• РЕГИСТРАЦИЯ

Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть-3. Путь из варяг в греки.

34 2784

Несколько вынужден отступить от основного текста Лаврентьевского свода.
В первую очередь это связанно с упоминаемом пути от Чёрного моря до Балтийского в Лаврентьевской летописи.
На мой взгляд наиболее подробно разобрано в путешествии, произведённом в прошлом столетии и описано в советском журнале "Катера и Яхты" №19 за 1960 год.
Источник: Переход из озера Ильмень в верховья Днепра.

Со своей стороны считаю необходимым полностью слово-в-слово повторить текст по той простой причине, что найти что-то стоящее на просторах интернета весьма проблематично из-за засилья информационного мусора, коим засыпают окружающих весьма недалёкие личности.

Собственно сам текст (для ленивых)

Мне как-то пришлось ехать по узкоколейке с верховьев реки Холуица в город Велиж на Западной Двине. Из-за поломки наш поезд остановился на перегоне среди леса. Я воспользовался этим и сошел с насыпи. Ноги сразу же погрузились в мох чуть не до колен. Уже метров через десять мне пришлось преодолевать огромный завал из упавших деревьев, а дальше громадные березы и осины росли так густо, что пройти между ними было почти невозможно. Метров через 100 я уже не слышал ни голосов рабочих, ремонтировавших путь, ни стука кувалды. Сейчас таких лесов осталось немного, а сотню-другую лет назад они еще плотно покрывали весь Северо-Запад нашей страны. Четыреста лет назад войска польского полководца Стефана Батория с огромным трудом преодолели сорокакилометровый путь между Су-ражем и Велижем. Двигаясь вдоль Западной Двины, поляки вынуждены были строить мосты, гати и, главное, прорубать дорогу через лес. Лет на сто раньше этим же путем шел литовский князь Витовт и также строил дорогу, но полякам все пришлось делать заново — за сто лет от дороги остались лишь следы... По взятии Велижа войска Батория двинулись было прямо на Усвяты, но преодолеть тридцать километров леса (участок которого я описал выше) не смогли и вынуждены были вернуться в Сураж.

Таким образом, движение оказывалось возможным только по рекам, в лучшем случае вдоль них. Причем не только летом. Есть масса свидетельств, что зимой реки использовались даже интенсивнее.

Благодаря огромному количеству рек и озер Северо-Запад являлся своеобразным транспортным узлом древности. Здесь сходятся верховья Днепра, Западной Двины, Ловати, Волги и их притоков. Реки в те времена были значительно полноводнее, по Ловати, например, еще лет восемьдесят назад вниз от Великих Лук ходили барки. Смертельный удар реке нанесло строительство железных дорог, когда в ее верховьях были вырублены громадные массивы леса. В конце прошлого века из городов Поречье (ныне Демидов) на Каспле и Белый на Обше отправляли в Ригу суда длиною до 14 саженей и грузоподъемностью в 12—14 тысяч пудов. Однако уже и тогда судоходство было затруднено обмелением рек. Жители Белого находили в озерце, никак уже не соединенном с Обшей, обломки громадных судов, однако и сто лет назад никто не мог вспомнить, чтобы это озерцо было соединено с рекой и использовалось для судоходства.

Наиболее древним и загадочным является путь из варяг в греки, из Балтийского моря в Черное. Дело в том, что летописец, говоря об этом пути, назвал лишь основные его участки: «...путь из варяг в греки и из грек бе по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати и по Лозати вниз в Ильмерь-озеро великое». Но... верховья Ловати и Днепра нигде не соприкасаются, и упоминаемый волок до Ловати невозможен, так как между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. Конечно, отсутствие упоминания Двины в данном случае можно объяснить неполнотой географических знаний летописца; думал же он, что Двина течет на север! Но возможно, что Двина не упомянута просто потому, что движение по ней было очень кратковременным и прямо-таки бледнело на фоне огромных трудностей по перетягиванию судов из одной реки в другую.

Схема возможных переходов из озера Ильмень в верховья Днепра:

Схема возможных переходов из озера Ильмень в верховья Днепра Историкам пока не удалось разрешить вопрос, как проходил путь из варяг в греки, хотя разрабатывалось немало вариантов. Попробуем внести лепту и мы. Только не будем обвинять летописца ни в том, что он не знал предмета, о котором писал, ни в том, что он вообще выдумал путь из варяг в греки, которого-де вовсе не было, как думает, например, историк С. В. Бернштейн-Коган. Наоборот, к словам летописца следует отнестись бережно: «верх Днепра» и возможность выпадения Двины из маршрута явятся обязательными условиями задачи по отысканию пути из варяг в греки. Для обоснования возможности предлагаемого варианта разрешается пользоваться летописью даже в том случае, если реки и озера упоминаются в связи с какими-либо событиями более позднего времени, когда путь из варяг в греки уже не существовал. Но отсутствие в летописи упоминания о какой-либо реке или озере в связи с событиями позже IX—X веков, когда уже не действовал Великий путь, не должно служить доказательством невозможности варианта, так как с течением времени пути сообщения нередко из главных становятся второстепенными или вообще исчезают.

Вопрос о волоке из Днепра в Ловать или обратно следует разделить на две части: как попасть из Ловати в Двину и как выйти из Двины к Днепру? Чтобы ответить на первый вопрос, рассмотрим варианты этого пути, разработанные историками.

Вариант 1

От истоков Лбвати по ручью Залешанскому в озеро Залешанское, волоком 2 км до реки Ольшанки и по ней в озеро Озерище, а из него — в реку Оболью до Двины.

Или, не поднимаясь к самым истокам Ловати, пройти по левому притоку ее — Еменке и через озера Комшанское, Невельское, Еменц и волоком в 10 км выйти на озеро Озерище. Длина от Ильмень-озера до Двины составит соответственно 600 и 500 км.

По-видимому, вторым путем в 11В5 г. «... поиде Давид (новогородский князь) к Полотьску (Полоцку) с Новогородцы и Смольняны и умиришася воротишася на Еменици». Семью годами раньше здесь же шел и князь Мстислав Ростиславич.

Вариант 2

По Ловати до деревни Пруды, затем ручьем — правым притоком Ловати — и каналом — «копанкой» через болото до озера Ужанского, оттуда протоками в озеро Усвятское и по реке Усвяче в Двину. Длина пути 430 км. Если же подняться по Ловати до озера Межо, оттуда волоком в 5 км перебраться в озеро Тестянское и спуститься из него по притоку Усвячи — Овсянке, то длина пути значительно возрастает. Также много длиннее путь по правому притоку Ловати — Комле через болото и озеро Ордосно до Усвячи.

Вариант 3

По правому притоку Ловати — Кунье до истока ее из озера Сиверст, волоком в 3 км до озера Ордосно и из него по Усвяче до Двины. Длина пути от устья Ловати до Двины 400 км.

Вариант 4

По Кунье же и по правому ее притоку до его истока. Оттуда волоком до озера Рогаткино, связанного с озером Двинье, из него по реке Двинке до Двины. Длина пути 350 км.

Вариант 5

По Кунье, затем по ее притоку Допше до озера Допшо. Из озера волоками и ручьями в озера Кодосно и Жижицкое, затем рекой Жижицей до Двины. Длина пути — 336 км.

Каждый из этих вариантов может быть подтвержден лишь косвенно — летописным упоминанием о преследовании в 1234 г. новгородским князем Ярославом (отцом Александра Невского) литовской рати, ограбившей Старую Руссу. Литовское войско отступало куда-то вверх по Кунье и было настигнуто конницей Ярослава у деревни Дубровна («... в Торопечской волости и ту ся би с безбожными, оканьною Литвою...»). Как дальше двигалась литовская потрепанная рать, неизвестно. Важно, что Ярослав гнался за Литвой с конницей и ладьями с лучниками, которые, правда, не участвовали в битве, так как были вынуждены вернуться из-за отсутствия хлеба. Несколько позже сын Ярослава нанес поражение польско-литовскому войску под Усвятами, отогнанному от Великих Лук. Этот участок местности, где проходят верхние отрезки Куньи, Ловати и Усвячи, является своеобразным коридором польско-литовских набегов на Русь в ХII—ХIII веках.

Вариант 6

По Кунье и ее правому притоку Сереже до озера Ручейского, волоком в озеро Новорож и из него по реке Торопе до Двины. Длина пути от Ильменя до Двины 400 км. Судя по летописи, так шел от Смоленска к Новгороду зимой 1168-69 гг. князь Ростислав Мстиславич.

Вариант 7

Из самых низовий Ловати по правому притоку ее — реке Поле до озера Лучане, из него волоком до озера Отоловского, которое связано рекой Волоктой с озером Охват-Жаденье, через которое протекает и Двина. Длина пути 500 км. Этим путем шел зимой 1173 г. из Новгорода в Смоленск князь Рюрик Ростиславич.

Из семи рассмотренных вариантов самым коротким является пятый, но тут нужно уйти с Двины на «верх Днепра», да так, чтобы пребывание на Двине было почти незаметным.

Второй вопрос: как попасть с Западной Двины на Днепр? Варианты для удобства пронумеруем римскими цифрами.

Вариант I

Вверх по рекам Улле и Эссе, волоком до реки Нача, затем в реку Бобр и по ней в Березину и Днепр. Однако этот вариант отпадает, так как выводит на среднее течение Днепра, а не на «верх» его.

Вариант II

Вверх по реке Лучесе до озера Бабиновичского, волоком до озера Орехи и по реке Оршице в Днепр, или из озера Бабиновичского вверх по реке Верихте и из нее волоком до Днепра. Но это опять не «верх».

Вариант III

Почти прямо против устья Усвячи в Двину зпадает Каспля, по которой можно: а) подняться до озера Каспля, потом по рекам Выдра и Лелеква и волоком «в 2822 сажени длиной» до озера Куприно, а из него рекой Катынью в Днепр; 6) подняться до реки Жереспея, по ней и ручью Страдец и волоком в 6 км выйти на реку Хмость, впадающую в Днепр; в) подняться до реки Гобза, по ней и реке Песочной, а затем волоком в 10 км опять же достичь реки Хмость. Расстояние от Двины до Днепра по этому варианту едва ли превысит 150 км. Наиболее коротким будет путь, если двигаться по реке Каспле к озеру Каспля.

Вариант IV

Подняться вверх по реке Меже до ее притока Обши и по ней достичь реки Нача, с верховья которой волоком в 10 км можно добраться до истоков рек Соля или Вопь — притоков Днепра. Таким путем можно тоже выйти на истинный верх Днепра, но расстояние от Двины в этом случае составит 250 км.

Действительно ли переход с правых притоков Двины на левые связан с длительным путешествием по самой Дзине? Сопоставим (табл I) расстояния от устьев правых притоков (реки выхода на Двину с Ловати) до впадения левых (реки ухода с Двины к Днепру).

Расстояние от устья Усвячи до устья Каспли, сравнительно с общим протяжением пути, ничтожно. Если переход через Двину совершался именно в этом месте, то почти наверняка память о нем не могла сохраниться.

Все другие варианты перехода через Двину связаны с более или менее продолжительным путешествием по ней. Не стоит обольщаться сравнительно коротким расстоянием от устьев Торопы, Жижицы и Двинки до устья Межи. Почти посредине пути здесь находятся Крестовские пороги, ранее называвшиеся Родительскими. Вряд ли память о плавании через них могла исчезнуть скоро.

Попробуем все же сравнить длины путей от устья Ловати до Днепра, суммируя расстояния от Ильменя до Двины по вариантам 1—7 с расстояниями от Двины до Днепра по вариантам III—IV (варианты I—II не будем рассматривать — они не выводят «на верх Днепра»).

Из таблицы II видно, что самым коротким является путь по варианту 3 с переходом к Днепру по Каспле. Впрочем, и другие варианты (2—6 с переходом по Каспле и 4—5 с переходом по Меже) различаются по расстояниям незначительно. Наиболее вероятным представляется путь по варианту 2. Хотя тут древнему путешественнику и приходилось проехать на 40 км больше, но зато он не выходил в самые верховья Куньи, Ловати или Усвячи, где даже в добрые старые времена вряд ли воды были обильны в разгар лета, а переходил со среднего течения Ловати на среднее течение Усвячи, плыл 4 км по среднему течению Двины и если добирался до самых истоков Каспли, так уж этого никому не миновать. Кроме то: о, волоки вариантов 3—6 находятся в зоне моренных возвышенностей, где и километровый волок подчас может доставить массу затруднений. А волок из Ловати в озеро Ужанское проходит по водораздельному болоту Волочинский мох. Оно дренируется многими ручьями, стекающими как в Ловать, так и в озеро. Самый значительный из них впадает в Ловать близ деревни Пруды. Другой ручей меньшего размера впадает в Ужанское озеро севернее деревни Прудищи. Верховья этих ручьев соединены цепью «окон» и полосой камышей и тростника, проходящей по моховом/ болоту, поросшему чахлыми соснами, что производит несколько неожиданное впечатление — как будто перед вами остатки старого, давно разрушившегося канала. Это и есть «копанка». Длина ее около двух километров, ширина 6—8 метров, а глубина доходит местами до полутора метров. Никаких документов, проливающих свет на происхождение копанки, нет. Невозможно установить ни время ее строительства, ни когда копанкой перестали пользоваться. Местные жители уверяют, что от дедов известно: по копанке ездили в старину на лодках, чуть ли не плоты гоняли. Говорят, что в одном из окон Видны остатки ладьи с «красными, как суриком покрашенными, бортами». С этой ладьей связана легенда о печальном конце некой строптивой королевы, заодно «объясняющая» причину прекращения плавания по копанке.

В старое время из Суража в Великие Луки плыла в ладье королева. В Усвяты она прибыла поздно, но потребовала у священника, чтобы он отслужил обедню. А тот наотрез отказался! Разгневанная королева произнесла слова: «Усвят, Усвят, буд» ни беден, ни богат» и двинулась дальше. На выходе из озера Усвятского в озеро Узмень повстречала она пастуха, пасшего на берегу овец. Опять посулила злая королева Усвятам отсутствие всяческих благ, а пастуха и стадо превратила в камни. Они и сейчас на «Каменном рогу» находятся. Поздним вечером ладья вошла в копанку, и тут пал на болото великий туман. И держался туман много дней и ночей. Неслись оттуда крики о помощи, но никто не решился пойти на болото. Не видели с тех пор ни королевы, ни слуг ее. И по копанке больше не ездят, а собираясь «в ягоды», уговариваются: «дойдем до ладьи и обратно». Впрочем, никому из археологов или краеведов ладью эту видеть не довелось. Не всякому дано...

На одном из волоков великого пути. Слева — автор статьи

На одном из волоков великого пути. Слева — автор статьи Конечно, остатки копанки вряд ли всерьез можно считать каналом тысячелетней давности, а легендарную ладью королевы — великокняжеским челном. Но «сказка — ложь, да в ней намек». Нам важно, что в неведомое время здесь существовал канал, проходивший по водоразделу, что канал эксплуатировался (пусть хоть королевой!) и что, наконец, поверхность озера Ужанского всего на три метра выше уровня воды в Ловати (последнее — географический факт). Десятикилометровый волок (такова длина обоих ручьев и копанки) через водораздел высотой в три метра — это ли не идеальный вариант для пути из варяг в греки? То, что в неведомое нам время здесь был прорыт какой-то канал, что в конце XVIII и первой половине XIX века изыскания по проекту соединения Западной Двины с Ловатью велись именно в этом месте что, наконец, даже в наше время (1936 г.) проектом «Большой Днепр» предусматривалось использование этого же участка, также может служить доказательством в пользу предлагаемого варианта пути из варяг в греки.

«Великий путь», связывавший Скандинавию с Причерноморьем и Средиземноморьем, а потом север и юг Древнерусского государства, с началом феодальной раздробленности Руси потерял свое значение. Уже к моменту составления первоначальной редакции летописи (XII в.) он, видимо, был основательно забыт, и «трансконтинентальную» водную магистраль заменили пути, связывавшие отдельные княжества друг с другом. С течением времени на первые места выдвигаются те варианты, которые были рассмотрены и отвергнуты выше. В период феодальных распрей и для торговца, и для дипломата, наконец, для передвижения войск к границам соседей, выгоднее было использовать пути пусть более длинные и менее удобные по гидрографическим условиям, но проходящие большей частью по землям своего княжества.

Так, путь по Ловати и Оболи стал основным при движении из Новгорода в Полоцк По Улле и Эссе можно было достичь южных пределов Полоцкого княжества, нигде не подвергаясь опасностям соприкосновения с подданными чужого князя. Путь по Лучесе был самой короткой дорогой, связывающей Полоцк с городами среднего Поднепровья, а путь по Каспле — самым коротким при движении из Полоцка в Смоленск. В это время ехать новогородскому князю в Смоленск старинным путем через Усвяты, с начала XI века находившиеся в руках полоцких князей, было нецелесообразно, он предпочитал двигаться на Торо-пец или Жижецкое озеро, чтобы как можно дольше находиться на земле своего княжества. Верхом предусмотрительности следует считать путешествие уже упоминавшегося князя Ростислава Мстиславича. Этот князь, отправившись из Киева в Новгород на переговоры с княжившим там сыном, вообще не поехал по Днепру, а добирался к Смоленску по реке Сож, чего никто ранее как будто не делал. Разгадка проста — в то время весь правый берег Днепра от устья Сожа до Копыси находился в руках полоцких князей. Хитроумный Ростислав и до Новгорода не дошел, а пригласил сына и недовольных чем-то новгородцев в Великие Луки — город хоть и новогородский, но находящийся близ границы.

Реки Северо-Запада оставались транспортными магистралями в течение долгого времени. Я уже говорил о проекте соединения Ловати с Двиной, интересовавшем еще Петра Великого. Были и другие проекты: соединить Западную Двину с рекой Великой, Волгой и другими.

Теперь, с развитием сети шоссейных и железных дорог, транспортное значение рек Северо-Запада стало минимальным. После того, как огромные массивы леса в их верховьях были вырублены, реки настолько обмелели и заросли, что местами по ним можно проехать лишь на байдарке (лучше разборной). Но советую не терять времени, ибо леспромхозы не дремлют, а общества по защите рек не существует. Лет через десять, если не раньше, будет поздно!

Практические рекомендации тем, кто собирается путешествовать по этим рекам.

К варианту 1. Поездом до Невеля, затем автомашиной до деревни Голудино на Ловати и вверх по реке Еменке по пути князя Давида. Путешествие по Еменке будет местами нелегким.

К варианту 2. Поездом до Невеля же, автобусом на Усвяты до деревни Узское, затем по Ловати вниз до впадения ручья Красный Волочинский, который приведет к копанке. Путь по болоту труден, но плавание по озерам Ужанскому, Узмень, Усвятскому и реке Усвяче до Двины сулит массу удовольствий. Места красивы, а туземцы гостеприимны.

К варианту 3. Подняться по Кунье до озера Сиверст летом невозможно, а в половодье вряд ли стоит рисковать. Поэтому надо поездом доехать до Великих Лук и на грузотакси до деревни Сиверст. Далее волок в озеро Ордосно и по Усвяче в Двину. Берегитесь многочисленных «язей» — перегораживающих реку заколов в верховьях Усвячи!

К варианту 4. Подняться на лодке по правому притоку Куньи вам не удастся, поэтому из Великих Лук или со станции Кунья как-нибудь доберитесь до озера Рогаткино. Путь по речке Двинья тяжел и небезопасен — много камней и завалы древесины, но местные жители говорят, что в 1968 г. по ней сверху спускались на байдарках туристы, Выйдя на Двину, помните, что впереди вас ждут Крестовские пороги.

К варианту 5. Доехать до станции Западная Двина, по реке Двине спуститься до устья реки Жижицы, пройти Жижицкое озеро, озеро Кодосно и перебраться в озеро Допшо, а из него спускаться по Допше и Кунье до Ловати.

К варианту 6. Путешествие по реке Сереже лучше всего начать в г. Холме, поднявшись сначала по Кунье. Если повезет, до Двины доберетесь.

К варианту 7. Доберитесь поездом до Старой Руссы, из Ловати войдите в Полу. Как высоко вы сможете подняться по ней вверх — никому не известно.

К варианту I. Едва ли этот вариант интересен для путешественников. Он в значительной степени совпадает с Березинским каналом.

К варианту II. Лучеса впадает в Двину в Витебске. В краеведческом музее можно узнать подробности о перспективе путешествия по Лучесе.

К варианту III. Течение в низовьях реки Каспля сильное, поэтому лучше из Смоленска спуститься по Днепру до реки Катыни и пройти весь маршрут — «из грек в варяги».

К варианту IV. По реке Меже лучше идти снизу, несмотря на быстрое течение в низовьях. Из Великих Лук или Смоленска следует автобусом добраться до Велижа и подняться вверх по Двине до Межи. В Межу лучше на лодке не входить — здесь при слиянии рек течение бурное. Лодку надо протащить от сплавной конторы до первого поворота Межи. Так вам удастся сэкономить силы, время и нервы.

Приятного путешествия!

Обожаю правду

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Meverik Merlin 19 июля 2020 г. 14:24

      Апокалипсис от Иоанна. Семь церквей Апокалипсиса. Часть 1-я.

      Откровение Иоанна начинается с послания Семи церквям. Сразу оговорюсь вот о чём: Работаю в основном с текстами на старославянском. Точнее со сканом оригинала Острожской Библии 1581 года. Начинается Апокалипсис (Откровение) с 1224 листа. Тут лежит рабочий вариант Острожской Библии с комментариями - моя рабочая версия. (Не всегда есть свободное время и желание что либо ...
      1265
      Meverik Merlin 17 апреля 2019 г. 01:45

      Острожская Библия 1581 года. Правда против современной лжи.

      Началось всё со слов в Библии Иисуса на кресте:"Или. Или. Лимасавахфани".....Нет. Не так....Гораздо раньше. Со стихов Александра Сергеевича в начале передачи "Очевидное -  Невероятное":"О, сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья дух,И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,..."Хотя для понимания данных строк понадобилось немного - лет 30.Это я к...
      3746
      Meverik Merlin 8 марта 2019 г. 01:25

      Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть 2.-я.2

      В предыдущей части Апостол Андрей с "приключением" оказался в пределах славянских. И было это где-то в районе 30-50 года Н.Э.Далее Летопись повествует о трёх братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестра Лыбиде.Оригинал проекта Лаврентьевская летопись 1377 года.ПСРЛ (Полное Собрание Российских Летописей) вы можете найти в свободном доступе на торрентах и скачать себе для...
      2448
      Meverik Merlin 13 ноября 2018 г. 23:51

      Апокалипсис от Иоанна. Пролог.

      Одинажды, заинтересовавшись пророчествами, связанными с будущим, пришлось углубиться в прошлое. Заодно подучить старославянский, ибо то, что мне интересно, написано именно старославянским. Так как поначалу пользовал переводы. И как оказалось в последствии перевод-переводу рознь. Видимо каждый переводчик считал своим долгом для понимания какого либо слова интерпретиров...
      1430
      Meverik Merlin 13 ноября 2018 г. 15:58

      Правда и вымысел в истории.

      Читая статьи людей, занимающихся вопросами и загадками истории столкнулся с несколькими, на мой взгляд, разрушающими их теорию, моментами.1. Большинство тех, кто описывает какое либо событие, связанное с историей или же историческими личностями довольно часто даже не утруждает себя поиском доступных первоисточников.2. Довольно часто большинство опирается на переводы о...
      977
      Meverik Merlin 8 ноября 2018 г. 01:48

      Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть 2.-я.1

      Вместо предисловия.... Огромная просьба читателям: пожалуйста не придумывайте того, чего нет в моих правках искажённых переводов! И ежели вы хотите найти придуманное вами, то читайте пожалуйста искажённые переводы и возмущайтесь на здоровье! В первую очередь мои правки предназначены думающим людям, которые стараются что-либо понять и могут сравнить мои ...
      3658
      Meverik Merlin 5 ноября 2018 г. 19:40

      Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть 1-я.

      Источник оригинала (сканирование):Лаврентьевская летопись. 1377 год. Дословный перевод иногда корявит и знаки препинания не всегда расставлены верно.Перевод на современный язык опирается на ПСРЛ 19 века: куча вставок, искажающих текст, всеможные дописки, и порой искажения названий, кои притягивали за уши.Со своей стороны некоторые страницы текста пришлось дополни...
      5967
      Meverik Merlin 5 августа 2018 г. 01:28

      Лаврентьевская летопись 1377 г. А что же там всё таки написано? Экспромт.

      Наша жизнь - это большая и полноводная река, текущая с нашего рождения и заканчивающаяся вместе с нами.Проживая какой либо отрезок, мы набираемся опыта, который порой может пригодится в будущем, а может и нет. Это наша память, которая подсказывает нам, как поступить в том или ином случае. Но память человека весьма коротка, впрочем, как и жизнь самого человека. Что-то ...
      2460
      Meverik Merlin 29 июля 2018 г. 22:42

      К вопросу о летоисчислениях. Лаврентьевская летопись 1377. Какое счисление использовал Авель?

      Что было раньше? Яйцо или курица?Риторический вопрос.У славян, к примеру, существует своё летоисчисление. И наиболее известный источник - это Лаврентьевский летописный свод 1377 года, который проливает некоторый свет на прошлое славянских племён.Вначале потратил уйму времени на чтение переводов сего исторического документа. Меня больше всего интересовали первые 80 стр...
      2809
      Meverik Merlin 24 июля 2018 г. 02:54

      Грядущий Царь. Икона Авеля.

      Истина всегда одна. Заблуждений же превеликое множество.Последнее время на просторах интернета появилось достаточно много предсказаний о грядущих событиях. В частности же это касается прихода некоего Царя, Махди, Мошиаха, Калки Аватара, Белого брата, Будды и прочих.Хотелось бы остановиться на пророчестве о Царе православном. Тем более эта тема на просторах Рунета...
      8051
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика