• РЕГИСТРАЦИЯ

Болезнь "индийщины" в любительской индоевропеистике

59 7294

Здравствуйте, мои драгоценные читатели!

Индоевропейская языковая семья, как известно, является самой распространённой в мире. Географически она присутствует на всех континентах. Из шести официальных языков ООН четыре - индоевропейские. Отдельного восхищения заслуживает разнообразие индоевропейских культур. Славянские, романские, германские, кельтские, иранские и многие другие, включая сюда и древнюю экзотику, вроде хеттов или тохар. Нельзя недооценить и влияние индоевропейцев на мировую историю. Империи Гуптов и Ахеменидов, Эллада и Рим, кельты и скифы, глобальные спруты колониальных держав и великий евразийский феникс в лице России - и, опять же, многое другое, без чего мир, каким мы его знаем, был бы совсем другим.

В этих условиях повышенный интерес к изначальному облику общего предка со стороны не только профессионалов, но и энтузиастов-любителей, вполне объясним и понятен. Понятно также подспудное желание представителя практически любой ветви индоевропейского древа представить пращуров похожими по большей части именно на себя. Немцу праиндоевропеец видится пра-германцем, осетину - прото-аланом, русскому - древнейшим славянином. Научности или логики в таком отождествлении немного, скорее просто иррациональное собственническое чувство по отношению к общему наследию, но, чего уж там, чисто по-человечески объяснимо и оно.

А вот где с обоснованием похуже, так это в чисто европейской привычке придавать пращурам не только и даже не столько собственные черты, сколько преимущественно индийские. С кастами, Ведами и Колесом Сансары. В терминальных случаях это начинает напоминать фестиваль исторической реконструкции в городской психбольнице Мумбаи: вот индус нарядился кельтским друидом вот индус нарядился славянским волхвом, а вот - готским военным военным вождём. Все трое при этом поют "джими-джими, ача-ача". И танцуют. Прямо в позе лотоса и не отвлекаясь от чтения "Ригведы".

Это, само собой, свойственно скорее для любительских изысканий - хоть сколько-нибудь солидные исследователи от этого стереотипа отказались в тот момент, когда накопившаяся критическая масса археологических находок ясно дала понять, что праиндоевропейские культуры отстоят от индийской ничуть не меньше, чем от современных европейских. Тем не менее, в любительщине, особенно - "альтернативной", избыточный акцент на "индо-" в слове "индоевропеец" стал настолько общим местом, что зачастую какие-либо отсылки к индийским реалиям добавляются в очередную "теорию" даже просто для придания своеобразной "солидности". Так или иначе, данный феномен достаточно распространён, чтобы заслуживать отдельного разбора. Чем в рамках данной статьи я и предлагаю заняться.

Для начала рассмотрим историю феномена, причём, с самых ранних предпосылок.

А появились они в середине XIX века, если конкретно - в 1857-м году, когда в Индии разразилось массовое восстание против британских колонизаторов, известное как восстание сипаев (сипаями назывались рекрутируемые англичанами туземные пехотинцы, которые и подняли мятеж). Восстание было жесточайшим образом подавлено. Но вместе с тем британцам стало очевидно, что либо они что-то поменяют в структуре управления своей самой богатой колонией, либо этот бунт будет лишь первым из многих, с постепенным нарастанием как ожесточения, так и массовости. Чтобы этого не допустить, британцы во-первых отняли административные функции у насмерть надоевшей туземцам Ост-Индской компании, переведя колонию под прямое управление из Лондона, а во-вторых - позволили индийцам занимать должности в имперской государственной машине, если на то будет достаточно их образования (которое стало возможным получить в Европе) и способностей.

В результате индийцы поднялись в статусе от никому не интересных завоёванных дикарей до "почти белых" - несколько, конечно, поражённых в правах относительно природных англичан, но не настолько, чтобы с ними было неприличным вести отвлечённые беседы. Тем более, если индиец получал образование в метрополии, в силу чего оказывался знаком с европейской культурой и перенимал британские светские манеры, сохраняя при этом вызывающую любопытство природную экзотичность. Повышенный интерес к подобному собеседнику был абсолютно естественным. Число же таких "потенциальных интересных собеседников" год от года только росло - полученной относительно других завоёванных туземцев привилегией индийцы пользовались охотно. 

И вот тогда европейская интеллигенция с изрядным удивлением обнаружила, что, оказывается, у Индии есть самобытная культура, уходящая корнями в настолько седую древность, что аж дух захватывало. Как обычно и бывает в таких случаях, эта культура стала очень и очень модной - на что среагировали не только светские бездельники, но и маститые учёные. Которые, в свою очередь, обнаружили вещь ещё более удивительную: оказалось, что эта самая древняя самобытная культура ещё и происходит от одного предка с европейской.

Это известие превратило и без того имевшуюся в светско-интеллигентских кругах моду на Индию в самую настоящую индо-истерию. В качестве бледного подобия того массового увлечения чужой культурой, пожалуй, можно вспомнить имевшийся на рубеже тысячелетий бум интереса к японской мультипликации, впоследствии развившийся в интерес к Японии вообще. Масштабы, конечно, не те, но в общих чертах похоже. Сейчас, в силу совершенно иных объемов доступного тематического контента, эта волна пошла на спад. Но всё равно индивидуум раннего среднего возраста, способный к месту ввернуть "аригато" или "сайонара", культурного шока у окружения не вызывает. Да и в целом поголовье лиц, способных не перепутать Басё с Хокусаем, остаётся на уровне. Про суши я вообще молчу.

Тогда же интернета не было, информация по Индии любой степени достоверности была дефицитом и пресыщение ей, как следствие, откладывалось. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов ещё и специфичный европейский культурный фон конца XIX-го столетия, когда индофилия вышла на пик популярности. Это было время "fin de siecle", "конца столетия", когда предчувствие больших перемен, эйфорическое ожидание будущего и панический страх перед ним, чувство эфемерности бытия, пресыщения жизнью и очарования смертью, отвращение к скучной повседневности и тяга послать ко всем чертям опостылевшую чопорную мораль викторианской эпохи слились в единый бурлящий котёл - коему суждено было оглушительно рвануть в конце второго десятилетия уже нового века. Для культуры это означало сложный многоярусный символизм, доходящий до выморочности и отрыва формы от содержания, вычурность "лишь бы не как у людей", эклектичное смешение всего и вся, безудержную тягу к мистике, оккультизму, спиритизму и сатанизму (чисто из вредности, в пику религиозным консерваторам и рационалистам) и, наконец, венчающую всё это безобразие огромную пенную шапку концентрированного пафоса.

И вот именно в это ведьмино зелье, щедро приправленное не доехавшими до Китая опиатами и эпидемически популярным в то время кокаином, угодил сам по себе вполне невинный культурологический интерес к Индии. Где закономерно приобрёл шизофренические оттенки.

Получившаяся комплексная декадентская субкультура, как и любая богемная придурь, отнюдь не была всеохватной - иначе человеческий род с такими вводными тогда бы и прервался. Однако, именно в её недрах, либо под её сильнейшим влиянием, зародились многие известные до сих пор движения.

Во-первых, оттуда вышли практически все националистические движения XX-го века - которые своих духовных предшественников хоть и презирали до глубины души, справедливо почитая дегенератами, но при этом унаследовали от них очень многое. Например, то самое дегенератство, хоть и истерично отрицаемое, но, прямо скажем, в середине века во весь рост проявившееся. Из "индийщины" же они переняли слово "арий" (самоназвание индийцев ведийского периода) и символ свастики - опохабив последний настолько, что в наше время приличный человек даже пытаться воспринимать его нейтрально не станет.

Во-вторых, именно в этой субкультуре были заложены основы всего современного оккультизма, результатом чего стала его поистине шизофреническая пестрота и эклетичность, наравне с пафосной тягой к масштабам ничуть не меньше вселенских. И, в основной массе, именно туда угодила вся усвоенная декадентами индийская философско-религиозная мысль. Но с ней получилось, как с теми же вышеупомянутыми суши. То есть, название осталось, общая эстетика хотя бы в поверхностных формах поддерживается, однако, номенклатура используемых ингредиентов не соответствует и даже прямо противоречит изначальной задумке кушанья.

И вот настал момент, когда и первое, и второе было вынуто из помойки истории. Увы, давайте посмотрим правде в глаза - у нас на дворе поздние фазы очередного "fin de siecle", чем и объясняется востребованность этих... кхм... концепций. И нео-оккультистских, и нео-националистских.  Да ещё и в причудливо перемешанном виде, так как они очень часто соседствуют в одной и той же голове.

А так как "переоткрыть" индийскую или какую-нибудь другую существующую культуру в наше время затруднительно, то и приходится современным нео-декадентам довольствоваться кашей, единожды уже съеденной их предшественниками. То, что притягивания ариев и Вед придаёт теории пафосности - они ещё помнят. За счёт чего - уже нет. Та мода давно прошла, и воспоминания о ней сильно подстёрлись.

И здесь мы подбираемся к следующему вопросу. 

Понятно, что бестолковые энтузиасты, компенсирующие пробелы в знаниях пылом и фантазией, способны испохабить что угодно. Однако, стоит ли с порога отрицать все их концепции? Может, под слоями вековой придури всё-таки можно откопать рациональное зерно? В конце концов, индийская культура - едва ли не последний образец непрерывного развития изначальной индоевропейской традиции, не вытесненной монотеизмом. И если задаться целью смоделировать культуру праиндоевропейцев, то на что ориентироваться, как не на неё?

Это соображение верно, но только отчасти. Индоарийская культура отнюдь не стояла на месте все те века, которые прошли с момента её выделения из общего индоевропейского древа. За её спиной - тысячелетия самостоятельного развития, к тому же, в климатических и ландшафтных условиях, категорически не похожих на степи Причерноморья и Прикаспия, где большинство современных гипотез помещает прародину индоевропейцев. Уж как бы кто не относился к историческому материализму и Марксу лично, с тем, что бытие, по меньшей мере, очень сильно влияет на сознание, поспорить сложно. Культура всегда адаптируется под условия существования - и для осторожности в слепом отождествлении индийского с индоевропейским было бы достаточно даже этого. А ведь при этом Индия на момент вторжения ариев была далеко не безлюдной, и контакты с аборигенным дравидским населением не могли не оказать на культуру того или иного влияния.

Очень часто индоевропеисты-любители обращают особое внимание на Веды, купившись на название, понятное любому славянину без перевода. Однако, самые древние части Ригведы были составлены одновременно с древнеиранской Авестой - при достаточно сильно отличающемся содержании. А ведь персы индоариям ближе, чем все остальные индоевропейцы вместе взятые. И если уже тогда наметилось разделение между ними - с наличием Вед у одних и отсутствием у других, - то о более дальних родственниках в лице славян, кельтов и германцев даже говорить не приходится. Не было у них никакой ведической культуры. Что до подозрительно похожих слов "Веды" и "ведать", то предки славян веками и даже тысячелетиями соседствовали с ираноязычными скифами. И потому иранизмов в славянских языках более чем достаточно: "бог", "топор", "хата", "рай", "хорват", "собака", "чаша" и даже "ватрушка" имеют в индоиранских языках вполне узнаваемые прототипы - причём, в отличие от некоторых последствий кухонной лингвистики, доказанные. При том, что взаимопонимаемыми языки не являются - попробуйте послушать телепередачу на фарси или санскрите (а такие есть) и убедитесь сами. То есть, налицо позднее заимствование, состоявшееся уже после разделения языков.

Как следствие, если в славянском пантеоне (или любом другом) не упоминаются ведийские боги, то нечего их туда и тащить. Тем более, не разобравшись в приписываемых им функциях и занимаемом в пантеоне месте. И уж совсем тем более - пытаться самодеятельно их отождествлять между собой, не изучив опыт уже предпринятых научным сообществом попыток это сделать. Так, казалось бы, напрашивается отождествление Перуна и Индры. Оба - громовержцы, оба - покровители воинского сословия.  А что имена отличаются - так одно из них, наверное, эпитет, который расшифровывается как-нибудь вот так (далее следует тот или иной экземпляр кухонно-лингвистического исследования). Вот только у Перуна в Ведах совсем другой аналог - Парджанья. Который Индре при этом отнюдь не равнозначен. В результате, хоть и не совсем понятно, где арии подобрали Индру, ясно, что он является их оригинальной придумкой, возникшей уже после отделения от других индоевропейцев. И нигде, кроме как у персов с индийцами, он не встречается, и встречаться не может (поправка: ещё у миттанийцев, но они заблудившиеся арии по происхождению и есть).

Или на примере более изученной древнегреческой мифологии. В Ведах Дьяус - отец Варуны. У греков, однако, Зевс - внук Урана. При этом, тождество Дьяуса и Зевса лингвистически доказано (хотя греческий образец является по функциям смесью из Дьяуса и Парджаньи, но это уже частности). Соответственно, как следует понимать это противоречие? Тем, что миф прошёл через очень испорченный телефон многих тысяч пересказов? Или последовательно сменяющие друг друга Уран, Кронос и Зевс - это отражение в мифе поочерёдно завоёвывавших Грецию племён, а созвучие Урана с Варуной - случайность, и никакого тайного смысла в себе не несёт? Обе версии, кстати, на текущий момент равноправны, точного ответа наука ещё не знает.

Это всё к тому, что даже если мы знаем о происхождении двух пантеонов от некоторого единого прототипа, не стоит забывать, что в них могли видоизмениться не только названия, но и структура. Более того, она скорее всего поменялась хоть в чём-то - и тем больше, чем более дальними родственниками народы друг другу приходятся. Так, если славяне с балтами стыкуются пантеонами без особых проблем, то со скандинавами и континентальными германцами, вопреки очень распространённым стереотипам, будет уже посложнее и придётся прибегать к "переходникам" в лице тех же балтов и кельтов (заодно восстанавливая маршруты древнего культурного обмена - что, кстати, очень увлекательно). С индоиранцами же такой фокус уже не пройдёт: связи там объективно есть, они даже на уровне интуиции ощущаются, но при этом перекручены настолько запутанным образом, что весь этот самый пантеон ноги переломает. И не-специалисту туда лучше не лезть, важной становится каждая мелочь, профанами практически с гарантией упускаемая. А дальше всех отстоят, если уж на то пошло, греки и римляне. Поскольку во время формирования пантеона контактировали больше с другими средиземноморскими народами, а не с индоевропейскими родственниками. Так что кроме Зевса (с германцами и балтами - ещё и Эос) там никого и не прослеживается.

И, наконец, по социально-философской части.

Славянские волхвы, и уж тем более - пра-индоевропейское жречество, не были ни мастерами-йогинами, ни хранителями знаний о ведущих к просветлению духовных практиках. И даже индийские брахманы классического ведийского периода ими тоже не были. Всё это - черты уже значительно более позднего индуизма, связанного с переходом к поклонению Тримурти - триумвирату Брахмы, Вишну и Шивы. Из которых в Ведах фигурирует только второй, и то, сугубо как подручный Индры. А восприятие всего этого, как некоего мистического джедайства - и вовсе конец XIX-го века, причём, европейского. Того самого, с декадансом, оккультизмом и наркоманией, как движущей силой первых двух пунктов. 

Всё это, естественно, не значит, что сверка с индийской культурой в индоевропеистике бесполезна. Скажем, если какое-то явление, понятие, какой-либо предмет материальной культуры имеет чётко прослеживаемые аналоги как у славян, так и у индоариев - то это явный претендент на происхождение из самой седой древности. Ранний бронзовый век как минимум, а то и вовсе неолит. Но и здесь надо осторожно перепроверить, нет ли других объяснений. 

В любом случае, некритично натягивать реалии одной культуры на другую, пусть бы и родственную - не дело. Тысячелетия жизни врозь - не шутки.

Штабс-капеллан

    Обзор движения фронта с 22 по 28 апреля. Карты

    Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.ВС РФ ведут последователь...

    История К.: «Всякий человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет»

    (Марк Аврелий.)     Суждение, приведённое в заголовке, принадлежит римскому императору и философу II века по Р.Х. Марку Аврелию. Действительно, с одной стороны, мы знае...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ди Женьцзе 13 августа 2019 г. 15:15

      О роли Церкви, как социального института. Навеяно "Гатчинским крещением"

      Нихао, мои драгоценные читатели! Видео с “Гатчинским крещением”, полагаю, все интересующиеся уже просмотрели, а кто не смотрел - тот наслышан, так как огласку случай получил значительную, вплоть до попадания на “РИА Новости”. Сам по себе случай предельно элементарен, так что тратить на его разбор печатных знаков более необходимого мы не будем. Окрещаемые младенцы в...
      2164
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      8 августа 2019 г. 09:38

      Ответный удар империи -5. Как славяне обороняли Рим

      Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Первоисточник. Если вдруг вас удивил заголовок - нет, автор в своём уме. История тем и великолепна, что уделывает любые фантазии =) Первая попытка штурма Рима была отражена. Однако, соотношение сил было по-прежнему далеко не в пользу византийцев, и осада продолжалась. А что хуже всего - подвоз продово...
      2189
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      7 августа 2019 г. 22:54

      Ответный удар империи -4. Римский гамбит Витигеса

      Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Первоисточник.Извиняюсь перед драгоценными читателями за имевшую место двойную публикацию: когда материал уже написан, бывает легко перепутать, что уже выкладывал. Король италийских готов Теодат, на правление которого пришлось начало войны с Византией, являл собой достаточно распространённый в мировой истории приме...
      2788
      Ди Женьцзе 7 августа 2019 г. 22:10

      Немного теории для самых маленьких социальных инженеров

      ...Нафиков обучался любомудрию (в сочинении, о котором пойдёт речь ниже, Кика возводит этимологию этого термина не к выражению “любовь к мудрости”, а к словам “любой м***к”). В. Пелевин, “Македонская критика французской мысли” Начиная со второй половины прошлого века и до настоящего времени постепенно набирает обороты тенденция к выстраиванию теорий, о...
      2739
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      26 июля 2019 г. 09:06

      Ответный удар империи -3. Битва за умы и осада Неаполя

      Продолжение. Часть 1. Часть 2. Цикл взят отсюда. Пожалуй, ключевой проблемой варварских королевств в войнах с Юстинианом была лояльность коренного населения. Точнее, то, что её практически не было.Провинциальная знать понимала свою уязвимость и прежде особо не бунтовала. Но вместе с тем - помнила, что всего несколько поколений назад, прежде чем с во...
      2328
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      19 июля 2019 г. 10:21

      Ответный удар империи - 2. Почём продаётся корона

      Продолжение. Начало тут. Полностью цикл тут. На девятом году царствования Юстиниана началась война Византии с королевством остготов в Италии и Далмации.Вообще говоря, Юстиниан попытался бы распространить свою власть на бывшие владения империи в любом случае. Константинопольский двор того времени был охвачен реваншистскими настроениями, вызванными на удив...
      5065
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      18 июля 2019 г. 23:38

      Ответный удар империи -1. Итальянский узел

      Нихао, мои драгоценные читатели! Позвольте представить вашему вниманию первую статью цикла "Ответный удар империи", которую я честно сплагиатил из своего же дзен-канала.  Условной датой окончательной гибели Западной Римской империи считается 476-й год, когда Ромул Августул был свергнут одним из своих полководцев Одоакром, который, в свою очере...
      5210
      Ди Женьцзе Трёп
      20 ноября 2018 г. 02:36

      Еженедельное трепло (выпуск за ту неделю)

      Нихао, мои драгоценные читатели! Вот ваш покорный слуга и освободился от досадных причинческих технин. А значит - пора потрепаться!  МеждународноеА ничего не напишу. Поскольку, как ни странно, ничего там такого, что бы действительно всерьёз выбивалось из уже тысячи раз описанных трендов. "Скучно, девочки!"©Магия фэнтези... улетучивается. Об опа...
      9585
      Ди Женьцзе 19 ноября 2018 г. 12:16

      Упс!

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели!Дичайше извиняюсь за задержку в выходе "Трепла". Поймал распространённый баг со слетевшими сетевыми драйверами на Маздай-10, когда начинает самопроизвольно включаться режим "В самолёте". А порт для интернета по шнурку добрые и умные производители моего ноутбука решили в конструкцию не добавлять, ибо XXI век, кругом вайфай, и всё ...
      3126
      Ди Женьцзе Трёп
      11 ноября 2018 г. 23:59

      Воскресное трепло - 2

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Вот и подошла к концу очередная неделя - а значит пришло время немного потрепаться.  Международное обозрение В последнее время я как-то больше читаю новости, и как-то меньше - аналитику, так что, возможно, буду далеко не первым с такими соображениями. И тем не менее. В солнечном Пендост...
      8508
      Ди Женьцзе Трёп
      5 ноября 2018 г. 00:33

      Воскресное трепло -1 (Пятничное трепло - 5)

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! И снова с вами филин Гуамоко, как всегда - треплется! Трепло у нас отныне воскресное. Во-первых, так еженедельная подборка всякого получается более полной, выходные - тоже часть недели, и на них тоже что-то происходит. А во-вторых, ваш покорный слуга просто-напросто сменил место работы. Теперь я, если не вдаваться в по...
      6309
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      15 октября 2018 г. 15:48

      Древний Коринф. К статье Взор "В Греции всё есть"

      Данная статья - и не статья вовсе, а скорее иллюстрация к замечательному материалу нашего автора Взор. Ниже представлен видео-облёт трёхмерной реконструкции древнего Коринфа, выполненный на основе археологических данных командой "История в 3D" под руководством Данилы Логинова. Время, правда, уже несколько более позднее - времён Римской империи, примерно II век. ...
      8062
      Ди Женьцзе 15 октября 2018 г. 14:55

      "Керенский напуган им же вызванной корниловщиной"©. О неизбежных последствиях ревизионизма

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Не так давно мы с коллегами по ЗМ провели небольшое расследование. Впрочем, "расследование" - это, пожалуй, громко сказано. Поскольку, если вы вдруг не знали, при регистрации на КОНТе через соцсети установить адрес, например, использованной при этом странички "ВКонтакте" - не просто, а очень просто. После чего дело было только з...
      17454
      Ди Женьцзе Трёп
      12 октября 2018 г. 15:43

      Пятничное трепло - 4

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Снова на дворе пятница, а значит - время для еженедельной колонки "Пятничное трепло" на веб-страницах журнала "Трёп". Если вдруг кто забыл, колонка представляет собой помесь гонзо, стенд-апа и просто болтовни обо всём, что придёт мне в голову. Международное оборзение Индия последовательна в решении з...
      5799
      Ди Женьцзе Трёп
      5 октября 2018 г. 16:16

      Пятничное трепло - 3

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! С вами снова филин Гуамоко и его еженедельная колонка "Пятничное трепло" - в которой я несу всё подряд на самые разные темы к вящей славе... м-м-м... Отдельный привет Славе, короче XD А что творится в мире? Нобелевскую премию мира в этом году вручили борцам с сексуальным насилием в качестве оружия в...
      8064
      Ди Женьцзе Здравомыслие.
      4 октября 2018 г. 16:54

      О языковом и генетическом родстве народов для самых маленьких

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! В последнее время ваш покорный слуга стал замечать прелюбопытнейший тренд в том, как энтузиасты-профаны изгаляются над историей, проявляющийся в участившихся попытках нетрадиционно классифицировать разные народы и археологические культуры, связанные с одним языковым семейством. Особенно же примечательна мотивационная составляюща...
      9146
      Ди Женьцзе Трёп
      28 сентября 2018 г. 14:50

      Пятничное трепло - 2

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! От всей души приветствую вас во втором выпуске еженедельной колонки "Пятничное трепло", несущей в этот мир весёлую логорею на все подряд темы. И да, если что, "логорея" - это "логос" (слово) + диарея, а вовсе не "лотерея" + "гонорея". Международное обозрение Последнее заседание совбеза ООН, то самое,...
      6235
      Ди Женьцзе Трёп
      21 сентября 2018 г. 11:53

      Пятничное трепло -1

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели!Долго думал над тем, какого рода статьи мне писать в "Трёп". А потом взял - да и решил не забивать себе мозг, а просто нести в массы всё подряд.Так что позвольте предложить вашему вниманию первый выпуск еженедельной колонки "Пятничное трепло". Отчасти это - авторская колонка с лёгким налётом гонзо-журналистики, отчасти - дайджест...
      6466
      Ди Женьцзе 20 сентября 2018 г. 02:24

      Летучие голландцы информационной эры

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Хочу вам рассказать об одном феномене, недавно залетевшем и на КОНТ. Имён и ссылок давать не буду, чтобы зазря не тыкать пальцем, но, как обычно, sapienti sat. А кто не sat, но хоть немного sapienti - тем и так будет небесполезно, поскольку то, о чём хочу сказать, довольно-таки универсально. Феномен этот можно романтич...
      4568
      Ди Женьцзе Трёп
      19 сентября 2018 г. 15:16

      Конно, людно и оружно. Личный опыт знакомства с "Mount&Blade: Warband"

      Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ни единого раза не злободневный и до мозга костей субъективный обзор компьютерной игрушки "Mount&Blade: Warband". Игрушка ни капли не новая, так что совсем не исключаю, что некоторые из вас её уже знают и любят. Потому основной акцент в разборе не столько на общих особенностях игры, ...
      12507
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика