• РЕГИСТРАЦИЯ

Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

31 2712

О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.

«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но мы, по благодати Божией, беспрепятственно миновали это мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехи этого рода», – продолжает свое свидетельство блаженная Феодора.

Хотя в законе Божием сказано: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22: 28), но всегда существовал очень высокий спрос и с самих судей, возможные их преступления оговариваются в Библии. Сказано: «Не суди превратно тяжбы бедного твоего» (Исх. 23: 6) – имеется в виду в пользу богатого; «не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев. 19: 15). Но и сами богатые имели право на беспристрастное рассмотрение их дела. Сказано: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему» (Лев. 19: 15). Лицеприятие к нищему – это милосердие, но, если нищий неправ, а прав богатый, судья не должен проявить свое субъективное предпочтение. Сказано: «и бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23: 3).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сказано: Бедному не потворствуй в тяжбе его. Что это значит? Значит: будь тверд и несгибаем, если и нищий согрешит. Если же не должно потворствовать нищему, то тем более – богатому. Это говорю я не только судьям, но всем людям, чтобы они нигде не нарушали справедливости, но везде свято соблюдали ее». Подобно и блаженный Иероним Стридонский писал: «Не будь лицеприятен к нищему на суде – чтобы под предлогом милосердия не приняли мы несправедливого решения. Каждого из нас нужно судить, принимая во внимание значение не людей, но дел. Ни богатому не препятствует богатство, если он распоряжается им как следует, ни бедного бедность не делает более достойным похвалы, если среди нечистот и нужды он не остерегается греха».

Положено одинаково справедливо судить и пришельца, и туземца. Сказано: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 24: 22). Дополнение: «ибо Я Господь, Бог ваш» – представляется излишним, но смысл его такой: и пришельца, и туземца создал Господь Бог, значит, и тот, и другой имеют право на справедливость.

Читаем: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). «Пределы их обитанию» – это нравственные и моральные предписания закона Божия, исполняя которые мы можем жить полноценной и счастливой жизнью. Ибо заповеди, уставы и постановления даются не для смерти, но для жизни. И как общеизвестно, нет более несчастного человека, нежели тот, кто не живет теми идеалами, которые он исповедует.

Взятки, подарки и что-либо подобное запрещено судье. Сказано: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16: 18–19).

Цезарий Арльский, латинский автор VI века, писал: «Те, кто внемлет причинам, правильно судят и не принимают даров против невинного, ибо дары ослепляют сердца мудрых и извращают слова праведных. Как бы им, пока будут обретать имущество, случайно не погубить свою душу. Ибо не наживает неправедную прибыль без праведного воздаяния: прибыль – в сундуке, воздаяние в совести».

В новозаветном понимании: «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2: 13). И в наших российских судах должно быть не изображение слепой языческой Фемиды, но икона святой Анастасии Узорешительницы или святителя Николая Мирликийского. В нашем христианском понимании идеальные судьи – это святые. Сказано: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6: 2–3).

Но коль скоро, например, православный верующий стал мирским судьей, это не освобождает его от исполнения библейских принципов ведения судопроизводства. Нарушение всех этих принципов со стороны судей светских или церковных приведет их к истязаниям на данном мытарстве.

С другой стороны, суд над другим человеком не может не ввергать самого судящего в трепет. Ибо суд, прежде всего, есть дело Божие!

Читаем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Итак, только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13).

Мытарство 9-е, неправды

Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25–26).

Обязанность Церкви – призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 1–2).

Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?»

Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящим пред Голгофой. И вот видит он Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

Вы спросите: почему осудивший брата как антихрист? Потому что своим человеческим судом дерзнул подменить Суд Христов!

Апостол Павел дает совет: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14: 10–13).

С другой стороны, в каждом осуждении, даже если человек говорит о том, что видел собственными глазами, присутствует элемент клеветы. Как мы выяснили выше, подлинные мотивы любого поступка известны только Богу, Который один учитывает все обстоятельства содеянного.

Клевета – в любой форме и любом виде – есть мерзость в глазах Бога. Клеветник согрешает трижды! Первый раз – против себя самого, допустив в своем сердце неправду на брата своего; второй раз он согрешает против всех тех людей, до которых его клевета дойдет; и третий раз он согрешает против того, на кого клевещет. Апостол Павел пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4: 5).

Сам христианин не должен бояться человеческого осуждения и клеветы. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4: 3). О святителе Иоанне Златоусте известно, что злые клирики из зависти стали распространять об архиепископе Иоанне худую молву, хулили того, который достоин был одних похвал. Святитель Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И вышло так: чем более хулили Иоанна Златоуста его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после прославился и в дальних странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения.

Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить, что вы не чисты на руку; блудники будут говорить, что вы не целомудренны; клеветники будут говорить, что вы сплетник; пьющие будут говорить, что вы не ведете трезвый образ жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Люди большею частью судят и о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого нелегко поверит, что есть люди, которые раздают и свое». Слыша подобное, будем переживать не за себя, но за сказавших это о нас.

И все же мы вправе требовать светского суда (см.: Деян. 26: 32) и церковного разбирательства (см.: 1 Кор. 6: 1–7) и, если потребуется, учувствовать в нем.

Но при этом нельзя забывать, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13). Ибо мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении.

Протоиерей Олег Стеняев


Предыдущие статьи:

Воздушные мытарства. Мытарство восьмое - лихоимства

Мытарство шестое - кражи

Пятое мытарство - ленности

Четвёртое мытарство - чревоугодие

Мытарство третье - осуждение и клевета

Мытарство второе - лжи

Мытарство первое - празднословие

По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    Мечты сбываются или "великая победа" Украины

    Мы рассуждаем о том каким образом, на каких рубежах и в какие сроки будет завершена СВО, что делать с постукраиной и её крайне разнообразным населением, а нам в пору завидовать украинца...

    План Сырского

    В последнее время СМИ буквально заполонили сообщения о «мирных планах» и готовности к переговорам с Россией всех, кому не лень. Но есть один нюанс — все хотят мира на своих условиях, ко...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Как выстраивать здоровые отношения?

      ОБРАЗЦОВЫЙ ПОДКАСТ №11Телеведущая СПАС, Екатерина Мацвей с психологами в нашей студии.Тема беседы является актуальной по тому на наш взгляд, что современные молодые люди разучились выстраивать здоровые отношения с момента первой встречи вплоть до нахождения в браке.С чего стоит начать знакомство? Как выстроить границы в отношениях и донести до любимого человека свою х...
      182

      Токсичные отношения

      Давайте сегодня попробуем разобраться с вопросом, кто же такие «токсичные люди» и какие отношения мы можем называть «токсичными », «Токсичными» в популярной психологии называют людей, которые «отравляют» жизнь окружающим: после общения с ними ощущаются упадок сил, подавленность, низкая самооценка.К «токсичным» обычно относят людей, для которых характерн...
      193

      Слухи. Как себя вести?

      Что делать со слухами, которые распускают у вас за спиной?Игнорируйте их — это самая главная защита. А еще – не сплетничайте сами.Если люди распускают слухи о вас из-за скуки или желая компенсировать собственную неполноценность и привлечь к себе внимание, ваша эмоциональная реакция бессмысленна, даже наоборот, она может убедить людей в правдивости случа...
      251

      Почему люди так заинтересованы в эзотерике?

      Эзотерика обычно обещает, фактически «гарантирует», быстрый и весьма привлекательный результат.Эзотерика помогает избавиться от сложного чувства ответственности за себя и свою жизнь, делает ответственность абстрактной – легко свалить вину на звезды, подтекание жизненной энергии, засоренные чакры, отсутствие контакта с Вселенной, в конце концов – на друг...
      206

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      174

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      117

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      155

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      271

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      204

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      212

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      306

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      160

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      738

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      194

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      233

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      200

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      3949

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7351

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1908

      О современном язычестве. Протоиерей Олег Стеняев

      ХОЧЕШЬ ОБРАТИТЬ? ВЫСЛУШАЙ!Для чего, заинтересовавшись Православием, князь Владимир пошел войной на его носителей, греков? Зачем святитель Николай (Касаткин) печатался в японских светских литературных журналах? Чем отличается миссия от пропаганды? И от какого «язычества» Бог предостерегает современного человека? У каждого поколения христиан – свой ЕгипетМ...
      2974
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика