• РЕГИСТРАЦИЯ

Историософия Л.Н.Гумилева

30 2471

(Продолжение темы, поднятой ув.paulus'ом и дополненной предыдущим материалом).

.... За последние годы Л.Н. Гумилев, наверное, самый печатаемый историк в нашей стране, едва ли не превзошедший даже Роя Медведева: книги, статьи, многочисленные интервью в газетах и журналах. Выступления его варьировались, иногда даже весьма существенно. Но основная направленность сохранялась. Это - общая приближенность к "школе евразийцев", оригинальная концепция этногенеза, взгляд на Лес со стороны Степи, отрицание факта татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига и стремление доказать плодотворный, даже спасительный характер монгольского господства для самой Руси. В № 1 "Нашего современника" за 1991 год все это представлено в достаточно концентрированном виде. Не следует забывать, что именно в "Нашем современнике" публиковалась в свое время "Память" В. Чивилихина и было еще несколько публикаций подобного же направления.

"Наш современник" опубликовал интервью с Л. Гумилевым, как бы открывая объявленную рубрику "Летопись России: история в лицах". Л. Гумилев назван здесь "наиболее ярким, интересным историком нашего времени", представителем "единственной серьезной исторической школы в России". Таковою признается "евразийство", и интервью называется: "Меня называют евразийцем...". Сам Л. Гумилев от такой аттестации не отказывается. Но он пошел дальше: евразийцы, по его словам, не знали "главного в теории этногенеза - понятия пассионарности".

Разговор о "мощной исторической школе" евразийцев - явный перебор. Среди евразийцев почти не было профессиональных историков, а поздний Г.В. Вернадский во многом отказался от ранних "евразийских" увлечений. Н.С. Трубецкой - не историк, а лингвист. Большинство "евразийцев" были попросту дилетантами в истории, и "школа" эта интересна не как научное, а как культурно-психологическое явление (реакция части русской эмиграции на не слишком радушный прием со стороны Европы). И в данном случае важны не столько "научные" истоки концепции Л. Гумилева, сколько понимание той среды, в которой эта концепция культивируется. Поэтому напомним лишь в самых общих чертах воззрения "евразийцев".

Исходный тезис "евразийцев" - несовместимость Запада и Востока, причем важнейшим звеном Востока принимается Монгольская империя, которая возвышается над всеми, в том числе и над Русью.

В вопросе о роли татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига "евразийцы" опирались на украинскую националистическую историографию (в частности, М. С. Грушевского), имевшую преимущественно антирусскую направленность.

Украинские историки спорили, прежде всего, с концепцией М.П. Погодина, который полагал, что в домонгольской Руси Киев, Новгород, Владимир имели одно и то же древнерусское население, с одним и тем же языком, которое было сметено нашествием. Позднее же в Поднепровье пришло иное население из Прикарпатья.

По существу этот вопрос здесь разбирать не будем.

Но отрицание значения нашествия украинскими националистическими историками строилось на желании доказать, что Поднепровье издревле было родиной не древнерусской, а украинской народности.

*     *     *

Другим источником "евразийства" являлась русская философская мысль XIX столетия, в рамках которой выделялось византийское православие, причем не в национальных, а наднациональных ее вариантах (вроде исихазма). Психологический дискомфорт, испытываемый эмигрантами в Европе, побуждал искать объяснение в существовании наднационального социально-психологического типа на Востоке, куда на вторых ролях включалось и славянство.

Следует отметить, что различия в психологии коренных западноевропейцев и выходцев из России - факт бесспорный и достаточно очевидный. Вопрос лишь в его объяснении, и оно не так уж сложно. Суть в характере общежития.

У большинства западноевропейских народов община изначально была кровно-родственной, и исчезла она уже в раннем феодализме.

Для славян же характерна территориальная община, сохранявшаяся вплоть до XX столетия и с огромной силой воздействующая на национальный характер.

Именно территориальная община сделала возможным и даже обязательным такой феномен: дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни одного народа, а ассимиляция многих племен проходила совершенно естественно и довольно быстро.

Но Монгольская империя здесь совершенно ни при чем.

Истоки концепции этногенеза Л. Гумилева лежат в построениях русских философов прошлого столетия, прежде всего Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Данилевский выдвинул саму идею саморазвития народов от рождения до смерти. Леонтьев указал и срок этого естественно-биологического процесса: 1000-12000 лет.

О. Шпенглер и А. Тойнби, почитаемые евразийцами, во многом следовали идеям названных русских философов.

Л. Гумилев воспринял также некоторые идеи Вернадского и А.Л. Чижевского, абсолютизировав факт зависимости человеческого организма от воздействий космической среды. Сам он, как видно из процитированного выше, считает своим открытием введение понятия "пассионарности". В разных публикациях он определяет его неодинаково. Но основной смысл - неосознанное и непреоборимое стремление действовать (неважно, разрушать или строить), которое овладевает отдельными лицами и целыми народами и не подлежит каким-то нравственным оценкам.

В целом этногенез, по Л. Гумилеву, чисто природный, а не социальный процесс.

... В свое время под пером автора появилась идея о зарождении славянства во II веке нашей эры. Дата эта потребовалась для того, чтобы "похоронить" славян в XIV веке и дать начало новому этносу русских. Антиисторичность концепции очевидна и для непосвященных: возрождение XIV-XV веков шло не за счет отрицания предшествующей истории, а как раз наоборот, за счет подчеркивания ее преемственности, по крайней мере с IX века. В основе летописания Северо-Восточной Руси непременно лежала "Повесть временных лет", повествующая о происхождении славян и Руси.

Что касается времени зарождения славян, то отвечать надо на вопрос, где и когда зародился славянский язык и возникли те специфические формы общежития, которые многие столетия сохранялись у разделенных и отдаленных друг от друга славянских народов. Специалисты спорят. Называют II или I тысячелетие до нашей эры, указывают возможные археологические культуры. Ко II веку нельзя отнести ни одной новой культуры, которую можно было бы связать с славянами. Об этом говорили и писали.

.....Во всех выступлениях Л. Гумилева можно прочесть самую резкую оценку "невежественных интеллигентов, не выучившихся ни истории, ни географии" (это о профессиональных историках). "В науке, - поясняет он, - считается правильным только "эмпирическое обобщение, то есть непротиворечивая версия, опирающаяся на все известные факты". Что же, можно согласиться. Историк, не владеющий фактами, конечно, не историк.

Ссылка на Артамонова, как можно видеть, оказывается неверной. Хотя М. И. Артамонов в последние годы жизни и воевал со "славянофилами" в археологии (доказывая германскую принадлежность черняховской (бывшей на территории Украины) культуры II-IV веков), все же вывода, сделанного Л. Гумилевым, из его построений не следует.

Более того, Артамонов решительно отверг и предложенную Л. Гумилевым концепцию этногенеза, в особенности как раз идею "пассионарности", не без оснований увидев в ней попытку оправдания неравенства и притязаний на преимущества отдельных народов.

( А.Г. Кузьмин, "Пропеллер пассионарности", с небольшим сокращением)

Ведь история это не математика, тут не надо быть семи пядей во лбу!

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Письма фабричных рабочих (1905-1906)

      (Групповой снимок челябинских рабочих, 1900-е)Для всех, кто интересуется причиной успеха большевиков и эсеров в рабочей среде, полезно ознакомиться со статьей дореволюционного экономиста И.Х.Озерова, изданной в виде небольшой книжечки (64 с.) вскоре после революционных событий 1905 г. (в оригинале статьи даются ссылки на пронумерованные письма рабочих,...
      748

      У нас - коммуналки, бараки, хрущевки. А что строили в США?

      Действительно, что у них строили в обозримом прошлом для простых работяг? Нет, что такое "доходный дом" все себе более или менее представляют - читали же что-нибудь из американской классики...если не Драйзера, то Джека Лондона или О.Генри. Известно, что в малобюджетном варианте "меблированные комнаты" представляли собой "буржуазный" вариант коммуналки и...
      429

      Поместное дворянство и офицеры

      Судя по обсуждениям, ряд комментаторов имеет довольно смутные представления об имущественном положении российского офицерства на рубеже накануне Первой Мировой войны. Ввиду общего интереса к этой теме, размещаю здесь результаты исследований, проведенных в советское время : "Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий" (П.А.Зайончковский, 1973) и "Дворянство...
      557

      А был ли голод?

      Дали в комментах ссылочку на уважаемого человека - министра Российской Империи А.С.Ермолова : его замечания о голодных годах на рубеже столетий Ссылочка, собственно, должна была подтвердить гуманность и компетентность тогдашнего правительства Российской Империи, особенно в сравнении с ранне-советским. Страница 414 этого объемистого труда содержит абзац,...
      479

      Плюрализм головного мозга

      Швейцария, 1917. В.И.Ленин готовится к встрече с местной рабочей молодежью.- Мы, старики не доживем до решающих битв этой грядущей революции.. как думаешь, Наденька?- Чего это ты нас хоронить собрался, Ильич? Выпей чайку  да прибавь оптимизма! Как педагог тебе говорю: молодежь это любит!(из Недоизданного)Как совмещаются в одной голове либерализм, м...
      345

      "Столыпинская реформа": итоги

      Итак, по данным Статистических ежегодников, в 1906-1915 гг. из общины вышло 22% домохозяев, которые укрепили в личную собственность около 14% надельной земли. Часть вышедших продала свои наделы и отправилась на новые места за Уралом, в Сибирь или в Среднюю Азию. В общей сложности, переселенцев насчитывалось ок.5 млн.чел. - правда, 1,5 млн. из них не удержались на ново...
      285

      Аграрная реформа Столыпина в цифрах

      Чтобы оценить успешность земельной реформы, начатой Указом от 9.11.1906 под руководством П.А.Столыпина, нужно в любом случае учитывать официальные данные той эпохи. Начнем с общей численности населения и его распределения по регионам. (Здесь и далее я использовал исключительно данные Статистических ежегодников за 1913-1915 гг., во избежание "идеологическ...
      421

      Что получило привилегированное сословие в результате реформы 1861 года

      Итак, каковы были ближайшие последствия отмены крепостного права для "первого сословия" России?Цитируем А.А.Корнилова, читавшего свой курс истории России студентам Политехнического института в Санкт-Петербурге начиная с 1909 и до 1923 г.  *     *    *...Нельзя не признать, что в этих южных и юго-восточных губерни...
      263

      Возвращение ревизора

      — Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.    &n...
      399

      Упущенная возможность, которой Империя не воспользовалась

      Обсуждая программу коллективизации и то, как она проводилась в жизнь, некоторые авторы полагают, что в 20 веке без крутых мер в любом случае уже было не обойтись. Отмена крепостного права решила лишь часть проблем, накопившихся к середине 19 века; другие так и не были решены за следующие 50 лет, а третьи возникали по ходу реформы. Несомненно лишь, что их острота ...
      537

      Благосостояние крестьян в Черноземье после отмены крепостного права

      Довелось  несколько раз услышать, мнение о том, что Манифест 1861 г. убрал последнее препятствие на пути Российской империи к мировому лидерству в экономике, которого она уже почти добилась в начале 20 в., но помешала мировая война.  "По темпам роста Россия обгоняла весь мир, рождаемость била все рекорды, мировые цены на зерно росли, крестьяне жили в довольс...
      413

      Воскресно-примирительное

      - Можно ли было избежать революций? - Да не вопрос!- А колхозизации? - Сомневаюсь.- Почему? Допустим, во время ПМВ или еще до нее пришел бы к власти патриотичный диктатор и провел бы реформы в пользу «справных хозяев». Всю голытьбу выгнал бы из деревни на строительство автобанов, чтоб не бузила. А дворян поставил бы руководить промышленным производством...
      362

      О наших женщинах

      В спорах на тему "как нам обустроить Россию" не единожды натыкался на утверждение о том, что в снижении рождаемости у нас виноват "проклятый феминизм и бабская любовь к удовольствиям". Мол, не хотят наши жены и подруги родить больше 1-2 детей - а ведь это прямой путь к вымиранию!  И замуж выходят с корыстными целями, при разводе забирают себе ж/п и требуют алимен...
      413

      1000 лет истории - это много!

      Оказывается, Русское государство возникло и развивалось независимо от Орды! Оно не было частью "великотартарянский империи славяноариев", откуда (если верить Фоменко/Носовскому) потомки Чингисхана пришли на Киевщину, в Черниговскую и Рязанскую земли, якобы для того, чтобы восстановить справедливость среди своей "голубоглазой и светловолосой родни". И для русских князе...
      1214

      Генетики прочитали ДНК великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского

       Геномных исследований средневековых князей практически не проводилось, а те, что удалось сделать, вызывали сомнения. Но дело сдвинулось: геном князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского - первый геном средневекового русского князя, останки которого были идентифицированы с высокой точностью. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в а...
      2013
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 ноября 2023 г. 22:38

      Три чуда света: мнение "неформальных историков"

      (Предполагаемый вид статуи Зевса в храме Олимпии)Заинтересовавшись монументальной скульптурой древности, я в процессе поиска, как обычно, получил от Яндекса предложение ознакомиться с ценным мнением «неофициальных историков». Конкретно – насчет трех «чудес света» из известных семи: - статуи Зевса Олимпийского;- статуи Колосса Родосского;- статуи А...
      859
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      8 сентября 2023 г. 21:52

      Почему бесполезно "реконструировать первослово" ?

       Реконструировать "первослово", "первослог", "первобукву" - занятие бессмысленное , но весьма популярное у любителей тайн и загадок. Нет смысла в нем  потому, что шаблон, по которому действуют эти самые любители тайн, сводится к "угадайке" в пределах самых коротких слов и наиболее употребительных слогов родного языка. То есть - русского в его ...
      1295
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      20 августа 2023 г. 17:55

      Другие варианты "радуги" в языках мира.

        Поскольку в предыдущий раз волей-неволей пришлось уделить внимание «ра», то сейчас сосредоточимся на «дуге». Эта часть куда интереснее! Возьмем примеры из предыдущего списка: И сгруппируем по принципу исторического родства: Видно, что внутри каждой группы есть некоторое единообразие. Присмотримся к последней группе, в ...
      1496
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 августа 2023 г. 20:00

      В поисках Ра-дуги, или почему филологи не восприняли всерьез "дядю Мишу"

      После неудачного выступления на ТВ в 2008, где его раскритиковали оппоненты, юморист издал очередную книгу, в которой описал свой метод лингвистического исследования. Там говорится буквально следующее:"Я уверен, что слово «речь» произошло от слова «рычать». Попробуйте раскатисто и протяжно потянуть «Р­р­р», после чего, представив себя предком человечест...
      2683

      Диалект или язык?

      Давно замечено: в горах что ни долина - то свой язык или диалект или хотя бы говор. Границы их распространения часто тесны, но более-менее очевидны. Сложнее обстоит дело с народами, обитающим на равнинах: в отсутствие природных барьеров политические границы непредсказуемы, и распространение языков сплошь и рядом с ними не совпадает. Из-за этой непредск...
      1380
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика