• РЕГИСТРАЦИЯ

Кочевники Южной и Западной Сибири на рубеже I-II тысячелетий н.э.

144 6343



                                                                      Посвящается Тартарянам и Тартарийкам,    храбро несущим в массы свет Истинного Учения Новой Хронологии  и его Пророков, которые открыли нам "запретные тайны" истории: 

№1 - ОрдаЭтоРусь!

№2 - СанскритЭтоРусский!

_________________________

...Евразийское пространство России и соседних стран было территорией формирования многих крупных средневековых этносов и этнических групп со своими антропологическими, языковыми особенностями, своей культурой, а многие и с письменностью, своей спецификой хозяйства и укладом жизни. Среди них наиболее крупные — тюрки, финно-угры, славяне, тунгусо-маньчжуры, венгры, печенеги и половцы, монголы. В большинстве своем они переживали период образования государственности, сопровождавшийся военными столкновениями, захватами земель, оформлением власти.  Несмотря на наличие разнообразных письменных источников, основными для этого периода являются данные археологии.

*         *         *

....В середине VI в. тюркские племена распространили свою власть от Монголии на востоке до Памира на западе. Важную роль в военно-политическом объединении, которое получило название Тюркский каганат, играли древнетюркские племена Алтая и Тувы.

Имущественное и социальное неравенство у тюркских племен вообще и алтайцев в частности связано с интенсивным развитием скотоводства, поливным и пашенным земледелием и, что особенно важно, широким применением железа. Древние алтайцы были искусными плавильщиками, железом и изделиями из него они снабжали многие соседние народы. Остатки железоплавильных печей обнаружены в Горном Алтае и других местах.

Власть, как указывают письменные источники, была сосредоточена в руках племенной знати кочевников-скотоводов. Знать владела огромными табунами скота, награбленным имуществом и имела в хозяйстве рабов. Во главе феодально-патриархального объединения стоял каган. Государство было непрочным объединением родственных племен.

История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна по материалам из раскопанных курганов, изваяниям и древнетюркским надписям, выбитым на камне. Основными археологическими источниками являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов вместе с конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, вокруг — могилы погребенных с ним воинов или рабов.

Бедность последних подчеркивает пышность и богатство центральной могилы. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на могильнике Кудыр-гэ и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы (например, могильник Саглы). Встречаются и каменные изваяния мужчин-воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или кинжал. Около могилы также ставили каменные стелы.

С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. академиком В.В. Радловым. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии.

Памятники древнетюркской письменности на камне

Набор орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тесло. Разнообразным было оружие. Употреблялись сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трехперые наконечники стрел с костяными шариками — «свистунками». При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Они появились с начала I тысячелетия н. э. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири, шлемы, были вооружены копьями с железным наконечником, длинными однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Пояс древнетюркского воина украшали бронзовые, серебряные или золотые бляшки. К нему крепились железный нож, оселок и прибор для добывания огня.

Специальной отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения: стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться жестник, железные стремена. Самые ранние экземпляры имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным растительным орнаментом.

Алтайцы умели искусно обрабатывать цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и конской сбруи, посуду из золота и серебра. Несмотря на высокий уровень развития, ремесло не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило отпечаток на все стороны жизни племен и их культуру.

В VI—VII вв. среди тюркских племен на Енисее выделяются древние хакасы (кыргызы). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов развивалось хозяйство на базе плужного земледелия и скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На востоке власть кыргызов простиралась до Прибайкалья.

Культура древних кыргызов изучена по могильникам, поселениям и памятникам древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде, конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны). Четырехугольные по форме курганы обставляли вертикально врытыми в землю каменными плитами. В таких курганах обнаружены кучки пепла и пережженных костей, керамические сосуды и личные вещи. Рядом с огромными сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения без вещей.

Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, под небольшими курганами покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов встречаются во многих древнехакасских погребениях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был мерилом богатства родовой знати; надгробные эпитафии восхваляют заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 коней».

Тюрки Южной Сибири: 1 - крепость; 2 - курган; 3 - предметы конской сбруи; 4 - керамические сосуды; 5 - древнетюркская надпись; 6 - железные мечи и кинжалы

Тайники с драгоценной посудой обнаружены в Копенском чаатасе: в одном тайнике на серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда, в другом найдено сильно помятое золотое блюдо, золотые украшения пояса и конской сбруи. На дне одного из сосудов процарапана древнетюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике написано: «Золотое… дар Арча». Эти надписи раскрывают данническое положение народа, а может быть, и нескольких народов.

Найденные предметы представляют большую художественную ценность. Среди них не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стреляющих из луков.

Фигурки крепились спереди на луке седла. На них хорошо просматриваются элементы одежды: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, на ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны древнехакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды.

Серебряный сосуд кыргызов Южной Сибири

Поселения того времени обычно небольшие. Такое поселение исследовано около с. Малые Копены в Хакасии. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В хозяйстве большую роль играл домашний скот.

Однако население занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы, сошники, плужные лемехи и серпы. Для орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые степные земли.

У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий труда и оружия. Известны широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена.

Гончарные мастера наряду с простой кухонной посудой делали высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы. Их поверхность украшали штампованным орнаментом.

В состав Хакасского государства входили племена Алтае-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай.


*         *          *

На огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии до н. э. сложились следующие археологические культуры: в Нижнем Приобье — усть-полуйская, в таежном Прииртышье — потчевашская, а в Среднем Приобье — релкинская.

Представители усть-полуйской культуры занимали территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками культуры являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по наиболее характерному поселению в Усть-Полуе. В Салехарде и других местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей. Жители поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее большинство поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного, лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел: трехгранные и ромбические в сечении, с шипами-отростками и круглые, использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его оглушить, не испортив шкуры. Большинство наконечников сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. На поселениях найдено много рыбьей чешуи, рыболовных крючков и костяных острог из трех зубцов.


Реконструкция панцирей средневековых воинов-кочевников (по И.К. Кожомбердыеву, Ю.С. Худякову)

Железные ножи служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Из бронзы отливали наконечники стрел, кельты, украшения и культовые фигурки. Предметами вооружения усть-полуйской культуры являлись секиры, кинжалы и клевцы.

Богатое и самобытное искусство представлено графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей, застежки, ложки — обычно украшают плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц. Устьполуйская культура впитала в себя элементы предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы законсервировала их.

Релкинская культура получила название по могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I тысячелетия н. э. Могильник Релка состоял из курганов, под насыпями которых находилось по несколько могильных ям с погребениями. Встречаются грунтовые и наземные погребения, полное или частичное сожжение, захоронение черепов отдельно, вне могилы, под насыпями курганов. Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений.

Наиболее массовым материалом является керамика. Сосуды украшены в верхней части орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями, выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзагообразный штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы («уточка») и другие комбинации. Известны различные формы горшковидных сосудов, чаши, ковши.

Тюркские наскальные рисунки

В инвентаре довольно много орудий труда и бытовых вещей: железные черещковые ножи, топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Среди предметов вооружения многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие ударного и рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и разные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много элементов конской сбруи.

Археологический комплекс релкинской культуры: защитные доспехи, железные мечи и наконечники стрел, мотыги и наральники, керамические сосуды, костяные наконечники стрел (по Л.А. Чиндиной)

Художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения. Простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов, колоритны по сюжету и технике литья. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на груди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах — кулайской и усть-полуйской. На плоских литых металлических подвесках представлены сложные композиции, включающие образы человека, лося, хищника, змеи.

Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры (по Л.А. Чиндиной)

Хозяйство населения релкинской культуры было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой развивалось лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими. Важное место в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур, дерева, кож и ткачество.

(Источник)

____________________________

А это - из обсуждения новостей археологии за 2014 год.

Эдуард Попов  :  Это др Русские, казахи 100 лет всего существуют, а калмык айсаки вообще лет 300 на этих землях

Халиль Сайфутдинов :  Эдуард, а потом куда делись!?

Эдуард Попов : Халиль, ушли

Халиль Сайфутдинов :  Эдуард, понятно,я тут читал, что Иерусалим был русским городом в 1234 годах,наверное они туда ушли !!!

Эдуард Попов :  Халиль, ты слышал, а знать не знаешь

Халиль Сайфутдинов :  Эдуард, нет читал ,история для 4 класса.

Илья Соколов : Халиль, Яра Русь Солема - Иерусалим

Халиль Сайфутдинов :  Henaro, да там типа того (название),я ещё подозреваю что русские и Дубай построили, там получается Дубу дай хорошие русское название, это уже для учебника 7-8 классов истории

________________________________

Весьма интеллектуальная беседа, не так ли?

Если заменить "Сайфутдинова" - на "Сидорова", а "Попова" на "Голопупенко", то получится типичный диалог вменяемого россиянина с "древним укром".

Ведь очевидно же, что  псевдо-патриотизм, помноженный на невежество, приводит к массовому помрачению и превращает человека в объект снисходительного недоумения и насмешек. Или не очевидно?


Ведь история это не математика, тут не надо быть семи пядей во лбу!

    Физика, бессердечная ты сука(с)

    Вчера товарищ Михаил Валентинович Ковальчук, «олигарх-физик» (как называет его вражеская пропаганда, мвухахахаха), рассказал, что «Орешник» стал возможен благодаря разработ...

    Вместо тысячи слов: "Калибры" постучали в крупнейшее газохранилище Украины. ATACMS аукнулись почти каждому городу
    • sam88
    • Сегодня 11:00
    • В топе

    Россия перешла от предупреждений, увещеваний и призывов к делу - с ночи и по сей час ракеты массово летят по военным и стратегическим объектам Украины. Как говорилось в известной рекла...

    ДЕСЯТЬ ПУНКТОВ БОРТНИКОВА. ЗАГОВОРИЛ ЧИНОВНИК, КОТОРЫЙ ОБЫЧНО МОЛЧИТ: ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ

    СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВДиректор ФСБ Александр Бортников ещё реже публично открывает рот, чем глава СВР Сергей Нарышкин. Тем интереснее то, с чем он нашёл нужным ознакомить общество, какие сигналы посылаются вн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Письма фабричных рабочих (1905-1906)

      (Групповой снимок челябинских рабочих, 1900-е)Для всех, кто интересуется причиной успеха большевиков и эсеров в рабочей среде, полезно ознакомиться со статьей дореволюционного экономиста И.Х.Озерова, изданной в виде небольшой книжечки (64 с.) вскоре после революционных событий 1905 г. (в оригинале статьи даются ссылки на пронумерованные письма рабочих,...
      754

      У нас - коммуналки, бараки, хрущевки. А что строили в США?

      Действительно, что у них строили в обозримом прошлом для простых работяг? Нет, что такое "доходный дом" все себе более или менее представляют - читали же что-нибудь из американской классики...если не Драйзера, то Джека Лондона или О.Генри. Известно, что в малобюджетном варианте "меблированные комнаты" представляли собой "буржуазный" вариант коммуналки и...
      432

      Поместное дворянство и офицеры

      Судя по обсуждениям, ряд комментаторов имеет довольно смутные представления об имущественном положении российского офицерства на рубеже накануне Первой Мировой войны. Ввиду общего интереса к этой теме, размещаю здесь результаты исследований, проведенных в советское время : "Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий" (П.А.Зайончковский, 1973) и "Дворянство...
      557

      А был ли голод?

      Дали в комментах ссылочку на уважаемого человека - министра Российской Империи А.С.Ермолова : его замечания о голодных годах на рубеже столетий Ссылочка, собственно, должна была подтвердить гуманность и компетентность тогдашнего правительства Российской Империи, особенно в сравнении с ранне-советским. Страница 414 этого объемистого труда содержит абзац,...
      483

      Плюрализм головного мозга

      Швейцария, 1917. В.И.Ленин готовится к встрече с местной рабочей молодежью.- Мы, старики не доживем до решающих битв этой грядущей революции.. как думаешь, Наденька?- Чего это ты нас хоронить собрался, Ильич? Выпей чайку  да прибавь оптимизма! Как педагог тебе говорю: молодежь это любит!(из Недоизданного)Как совмещаются в одной голове либерализм, м...
      346

      "Столыпинская реформа": итоги

      Итак, по данным Статистических ежегодников, в 1906-1915 гг. из общины вышло 22% домохозяев, которые укрепили в личную собственность около 14% надельной земли. Часть вышедших продала свои наделы и отправилась на новые места за Уралом, в Сибирь или в Среднюю Азию. В общей сложности, переселенцев насчитывалось ок.5 млн.чел. - правда, 1,5 млн. из них не удержались на ново...
      288

      Аграрная реформа Столыпина в цифрах

      Чтобы оценить успешность земельной реформы, начатой Указом от 9.11.1906 под руководством П.А.Столыпина, нужно в любом случае учитывать официальные данные той эпохи. Начнем с общей численности населения и его распределения по регионам. (Здесь и далее я использовал исключительно данные Статистических ежегодников за 1913-1915 гг., во избежание "идеологическ...
      430

      Что получило привилегированное сословие в результате реформы 1861 года

      Итак, каковы были ближайшие последствия отмены крепостного права для "первого сословия" России?Цитируем А.А.Корнилова, читавшего свой курс истории России студентам Политехнического института в Санкт-Петербурге начиная с 1909 и до 1923 г.  *     *    *...Нельзя не признать, что в этих южных и юго-восточных губерни...
      264

      Возвращение ревизора

      — Мошенник! — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.    &n...
      402

      Упущенная возможность, которой Империя не воспользовалась

      Обсуждая программу коллективизации и то, как она проводилась в жизнь, некоторые авторы полагают, что в 20 веке без крутых мер в любом случае уже было не обойтись. Отмена крепостного права решила лишь часть проблем, накопившихся к середине 19 века; другие так и не были решены за следующие 50 лет, а третьи возникали по ходу реформы. Несомненно лишь, что их острота ...
      546

      Благосостояние крестьян в Черноземье после отмены крепостного права

      Довелось  несколько раз услышать, мнение о том, что Манифест 1861 г. убрал последнее препятствие на пути Российской империи к мировому лидерству в экономике, которого она уже почти добилась в начале 20 в., но помешала мировая война.  "По темпам роста Россия обгоняла весь мир, рождаемость била все рекорды, мировые цены на зерно росли, крестьяне жили в довольс...
      417

      Воскресно-примирительное

      - Можно ли было избежать революций? - Да не вопрос!- А колхозизации? - Сомневаюсь.- Почему? Допустим, во время ПМВ или еще до нее пришел бы к власти патриотичный диктатор и провел бы реформы в пользу «справных хозяев». Всю голытьбу выгнал бы из деревни на строительство автобанов, чтоб не бузила. А дворян поставил бы руководить промышленным производством...
      363

      О наших женщинах

      В спорах на тему "как нам обустроить Россию" не единожды натыкался на утверждение о том, что в снижении рождаемости у нас виноват "проклятый феминизм и бабская любовь к удовольствиям". Мол, не хотят наши жены и подруги родить больше 1-2 детей - а ведь это прямой путь к вымиранию!  И замуж выходят с корыстными целями, при разводе забирают себе ж/п и требуют алимен...
      414

      1000 лет истории - это много!

      Оказывается, Русское государство возникло и развивалось независимо от Орды! Оно не было частью "великотартарянский империи славяноариев", откуда (если верить Фоменко/Носовскому) потомки Чингисхана пришли на Киевщину, в Черниговскую и Рязанскую земли, якобы для того, чтобы восстановить справедливость среди своей "голубоглазой и светловолосой родни". И для русских князе...
      1216

      Генетики прочитали ДНК великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского

       Геномных исследований средневековых князей практически не проводилось, а те, что удалось сделать, вызывали сомнения. Но дело сдвинулось: геном князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского - первый геном средневекового русского князя, останки которого были идентифицированы с высокой точностью. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в а...
      2015
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 ноября 2023 г. 22:38

      Три чуда света: мнение "неформальных историков"

      (Предполагаемый вид статуи Зевса в храме Олимпии)Заинтересовавшись монументальной скульптурой древности, я в процессе поиска, как обычно, получил от Яндекса предложение ознакомиться с ценным мнением «неофициальных историков». Конкретно – насчет трех «чудес света» из известных семи: - статуи Зевса Олимпийского;- статуи Колосса Родосского;- статуи А...
      861
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      8 сентября 2023 г. 21:52

      Почему бесполезно "реконструировать первослово" ?

       Реконструировать "первослово", "первослог", "первобукву" - занятие бессмысленное , но весьма популярное у любителей тайн и загадок. Нет смысла в нем  потому, что шаблон, по которому действуют эти самые любители тайн, сводится к "угадайке" в пределах самых коротких слов и наиболее употребительных слогов родного языка. То есть - русского в его ...
      1297
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      20 августа 2023 г. 17:55

      Другие варианты "радуги" в языках мира.

        Поскольку в предыдущий раз волей-неволей пришлось уделить внимание «ра», то сейчас сосредоточимся на «дуге». Эта часть куда интереснее! Возьмем примеры из предыдущего списка: И сгруппируем по принципу исторического родства: Видно, что внутри каждой группы есть некоторое единообразие. Присмотримся к последней группе, в ...
      1502
      Денис Дидроев Здравомыслие.
      12 августа 2023 г. 20:00

      В поисках Ра-дуги, или почему филологи не восприняли всерьез "дядю Мишу"

      После неудачного выступления на ТВ в 2008, где его раскритиковали оппоненты, юморист издал очередную книгу, в которой описал свой метод лингвистического исследования. Там говорится буквально следующее:"Я уверен, что слово «речь» произошло от слова «рычать». Попробуйте раскатисто и протяжно потянуть «Р­р­р», после чего, представив себя предком человечест...
      2686

      Диалект или язык?

      Давно замечено: в горах что ни долина - то свой язык или диалект или хотя бы говор. Границы их распространения часто тесны, но более-менее очевидны. Сложнее обстоит дело с народами, обитающим на равнинах: в отсутствие природных барьеров политические границы непредсказуемы, и распространение языков сплошь и рядом с ними не совпадает. Из-за этой непредск...
      1383
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика