Актуальной проблемой нашего времени становится терроризм. Терроризм индивидуальный, групповой, государственный. Проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько политические или правовые, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты проблемы. Мы же коснёмся аспекта культурологического, того, как воспринимались и воспринимаются террористы, эти «цветы зла», в литературе и искусстве, а затем и в массовом сознании.
Терроризм — кошмар нашего времени. Исламский терроризм — угроза миру. Террористы-маргиналы, не нашедшие места в социуме.
Расхожие утверждения современных СМИ и потребляющих их продукцию обывателей. Он, терроризм, — явление, настолько распространённое во времени и пространстве, что даёт возможность говорить о его алгоритмах, а так же о том, как реагируют на него общество и культура. Проявлением терроризма является теракт, который прежде всего спектакль, где необходимы персонажи, подобные тем, кто участвует в театральном действе. Для того чтобы обозначить действующих лиц кровавых драм, поставленных современным терроризмом, определить их характер, целеполагание или отсутствие таковых, нам придётся обратиться к истокам терроризма, увидев в ретроспективе то, с чем бороться, чему противостоять.
Вернуться придётся в XI век в горы Аламута, где именно и возник измаилитский орден «Горного орла» Хасана ас-Саббаха. Значит, всё же исламский?
Терпение, всё не так просто. В члены ордена набирались мальчики-сироты, дети бедняков, становясь воспитанниками учителя. Именно так происходило много веков спустя в Афганистане, где появились талибы, что в переводе значит ученики. В Талибан тоже вначале набирали детей, осиротевших в результате войны. Так значит маргиналы — обездоленные и необразованные люди?
И снова суждение, которое легко опровергнуть. Но вернёмся в Персию. В середине 90-х годов XI века ас-Саббаху удалось хитростью захватить на севере страны неприступную горную крепость Аламут (Орлиное гнездо). Там он объявил себя шейхом и вскоре получил в народе прозвище Старец Горы. Для своей безопасности и борьбы с противниками он организовал тайный орден, своего рода «боевое крыло» секты исмаилитов, наводивший ужас на окружающий мир. В него ас-Саббах отбирал физически крепких и отчаянных молодых людей. Образование в ордене «Горного орла» было блестящим. Ученики знали иностранные языки, ритуалы и обряды различных народов так, что могли пройти сквозь всю Европу в одеянии христианского монаха, дервиша, торговца и незаподозренными прийти ко двору короля Ричарда Львиное Сердце или ко дворцу султана. Чётких политических целей орден не ставил, он был то за тех, то за этих. Главная цель — держать людей в ужасе, сделав покорными. Метод борьбы — убийства. Убивали и христиан, и мусульман. И жертв были тысячи, среди них 5 султанов, 3 халифа, 6 визирей, наместники областей, исламские духовные лица, правители государств, созданных крестоносцами, — князь Раймунд Триполийский и маркграф Конрад Монферратский. В основе ордена было беспрекословное подчинение его главе, а взращивалось повиновение теми же методами, которые используют ныне руководители тоталитарных сект. Члены ордена называли себя фидаями, фидаинами. Европейцы были потрясены, терроризированы и поражались тому, что фидаи шли на смерть бесстрашно, с улыбкой на устах. Накурились анаши, считали европейцы, будучи не в силах найти иного объяснения подобному поведению. Анаша — это гашиш, и в Европе таких людей стали называть анашисты, гашишины, хашишины, что дало в фонетической переозвучке в разных языках ассасины. Так в вокабулярах почти всех европейских языков появилось новое слово «ассасин» со значением «убийца».
Если говорить о гашише, то какой мужчина на Востоке хоть раз не пробовал наркотика, а вот эффекта, подобного вышеописанному, анаша не даёт. Тут были другие, более сильные наркотики, о чём говорил последний поэт Британской империи Киплинг: «Что опьяняет нас больше вина: лошади, женщины, власть и война». Последние два наркотика — сильнейшие, излечиться от которых, раз попробовав, под силу не многим. Главной целью террора, что в переводе и означает «ужас», является наркотик по имени власть. Власть над человеком, над людьми, над народами, упоение страхом перед носителем смерти, тем, у кого в руках власть над жизнью. Киплинг упоминает и другой наркотик по имени война. Про это сказал «наше всё» Пушкин: «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю». Поставим акцент на «упоение». Это многажды сильнее, чем то адреналиновое опьянение, которое стремятся испытать так называемые экстремалы. Это чувство, которое испытывают люди, побывавшие в атмосфере войны, где родным и близким становится человек, недавно совсем незнакомый, где стираются социальные рамки, образовательные цензы. Потом, когда человек живёт в мирной обстановке, мир кажется ему чёрно-белым, лживым и пресным. И его тянет снова в ту атмосферу, где есть братья и есть враги, где ясно и чётко поделены роли и неизвестно то, что случится в следующую минуту. Отсюда часто и идут в «солдаты удачи», ландскнехты, наёмники, бродячие рыцари. Не этими ли «наркотиками» напитаны те, кто составляет сейчас основу «боевого ордена» ИГИЛ, запрещённого во многих странах мира?
Оценили 12 человек
22 кармы