Все концепции рыночного благополучия в экономике товарно-денежных отношений нынешние экономисты и политики, не понимая того, строят на теории социального дарвинизма. Закономерности естественного отбора в борьбе за существование в дикой природе ими распространяются и на отношения в человеческом обществе. Капиталистическое животное самоутверждается в результате рыночного отбора среди конкурирующих друг с другом индивидов за экономическое и социальное господство. При выходе из экономической практики в пласт морально этических норм поведения это порождает расизм, фашизм, нацизм. Такой капитализм ужасает пытающегося вырваться из дикости человека. Но в экономике вся мерзость фашизма нашими современниками ещё не осознана.
Процветающие на капиталистическом рынке государства(точнее владельцы крупных капиталов, живущие в этих государствах) проповедуют свою исключительность, своё право на присвоение природных богатств других стран, на эксплуатацию труда граждан других стран. Всей военно-экономической мощью принуждают признать это своё право. Страна – конкурент для них враг, которого нужно уничтожить. При этом, граждане другой страны (например, русские) демонизируются, представляются как неполноценный вид, как недочеловеки, как корм. «Ах, я чем виноват? - Молчи! устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Басня Крылова).
Противоположностью индивидуализму, дикой конкуренции, борьбе каждого против всех является коллективизм. Максимально высокий коллективизм достигается в общинном взаимодействии людей. Критики коммунистов ещё в XIX веке заявляли, что такой коммунистический коллективизм подавляет всякую самостоятельность и проявление ценных индивидуальных качеств.
Производственных общин, подобных тем, что существовали в России в форме территориальной крестьянской общины, в капиталистических странах Европы уже не было. Примером общинного взаимодействия для критиков являлась лишь европейская религиозная община. Религиозное влияние на людей было сильным. Опасения критиков такой общины являлись обоснованными. Религиозная неволя, диктат религиозных догм действительно подавляет всякую индивидуальность.
Известно, что предложение Марксу и Энгельсу изложить свой «критический коммунизм» в виде манифеста на новых идейных принципах и созвать в мае 1847 г. международный коммунистический конгресс с целью создания коммунистической партии исходило от «Союза справедливых» теоретиком которого считался Вейтлинг - проповедник раннехристианского коммунизма, широко использовавший тексты Евангелия для обоснования своей теории.
Вместе с тем, христианство определено Марксом как «специфическая религия капитала» Религиозные проповеди стали одной из форм ведения бизнеса и усмирения протеста против социальной несправедливости. Борьба с капиталом предопределяла и борьбу марксизма с религией.
Маркс писал: «Социальные принципы христианства переносят на небо компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле... Выше этого христианский миропорядок подняться не может; он должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому, разумному строю».
Философской антирелигиозной основой материалистов того времени стало провозглашение Фейербахом вместо религии любви к Богу религии любви человека к человеку: человек человеку Бог. На вопрос: «Что есть Бог?» немецкая философия ответила так: Образ Бога – это отчужденная духовная сущность самого человека, представляемая как самостоятельное существо. Бог - это человек. Человек должен познать самого себя, сделать самого себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир по-человечески, согласно требованиям своей природы, своего места в природе, места творца нового мира. Познание и развитие индивидуальных качеств, способностей человека, признание их величайшей ценностью должно стать основой новых общественных отношений.
"Манифест коммунистической партии", написанный Марксом и Энгельсом в 1848 году стал программным документом для международного коммунистического движения, охватившего почти 100 стран мира в которых жили католики, протестанты, мусульмане, буддисты и представители прочих враждующих между собой религиозных конфессий. Возник диссонанс между названием «коммунистическое», соотносимого с религиозной общиной, и идейными принципами, на которых под этим наименованием создавались политические партии и провозглашалось новое общественное устройство.
Считается, что французский журналист Пьер Леру в 1834г. в работе «Индивидуализм и социализм» нашёл компромисс между двумя прямо противоположными формами общественных отношений: между частнокапиталистической и коллективистской общинной формой.
Он утверждал, что принцип свободы не должен мешать принципу равенства. Свобода не должна выражаться в эгоизме, противостоящем коллективному взаимодействию людей, а общинное равенство не должно мешать развитию личности, своим коллективизмом подавлять всякую самостоятельность. Ему потребовался термин для обозначения среднего между индивидуализмом и коллективизмом. Понадобился термин для обозначения солидарности индивидуумов. Термин получил название «социализм».
Термин «социализм» образован от латинского слова с греческим окончанием; «socialis» что означает «общественный», принадлежащий к некоему социуму. Такое понятие довольно расплывчато и даёт возможность обозначать данным термином множество различных форм общественного взаимодействия. Но тем ни менее новый термин вошёл в моду и стал употребляться всеми, кто имел критическое отношение к существовавшей общественно-политической системе, порождающей социальное неравенство людей и несправедливое распределения материальных благ.
С XIX века всякое политическое течение, противостоящее капитализму стало именоваться модным словом – «социалистическое» (социалистическая идея, социалистическая партия, социалистическое общество). Когда Маркс и Энгельс выстраивали своё учение, впоследствии названное научным коммунизмом, они вынуждены были использовать общепринятую терминологию. В теоретических работах Маркса и Энгельса мы можем встретить как термин «коммунизм», так и термин «социализм», употребляемые в одном и том же смысле. Но применительно к своему учению они считали слова с корнем «социал» не совсем подходящими для точного отражения их теории и называли себя коммунистами.
Употребления Марксом и Энгельсом то одного, то другого термина, связанного с разными самоназваниями политических течений, характеризующих одно и то же направление общественного развития, в литературной полемике особых проблем не вызывало. Всегда можно было уточнить, о чём конкретно идёт речь. Другое дело, когда нужно закрепить эти понятия в юридических документах о политическом устройстве государства. В юридической практике неприемлемо одно и то же явление связывать с разными терминами.
Ленин накануне социалистической революции 1917г. в работе «Государство и революция» попытался упорядочить употребление терминов «социализм» и «коммунизм» и развёл их по разным смысловым значениям. Ленин писал: «Научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм».
Ленин указал на главное в характеристике нового общественного устройства идущего на смену капитализму - общей собственностью становятся средства производства. Когда в СССР в 30-тых годах в конституции все средства производства были объявлены социалистической (общественной) собственностью, то это означало что страна преодолела переходный период и в ней юридически утверждён новый коммунистический строй.
Спорящим об определении общественного устройства в СССР, советую обратится за разъяснением к тому кто был в России главным среди тех, кто взялся за реализацию проекта Маркса на практике. Ленин писал: «Вместо схоластически-выдуманных, «сочиненных» определений и бесплодных споров о словах (что социализм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 25, стр. 442).
То есть на первую ступень коммунизма СССР к концу 30-тых годов встал. Наименование того периода социализмом по сути ничего принципиально не меняет. Это был коммунистический социализм.
Сталин, построенный к 30-тым годам в СССР социализм так же относил к названию первой фазы развития коммунистического общества. В его работе «Экономические проблемы социализма в СССР» можно прочитать следующее высказывание: «Совершенно неправильно также утверждение, что ПРИ НАШЕМ НЫНЕШНЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СТРОЕ, НА ПЕРВОЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, закон стоимости регулирует будто бы “пропорции” распределения труда между различными отраслями производства» (И. Сталин. газета Правда. 4 октября 1952 года).
После осуждения Хрущёвым культа личности Сталина на XX съезде КПСС, ложь, использованная Хрущёвым для разрушения авторитета Сталина раде поднятия собственного авторитета и удержания высшей руководящей должности, выставила практику строительства социализма в СССР как нечто ужасное. Клевета Хрущёва на Сталина и на всё предвоенное десятилетние борьбы страны за выживание, нанесла сокрушительный удар по всему мировому коммунистическому движению.
Мало того, КПСС, чтобы очистить коммунистическую идею от всего порочного, что возникло при её осуществлении в СССР за прошедший исторический период, сам коммунизм в своей идеологии стала преподносить как непорочное зачатие райского существования.
Но, как писал классик, – «История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное "государство", это вещи, которые могут существовать только в фантазии» (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.).
На внеочередном съезде КПСС прозвучало заявление Н.С. Хрущёва о начале «развернутого строительства коммунизма» (1959 год). То есть, то что строилось при Сталине уже не считалось строительством коммунизма. То был как бы отдельно стоящий извращённый социализм.
С подачи Хрущева социализм и коммунизм стали восприниматься как два разных общественных устройства. Следствием такого восприятия социализма явился дрейф экономики СССР со средины 60-тых годов к главенству в ней закона стоимости. Затем со второй половины 80-тых (во времена Горбачёва) началась полная перестройка экономики с плановой на рыночную, живущую по законам стоимости. При передаче в частную собственность средств производства и перехода от плановой экономики к рыночной разразился экономический кризис и произошёл развал СССР.
Перестройка шла под лозунгом отказа от сталинской авторитарной модели экономики и перевода её на общемировые демократические принципы взаимодействия людей. Это называлось возвращением к ленинскому НЭП и переходом к социализму с «человеческим лицом» типа Шведского.
Сегодня правильным социализмом, якобы отличающимся от целей Социалистического интернационала, рядом коммунистов считается социализм в Китае. По их мнению, чтобы считать этот строй социалистическим достаточно того, что во главе государства находится коммунистическая партия. Существование капиталистических отношений частной собственности на средства производства для них уже не является поводом отнесения этого строя к капиталистическому социализму. По сути к одной из разновидностей капитализма. Субъективный фактор в лице КПК у рычагов государственной власти для них главнее формы материальных отношений.
На XXII съезде КПСС приняли Программу партии, в которой предусматривалось за 20 лет (к 1980 году) построить материально-техническую базу коммунизма с помощью которой, должен осуществиться основной принцип нового общества - «от каждого по способностям, каждому по потребностям». С этого и пошло представление о коммунизме в виде дармовщины получаемой как в сказке «по щучьему велению, по моему хотению», получаемой по безграничным потребностям.
Коммунизм стал преподносится уже не в виде существующей окружающей реальности со всеми её достоинствами и недостатками. С недостатками неизбежно появляющимися при развитии любого живого организма. Как у человека проживающего свою историю со всеми его заблуждениями и не всегда примерным поведением от младенческого возраста до своей зрелости и старости. Коммунизм пропагандистами КПСС стал описываться как нечто непорочное, нечто идеальное.
Поэтому и гражданами страны коммунизм перестал восприниматься уже существующим в стране общественным устройством, восприниматься реальным делом по совершенствованию существующего строя, как его развитие и трудный подъём к ещё неизведанной вершине со всеми ошибками неизбежными в поиске правильного пути. И отношение к этой идее стало соответствующее, типа – мы хотели бы жить в обществе с идеальными коммунистическими отношениями между людьми, но в реальной жизни ничего идеального нет, а значит и коммунизм неосуществим. Социализм-да! Его понимаем. Он был. Он есть. Он будет. Коммунизма не будет никогда.
Сегодня, когда доказываешь, что коммунистическое общество по лекалам марксизма в реальности со всеми своими минусами и плюсами в СССР существовало, для многих это становится открытием.
Оценили 14 человек
24 кармы