• РЕГИСТРАЦИЯ

Половецкая периферия Булгара и Руси и нашествие Батыя

3 584

Размещу тут облегченную версию соответствующей моей статьи из журнала "Древняя Русь" за 2019 г. (см. мою библиографию тут - https://cont.ws/@bohun1/290454... ).

Половецкая периферия Булгара и Руси накануне и в период Батыева нашествия 

Связи булгарской периферии с Монголией образуются в середине XI в., когда Волго-Уральского междуречья достигает волна переселенцев с маньчжурской границы. Судя по данным династийной истории «Ляо ши», изначально это было движение татарской (цзубуской) племенной конфедерации, разбитой киданями – ее каган по имени Хун-йан в конце X в. боролся с киданями, но после предательства своего младшего брата Телабуги был выдан киданям и казнен ими в 1000 г., а остатки его орды бежали на запад [Ляо ши]. Юаньский автор Янь Фу (годы жизни 1236 – 1312 гг.) сообщает в написанной им около 1299 г. эпитафии кипчакского полководца Тутука, что эти переселенцы прибыли в место, что «омывается двумя реками, левая называется Я-и (Яик), а правая называется Е-дэ-ли (Идэль)… после чего установили порядок (эвфемизм в китайской традиции, означающий завоевание и полное покорение – Р.Х.) и поселились там, дав собственное наименование – Кипчак» (Янь Фу).

Т.е. предки Тутука прибыли в междуречье Волги и Урала, каковое событие датируется серединой XI в. В течение нескольких десятилетий своего продвижения к Волге и Уралу изначальное ядро из цзубу впитало в себя многие тюркские рода и племена, но сохранило во главе всего объединения цзубускую кочевую аристократию. Из ее числа и выдвинулась целая династия наследственных ханов этой орды, которая кочевала теперь в заволжских и приуральских степях.

Благодаря тому, что прямой их потомок Тутук во второй половине XIII в. оказался на самой вершине власти империи Юань, сведения о своих предках он смог сохранить в официальных документах этой империи. На их основе были написаны тексты двух мемориальных стел – в честь самого Тутука и в честь всего его рода. Упомянутый выше Янь Фу являлся автором текста первой из них. Второй текст написал в 1329 г. юаньский придворный историограф Юй Цзи (годы жизни 1272 – 1348 гг.). Названия этих сочинений – «Шуми Цзюйжун У-и ван бэй (Стела ‘Воинственно-непоколебимого вана Цзюйжун‘, [члена] Верховного тайного совета)» авторства Янь Фу и в «Цзюйжун цзюньван шицзибэй (Стела заслуг рода цзюньвана Цзюйжун)» авторства Юй Цзи (следует пояснить, что ван или цзюньван Цзюйжун, это наследственный титул, данный Тутуку юаньскими императорами, означающий владетельного князя, вана по-китайски, области (цзюнь) Цзюйжун). Оба этих текста дошли до нас в составе как юаньских, так и более поздних сборников в жанре т.н. «образцовых сочинений».

Из авторских предисловий к текстам стел мы в частности узнаем, что по приказу юаньского императора Ток-Тэмура, которого в 1328 г. привел к власти внук Тутука Ял-Тимур, Юй Цзи стал биографом рода Тутука и сделал целое исследование по истории его предков, отследив их вплоть до середины XI в. При этом он использовал как документы канцелярии монгольских каанов, так и данные Янь Фу и сведения родословной росписи рода (т.н. шежере), сообщенные ему сыновьями и внуками Тутука. Так, он пишет о первом хане этого рода: 

«Кун-йан был тот, кто дал наименование их государству, назвав его Кипчак, и стал их владетелем».

По-тюркски «Кун-йан» означает «образец/пример кунов» (см. словарную статью «йан» в энциклопедии тюркских наречий «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари от 1073 г.). Почти полное совпадение имени прапрадеда Тутука с именем вышеупомянутого цзубуского хана показывает, что последний вероятно был дедом или прадедом кипчакского Кун-йана (это можно предположить исходя как из счета поколений, так и из известного обычая у тюрков и монголов давать первенцу имя деда или прадеда). Имя первопредка также указывает на родовое название этих «кипчаков» – кун, сохранившееся и сейчас у венгерских половцев-кунов. Аналогичное имя, тоже композит от этнонима кун, нам известно и из русских источников – в Лаврентьевской летописи под годом 6604 (1096 г.) написано: «Половчину именем Кунуи» (ПСРЛ т. I, стб. 239). «Кунуи» представляет собой русскую передачу сочетания ‘Кун-уйа’, означающего "родственник кунов", что по своей типологии соответвует вышеупомянутому композиту «Кун-йан».

В тексте Юй Цзи есть интересные детали, показывающие, что создание данной половецкой орды в Заволжье не прошло мирно и пришельцам удалось силой доказать свои права на власть среди местных племен. Так он пишет: 

«Местные нравы (т.е. на новом месте – Р.Х.) были смелыми и дерзкими, а их народ – отважным, так что умел отлично сражаться, и имевшийся [среди них] Кун-йан был тот, кто тогда дал наименование их государству, назвав [его] “Кипчак”, и стал их владетелем, чтобы править ими». 

Со своей стороны Янь Фу дает объяснение причины этой борьбы, когда описывает крайне удобные условия для кочевого образа жизни в тех местах, куда прибыли предки Тутука: 

«просторные равнины речных долин, травы и деревья изобильные и густые». 

Получив в свое владения столь удобные для кочевого хозяйства территории, потомки Кун-йана довольно быстро создали одну из самых мощных половецких орд в заволжских степях.

Внук Кун-йана Инасы (род. ок. 1130 г.) сильно расширил данную орду половцев-кунов, сделав ее одной из сильнейших за Волгой. В 1208 г. к нему бежал спасавшийся от монголов хан меркитов Худу с остатками своих людей. Чингисхан в 1209 г. потребовал их вернуть, но получил от Инасы отказ (в жизнеописании Тутука в ЮШ приведены сведения об этих событиях из текстов Янь Фу и Юй Цзи и дан связный рассказ о переписке Инасы с Чингисханом по поводу судьбы Худу). Это и было завязкой будущей длительной войны монголов с кипчаками. По данным жизнеописания Субэдэя в «Юань ши» в 1216 г. он был отправлен на покарание меркитов и кипчаков, но, столкнувшись в казахских степях с армией хорезмшаха, вынужден был отойти, так и не вступив в сражения с ордой Инасы и его потомков (см. также рассказ об этом у ан-Насави, хрониста последних хорезмшахов). Дальнейшие события этой войны стали уже эпизодом в ходе крупнейшей кампании войск Чингисхана, т.е. похода против государства хорезмшахов в 1219-1224 гг. После разгрома основных сил последнего, Чингисхан отправил тумены Чжэбэ и Субэдэя в рейд на запад – как для преследования самого хорезмшаха и остатков его сил, так и для разведки.

И в 1222 г. монголы корпуса Чжэбэ и Субэдэя в ходе своего знаменитого рейда встречаются на Кавказе с местными тюркскими племенами, которые находились в зависимости от кипчаков. Часть из них сразу же перешла на сторону монголов (см. рассказ об Акуше у Ибн ал-Асира, а также жизнеописание Субэдэя в «Юань ши»). После рейда в Крым и южнорусские степи и последовавшей победы на Калке над соединенным половецко-русским войском в мае 1223 г., они возвращаются обратно через пределы Булгара, где терпят крупное поражение осенью того же года (Ибн ал-Асир). Но судя по докладу Субэдэя Чингисхану, часть этих, примкнувших в монголам, тюрков и кипчаков уцелела и вместе с восточнокипчакскими и другими тюркскими племенами Восточного Туркестана в 1225-1226 гг. вошла в состав войск Субэдэя (ЮШ). Из них в 1225-1226 гг. и был сформирован 30-тысячный корпус под командованием Субэдэя, который сначала участвовал в войне против тангутов и потом (не позднее весны 1227 г.) был отправлен из Ордоса на запад, к пределам Булгара (см. жизнеописание Субэдэя в ЮШ, «Сокровенное сказание монголов» и соответствующие сообщения у Джувейни и Рашид ад-Дина).

В 1227-1229 гг. корпус Субэдэя находится на границах Булгара, в связи с чем вероятно и произошли известные нам события в Булгаре и на границах Руси. Так, независимо друг от друга, русские и арабские источники под 1228/29 г. сообщают о расколе среди половецких орд на булгарской периферии и переходе части родов к монголам (арабские хронисты ан-Нувейри и Ибн Халдун), а Лаврентьевская летопись прямо указывает на действия монголов, направленные на ослабление половецкой периферии Булгара, причем именно в Волго-Уральском междуречье: «Саксини и Половци възбегоша из низу к Болгаром перед Татары. И сторожеве Болгарькыи прибегоша бьени от Татаръ близь рекы еиже имя Яикъ» (ПСРЛ т. I, стб.453). Сведения из шежере Тутука, правнука Инасы, сохраненные в китайских источниках говорят о том же.

По сообщению жизнеописания Субэдэя в ЮШ, летом 1229 г. он был отозван в Монголию для участия в курултае, избравшем кааном Угэдэя, а сменивший его Кокошай не смог удержать лояльность кипчаков: именно под 627 г.х. (1229/30 г.) сообщает Ибн Васил, что «вспыхнуло пламя войны между Татарами и Кипчаками» (ЗОИ с. 49), а в 1233 г. в Каракоруме южносунский разведчик Пэн Да-я узнает от монголов о кипчаках следующее – «вначале они подчинились, а потом взбунтовались, бежали в теснины и за реки, чтобы там сопротивляться… государство кибчак излишне воинственно. Если не прибить искры их сопротивления, то черные татары поимеют достаточно горя от степного пожара. Они [т.е. кипчаки] как раз те, с кем татары непременно будут вести борьбу» (Пэн Да-я с.25а). Так и случилось – на курултаях 1234 и 1235 г. было решено отправить общеимперскую армию на помощь корпусу Кокошая и войскам улуса Джучи, находящимся на крайнем западе монгольских владений, т.е. в земли булгарской периферии.

Этот поход, под командованием Бату, сами монголы назвали «Кипчакским» (так его называет в 1240 г. «Сокровенное сказание монголов»). Вероятно монголы при этом учитывали одно благоприятствующее им обстоятельство – в орде потомков Инасы возникла и длилась «большая смута», как ее характеризует жизнеописание Тутука в ЮШ. Вообще же, по сведениям шежере Тутука, которые приводятся в указанных китайских источниках, Инасы, доживший до очень преклонных лет (он умер ок. 1219 г.), в свои последние годы фактически не правил – так, Юй Цзи пишет, что перед монгольским походом на хорезмшаха (т.е. ок. 1218/19 г.) он «был очень стар и не был в состоянии содержать в порядке свое государство». В итоге его наследники устроили соперничество, которое после смерти Инасы вылилось в войну между ними (Юй Цзи, ЮШ). Юй Цзи также сообщает, что еще до подхода общеимперской армии Бату и других чингизидов Урусман, сын Инасы, выразил свою покорность Угэдэю (там же).

Таким образом, успеху монгольского «Кипчакского похода» весьма поспособствовала междоусобица в сильнейшей половецкой орде за Волгой. Это не только раздробило ее силы и тем облегчило боевые действия монголам, но и прямо усилило войска Бату, так как часть кипчаков перешла к ним. Юй Цзи и Янь Фу дают точную дату, когда корпус Мэнгу-каана вошел в земли данной половецкой орды и когда к нему присоединился со своим родовым войском сын Урусмана Балдучак – это 1237 г. Потом Балдучак и его люди участвовали во взятии столицы аланов Магаса в 1239/40 г. в составе войск Мэнгу (Тутук был сыном Балдучака). Другим важным фактором успеха похода Бату была действенная разведка монголов, ее силу иллюстрирует очевидец, венгерский монах брат Юлиан – в 1237 г. великий князь Юрий Всеволодович рассказал ему о множестве монгольских «послов», фактически шпионов, проходивших через его княжество, а сам Юлиан встретил одного такого «посла», владевшего 5 языками, в том числе русским и кипчакским (Юлиан с. 80, 89). Здесь надо отметить, что монголы таким образом имели достоверную информацию о своих противниках в Булгаре и Руси – как от перешедших к ним кипчаков, так и от своей разведки.

Подытоживая, можно заключить, что взгляд монгольских ханов на походы против Булгара и Руси во многом связан с их пониманием отношений последних с половцами. Для монголов в этом смысле определяющими были события рейда Чжэбэ-Субэдэя – и булгары и русские с точки зрения монголов представлялись сюзеренами половцев и таким образом несли за них ответственность: для монголов сражения на Калке и на их обратном пути через Булгар были тому весомыми подтверждениями. Поэтому окончательной расправе над половцами должен был предшествовать удар по их сюзеренам, что было очевидным шагом с точки зрения монгольской стратегии. Соответственно, любое рассмотрение похода Бату в Восточную Европу должно в полной мере учитывать кипчакско-половецкий фактор.

Мятежные половецкие вассалы убивают венгерского короля Ласло в 1290 г. (миниатюра из иллюстрированной Венгерской хроники)

ЗЫ: ссылки на арабских и персидских авторов даны по изданию ЗОИ т.1 («Золотая Орда в источниках, т.1. Арабские и персидские сочинения», ЦИВОИ, М. 2003, см. мою библиографию по ссылке в начале)

Историк-востоковед

    Джаст пис план!

    Картинка становится ещё более кринжевой, если знать, что её снимали в госпитале для тяжелораненых. А Зеленскому нравится! Если кто-то переживал, что наши могут договориться насчёт мира на Укра...

    Сенсационный отчёт о расследовании Палаты представителей США подтверждает, что почти всё, что альтернативные СМИ говорили о происхождении COVID, карантине, масках, вакцинах и чрезмерном вмешательстве правительства, было ПРАВДОЙ
    • H5N1
    • Сегодня 13:35
    • В топе

    https://www.naturalnews.com/2024-12-02-house-investigative-report-covid-lockdowns-pandemic-truth.htmlИтак, спустя четыре года после того, как кошмар пандемии COVID обрушился на Америку ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Либерея Айвена Террибла

      Занятно работает ассоциативное мышление — когда писал цикл про историографическую традицию древнего и средневекового Китая, то упомянул государственные и частные библиотеки, ставшие важными центрами поддержания и развития системы историописания и тиражирования исторических сочинений; а потом написал про времена Ивана III Великого и его государственное строительст...
      191

      "Совпадение? Не думаю" (с)

      Продолжу тему совпадений в истории между событиями, культурными и прочими явлениями у разных культур/цивилизаций. Ну то есть "совпадениями" они тут названы условно — вполне возможны просто еще не отслеженные или непонятые пока еще связи между ними.Так вот, прочел у В.В. Мавродина, что главой каждого из приказов, созданных при Иване III Великом, был судья.Сразу вс...
      309

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть вторая)

      Продолжение. Начало см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2930565 . «Цзинь ши (Официальная история династии Цзинь)» (далее — ЦШ), подготовленная и опубликованная коллективом Токто в 1344–1345 г., была пятой попыткой создания при Юань династийной истории империи Цзинь. Первая из них была предпринята почти сразу после падения этого государства чжурчжэней в 1234 г....
      266

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть первая)

      Речь тут пойдет о тех китайских источниках, где они есть. Но за вычетом династийной истории Юань ши, о которой уже приводились сведения в предыдущей заметке (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2929973 ). В основном это, как и Юань ши, чжэнши, т.е. нормативные, официальные, истории (о древней и средневековой китайской историографии, см. другие мои заметки тут -&nbs...
      301

      Громадная энциклопедия по Монгольской империи, которую надо знать

      Сложность для историков, занимающихся державой Чингисхана и вообще Монгольской империей, заключается в необходимости знать множество языков. Ведь собственно на монгольском языке источников относительно мало. Значительно больше источников на других языках, то есть на тех языках, на которые в канцеляриях монгольских властителей переводили большинство оригинальных монгол...
      272

      От гаданий на костях до династийных историй (часть вторая)

      Продолжение. Первую часть см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2928682 . В ней остановились на появлении новых чжэнши, уже после того, как первые нормативные истории (Ши цзи и Хань шу то есть), стали каноническими образцами для династийных историй, а их составление стало важнейшим государственным делом во всех империях на территории Китая.В результате этого про...
      250

      Пакт Келлога v.2.0

      Забавные бывают случаи совпадений нынешних событий с давно прошедшими и ушедшими в историю. Например с подписанным 96 лет назад так называемым "Пактом Келлога-Бриана". Он же Парижский пакт. Так назвали международный коллективный договор об отказе от войны в качестве орудия внешней политики.Он получил свое название по именам инициаторов — министра иностранных дел Франц...
      208

      От гаданий на костях до династийных историй (часть первая)

      Именно таков путь трехтысячелетней историографической традиции Китая. Это отражается даже в языке — знак 史 ши, которым сейчас обозначают понятие "история", исходно означал служителя при дворе чжоуского вана, который участвовал в гаданиях своего правителя-вана (проведение различного рода ритуалов, в том числе гаданий, так называемых "вопрошаний Неба", было ва...
      372

      Элосы, волосы и ракшасы — и это все о нас...

      Почему русские называют Китаем и китайцами то, что на самом деле Чжунго (Срединное государство) и хань (ханьцы), соответственно. Касательно объяснения этого я уже размещал здесь обстоятельную статью. За подробностями см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2864012 .Но есть же и обратная тема — а как китайцы называли (называют) Россию и русских? И почему? В за...
      1085

      «Народный трибун» в китайских источниках о Риме, или Эффект «испорченного телефона»

      Сведения о Риме (включая период Римской империи времени ее единства), а позже и о Западной и Восточной Римских империях (включая Византию), существуют в китайских текстах, начиная с довольно давних времен. Например китайские сведения о птолемеевской Александрии восходят к III в. до н.э., а потом они вошли в состав сообщений о Риме — уже в то время, когда Египет и...
      328

      "Песнь прямого духа", или Судьба поэта-генерала

      Китайского. Точнее южносунского — так как он служил империи Южная Сун (1126 - 1279). Сейчас он возведен в ранг одного из величайших национальных героев Китая. Не только за его поэтические дарования (а он издавна признавался одним из самых выдающихся поэтов эпохи Сун), но более всего за его военно-политическую деятельность и героическую смерть.Звали его Вэнь Тянь-...
      523

      Интересное царство, которое покоряли Урянхатай и Хубилай

      Оно более всего известно как Дали. Но это название ее столицы (ныне одноименный город и уезд провинции Юньнань в КНР). Строго говоря, это было продолжение государства Наньчжао, в котором сменилась династия (в Дали стала править династия рода Дуань, правителей народности бай). Китаезированное изображение двора правителя Дали (ср. ниже другой вариант карти...
      715

      Чего боялся Чингисхан

      Казалось бы странный вопрос. Ведь Чингисхан неизвестен трусостью в бою, он мог сражаться в первых рядах. Как политик он тоже не отличался робостью, а наоборот часто придумывал и осуществлял смелые и дерзкие замыслы.Можно, конечно, вспомнить о том, чего боялись тогдашние монголы — и в самом деле, суеверий и страхов у них хватало. Они очень боялись грома с молнией или м...
      1034

      Русь, Малая Русь и "Украина"

      Решил разместить тут свою давнюю (была написана более 20 лет назад) статью. Думаю она актуальна и сейчас. Впервые была опубликована в: «Российские и славянские исследования: сборник научных статей. Выпуск I», Белорусский государственный университет, Минск 2004Происхождение и становление понятия «Украина», взаимосвязь этих процессов с комплексом названий «Русь/Юго-Запа...
      725

      За сто пятнадцать лет путь от медовых пряников до Орешника

      Одиннадцать лет назад в погоне за кружевными трусиками население бывшей Малороссии сошло с ума и устроило скачки на т.н. "майдане". А ведь еще за сто лет до этого Киев жил другим. Смотрим фото 1910 года: Через 115 лет после этого, в наступающем 2025 г., не факт, что на Межигорской 19 (в Киеве) не "расцветет" Орешник...ЗЫ: а главное - все как хотят сами к...
      315

      Корона золотоордынской империи

      Короны Российской империи многие видели, если не воочию (в Алмазном фонде или на выставках), то на фотографиях или в кино. Венцы же русских властителей (т.н. "Шапка Мономаха", "Казанская шапка") тоже знакомы многим. А вот что касается венцов монгольских владык (каанов, ханов улусов Монгольской империи — например Золотой Орды или ильханата Ирана), то они не только не с...
      380

      День артиллерии (и ракет тоже)

      Сегодня по поводу праздника артиллеристов и ракетчиков вспомнились слова из песни "Артиллеристы, Сталин дал приказ!" и "Эх, Андрюша...". И вот почему — ведь "андрюша" это не просто имя, это и как "катюша", название реактивного снаряда. Вот он: Реактивный снаряд установки БМ-31-12А теперь посмотрите на этот рисунок из китайского средневекового тракта...
      316

      Сколько монголов было у Батыя (декомпозиция мифа)

      В сети и вообще, среди начитавшихся Л.Н. Гумилева, бытует миф про якобы только 4000 монголов у Батыя. Дескать только это количество монголов было у него в войске, с которым он пошел завоевывать Русь и страны Восточной Европы, и которые после войны остались в созданной им Золотой Орде. Миф живучий, но от этого не становящийся правдой. Откуда он появился и почему он неп...
      932

      От Инда и до Терека

      Помотала судьба хорезмийского султана. Вспомнилось это после написания заметки о странствиях идикута Барчука с его 10 000-м войском по державе каракитаев и его погонях за хорезмийскими султанами (подробнее см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2921527 ).Да, именно во множественном числе, ибо Чжэбэ и его войска (в составе которых был и отряд уйгуров Барчука) гонялись ...
      318

      Загадочные места и люди, к которым с миссией добра ходил уйгурский идикут Барчук

      В ходе написания заметки об уйгурских принцессах для "золотого рода" Чингисхана (см. ее тут - https://cont.ws/@bohun1/2919536 ), заглянул в жизнеописания уйгурского владетеля Барчука и его потомков, уйгурских идикутов (находятся в цзюани 122 Юань ши). А там натолкнулся на один пассаж, который вернул меня к до сих пор не решенному вопросу, который я когда-то отлож...
      408
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика