 и далее — никоновские реформы, гибель Святой Руси и пришествие в мир Антихриста

В глазах многих людей пророчество Захарии Копыстенского об отпадениях от веры в 1660 и 1666 годах в самом деле сбылись (если немного округлять даты, как поступал он сам, писав об отпадениях в 1000 и 1600 годах). 

История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века

В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Беда в том, что русских людей уже на протяжении столетия убеждали, что лишь Русская церковь сохранила истинную веру, русские обряды единственно верны и отражают полноту христианской веры, а любое изменение обряда искажает саму догму и автоматически влечет за собой впадение в ересь и гибель души. Еще при Иване Грозном Стоглавый собор 1551 года предал анафеме всех, кто не крестится древним и «истинным» двуперстным крестным знамением. Это проклятие повторялось и на протяжении первой половины XVII века, причем в издававшихся книгах помещали изображение правильного перстосложения, чтобы люди не впали в ересь по незнанию.

Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души! 


«Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали».

-----   Протопоп Аввакум о том, как была принята никоновская реформа народом


Никон реформировал Церковь, видя в греках единственных своих учителей и принимая новогреческие тексты и обряды за древние, а русские (которые как раз лучше сохранили прежний греческий устав) считая испорченными от времени. «Ревнители старины» в свою очередь не могли принять «еретических» исправлений и готовы были умереть за истинную веру. Начался раскол. Поначалу сохранялась надежда, что противники и сторонники реформ услышат друг друга, но в 1666 году (том самом, страшном году Антихриста) в Москве открылся Большой собор, на который по настоянию царя приехали восточные (Александрийский и Антиохийский) патриархи. Они судили и лишили сана Никона, рассорившегося к тому времени не только со многими клириками, но и с царем, однако по вопросу реформ приняли однозначное решение, предав анафеме всех людей, не согласных служить по уставу, измененному на греческий манер. Решение вселенских патриархов поставило точку в вопросе о реформе. Старообрядцев прокляли и греки, и русские епископы. 

Новые догматы Никона. Иллюстрация из «Истории об отцах и страдальцах соловецких». XVIII век

Пророчество о 1666 годе свершилось. Для тех, кто остался верен неисправленным обрядам (а таких в стране были тысячи и тысячи), исчезла на земле последняя истинная Церковь и сгинуло православное царство. Все епископы перешли в «ересь», некому было рукополагать священников. Старообрядцы стали жить в безблагодатном миру, веря, что Антихрист уже воцарился, но будет править непредсказуемо долго, а российские власти — его ставленники или просто ипостаси многоликого врага. Антихриста видели то в Никоне, то в царе Алексее Михайловиче, то в императоре Петре I (его реформы окончательно извратили страну и превратили русских бояр в «немцев», повально совершавших грех брадобрития и переодевшихся в «бесовское» иноземное платье). Чтобы не оскверниться и не погубить душу, многие шли на добровольную смерть — коллективные самоубийства в конце XVII века заполонили страну. Другие бежали от преследования властей. В России множились старообрядческие общины и формировались разные «толки».

Только в 1846 году, когда в старую русскую веру перешел из Константинопольского патриархата епископ Амвросий, старообрядцы получили рукоположенных иереев и возродили церкви — так образовалось Белокриницкое согласие. Другие «толки» остались верны своим харизматичным лидерам, которые учили их истинной вере (и зачастую при этом отходили далеко от древнерусского православия) и окончательно стали «беспоповцами» — не приняли и до сего дня не принимают ничего в проклятом миру, лежащем под властью сатаны.



ИСТОЧНИКИ:

Антонов Д. И. Смута в культуре средневековой Руси. Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века. М., 2009.

Алексеев А. И. Под знаменем конца времен. Очерки русской религиозности. СПб., 2002.

Булычев А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005.

Дергачева И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М., 2004.

Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.

Опарина Т. А. Образ «третьей части звезд небесных» в русской публицистике XVII в. Славяноведение. № 2. М., 2003.

Опарина Т. А. Число 1666 в русской книжности середины — третьей четверти XVII в. Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. Ч. IV. М., 2003.

Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв. М., 2009.

Юрганов А. Л. Категории средневековой русской культуры. М., 1998.

  




Живи сам, себя уважая, людей не обижая и другим не досаждая.

    Пять минут хорошего настроения. Часть 5

    - А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ЕДЫ 食べ物

      Доброго дня доброму и любознательному читателю. Познакомимся с хронологией возникновения самых известных японских блюд, от суси до рамэна, и объяснениями, как японская еда стала такой, как мы ее знаем.В заключении материала, немного современной японской кухни. Приступим помолясь. Итак,  Бамбуковые ростки и рыба. Эстамп Каванабэ Кё...
      3261

      ЧТО ТАКОЕ МЕЗЕ И СКОЛЬКО ИХ БЫВАЕТ?

      Доброго дня мои дорогие читатели.Выношу на суд ваш, Мезе. А в заключении материала интересные авторские рецептики для вас.Приступим помолясь. Итак,  Мезе, что же этоМезе или меззе от турецкого meze, изначально от персидского «вкус, закуска» в Западном Средиземноморье — это набор закусок или маленьких блюд, часто с напитками, таким...
      12731

      БОЛЬШОЙ ЗВАННЫЙ ОБЕД

      Сказъ о том, как бланшировать огурцы, потрошить угря, фаршировать жаворонков, печь персики и делать бордюр из свеклы, спаржи, моркови и студня по рецептам из кулинарных книг первой половины XIX века Приступим помолясь. Итак, Место обеда в дне гурмана«Кухня, подобно драматургии, с каковой она имеет наибольшую общность, должна придерживаться правил Аристот...
      2311
      Сергий ВоZкресенский Юмор
      1 сентября 2017 г. 16:04

      Размышления. Почему женщины выносят мозг?

      Ни в коем разе не имею желания разбираться с темой данного вопроса. Отношусь к данному материалу с ДОБРЫМ ЮМОРОМ. И заранее прошу прощения у доброго читателя и в первую очередь у прекрасных женщин, ежели обидел кого словом.  Итак, приступим помолясь Большинство пар распадается не из-за измен, дурных привычек, финансовых, интимных или б...
      6513

      The Beatles: правдоподобные мифы и правда, в которую трудно поверить

      16 января 1957 года в Ливерпуле состоялось открытие клуб "Cavern", где в свое время дебютировала легендарная группа The Beatles. Именно этот день стал главным праздником «битломанов», по решению ЮНЕСКО, 16 января отмечается Всемирный день The Beatles.Beatles всегда окружали мифы, но иногда правда была удивительнее неправды.Поразмышляем об...
      5136

      Первая телесъемка The Beatles: август 1962 года

      55 лет назад: Первое телевизионное появление BeatlesУ The Beatles еще нет ни одной пластинки, Ринго в группе ровно четыре дня. Съемка проходила в ливерпульском клубе The Cavern ВИДЕО:   https://www.youtube.com/watch?v=nisU8XDl-dMИтак,В августе 1962-го небольшая английская телекомпания Granada TV сняла для своей программы «Know The North» набира...
      5355

      МАРШРУТ НА НЕБО

      Доброго дня и с Праздником Успения Пресвятой Богородицы дорогие братия и сестры!И в честь праздника, позвольте рассказать вам притчу.Приступим помолясь. Итак, МАРШРУТ НА НЕБОТроллейбус ехал по своему обычному маршруту. Люди выходили и заходили. К конечным остановкам в вагоне оставались две женщины и маленький, бедно одетый мальчик с большими и очень печа...
      2441

      История изобретения пасты

      Кто придумал пасту и чем средневековые макароны отличались от современных (подсказка: их варили два часа и посыпали сахаром и корицей) И в заключении материала интересные рецептики для вас. Буду предельно краток. Приступим помолясь. Итак, Уже римляне умели замешивать тесто из муки с водой и раскатывать его в широкую тонкую пластин...
      4796

      Сказ о поваре в детском саду

      Недавно по долгу службы имел честь общаться с поваром  детского сада, она анонимно и рассказала о том, какую еду любят дети, чем в детском саду моют кастрюли,и раскрыла секрет упругого омлета из детства... В заключении маленький вопросик. Прошу вас принять посильное участие. Приступим помолясь. Итак,Как устроиться на работу поваром в д...
      4460

      36 лет среди больных детей

      Первый российский педагог-дефектолог Екатерина Грачева (1866-1934) прожила 36 лет среди «идиотов, умственно отсталых, припадочных и калек». Недавно ознакомился в архиве с ее дневником «36 лет среди больных детей» отрывками из которого решил с вами поделится.Екатерина Грачева рано осталась без родителей с младшим братом-эпилептиком. В России 1880-х годов...
      3059

      ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ…

      Весна шепнёт тебе:»Живи..»И ты от шёпота качнёшься,и выпрямишься, и начнёшься…Все начинается с любви..Твердят:«Вначале было слово..»А я провозглашаю снова:Все начинается с любви!…Все начинается с любви:и озаренье, и работа,глаза цветов, глаза ребенка —все начинается с любви.Все начинается с любви,С любви!Я это точно знаю.Все, даже ненавис...
      4748

      Былинные головные уборы в Красной армии

      Сказ о том, как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии. История легендарной буденовки, которую носили богатыри и красноармейцы, а придумали Васнецов и Кустодиев. Портрет Всеволода Мейерхольда с дарственной надписью. 1922 год«Тимону: Ты угадал. Страдал, страдаю и… буду страдать,...
      7663

      История герба Российской Империи

      Сказ о том, как  в XVIII веке изменился один из главных символов России Римляне считали, что одна голова хорошо, но две все же лучше. На Руси это решение поддержали. Более пяти веков на гербе нашего государства красуется двуглавый орел.Приступим помолясь. Итак,История герба России восходит к концу XV века, времени правления Ивана III, когда впервые ...
      7357

      Медов ли Спас?

      – По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…Цер­ков­ный анек­дотТак медов ли Спас? Приступим помолясь. Итак,Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на с...
      1319

      ПЬЯНАЯ БЕРЁЗА

      ПЬЯНАЯ БЕРЁЗАПриступим помолясь. Итак,Пьяной берёзу назвал друг мой Виталька. Она стояла одна-одинёшенька у края дороги, окаймляющей пшеничное поле, и привлекала к себе путников.Она и впрямь оставляла впечатление пьяной. Её толстый ствол сначала стлался над землёй, напоминая сомкнутые колени, а затем наклонно поднимался к небу. На её “коленях” отдыхали ...
      1675

      Жизнь после жизни

      Три года назад, 9 августа (27 июля) 2014 года, в День памяти великомученика и целителя Пантелеимона,  ушёл от нас настоятель церкви Воскресения Словущего погоста Теребени (Опочецкий район Псковской области) батюшка, иерей Георгий Мицов.Для многих это стало невосполнимой потерей, которая ощущается до сих пор.Но унывать не стоит, уныние - один из главных ...
      4598
      Сергий ВоZкресенский Фитиль
      8 августа 2017 г. 12:50

      Как дурачились Брежнев и Никсон

      В мае 1972 года президент США Ричард Никсон совершил официальный визит в СССР, став первым американским президентом, побывавшим в Москве. В хо­де его встречи с Брежневым были подписаны важные договоры — об ограниче­нии систем противоракетной обороны и о сокращении стратегических насту­пательных вооружений. В конце июня 1973 года Брежнев совершил от...
      4353

      А знаем ли мы советский быт?

      Праздник в коммунальной квартире. Фотография Владимира Лагранжа. 1987 год Предлагаю любознательному читателю опознать предметы из коллекции Политехнического музеяИ по секрету, в конце статьи расскажу вам один "Вонючий случай. ИТАК,Что это такое? Что это такое?ВЕРНЫЙ ОТВЕТ: ________________________________Что это за пр...
      1890

      МАМА НА ДАЧЕ

      * * *Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз — вдруг убегут, оставят....
      1413

      Памяти равноапостольного князя Владимира

      Благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, память которого Церковь ныне празднует, Русь выбрала веру православную. Дорогие братия и сестры. Поздравляю вас с Праздником, днем памяти Равноапостольного Владимира (в Крещении Василия), великого князя.Приступим помолясь. Итак,Благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, память которого Ц...
      1435
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика