То она есть, а то её нет!

1 828

Начало здесь:

«А как же совместный полёт «Союза» и «Аполлона»?!

Как готовили космическую технику для ЭПАС в СССР и в США.

Почему в полёт «Союз и Аполлон» командиром «Союза-19» назначен космонавт, который на «Союзах» не летал?

За год до «встречи на орбите» репортажи о ней уже готовы!

«Мало кто знает, что 15 июля 1975 года «Союз-19» мог и не подняться на орбиту»

«Союз-19» стартует с неработающим ТВ

День «ремонтов»

Как НАСА показало сближение и стыковку «Союза» и «Аполлона» (кругом одни макеты!)

«Рукопожатие на орбите» снято на Земле

«День взаимных визитов»


То она есть, а то её нет! Где бывает такая невесомость?

1. Читатель помогает автору

Несколько лет назад автор получил интересное письмо от читателя [1]. Здесь оно приводится с некоторыми сокращениями: «После прочтения статьи «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?» (см. [2]), у меня появилось желание обратить Ваше внимание на несколько странных фактов, связанных с видеоклипом «Союз – Аполлон. Рукопожатие в космосе» (эфир от 23 мая 2014 года) (см. [3]). В клипе есть момент групповой съемки продолжительностью 9 мин 03 сек - с 15:26 по 24:29…

в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается» чередой суетливых действий. Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой».

(Чего мы совершенно не наблюдаем, например, в 18:03, когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз).

Стаффорд снимает с головы и «подвешивает» шлемофон, похожее действие делает Леонов, но выглядит не столь убедительно, а в 23:45 вся суета заканчивается, ничего уже не летает, всё убрано из кадра или удерживается в руках, картинка снова становится статичной.

Похожий эпизод есть с 25:46 по 26:11. Все так же усиленно суетятся и всё время то снимают, то надевают шлемофоны, предметы парят в кадре. Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда появляется невесомость. Хотелось бы услышать Ваше мнение!». Дмитрий Горюнов, 30 июля 2015 г.

Итак, по наблюдениям читателя невесомость в телерепортаже появляется как бы урывками и на очень короткое время. Однако на орбите невесомость не может то появляться, то исчезать. Она там постоянна. А вот на Земле такие места есть! Это, так называемые самолёты «нулевой гравитации» (коротко – самолёты НГ). В них при полёте по особой траектории можно на короткое время достичь почти полной невесомости [4, 5].

Для того чтобы понять, что описанные Д.Горюновым сцены суеты сняты именно в самолёте НГ, нам надо чётко уяснить для себя ответы на следующие вопросы:

1) Что такое настоящая невесомость и почему она возникает на орбите?

2) Что такое самолёт НГ?

3) Чем отличается от настоящей невесомости её имитация, достигаемая в самолёте НГ (ниже коротко – «самолётная невесомость»)?

2. На орбите невесомость – полная и «вечная»!

Некоторые люди думают, что на орбите не действует притяжение Земли. Это не так! Орбиты космических кораблей проходят на высоте 200 – 400 км, а земное притяжение держит «на привязи» и в тысячу раз более далёкую Луну.

Когда же возникает невесомость? В учебнике 7-го класса написано: «вес – это сила, с которой действует на наше тело опора или подвес».

А если наше тело падает синхронно вместе с тем, что было опорой или подвесом? Ноги не могут опереться на опору, потому что она падает с тем же ускорением, что и ноги, а руки не чувствуют подвеса, потому что и он тоже падает вместе с ними. Эта называется свободным падением. Вот тогда ощущение веса пропадает и возникает невесомость. Невесомость и свободное падение неразделимы. Сколько длится свободное падение, столько будет длиться и невесомость.

Невесомость внутри космических кораблей и станций возникает потому, что они всё время свободно падают к центру Земли (илл.1а). Но упасть им мешает огромная скорость их полёта (8 км/с), направленная по касательной к поверхности Земли. Из-за кривизны земного шара поверхность планеты как бы всё время уходит из-под летящего над ней космического объекта. Результатом сложения этих двух движений (падения к центру и движения по касательной) и является круговая орбита. И пока космический объект находится на орбите, внутри него будет царить постоянная и полная невесомость (илл.1б). В такой невесомости можно долго и спокойно висеть в воздухе.

Илл.1. а) на орбите и МКС, и человек в ней, и все предметы свободно падают к центру Земли, но падают они вместе и с одинаковым ускорением (рисунок из учебника физики 7-го класса); 
б) невесомость на МКС. 
 http://cn15.nevsedoma.com.ua/photo/10/1058/202_files/c15ea21108da048c2e760085589644e2.jpg

И хотя нет ничего вечного, но по человеческим меркам невесомость на орбите – «вечная». Здесь представлен короткий клип «Будни на МКС» (02:35 – минуты: секунды), который наглядно показывает, как выглядит эта настоящая невесомость. (Ниже используются стоп-кадры из этого клипа).

Клип «Будни на МКС» https://youtu.be/n11M9H__I18 или https://manonmoon.ru/addon/mks_budni.mp4

Вот интересный эпизод – «Космонавт бреется». Несколько стоп-кадров из него показаны на илл.2. Обратите внимание на бритву космонавта (1) и на яркую куколку (2). Половину времени бритва используется по прямому назначению, а половину – за ненадобностью висит в воздухе перед лицом космонавта. Куколка всё это время спокойно висит в воздухе на одном и том же месте, тем самым демонстрируя полную и постоянную невесомость.

Илл.2. Стоп-кадры из эпизода «Космонавт бреется»

Сразу после первого эпизода в клипе другой космонавт демонстрирует второй эпизод на тему невесомости. Он демонстрирует шар (шарик) из воды и его поведение в полной невесомости. Этот эпизод (точнее, опыт) интересен нам, что ниже его ПОПЫТАЕТСЯ проделать турист, летящий в самолёте НГ. Так что будет, что сравнивать. На илл.3 приведены несколько соответствующих стоп-кадров.

Илл.3. Стоп-кадры: космонавт играет с висящими в воздухе водяными шариками

Момент 0:50. Космонавт выдавливает из шприца некоторое количество воды. Веса нет, и слабые силы притяжения, существующие между молекулами воды, тут же делают из воды шарик, который зависает перед лицом космонавта.

Момент 0:53. Космонавт лёгким дуновением разделяет шарик пополам. Получившаяся «двойня» продолжает висеть в воздухе, чуть расходясь в стороны.

Моменты 1:02 и 1:04. Космонавт проглатывает шарики один за другим.

Что характерно для демонстрации обоих опытов на МКС? Прежде всего, неторопливость в исполнении. Прежде всего, неторопливость в исполнении, ведь невесомость на орбите полная и никуда не исчезнет. Ни бритва, ни куколка, ни водяные шарики на пол не упадут!

3. В самолёте «нулевой гравитации»

Общее описание самолёта НГ

В 60-е годы, в самом начале эры пилотируемых космических полётов встала задача дать будущим космонавтам хотя бы какое-то практическое представление о невесомости. Для этого и были созданы самолёты НГ. Ещё за 10 лет до ЭПАС молодой космонавт А. Леонов тренировался в самолёте-лаборатории Ту-104АК [5].

Илл.4. а) советский самолёт-лаборатория Ту-104АК (самолёт НГ) тренировался молодой космонавт А. Леонов.
б) космонавт тренируется в Ту-104АК [5]

С 1980 года по настоящее время полеты на невесомость в России проводятся с использованием самолетов-лабораторий ИЛ-76 МДК [4]. Большинство приведённых ниже фотографий снято в таком самолёте.

Следует отметить, что «нулевая гравитация» – это всего лишь красивый миф, используемый для привлечения туристов, которых за солидную плату катают в таких самолётах. «Почти» невесомость достигается в этих самолётах не путём некоего «обнуления гравитации», а за счёт почти свободного падения самого самолёта. Правильным является название – «самолёт для имитации невесомости». Но рекламное название прижилось, и мы тоже вынуждены его использовать.

Как и всякая имитация, «самолётная невесомость» имеет ряд признаков, позволяющих отличить её от оригинала, то есть от настоящей невесомости, которая имеет место на орбите.

Первый признак: «самолётная невесомость» длится всего 25 секунд

Приближаясь к отметке 9 тысяч метров, самолёт НГ делает «горку» и начинает ПОЧТИ свободно падать (илл.5а). Тогда в салоне самолёта наступает состояние, близкое к невесомости, а среди пассажиров возникает безудержное веселье (илл.5б).

Илл.5. а) траектория полёта самолёта НГ; б) «самолётная невесомость» [4]

Горизонтальная составляющая скорости самолёта в 30-40 раз меньше, чем у спутника на орбите. Так что кривизна Земли не поможет ему продлить падение. Поэтому невесомость в самолёте НГ длится всего 25 секунд (илл.5а), иначе пилот не успеет вывести самолёт из режима падения. Скоротечность «самолётной невесомости» является её первым характерным признаком.

В интернет - варианте читатель может посмотреть интересный клип о полёте на самолёте НГ Роскосмоса.

В самолёте НГ. Клип «Нулевая гравитация в России. Лучшие моменты». 
[4] или https://youtu.be/d5OlOVYHQtY или https://manonmoon.ru/addon/zero_gravity.mp4

Второй признак: сохраняется остаточный вес примерно 3% от земного

Полностью свободному падению самолёта НГ мешает сопротивление воздуха. Пилот старается скомпенсировать его, регулируя тягу двигателей. Но отклонения от идеальной траектории неизбежны. Поэтому и невесомость в самолёте не идеальна, как это имеет место на орбите. Слабый остаточный вес у людей и у предметов в самолёте остаётся.

Уже знакомый нам опыт с водяным шариком показан и в клипе «В самолёте НГ». Нам он поможет наглядно убедиться в существовании остаточного веса и даже вычислить его. Эпизод представлен на илл.6 несколькими стоп-кадрами.

Илл.6. Стоп-кадры из клипа «В самолёте НГ». Турист пытается проглотить водяной шарик, но не успевает [4] или https://youtu.be/d5OlOVYHQtY или https://manonmoon.ru/addon/zero_gravity.mp4

Турист выдавливает из пластиковой бутылки два шарика. Проследим за большим шариком, поскольку он лучше виден. Он отмечен белым квадратиком. Турист намерен проглотить его и уже открыл рот. Но проглотить водяной шарик он не успел. В полной невесомости предмет не меняет направления своего движения, пока не встретит какую – нибудь преграду. А шарик, едва приподнявшись над горлышком бутылки, стал падать. Никакая сила, кроме веса, так «поступить» не может. Пятый кадр показывает только то, что полёт шарика закончен. От его рождения до его конца прошла ровно 1с. Разительное отличие от той настоящей невесомости, в которой космонавт не спеша забавлялся с шариком целых 14 секунд (илл.3).

Примечание. Из-за такой короткой истории падения шарика в самолёте НГ время на каждом отдельном стоп-кадре на илл.6 не указано (для расчёта достаточно знать общее время показанного эпизода).

Рассчитаем вес шарика в самолёте, используя учебник 8-го класса. За время t = 1 с шарик прошёл расстояние s = 12 – 13 см. Линейкой нам послужил указательный палец туриста. У большинства людей длина этого пальца в сгибе равна 5 см. Получается, что шарик падал с ускорением a = 2s/t2 ~ 0.3 м/с2, тогда как на Земле ускорение свободного падения в 33 раза больше.

Получается, что у шарика имеется остаточный вес, равный 3% от того, что он весил бы на Земле. И у других предметов и у людей в салоне самолёта соотношение будет то же самое. Если на Земле человек весит 80 кГ, то в самолёте НГ он будет весить менее 3 кГ. С таким остаточным весом можно смело кувыркаться и летать по салону. Даже сам «летун» не заметит, что, пролетев за 1 секунду 3 – 4 м вдоль салона, он опустился вниз на 12 – 13 см.

А вот повиснуть в воздухе, ни за что не держась, не получится. Просматривая клип «В самолёте НГ», обратите внимание на то, что туристы всё время или находятся в движении или держатся за что – нибудь. НО, НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ВИСИТ В ВОЗДУХЕ НЕПОДВИЖНО. Остаточный вес не позволит.

Наличие небольшого (~ 3%) остаточного веса – второй важный признак «самолётной невесомости».

Третий признак: резкий переход от почти невесомости к удвоенному земному весу и связанная с этим опасность травм

Проходят 25 секунд, и вместо «самолётной невесомости» всего за несколько секунд возникает вес. Да не обычный земной, а ДВОЙНОЙ, потому что пилот начинает выводить самолёт из режима падения (по – существу, он выводит его из крутого пике, илл.5а). Если кто – нибудь замешкается в своём веселье под потолком, то он рухнет вниз под силой своего двойного земного веса. Как будто в этом падении на нём сидит ещё один такой же человек, как он сам. Можно и травму получить.

Чтобы этого не произошло, зажигается предупреждающее световое табло, включается звуковое оповещение, инструкторы отдают устную команду. Все пассажиры немедленно садятся или ложатся на мягкие маты. На илл.7 представлены два соответствующих стоп-кадра. В момент 02:27 все ещё резвятся, а через 7 секунд все лежат на полу. Инструкторам можно присесть, ведь они наблюдают за неукоснительным соблюдением сигнала об окончании невесомости

Илл.7. Стоп-кадры из клипа «В самолёте НГ». Резкий переход от состояния невесомости к состоянию двойного веса

Третий признак «самолётной невесомости» - это резкий переход от почти невесомости к удвоенному земному весу.

4. Все технические возможности для съёмок в условиях «самолётной невесомости» у съёмочной группы ЭПАС были!

Вспомним о группе американских специалистов, которые «в июне 1974 года побывали в ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и отрепетировали «все намеченные варианты полетных съёмок» (отрывок из главы 2.4).

Классический кинематограф прошлого века обладал богатым арсеналом специальных приёмов, позволяющих имитировать невесомость в обычной киностудии. Но эти приёмы, как правило, сосредотачивались на одном предмете. Чаще всего это был «парящий в невесомости» человек. А если нужно продемонстрировать невесомость сразу для нескольких предметов? Это как раз было необходимо при подготовке репортажей о совместной встрече. Те же камера Кубасова и его «фолиант», шлемофоны Леонова и Стаффорда? Такую задачу решить только методами кино уже трудно.

И вот здесь на помощь кино – и телеоператорам, заготовлявшим в 1974 году репортажи с «орбиты», вполне мог придти самолёт НГ. Технических препятствий для проведения съёмок в таком самолёте у американцев, прибывших в ЦПК, не было.

Правда, советский участник ЭПАС, автор цитированных строк не упоминает о съёмках в самолёте. Тем не менее, нельзя исключать того, что они были проведены как раз в ЦПК, поскольку советский самолёт НГ Ту-104АК был приписан к ЦПК. Но и у американцев был такой самолет. В общем, соответствующие технические возможности имелись у обеих сотрудничающих сторон, а где конкретно они были проведены (в СССР, или в США) нам не так уж и важно.

Применяя рассмотренные три признака «самолётной невесомости», можно браться за анализ тех эпизодов, на которые обратил внимание Д. Горюнов. Цитаты из его письма будут нам помогать в этой работе.

5. Следите за руками Леонова и Стаффорда и за их шлемофонами!

Д. Горюнов: «В 23:00 статичная картина «взрывается» чередой суетливых действий… Стаффорд снимает с головы и «подвешивает» шлемофон, похожее действие делает Леонов… в 23:45 вся суета заканчивается».

Несколько стоп-кадров, приведённых на илл.8, иллюстрируют цитированные слова Д. Горюнова. На этих стоп-кадрах автор предлагает следить только за руками и шлемофонами Леонова (1) и Стаффорда (2).

Илл.8. Следите за руками и шлемофонами А. Леонова (1) и Т. Стаффорда (2)

Вот краткие пояснения к этим кадрам:

Момент 21:05 Пока на съёмочной позиции всё спокойно, но до взрыва суеты осталось всего две минуты;

Момент 23:06. Взрыв суеты произошёл 6 секунд назад (в 23:00, как и писал Горюнов). Откуда ни возьмись, в воздухе появились плавающие предметы. Как будто их кто-то, находящийся за рамками кадра, подталкивает в поле зрения снимающей камеры. Правые руки и Леонова, и Стаффорда как по команде (секунда в секунду!) взметнулись вверх. Они сейчас снимут шлемофоны, чтобы те немного поплавали в воздухе. Уже одна только эта синхронная готовность показывает, что невесомость, которую ожидают участники спектакля, будет кратковременной. Надо успеть!

Момент 23:20. Стаффорд уже снял шлемофон, Леонов же немного отстал в этом спринте. Поэтому он свой шлемофон далеко не отпустит (видимо, конец невесомости близок);

Момент 23:25. В левой руке Леонова виден шлемофон. Сейчас он его наденет.

Этот момент (а не 23:45, как пишет Горюнов) автор и считает моментом скорого окончания временной невесомости. Будь ей положено длиться дольше, не стал бы Леонов надевать свой шлемофон, едва его сняв.

В целом, в данном эпизоде наглядно проявил себя первый признак «самолётной невесомости»: её кратковременность – всего 25 секунд. За это время астронавты/космонавты, (а, по сути дела, актёры) должны были успеть продемонстрировать зрителям невесомость и тем убедить их, что телерепортаж идёт с орбиты. Участники «встречи на орбите» справились с заданием и уложились в 19 секунд.

В этом эпизоде, похоже, проявил себя и третий признак «самолётной невесомости» – резкий переход от невесомости к удвоенному весу. Астронавты и космонавты в своих упражнениях со шлемофонами не имели права пересечь временную границу окончания невесомости. Травмы им, конечно не грозили. Ведь, они сидели. Но зрители увидели бы, как невесомые шлемофоны вдруг дружно ринулись вниз под воздействием своего двойного земного веса.

Может быть, именно поэтому в момент 23:25 у Стаффорда, только что надевшего шлемофон, глаза вытаращены, и он смотрит «во все глаза» куда-то вверх по направлению белой стрелки. А посмотрите на Леонова! Глаза его практически тают во мгле, но по положению его правого уха ясно, что и он смотрит туда же, куда и Стаффорд. Уж не на табло ли с сигналом «Внимание! Окончание невесомости через … секунд!»?

6. Кубасов пытается «подвесить» камеру

В то самое время, когда Стаффорд и Леонов забавляли мировую общественность снятием и одеванием своих шлемофонов, Кубасов пытался продемонстрировать невесомость другим способом. По выражению Д. Горюнова, он «подвешивал камеру». Но это не совсем точно, потому что он только пытался это сделать, а камера медленно путешествовала то вверх, то вниз.

Примечание: из-за плохого качества изображения трудно опознать в этом предмете камеру. Но для нашего анализа совершенно неважно, как называется этот предмет.

Илл.9. Полной невесомости нет! Остаточный вес проявляет себя 
В. Кубасов пытается заставить парить тяжёлый предмет, а он не слушается и падает.

Проследим по нескольким стоп-кадрам (илл.9) за действиями Кубасова и за ответным «поведением» камеры:

Момент 23:05 – Кубасов лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх. Она медленно поднимается вверх. Видно, что она необычно легка для предмета, имеющего массу в несколько килограмм.

Момент 23:06 – приподнявшись до уровня подбородка Кубасова, камера останавливается. Какая же сила затормозила её движение камеры и затем остановила? Сопротивление воздуха этого сделать не может, так как камера – предмет достаточно массивный и движется медленно. Тогда что?

Момент 23:12 – Прекратив подъём, камера тут же начинает движение вниз и возвращается в прежнее положение. Так действует только вес!

Момент 23:15 – Кубасов ещё раз лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх.

Это повторяется несколько раз: «щелчок снизу – подъём – остановка в воздухе – медленное падение – возвращение в исходное положение – щелчок снизу…».

Вам это ничего не напоминает? Ведь именно так движется любой предмет, который мы на Земле бросаем вверх. Только на Земле этот процесс происходит быстро и со значительно бóльшим усилием с нашей стороны. Щелчком пальца тут не обойдёшься. Следовательно, там, где находится Кубасов, предметы тоже имеют вес. Только он у них во много раз меньше, чем на Земле. Так ведь это и есть второй признак «самолётной невесомости». Это проявляет себя остаточный вес в 3% от исходного земного.

7. «Невесомость то есть, то нет» - подтвердила книга, лежащая перед Кубасовым

Д. Горюнов: «в 23:00 Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой» (продолжение следует).

Сначала ещё раз взглянем на илл.9 (см. выше). На коленях у Кубасова (или на маленьком столике, этого не различишь) лежит книга («фолиант» по Д. Горюнова). Как только наступает невесомость, так она сразу начинает распухать.

Илл.10. Слева: стоп-кадры из клипа «В самолёте НГ». 23:05 – 23:12, «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой»;
Справа: от статического электричества в невесомости сухие и чистые женские волосы топорщатся и в самолёте НГ, и на МКС
https://www.fashiontrendsetter.com/v2/wp-content/uploads/2017/08/Stav-Strashko-ZERO-GRAVITY-Reiko-Wakai-10.jpg
https://i.playground.ru/p/Z37Rk1iRvNg3pmXlMtm9Ag.jpeg

На первых трёх кадрах илл.10 мы видим это распухание книги в увеличенном масштабе. «Виновато» в этом статическое электричество! То самое, которое потрескивает на Вашей расчёске, если волосы свежепомыты и высушены. Электрические заряды, которые от расчёски перешли на Ваши волосы, расталкиваются, и волосы при расчёсывании немного «вспухают». Но на Земле это явление не очень заметно: слабые электрические силы не могут преодолеть вес волос.

Зато в невесомости сухие волосы на голове вспухают уже безо всяких кавычек. Особенно это заметно, если волосы длинные, как, например, у женщин. Ведь вес не мешает волоскам отталкиваться друг от друга. Даже тот остаточный вес, что остаётся в самолёте НГ. Об этом наглядно свидетельствуют две фотографии, приведённые на илл.10.

То же самое происходит и со страницами книги. Электростатические силы расталкивают страницы, но на Земле распухнуть книге мешает вес страниц, прижимающий их друг к другу. Вес этот мал, но и электрические заряды малы. Зато в невесомости (и в самолётной, и на орбите) книжка распухает.

В общем, всё ясно и ничего удивительного. Удивительное открывается, когда мы дочитаем до конца предложение из письма читателя на эту тему и посмотрим соответствующую иллюстрацию илл.11.

Д. Горюнов (продолжение): «…Чего мы не наблюдаем, например, в 18:03, когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз».

На илл.11 показаны несколько стоп-кадров. На них автор проследил за поведением «фолианта» от момента 17:58 до момента 18:00 + 0,5 с. Действительно, «вторая половина «фолианта» спокойно свисает вниз».

Теперь сравните вид книги на илл.10 и на илл.11. На илл.10 книга распухает и «говорит», что невесомость есть, а на илл.10 она не распухает и ведёт себя совсем, как на Земле. Теперь она «говорит», что невесомости нет! То она есть, а то её нет. На орбите такого не может быть!

В общем, становится окончательно ясно, что репортаж шёл не с орбиты. Что сцены невесомости, представленные в документальном фильме [4], сняты в самолёте невесомости. А остальные (без признаков невесомости) – может быть сняты в том же самолёте, а может быть и просто на земле (с малой буквы).

8. Суммарная относительная длительность сцен невесомости в репортаже «с орбиты» составляет 9%

Добавим последний штрих к той общей картине, которая вырисовалась из нашего расследования. Д. Горюнов обнаружил в групповой части репортажа с орбиты при его общей длительности в 9 минут только две сцены с признаками невесомости. Это отрезки с 23:00 по 23:45 (45 с) и с 25:46 по 26:11(25 с). Суммарная продолжительность невесомости у него получилась 1 мин 10 сек. Автор, пользуясь стоп-кадрами, установил более точное значение – 50 секунд, что составляет всего 9% от всей длительности группового репортажа. Подозрительно мало для репортажа с орбиты.

А вот съёмкам в самолёте НГ такая цифра вполне соответствует. Полёт такого самолёта длится 1,5 часа (или 5400 с). За один полёт пилот может реализовать до 10 – 15 «горок» с невесомостью [4]. Примем «15», что соответствует 15*25 с = 375 с невесомости или 7% от времени полёта. Но ни кинооператоры, ни актёры (астронавты и космонавты) не выдержат 15 сеансов съёмок за один полёт. Да и далеко не все съёмки выйдут удачно. Нужен не один полёт и много сеансов съёмки на «горках» невесомости. Дело это: трудное и малопроизводительное. Поэтому нет ничего странного в том, что более 90% времени всего репортажа с «орбиты» астронавты и космонавты сидят, еле шевелясь, лишь бы не выдать то, что невесомости вокруг них нет.

Вывод по всей главе: рассмотренный групповой репортаж «с орбиты» на самом деле сделан на Земле. При этом относительно небольшая его часть (около 9% по длительности) снята в самолёте «нулевой гравитации».

На этом наш разбор подделок ЭПАС на тему пребывания якобы на орбите заканчивается. Пора переходить к финальной стадии «совместного» полёта.

Ссылки к главе 2.11:

1. Письмо читателя http://www.manonmoon.ru/articles/l1.htm

2. 2012 г. Попов А.И. «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?» https://www.manonmoon.ru/articles/st55.htm

3. Отечественный телефильм об ЭПАС. «Союз» и «Аполлон». Рукопожатие в космосе», созданный по телевизионным архивам центрального ТВ и выложенный 24 мая 2014 года. http://manonmoon.ru/addon/epas1975.mp4

4. Идет набор в группу на полет в невесомости! https://starcity-tours.ru/blog/idet-nabor-v-gruppu-na-polet-v-nevesomosti/

Полеты в невесомости. https://starcity-tours.ru/zerogravity/

5. Уникальный самолёт, на котором в России готовят космонавтов, а американцы снимают клипы в невесомости

https://zen.yandex.ru/media/krymnevash/unikalnyi-samolet-na-kotorom-v-rossii-gotoviat-kosmonavtov-a-amerikancy-snimaiut-klipy-v-nevesomosti-5e9d61373fdcda291b796f17?utm_source=serp

Последняя редакция 15.9.2020

Ранняя редакция 18.8.2012

Продолжение следует ...


Источник: http://manonmoon.ru/articles/s...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: