Здравствуйте, уважаемые читатели.
Несколько дней назад возник вопрос, о чём стоило бы написать по теме потопа: о "затонувшем" Политехническом музее или о котловане на месте городского рынка в Париже.
Поскольку котлован менее интересен, сегодня будет о бывшем Музее прикладных знаний в Москве, позже переименованном в Политехнический.
История его задумки была связана с ежегодными выставками в Москве, которые всегда вызывали живейший интерес у публики. Так вот, дело было ко времени двухсотлетнего года со дня рождения Петра Великого - развернувшего в России настоящую борьбу за науку и образование широких слоёв населения. К этой дате была устроена выставка, да не простая, а с заделом на будущее в деле просвещения.
Политехническая выставка 1872 г.
Ещё до празднования юбилейной даты было решено сделать экспозиции выставки (которая проходила тогда ежегодно) постоянной, а для этого построить музей. Выставка была особенно богатой, ибо все знали, что её экспонаты будут дарованы будущему музею.
Для будущего здания музея было выделено место площадью 2504 квадратных сажени.
И после того, как выставка состоялась, после того, как экспонаты её были перевезены в здание Яхт-клуба в доме Степанова на Пречистинке.
В общем-то, я привожу тут сведения, которые многим и без меня знакомы для того, чтобы всё встало на свои места. Позже объясню, а пока смотрим на то, что касается времён "засыпки".
Чертёж Музея.
Территория сада для второго здания музея была выделена в 1873 году. Закладка здания на Лубянке состоялась в 1874 году. Второе здание заложить не удалось из-за недостаточности средств на его строительство по проекту Монигетти. Да и на само здание технического музея денег не хватало. По этой причине здание решили строить не целиком, а возвести для начала лишь среднюю его часть, постройка которой завершилась в 1877 году.
Так выглядел Политехнический музей первоначально
А ещё он выглядел так
На фото виден пустырь с завалами мусора, на который бдительные граждане жаловались, мол, землю выделяли под музей, а вместо музея - мусор. И территорию Александровского сада - пустырь, у музея забрали. Конечно, это "засыпанных" этажей музея как-то не касается, но касается понимания, что строили музей не в чёрт его знает какие древние времена, а в конце XIX века, когда события долгостроя отображалось не только в документах строительства, но и в прессе. Опять же, обратите внимание на то, что это был конец XIX века (далее будет понятно).
Шло время, экспонатов и коллекций становилось всё больше и больше. Места стало катастрофически не хватать. Работники музея огорчались тому, что для них мало места. Тогда комитет решил
Наконец, поступило предложение от инженера путей сообщений И. А. Сытенко и горного инженера В. А. Бабина, которые выдвинули свой проект застройки правой площади музея. Естественно, они шли на это не просто так, ибо по достигнутой договорённости инженеры получили право эксплуатации в течение 30 лет не только нижнего и подвального этажей, но и антресоли. Впрочем, за аренду помещения они платили музею.
Все перипетии строительства можно прочитать в книге
А я предлагаю ещё и ещё раз посмотреть на то, как выглядел музей в время его двадцатипятилетия
И, конечно же, не могла я удержаться и малость не поиграть в рисовалке :о)))
Как видим, объект "утонул" всего лишь чуточку. Скорее всего, на толщину дорожного полотна. И, хотя, не совсем по проекту здание было построено, но и в проекте нижние окна показаны чуточными :о)
Так откуда же эти "засыпанные 8 метров", которые так взволновали свидетелей недавнего потопа?
Может быть вам на это ответит ещё один чертёж?
Подвальный этаж предусматривался изначально. И он, кстати, виден на фотографии строительства музейного здания
С полным текстом можно ознакомиться здесь
Конечно, я ещё не ответила про "Главтаракана" альтернативщиков, которого они выдают за изюминку.
Отвечаю.
Тех, кто ещё не читал две статьи, посвящённые омской и новосибирской подземным галереям, ссылка 1 и ссылка 2
А те, что читал, уже могут догадаться, в чём, собственно говоря,дело :о)
Посмотрите, какие красивые решёточки со стёклами
Теперь читаем отрывок из статьи в Московском комсомольце от 2007 года:
"…Неприметная дверь ведет из внутреннего двора в подземелья под центральной частью музея. Ржавые железки, старый ленточный транспортер, подслеповатые лампочки на потолке… Стены щербатые — штукатурили их, видимо, еще строители Политеха...
Мы идем в хранилище “Д”...
К стене прислонена большая решетка с мутными полупрозрачными ячейками. Стекло?
— Стекло, — подтверждает Стучинин. — Это память об истории самого Политехнического. Две такие чугунные решетки с толстыми стеклянными вставками были уложены перед главным подъездом северного крыла музея.
В те времена уличного освещения вокруг практически не существовало, и проектировщики позаботились об удобстве посетителей. Под застекленными решетками были предусмотрены особые карманы, соединенные с соседним подвальным помещением. Каждый вечер с наступлением темноты служащий музея зажигал керосиновые фонари и ставил их под решетки. Получалась светящаяся мостовая!.. При недавнем ремонте тротуара рабочие откопали под наслоениями асфальта одну из решеток, и мы решили ее сохранить.
Странствия по подвалам “политехнической Лубянки” завершены. Но просто так покинуть подземелья невозможно: на выходе из фондохранилища всю нашу компанию остановила бдительная хранительница с просьбой оставить запись в спецжурнале: кто, откуда, когда вошел, когда вышел.
Ну и напоследок — “неудобный” вопрос Александру Сергеевичу:
— А ваши ближайшие соседи с Лубянки никак свое присутствие в подземельях не обозначают?
— Под музеем с самого начала существует изолированная, “замкнутая сама на себя” система подвалов. И куда-то “наружу”, в прилегающие территории города, она не выходит. Так что для соседей мы не интересны. Ну а уж что там — еще глубже под нами, не знаем: это не наше пространство..."
Итак, в XIX веке, людям захотелось а) наладить в подвалах торговлю, б) впустить в подвалы свет. Архитекторы на это сказали: "да будет вам свет, будет" и устроили в тротуарах, прилегающих к стенам зданий световые карманы или галереи с ними же.
А неразумные ханаане за голову теперь хватаются и друг друга спрашивают: "А что это было, как не потоп?" :о)))))
Оценили 109 человек
162 кармы