• РЕГИСТРАЦИЯ

Ещё раз про многомерность, токсичность и бессистемность

3 1292

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В очередной раз подниму тему многомерности культурного базиса и вообще окружающего мира. Снова для примера приложу видео-ролики, причём, скорее всего, даже несколько; кто читает мои статьи более-менее регулярно, знает мою любовь к перекрёстным сцылкам, да и вообще к мультимедия; если бы не забанили в России сервис Простоплеер, то ещё и музычку постоянно бы прикладывал. :))) Не из-за рассеяния внимания, а для демонстрации мыслей с разных сторон и увязки их в общую картину. Про необходимость оного сегодня и поговорим.

Наткнулся буквально сегодня на свежий ролик от Клима Жукова про пальбу в Вегасе:

В целом с роликом я согласен, но какое-то время размышлял, что мне в нём не нравится. И понял - в нём автор прав по сути, но не прав по форме подачи материала - только что речь шла про пальбу, и тут бац - виноват капитализЪм. Нет, я тоже так считаю, но это всё равно, что отвечать на экзамене сразу ответ, без приведения решения - даже если всё верно, такой ответ не засчитают. Зная и регулярно смотря лекции Клима Скарабеуса, где позиция автора разбирается в разных проекциях, понимаешь, откуда что растёт; но если смотреть ролик в режиме гыгы сына лол обывателя, то налицо вопиющая нелогичность - и, сталбыть, неправота; отсюда и большое число дислайков под видео.

Привёл я этот ролик совсем не для того, чтобы глумиться над Климом или каналом Гоблина, вестимо - повторяю, по сути с ним согласен. Это я так внезапно перехожу к сути статьи: большинство отечественной и импортной политической и культурной продукции грешит ровно обратным - берёт правильные по форме материалы и делает из них неправильные выводы, т.е. правота по форме и неправота по сути, что, имхо, много хуже, чем наоборот. Хотя стремиться, конечно, надо к Правде вообще. ;)

Как же так - спросите вы - если человек прав, то он не может быть неправ?.. К сожалению, подобная точка зрения достаточно распространена в общественном дискурсе - если ты заслуженный кто-то-там, то ты молодец во всём; а если ты ошибаешся в чём-то, то ты - полное дно и ни на что не годен. Об этом писал в статье про токсичность. Фактически мы имеем дело с одномерной моралью, которая сводит всё на свете к проекции на какую-то область, и автоматически отбрасывает всё, что в эту проекцию не попадает. Но это нарушает принцип необходимости и достаточности условий: об этом писал ещё несколько лет назад в статье про ресурсы.

Классическим примером такого одномерного подхода имхо можно считать фрейдизм - сведение психики человека к бессознательному эротизму (немного утрирую). Если рассматривать его с научной точки зрения, то решение вполне себе гениальное - умение проецировать и абстрагироваться от лишнего дорогого стоит, и в науке используется сплошь и рядом. Однако когда его пытаются натянуть, как ту сову, на глобус, то это тут же начинает вонять совсем другими красками и запахами; фактически фрейдизм отрицает или сводит к минимуму высшую социальную активность - Мораль, Совесть, Честь и прочая. Когда нужно излечить пациента, то речь про высокие морали не идёт; но когда фрейдизм начинают пихать чуть ли не в политику, наука превращается в людоедство, не хуже едрёной бомбы.

То же самое с мнимыми авторитетами - когда через СМИ вбрасывается мысль какого-нибудь певца или режиссёра на политические или социологические темы. Я против специализации и за гармонизацию, и вполне допускаю, что режиссёр может быть психологом, политиком и прочая; но ведь массы этого не подразумевают, и для них мнение, например, Андрея Макаревича о памятнике Калашникову является значимым. Вне моего любви или не-любви к автору хита про поворот, его мнение в данном вопросе ничем не отличается от мнение бабы Мани из Тушино или Пашино; но почему-то мы к нему прислушиваемся и спорим или соглашаемся. Мне стыдно про это писать даже тут, в личном дневничке, но пол-страны обсуждает это мега-мнение. Зачем? Почему? Потому что одномерность - "человек известный", и, значит, имеет право на мнение. Это какой-то лютый бред и нелогичность - но, увы, масс-медиа устроены именно так.

Ранее уже писал на эту тему не раз, и всё же стоит повториться - одномерность выражается в сознательном или бессознательном игнорировании целых областей и измерений, и в сведении рассматриваемой проблемы (а то и всего окружающего мира) к одной-двум проекциям. В научных целях это совсем неплохо и постоянно применяется; но в отрыве от научного подхода одномерность приводит к нарастанию бессистемности.

Например, если нам надо расчертить лист бумаги-картона-фанеры, то нам неважна температура-влажность-освещённость, и достаточно свести задачу к школьной планиметрии; хотя всем очевидно, что абсолютно плоских объектов не бывает, и это всё - лютое упрощение. По-видимому, подобный подход также используется и аффтарами многочисленных псевдо-научных "теорий", от теории плоской Земли до фоменковщены и задорновщины.

Лунное затмение плоской Земли

Как это работает - берётся факт, который является правдивым, или похож на правду, и из него делаются выводы, иногда даже вполне логичные, но игнорирующие всю полноту картины мира; например, необходимые условия объявляются достаточными. Из факта, что самолёт состоит из мотора, фюзеляжа и крыльев, вовсе не следует, что если вы слепите что-то из мотора, фюзеляжа и крыльев, оно у вас пролетит хотя бы пару метров - потому что это необходимые, но не достаточные условия.

А ведь именно по такой схеме мы все живём все 26+ лет "незалежности" от советской власти и здравого смысла; государев строй можно обозвать как "либерал-монетаризм"; и который сводит все процессы в мире к движению денег. Можно ли так сделать? Как видимо, можно. Достаточно ли это для существования Человечества? Как показывает практика, нет - либерал-монетаризм обладает сразу несколькими врождёнными пороками, которые вводят систему в состояние кризиса, выйти из которого штатными средствами невозможно. Как же так, ведь всё же вроде нам просто разъясняли ещё в позднем СССР - стоит дать возможность людям не отбывать номер на заводе, а зарабатывать, как тут же наступит изобилие. Изобилие наступило, но только немного не то, о чём мечталось; получилось как в анекдоте про золотую рыбку, которой дед загадал хрен до земли, а она ему ноги оторвала. Была одна колбаса для всех, а стало 100 сортов, только не колбасы, и совсем не для всех; пенсионеры соврать не дадут.

Одномерные системы вглядов опасны тем, что они позволяют игнорировать токсичные для рассматриваемого объекта параметры, то есть не считают их опасными, хотя они таковыми, очевидно, являются. Например, если набирать воспитателей в дедсад только по параметру любви и внимания к детям, то есть существенный шанс набрать педофилов. Просто "не подумали", ага. А ведь мы все живём в такой "токсичной" среде вот уже 3-е десятилетие, не замечая процессов, разъедающих Общество. Например, как писал в недавней статье "про белогвардейцев", наша православная общественность радуется, что можно строить церкви и молиться без притеснения сатрапов НКВД, но не замечает, что в стране буквально в то же самое время появились наркомания, беспризорность, бомжи и многое другое - т.е. проблемы, которых почти 70 лет в стране практически не было. Тоже "не подумали", или так и было задумано?..

И эта смысловая токсичность приводит к деградации культуры Человечества, в первую очередь - "сверху" - рыба гниёт с головы. В глубинке - что российской, что европейской - люди продолжают жить своим умом, и как писал в статье про токсичность, дистанцируют себя от "московских п****сов"; однако культурное пространство этими самыми пассажирами оккупировано весьма плотно, и оно рано или поздно подействует и на глубинку, тут никаких сомнений нет. Удалось же советских людей убедить в том, что они не советские; русских людей вна цеЕвропе - в том, что они украинцы, и задний привод также не за горами. Эти процессы характерны отнюдь не только для РФ, но и для мировой культуры в целом. Например, недавний римейк БлейдРаннера вызывал одинаковую реакцию у разных обзорщиков:

Режиссёрский обзор от Ивана Диденко

Всё тот же Климус Скарабеус

Местами сходятся буквально слово в слово. Опять же, как и в значительной части современных "блокбастеров", имеем дело со смысловой ахинеей; то есть при неплохой визуальной составляющей в фильме нет главного - связного сюжета, и смыслов происходящего. Как же так; для чего ты снимаешь кину - чтобы поржать под пивко или чтобы донести какие-то мысли? А что я говорил про одномерность - если мы смотрим только с монетаристской точки зрения, то единственное мерило для любой деятельности - деньги, то надо снимать то, что хавает пипл, и неважно, что это и зачем. И люди уже привыкают к бессмысленности, вот что хуже всего - мы смиренно слушаем рекламную ахинею, от которой у меня, как дикого обитателя пустошей, волосы дыбом - так же нельзя издеваться надо мозгом Homo Sapiens; потихоньку смиряемся и с киношной ахинеей; что отечественные твАрцы продолжают торговать лицом и даже учить нас жЫзни, что Никитушка Михалков, смачно испражнившийся на весь советский народ в своих УС-2 и 2.5; что "мировые" голливудские звёзды, которых измеряют по гонорарам, а не по нанесённому популяции Земли ущербу. Есть деньги - даже украденные у трудового народа - ты молодец; нет - ты лох. Такая вот немудрённая логика одномерности.

Как переключить общественное сознание в режим научного мышления, в многомерность - задача архи-сложная, и потребует великих усилий по образованию, просвещению; ну, и немного репрессий, конечно, не без того. Мы слишком долго живём в мире, отравляемом токсичными идеями и действиями, и пора уже просыпаться и очищаться. Проблемы - не в жЫдах, москалях, пиндосах или велосипедистах - они внутри Общества и внутри каждого из нас. Мы сами позволяем себя отравлять токсинами одномерности и бессистемности, позволяя гадить в мозг то пророкам переписывания истории, то чинушам (включая сановников РПЦ), изрыгающим хулу на наше прошлое; а то и рекламе, которую мы воспринимаем как должное, хотя она суть ложь. Жить по лжи нормально? Ну, как скажете.

Простых решений нет, ибо мир многомерен. Можно решить локальную задачу, но без ликвидации источников токсинов для общества так и будет гнить все вместе. Источники верно озвучены в первом ролике статьи; выводы как-нить делайте сами.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Страшная месть за побеждённую Украину: Запад решился на немыслимое

    Итоги ушедшего года в прокси-войне Запада против России на Украине лучше всех обрисовал в своем предновогоднем интервью изданию Stratpol полковник французской авиации, кавалер ордена По...

    Часы 12 бьют. Что станет с Украиной в 2025 году

    Украине в 2025 году будет проще всего. От неё и раньше мало что зависело, но больше от неё не зависит даже её собственная судьба. Остаткам населения тем лучше, чем скорее прекратится су...

    То ли ещё будет: новогоднее побоище, или страх и ужас в Европе

    Банды мигрантов повсюду нападали на прохожих, жгли автомобили, обстреливали полицию петардамиНастоящим побоищем обернулось празднование Нового года на улицах европейских городов. СМИ на...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 5 декабря 2024 г. 14:03

      О современном "искусстве" и культурной оккупации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖВ последнее время статьи что-то не складываются в "циклы" и поэтому выходят редко. Но вот, в очередной раз решил оттоптаться на теме современного "искусства"; правда, всё равно будет обидно, даже непричастным. Потому что речь пойдёт не за обывательские "нравится/не нравится", а как обычно в этом журнальчике.Идею подсказал извест...
      459
      Xommep 27 ноября 2024 г. 11:39

      О хороших и плохих людях

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ (хотя тема почерпнута тут, на КОНТе).Слегка провокационный заголовочек; в современном информационном поле он насквозь воняет морализаторством, но попробуем разобраться, что скрывается за этими, казалось бы, оче-видными понятиями. Как всегда, будет обидно.Ключевая проблема определения "хороший/плохой" для современников состоит в...
      284
      Xommep 22 ноября 2024 г. 12:33

      Про конкурентность

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Давненько не писал статей; последнюю неделю думаю над освещением вопроса конкурентности. Оказывается, пару лет назад уже писал большой цикл статей про конкуренцию; большинство вопросов этой статьи уже рассматривал там, но тут можно сделать определённую выжимку, и посмотреть на вопрос не только с точки зрения экономики, но и с т...
      255
      Xommep 7 ноября 2024 г. 13:41

      О нео-язе в левом движении

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Как говорится, мы староверы, и поэтому День народного единства по традиции отмечаем 7-го ноября. Вот в этот красный день календаря и хотелось бы рассмотреть вопрос нео-яза, то есть новой терминологии, отличной от классической, в левом движении.Тему этой статьи подсмотрел в ролике канала Трибун; почему-то нашёл его только на Тыт...
      305
      Xommep 24 октября 2024 г. 11:16

      Про крестьян

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Термин "крестьянин" отдаёт чем-то старорежимным, а то и уничижительным; почему так, попробуем разобраться. В кои-то веки не "культурная", а экономическая тема.Идея этой статьи родилась на ровном месте - из спора с неадекватом в каментах к статье anlazz. Сам по себе спор не стоит выеденного яйца, но что нас не убивает, делает си...
      303
      Xommep 17 октября 2024 г. 12:00

      Про китч

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вслед за статьёй про феномен шоу пора разобрать другой феномен - неминуемое перерождение любого искусства в китч.Залётным листателям может показаться, что тут в журнальчике обсуждаются скушные высоколобые темы, которые его не касаются; но в последнее время как раз обсуждаем вопросы, касающиеся практически любого. Слегка опосред...
      424
      Xommep 8 октября 2024 г. 10:43

      Про феномен шоу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю ковыряться в около-культурных вопросах; после очередного обличения культ-работников хотелось бы в очередной раз покопаться в психологической теме - как то, что нам нравится, по сути нас убивает. Да, именно такими словами.Толчком к написанию этой статьи стал фоновый просмотр ролика известного блюзового музыканта Биби К...
      448
      Xommep 24 сентября 2024 г. 13:48

      Про культ-работников, творчество и самовыражение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю обличать культ-работников; после статьи о конце специализации вернусь снова к "культурным" вопросам; в очередной раз покажу, почему современная специализация в "творческих" профессиях работает не во благо, а во вред простому трудовому народу. На эту тему тоже уже писал, но давно, так что не грех и подновить материал.Н...
      258
      Xommep 24 сентября 2024 г. 11:10

      Про культ-работников и конец специализации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В продолжение статьи о культ-работниках; в этот раз отойду от цикла про культурный фон и поговорим про более понятные, хотя и не всем очевидные вещи. А именно - про демографию, и почему она вскорости должна прикончить культ-работников в том виде, к которому мы привыкли.В последних пессимистических статьях регулярно говорю, что ...
      367
      Xommep 19 сентября 2024 г. 13:45

      Про культурный фон и культ-работников; снова пессимистическое

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл о культурном фоне; после статьи о законе больших чисел в культуре пришла пора ещё раз поговорить о культ-работниках, в широком смысле этого слова - не только чиновниках и артистах, но и о блогерах и прочих культурных субъектах, влияющих на культурный фон. И снова тут будет беспросветный мрак; не столько потому, ч...
      327
      Xommep 17 сентября 2024 г. 14:00

      Про культурный фон и закон больших чисел

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей про культурный фон; которые, в свою очередь, берут начало в статьях о Будущем. В этот раз попробую сравнить его работу с законом больших чисел; аналогия не прямая, но эффект схож.С культурным фоном всё более-менее понятно; это все те культурные артефакты, которые окружают обывателя в его повседневной жизни...
      332
      Xommep 16 сентября 2024 г. 13:26

      Про культурный фон и идеализЪм

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статьи про культурный фон, который выросли из цикла о Будущем; желательно бы ознакомиться вперёд с постановкой вопроса. В этот раз попробую показать, почему попытки решить проблемы современного общества "культурными" методами - идеалистическое заблуждение; хотя я регулярно намекаю именно на культурные методы изменения...
      289
      Xommep 12 сентября 2024 г. 12:43

      Про культурный фон; про "знать" и "понимать"

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей, начатых статьёй о будущем; рассматриваем понятие культурного фона. В предыдущей части в общих чертах разобрали, что это такое; а в этот раз более подробно рассмотрю, почему сейчас следовать в кильватере этого самого культурного фона опасно и вредно для каждого человека и парохода.Обычно пишу на широкие те...
      221
      Xommep 12 сентября 2024 г. 12:34

      Про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье о прошлом и будущем упоминал про культурный фон, да вот что это такое, толком и не раскрыл. Хотя любой осмысленный текст представляет из себя определённый культурный фон, всё равно хотелось бы понимания, что же это такое. Например, основной задачей своих статей считаю даже не призывы к действию, а именно фор...
      224
      Xommep 10 сентября 2024 г. 12:02

      О прошлом и будущем; про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о будущем; читать вперёд её. В прошлый раз было пессимистическое описание; и в этот раз будет тоже, но сегодня будет больше указаний, что делать, то есть хапанём уже немного оптимизЪма. Но это не точно.Многим до сих пор непонятно, зачем нужно изучать прошлое, чем, например, мы занимаемся в своих искпедициях. Со...
      344
      Xommep 9 сентября 2024 г. 12:31

      О будущем; пессимистично-оптимистичное

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вернулся из очередной экспедиции в Забайкалье; ездим туда уже который год за всякой стариной, материальной и не материальной; и в ходе поездки родилась идея написать эту статью. Собственно, зачем мы всем этим занимаемся. 11 лет назад писал статью на аналогичную тему, в которой описывал ответы на вопросы, зачем копаться в стари...
      507
      Xommep 2 августа 2024 г. 13:19

      Про проблему миграции

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Отойду в сторону от последних тем и подниму заведомо хайповую тему миграции и мигрантов; но попробую рассмотреть ситуацию с разных сторон, а не как обычно в этих ваших интернетах.Тема миграции и мигрантов довольно болезненна во многих странах мира; например, периодически пытаются запретить упоминать национальность преступников....
      497
      Xommep 30 июля 2024 г. 11:10

      Про уважение к прошлому

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Отойду наконец от цикла про идеализЪм и попробую обозреть тему уважения к прошлому - к старшим, к родителям и так далее. Обычно этот вопрос сводят к морализаторству, но давайте посмотрим на него с точки зрения логики и культуры.Регулярные листатели этого бложика знают, что я занимаюсь традиционной культурой; то есть с точки зре...
      383
      Xommep 25 июля 2024 г. 12:36

      Про идеализЪм в полит-дискуссиях и пропаганде

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.После небольшого отскока в сторону экономики продолжу цикл о идеализме в культуре; попробую рассмотреть заведомо хайповую тему интернет-дискуссий и пропаганды в целом. В очередной раз попробуем посмотреть на эти процессы не с точки зрения "нравится/не нравится", а "как это работает".Поводом к написанию данной статьи послужила з...
      250
      Xommep 19 июля 2024 г. 11:36

      Про идеализм в экономике

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл статей про идеализЪм; от темы культуры перейду к экономике. По идее с этого надо было бы начинать; бытие определяет сознание, и всё такое; но про экономику и так пишут все подряд, а про культуру (если не путать её с искусством) - почти никто. Но в теме разбора философии идеализЪма без экономики обойтись нет никако...
      331
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика