• РЕГИСТРАЦИЯ

От гаданий на костях до династийных историй (часть первая)

8 494

Именно таков путь трехтысячелетней историографической традиции Китая. Это отражается даже в языке — знак 史 ши, которым сейчас обозначают понятие "история", исходно означал служителя при дворе чжоуского вана, который участвовал в гаданиях своего правителя-вана (проведение различного рода ритуалов, в том числе гаданий, так называемых "вопрошаний Неба", было важнейшим делом вана) и, соответственно, в фиксации их результатов.

Со временем ши, этот мелкий чиновник двора, так сказать архивист, сохранявший сведения о гаданиях (потом и других ритуалов), а главное — результатов гаданий (точнее — сравнения "ответов" Неба, т.е. интерпретации полученных на кости отметок, с реально свершившимися событиями, о которых и вопрошали Небо и духов-предков), стал первым прото-историографом при дворе вана. "Прото", это потому что на этом этапе еще не дошло до ведения хроник специальным придворным историком, но этот шаг был вскоре сделан. О том же, как сложилась (начиная с архаических времен) китайская историографическая традиция, дошедшая до своей вершины — династийных историй, и рассказывает данная заметка (ее первая часть).

Нормативные истории (正史 чжэнши по-китайски), еще называемые династийными историями, это официальные истории прежних («погибших» по китайской терминологии) династий, которые составлялись государственными историографами по приказу императора новой династии. Для написания таких историй использовались официальные документы и исторические сочинения, которые относились ко временам описываемой династии. 

Ведение записей деятельности владетелей царств и императоров Китая (летописей их государств) являлось древней традицией, уходящей как минимум в I тысячелетие до н.э. Почти все они не дошли до нас ни в каком виде (за считанными исключениями). Тем не менее содержание многих из них нам известно по более поздним, периодов империй Цинь (221 – 207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 гг. н.э., это принятая в отечественной литературе периодизация, в китайской – с 202 г. до н.э., когда Лю Бан провозгласил себя императором Хань), официальным историям.

Первой чжэнши принято считать «Записи историографа» (史記 Ши цзи, в отечественной традиции — «Исторические записки») Сыма Цяня (145 – ок. 86 г. до н.э.), законченные к 91 г. до н.э. и описывающие историю Китая с самых ранних (мифических) времен и до династии Хань. В ней-то и использовались не дошедшие до нас летописи разных царств Китая и официальные истории времен Цинь. Например, некоторые документы империи Цинь сохранились в виде каменных стел, где были выбиты законы, указы и других документы Цинь Ши-хуана (именно по его приказу они создавались и ставились в разных частях объединенного им Китая).

Написанные циньским канцлером Ли Сы строки указа Цинь Ши-хуана (эстамп со одной из циньских стел, установленных в Ланъятай)

Отмечу тут, что  название «Записи историографа» соответствует пониманию самими китайцами смысла выражения 史記. Дело в том, что с давнего времени это сочинение в Китае называлось Тайшигун шу, что значит «Книга истории тайшигуна» (тайшигун – это звание придворного историографа и одновременно почетное имя Сыма Цяня). Т.о. название сочинения издавна понималось как записи конкретного историка, а не абстрактные «исторические записки». Но данное название («Исторические записки») прижилось в литературе, поскольку отражает привычные нам европейские (античные) образцы первых историй.

Второй чжэнши считается сочинение 漢書 Хань шу («Книга истории Хань»), что создавалось семьей историков рода Бань (отец — Бань Чао, его сын Бань Гу и дочь Бань Чжао) на протяжении почти ста лет и считается в основном принадлежащим кисти Бань Гу (32 – 92), хотя окончательно было закончено в 117 г. (после смерти Бань Гу) его младшей сестрой Бань Чжао.

Эта 2-я чжэнши охватывала период с 209 г. до н.э. по 8 г. н.э. и считалась историей Западной (Ранней) Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.). После периода т.н. «узурпации Ван Мана» (9 – 23 гг.), правление династии Хань было восстановлено и период с 23 по 220 г. стал считаться временем Восточной (Поздней) Хань. Поэтому, после появления династийной истории «Хоу Хань шу (“Книга истории Поздней Хань” или “История Поздней Хань”)», написанной Фань Е (398 – 445) незадолго до своей смерти в 445 г., «Хань шу» Бань Гу стали называть «Цянь Хань шу (История Ранней Хань)».

Содержания, составы и композиции Ши цзи и Хань шу задали последующим авторам династийных историй образцы для работы, создав в итоге канон составления для всех остальных чжэнши. В общепризнанном списке таковых всего насчитывается 24 чжэнши, составляющих их канон, т.е. так называемые «24 династийные истории».

Ко временам, после составления первых двух чжэнши, их создание превратилось в важнейшее государственное мероприятие. Дело в том, что после гибели Хань, смены множества династий, образования на территории Китая одновременно нескольких соперничающих империй (т.н. период «северных и южных династий») и прочих смут, перед новыми, объединявшими Китай, династиями, вставала проблема их легитимности. Именно в целях своей легитимизации, каждая новая династия предпринимала традиционные меры — провозглашала название династии, вводила свой календарь со своими девизами правления.

Т.н. цзягувэнь – записи на черепаховом панцире, которые сохраняют как вопросы, заданные при гадании на этом панцире (при его раскалывании от протыкания раскаленными бронзовыми спицами), так и полученные "ответы Неба"

Манифест о провозглашении названия династии был первым и важнейшим актом нового Сына Неба, в нем разъяснялись основы будущего правления и их соотнесение с символическими и духовными основами, заложенными в выбранном названии, поскольку оно базировалось на исторических прецедентах, таких как правления «идеальных императоров», примерах гибели империй от действий императоров-тиранов, терявших так называемый «мандат Неба» на правление Поднебесной, а также ссылках на знамения небес etc. Название должно еще было указывать на связующую роль нового императора как посредника между волей Неба и делами Поднебесной и населяющих ее народов (также с привлечением соответствующих исторических примеров). Все это обосновывалось в манифесте усилиями сановников из императорской академии, а по совместительству официальными историографами.

И вот в рамках этого процесса упрочения легитимности, особую значимость приобретало создание официальных историй. Ведь создание официальной истории предыдущей династии мыслилось в рамках китайской традиционной идеологии как создание зеркала, в котором отражались деяния владетелей династии текущей. Концепция «история-зеркало» одна из древнейших в идеологической мысли древнего Китая. В ней предполагалось, что государь должен видеть свои поступки в зеркале истории, узнавая из нее как вели себя государи иных эпох (и иных династий) и сравнивая себя с ними. При этом и он сам должен был оставить записи своих деяний, то есть обеспечить материалами будущее создание зеркала из истории своего правления (т.е. задачи для последующих поколений правителей). Именно поэтому при дворах китайских владетелей и императоров всегда велись регулярные и разнообразные записи – как деяний и речей государя (т.н. шилу «правдивые записи»), так и разных событий (при дворе – т.н. цицзюйчжу «дневник двора»; а произошедшего во всей стране – в жили «поденные записи»). Неслучайно поэтому, что один из главных памятников китайской исторической мысли гигантский свод «Цзы-чжи тун-цзянь (Всеобщее зерцало, правлению помогающее)» (1086 г.) назван именно так, а его многочисленные «дополнения», «продолжения» и просто подражания всегда содержали в своих названиях слово «зерцало/зеркало».

Итак, написание официальной истории предыдущей династии являлось весомой заявкой на легитимность новой династии, император которой, получив «мандат Неба» на власть в Поднебесной, обретал также законное право на свой суд истории над «погибшей династией». Поэтому значение историков, официальных историографов, возрастало на протяжении всей истории старого, императорского, Китая.

Опубликование чжэнши, таким образом, становилось зримым и материальным доказательством этого права и служило легитимации правления нового монарха и его династии. В результате дело составления династийной истории становилось важной государственной задачей, к которой привлекались лучшие силы историков и ученых-конфуцианцев, а также соответствующие государственные институты. В итоге написание чжэнши к временам Тан (618 – 907 гг.) перестало быть чисто авторским, их стали писать коллективы авторов-историков и даже целые историографические комиссии, насчитывавшие десятки человек (авторов, редакторов-корректоров, редакторов-сводчиков и главных, как бы «выпускающих», редакторов), над которыми еще ставились крупные государственные деятели, отвечавшие за всю работу.

Выше уже отмечалось раннее появление историографов при дворах государей царств архаичного Китая, а потом у при дворах первых централизованных империй, т.е. Цинь и Хань. Со временем их значение постоянно росло и к временам Тан и позже, дошло до создания государственных институций, имевших в иерархии имперских учреждений Китая одно из высших положений. Так, в официальных списках государственных институтов (ранжированных по их значимости) для этих династий, учреждения, где были сосредоточены государственные и придворные историки (как бы они не назывались для конкретной династии – академия Ханьлинь, гошиюань etc), они помещались сразу за тремя главными столпами управления империей – за правительством («Шесть Приказов», «Высший/Центральный имперский секретариат» etc), высшим руководством войсками и силами безопасности («Верховный тайный совет») и аппаратом надзора за всеми государственными органами, подчиненным только императору и независимым от всех остальных государственных учреждений («Цензорат»).

Историк-востоковед

    "Хочется орать матом, не иначе": Дело против пенсионера в Нижегородской области взбудоражило жителей России. Возмущение дошло до фронта

    Дело, возбуждённое против 70-летнего пенсионера в Нижегородской области, взбудоражило большую часть нашей большой страны. "Хочется орать матом, не иначе", - цитирует обращение граждан д...

    На Ближнем Востоке для нас сложилась отличная ситуация. Мы победили
    • pretty
    • Вчера 07:48
    • В топе

    1. Гражданская война на территории Сирии началась в 2011 г. Её причины просты и понятны. Территория Сирии – пустыня. Там не имеется ресурсов для проживания большого числа людей. Страной...

    Великая деглобализационная война

    Помните, как в советских учебниках применительно ко Второй мировой войне рассказывалось, как «в мире чистогана и наживы» принадлежавшие американским акционерам германские заводы произво...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Два брата — генерал и маршал...

      ...у Чингисхана. Таковы их звания у него, если перевести на современный лад. По происхождению они не принадлежали ни к борджигинам, ни к другим монгольским обокам. Тем не менее их можно отнести к монголам, поскольку они были кидани. Ведь кидани  — это монголоязычная народность. А кроме того — оба брата встали под стяг Чингисхана еще до создания единого Монгольско...
      457
      Роман Храпачевский 8 февраля 11:22

      Затерянный алтайский город, кузница армии Чингисхана

      Только Алтай имеется в виду тот, что в Монголии. Собственно он так и называется, Монгольский Алтай. Там находился основанный в начале XIII в. город, где были специально собраны ремесленники для работы на нужды военной державы Чингисхана. Город этот назывался Чинкай. Нам известно, почему он так назван. Но вот его точное местонахождение неизвестно. Касательно обоих этих...
      2558

      Кого Чингисхан приказал считать равным себе

      Продолжу тему жизнеописаний полководцев Чингисхана. Об одном из них уже написал тут — https://cont.ws/@bohun1/2974885 . Там было рассказано о жизни Чжэбэ, которого южносунский посол в 1220 г. считал третьим по значимости из военачальников Чингисхана. Так что было бы справедливым написать про того, кто был первым в этом своеобразном рейтинге Чжао Хуна.А звали...
      923
      Роман Храпачевский 6 февраля 18:03

      Как лысое чучело разбазарило национальное достояние из Азиатского музея

      Думаю, что такое описание (лысое чучело) более подходит, чем самое распространенное "кукурузник". Это кукурузное лысое му..ло помимо всех своих прочих "деяний" отличилось еще и в разграблении востоковедного наследия России. А конкретно — бесценных рукописей из бывшего Азиатского музея Императорской Академии наук.Его коллекции собирались более 200 лет поколен...
      965

      Полководец Чингисхана, незаслуженно отодвинутый в тень

      В массовом восприятии фигура монгольского полководца Субэдэя (1176 - 1248) олицетворяет вершину полководческого искусства державы Чингисхана. 9 из 10 спрошенных насчет оного укажут на Субэдэя. А ведь это несправедливо и не соответствует всему комплексу источников по этому времени и по данному вопросу.Я готовлю книгу (собираю материалы, делаю переводы из ранее не привл...
      1047

      Государственный аппарат державы Чингисхана — истоки и эволюция

      Мнения о государственном аппарате державы Чингисхана обычно колеблются между двумя крайностями: от полного отрицания государственности у монголов Чингисхана и, наоборот, до приписывания Чингисхану гениального администрирования и создания крайне эффективного госаппарата. На самом деле всё это происходит от статичного взгляда на проблему, то есть без рассмотрения событи...
      650
      Роман Храпачевский 3 февраля 15:37

      Руина v.2.0, или Полный проворот колеса генотьбы

      Наиновейшая история территории 404 в картинках, но с Прологом и Эпилогом.Из новости дня (Пролог):"Владимир Зеленский обвинил экс-президента США Джо Байдена в развязывании конфликта на Украине." А как все начиналось... ...и покатилось колесо: ...и катилось через полигон: Теперь оно на остановках Руина и ...
      394
      Роман Храпачевский 3 февраля 14:18

      Тангуты в Древней Руси

      Тибетоязычный народ тангутов был прочно забыт на протяжении многих веков. Только на картах еще упоминались "Кукунор и Тангут". А также в источниках касательно начала державы Чингисхана упоминались тангуты и их государство Си Ся. Таково было положение дел в европейском востоковедении вплоть до последней четверти XIX в.Все изменилось с русскими экспедициями в Центральну...
      945
      Роман Храпачевский 2 февраля 15:24

      "Послы безделни...

      Запущенная Л.Н. Гумилевым фальсификация истории в виде категорического тезиса о якобы "монгольском законе обязательного возмездия за убийство послов" живет до сих пор. Мне пришлось писать специальную статью про монгольскую "дипломатию" и в том числе развенчивать указанную сказку Л.Н. Гумилева. Приведу облегченную версию этой статьи.«Послы безделни»: первые столкновени...
      836
      Роман Храпачевский 1 февраля 13:50

      Суровые воины Чингисхана презирали драгметаллы!

      Заголовок несколько утрировано передает суть дела, но все же... Факт в том, что в первые годы внешней экспансии державы Чингисхана золото и серебро мало интересовали монголов. В первую очередь они радовались захваченному скоту. Затем пленным (в основном женщинам и ремесленникам). И, наконец, третье место их рейтинга предпочтений занимали железо и изделия из него. Ткан...
      307

      "Горные егеря" Мэнгу-каана

      В ходе перевода эпитафии онгутского князя Коргиса (? - ок. 1299 г.) встретил интересное сообщение про действия монголов в дикой горной местности в провинции Сычуань. Дело происходило в походе Мэнгу-каана (1209 - 1259) против Южной Сун в 1258-1259 гг. Аудиенция у Мэнгу-каана, персидская миниатюра рукописи "Тарих-и джахангушай"Ала ад-дина Ата Малика ибн Му...
      403

      Еще раз про немую торговлю

      В заметке про то, как янычары отстаивали свои права на достойную зарплату (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2866979 ), я уже затрагивал тему так называемой "немой торговли". То есть одного из древнейших ее видов. В связи с начатым мной рассказом о путешествиях и приключениях китайского военнопленного в аббасидском халифате, эта тема опять всплывает.Дело в том, ч...
      2174

      Звиряче побиття, или Здравствуй гм... новый год!

      Встретил забавнейшую картинку (судя по всему из времен Тридцатилетней войны). Писать сегодня длинные тексты нет настроения, ибо... (ну  об этом ниже). Пока что просто полюбуемся непринужденностью немецких ландскнехтов той поры: А вообще же сегодня новый год по лунному восточноазиатскому календарю. Он же год животного цикла. То есть по нему наступил ...
      1354

      Как Рабинович перепел Карузо, или История пророка Мухаммеда в танских документах

      Рассказ об удивительных приключениях китайского военнопленного в аббасидском халифате я уже размещал на КОНТе (подробнее см. здесь—  https://cont.ws/@bohun1/2967757 ). В этой заметке приключения и путешествия Ду Хуаня были представлены в самом общем виде. А тут я приведу один из эпизодов его анабазиса. Точнее один из рассказов его книги «Цзин син цзи (З...
      470

      "Золотые ворота" Владимира-на-Клязьме выдали археологическую сенсацию — ядра камнеметов армии Батыя

      В стольном граде великого Владимиро-Суздальского княжения, городе Владимире сохранились Золотые ворота, существующие с домонгольского времени. Они же были одним из объектов штурма монголов в начале февраля 1238 г. Об этом мы знаем из летописных известий. И вот теперь, после сохранных археологических раскопок у Золотых ворот (в ходе начала процесса рестав...
      554

      Средневековые путешественники не по своей воле (часть вторая)

      Герой этой заметки жил за шесть веков до Иоганна Шильтбергера, о котором было рассказано в части первой (про него см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2967181 ). И направление его странствий было противоположно путешествиям как этого «немецкого Марко Поло», так и Марко Поло настоящего. Ведь он был китайцем и его анабазис проходил с востока на запад (и обратно)....
      818

      Средневековые путешественники не по своей воле (часть первая)

      Имя венецианца Марко Поло знают все. Многие помнят, что он вместе со своими отцом и дядей пропутешествовал по всей Евразии (и сушей и морем). Причем как раз по своей воле. То есть воле купцов (гостей в терминах Древней Руси). Но были в средние века и такие путешественники, что странствовали не меньше, чем семейство Поло, но уже не по своей воле. А по воле обстоятельст...
      817

      Железный всепобеждающий полководец на месте решает проблемы бассейна

      Причем не один, а вместе с Великим (любимым) руководителем.Корея богата на интересные исторические личности и шикарные звания. Про великого адмирала-изобретателя Ли Сун Сина я недавно писал (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795 ).Звания же у героя данной заметки еще более пышные - Великий вождь, Солнце нации, Железный всепобеждающий полководец, Маршал м...
      657

      География «государств татар»

      Речь пойдет о загадочном сообщении Рашид ад-Дина (1248 - 1318) о существовании нескольких «государств татар» в дочингизово время, причем расстояния между так сказать «восточными» и «западными» такими государствами превышали (по Рашид ад-Дину) тысячи километров. В свое время я написал статью на эту тему (опубликована в материалах Пашутинских чтений за 2015 г....
      825

      Черные татары

      Обнаружил в сборнике армянских источников о монголах любопытное сообщение. Оно находится в приписке к Евангелию (на армянском языке) из города Харберт, датированной 1236 г. Там, в описании внешности монголов, сказано помимо прочего: "их настоящее имя харататар". "Хара" в монгольских языках значит "черный". Т.е. в 1236 г. армянский очевидец монгольского нашествия назыв...
      1240
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика