Если судьбе было бы угодно сделать кинодеятелем, пришлось бы заниматься постапокалиптическим реализмом. Фантастики всех видов в кино и так пруд пруди, а объективная реальность, данная в ощущениях, воспринимается в наши дни, как нечто, текущее после конца света или хотя бы в стадии последних судорог старого уклада. Или мира. Или рутины, истрёпанной ветром перемен.
Инферно
Если учесть итальянское происхождение, узнаем, что инферно — это ад, преисподняя. И ещё считается, что инферно — это большой огонь, только нет ясности, в прямом ли смысле. Есть и другие разъяснения — это колода «Архетипы Ада» из 78 карт, как бы продолжение карт Таро. Их используют любители, не склонные к монотеизму и друидизму.
Когда фантасты толкуют о прорыве инферно, то это для красивости. А сказать хотят, что к нам пожаловал ад, что мы гибнем, отодвигаясь от рая. Понимать надо как духовную погибель. И признаков хватает. Не хочется считать, что переживаем конец света, только не считать никак не получается.
Дело же не только в том, что уже «воды стали горькими», а горькую траву полынь, о которой в писаниях упомянули, как о признаке, по-другому называют чернобылем.
Тут и прочие признаки: клонирование людей с использованием клеток живых и уже умерших источников материала для копирования (аналог восстания из могил), лайтверсии жизни для мертвецов в виде пробирочных зачатий и суррогатов материнства.
А ешё есть гражданские войны (брат на брата) и надоевшая уже постправда, и нумерация людей, и всепобеждающая аморальность, и антихристианские деструкции сознания, и разгул эзотерики, и процветание квазирелигий, даже риск утратить генетическое единство сегодня навис над человечеством так ощутимо, что не считать эту беду признаком уже не получается...
Возможно, публике будет интересно не расплываться умом по глобальной картине, а выхватить из хроники текущих событий фрагмент. Например, инфернальное перерождение мечтателей о светлом будущем всего человечества — коммунистических партий планеты. Сможем на отечественном примере оценить по двум параметрам: к чему сегодня пришли и кто нам сегодня явлен в роли экспоната.
Ну, КПРФ и другие лохмотья КПСС помельче — тот ещё фокус-покус: клали в шляпу трибуну с пламенными революционерами, а вынули кроликов. Почему-то это безобразие ещё называется коммунистическим сообществом, но знать причину не интересно. Полезнее понять, как это сегодня работает, а не называется.
На размышления навело попадание Рашкина (лидера столичных уличных активистов околополитической суеты) с лосятиной, ибо взятый с поличным он теперь во власть не ходок, а если не смирится, то присядет. За браконьерство вполне можно загреметь по уголовной статье.
Так любезная буржуйскому сердцу верхушка КПРФ лишается лидера уличного протестного шоу. К слову, продуктивно мечтать о грядущем и хотеть коммунизма и раньше было почти некому, а сейчас уже и не почти, а просто некому — медийных персон, способных не ёрзать, а открыто погорлопанить, практически не осталось.
Заметим, пока есть руководящий клан, приятный взору буржуев почти на 100%, не опасный, умеющий стравливать в свистки с трибун протестный пар сограждан, но в целом ставший таким же компонентом вершины пирамиды власти, каким у людей считается тень. Она — не человек, но неотделима.
И никакие сказки типа The Shadow (забугорный фильм 1994 года по роману Гибсона) или наша экранизация пьесы Шварца, или недавняя экранизация о влюблённости в тень, не сделают тень человеком.
Однако и человек без тени — это уже нелюдь, а не человек, хотя... при прорыве инферно возможны тёмные чудеса. В этом дело? Вдруг замечаем, что кино и литературные источники описывают прорывы инферно у «них» и у нас с отличиями.
Может, мир свихнулся в одну сторону, а мы в другую? Доказательства такого расщепления мира удобней всего находить в литературе и кино. До поры ад (инферно) пробирался ко всем нам крадучись. Как в «Приключении в Сильвестрову ночь» (нем. Die Abenteuer der Sylvester-Nacht) Гофмана, например. Казалось, люди смогут воспротивиться и затолкать ад куда-то обратно.
Рассуждали даже о прозрачности границы, разделяющей внутренний мир и мир внешний, благодаря чему воображаемому литератором духовидцу будто бы удаётся завлечь читателя «на другую её сторону».
Эрнст Теодор Амадей Гофман прожил не очень долго. Годы жизни: 24 января 1776 – 25 июня 1822. Считается, он немецкий романтик, известный автор фантастики и готического хоррора. И ещё о нём знают, поскольку он написал про отражение человека — сказочная повесть Э. Т. А. Гофмана стала жемчужиной 4-го тома сборника «Фантазии в манере Калло». Она была написана в первую неделю января 1815 года.
Итак, теряли личность, но описаны потери и отражения, и тени. Нам известна экранизация варианта утраты личности: это «Тень» — советский полнометражный цветной художественный фильм-притча с Олегом Далем в главной роли, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1971 году по одноимённой пьесе-сказке Евгения Шварца. Считается, что это классическая интерпретация пьесы, первая экранизация. Официальная премьера была 18 сентября 1972 года.
Идея потерянного отражения в зеркале была навеяна одним из любимых произведений Гофмана — повестью его приятеля Шамиссо о человеке, потерявшем свою тень. «Удивительная история Петера Шлемиля» увидела свет в 1814 году и сразу стала литературной сенсацией.
А через 45 лет после экранизации пьесы Шварца появилась новая версия. Мотивы угадываются, но на первый взгляд — это история о берегине, ангеле, явленном во спасение. Но так только кажется на первый взгляд.
Если присмотреться, то «Тень» — российский полнометражный драматический художественный фильм 2016 года Дмитрия Светозарова, снятый по повести Аркадия Красильщикова «Влюблённый в тень», даёт нам шанс задуматься всё о том же. Об утрате личности и причинах утраты. После премьеры (6 июля 2017 года) прошло больше четырёх лет.
Впереди у нас осеннее затворничество. Сегодня у нас Рашкин и последние пароксизмы прощания с мечтателями о светлом будущем для всего человечества. Кстати, если Рашкин долго был «служебной тенью» Зюганова, то с помощью современного Хоттабыча ещё в 2006 году над этим фокусом уже посмеялись в комедии по мотивам романа Сергея Обломова (Кладо) «Медный кувшин старика Хоттабыча». Режиссёр — Петр Точилин.
За бугром «у них» пока в чести кукольная мистика и псевдорелигиозные судороги литературы и кино, то есть попытки самыми массовыми инструментами донести в умы и души факт потери личности миллионами тушек, с чем будто бы уже ничего не поделаешь.
А у нас в активе и их Гофман, и наш Шварц, и Красильщиков с Светозаровым, и ленфильмовская притча с Далем в главной роли. Осенний упадок настроения не обязателен. Иногда кое-кому карантин становится «болдинской осенью». Но в целом…
Возможно, пора использовать наш шанс и отказаться унывать. Нет ни единого доказательства, что конец света — это физический грубый финиш всего и всем. Есть причины полагать, что так приходит к нам начало. Вчера закончилось — сегодня уже другой день. Постапокалипсис? Не без этого. И вообще дело не в словах, а в поступках, не в названиях, а в сути.
Наблюдая лосиные игры с Рашкиным и прочие интересные события в новостной ленте, мы можем посмеяться и расстаться с заблуждениями, как и полагается человечеству. Рашкин Тудэй — лишь версия событий, вероятность, заготовка, которая станет завтрашним днём с нашим участием.
Только нужно не забывать, почему не стоит продавать своё отражение, зачем нам контроль над тенью и почему нельзя позволить тени контролировать нас.
Оценили 2 человека
2 кармы