• РЕГИСТРАЦИЯ

Антонио Адамини - "Прометей" Александровской колонны

68 3075

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Помнится мне, что я уже упоминала Антонио Адамини в статье Между традиционным изполнением и прогрессом, посвящённой технологии подъёма колонн, применявшейся в Европе со времён Доменико Фонтана.

В числе прочих сведений, встреченных мною в работе Николетты Маркони (Nicoletta Marconi), была информация о том, что Антонио Адамини участвовал в строительстве Исаакиевского собора и возведении Александровской колонны. Буквально было написано:

"Как показывают изследования Никола Навоне (Nicola Navone's), машины и техника, изпользованные архитектором Тичино Антонио Адамини в августе 1832 года для возведения Александровской колонны на площади Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, были поразительно похожи на те, что изпользовались Мадерно и Фонтана (Maderno and Fontana). Последняя технология (процедура), которая, вопреки Римскому контексту, имела в своем распоряжении почти неограниченную рабочую силу и строительную древесину, приобрела технический и эмпирический оттенок, который противостоял всем процедурам, разработанным в те промежуточные годы политехническими инженерами (Navone 2003)"

Естественно, я тогда заинтересовалась столь неординарной личностью, но дальше нахождения одного из его проектов не продвинулась.

Немного сообщу об архитекторе-инженере из потомственной семьи архитекторов, процитировав материалы, касающиеся проекта памятника на Бородинском поле:

"Антонио Агостино Адамини (1792-1846 гг.) работал в СанктПетербурге с 1818 года подмастерьем каменных дел в Кабинете Его Императорского Величества на восстановлении после пожара Большого театра, на строительстве Елагина дворца, с 1825 года – каменных дел мастером, а с 1827 – младшим архитектором на строительстве Исаакиевского собора. Установка 48 монолитных колонн из гранита вокруг собора, а также изготовление и установка на Дворцовой площади 30-метровой монолитной Александровской колонны производились под руководством Антонио Адамини. А. Адамини участвовал в специально проводимых конкурсах проектов монументов защитникам Отечества, и его проекты были признаны достойными для исполнения.

Недавно Сехемхет - один из авторов нашего журнала сообщил мне, как называется заветная папка с акварелями-чертежами этого замечательного архитектора, хранящаяся в библиотеке Корпуса инженеров путей сообщения Петербурга. По этому названию и удалось найти для вас новые сведения, касающиеся сооружения Александровской колонны.

Оказалось, что по случаю выставки " Искусство стройплощадки. Строительство и снос с XVI по XXI век", (боюсь, что название переведу неверно, поэтому привожу его на картинке выше) с 9 ноября 2018 года по 11 марта 2019 года, среди прочих экспонатов была выставлена работа Известного архитектора Антонио Адамини, которой и была посвящена новая статья Nicola Navone (2018 г). Привожу причёсанный вариант перевода.

В течение XVIII и XIX веков многие архитекторы и ремесленники из нынешнего кантона Тичино (canton du Tessin - единственный кантон в Швейцарии, где говорят по-итальянски) эмигрировали в Россию и возводили там здания. Одним из наиболее ярких свидетельств их деятельности является великолепный альбом рисунков Антонио Адамини (Antonio Adamini 1794-1846). Целью коллекции является документирование строительных работ по возведению Александровской колонны, гигантского 700-тонного монолитного цилиндра из красного гранита из Финляндии. Памятник, посвящённый памяти Александра I, был установлен на площади Зимнего дворца в 1832 году по проекту французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана (1786-1858)*.

В портфолио (папке), озаглавленном "Diorio de Lavori Fati ale Construzione del Monument eretto in onore di Alesandro I . Disegnati ed eseguiti del Cavaliere A. D. Adamini, 1835", объединено сорок акварельных листов, показывающих весь процесс строительства. В альбоме освещаются важнейшие моменты операции: начиная с морской перевозки ствола колонны из каменоломни Пютерлакс в Санкт-Петербург до его воздвижения на площади Зимнего дворца. Проект повторяет как возведение Ватиканского обелиска, которым руководил Доменико Фонтана в XVI веке, так и перевозку скалы, выбранной Этьеном Морисом Фальконе в качестве основания конного памятника, посвященного Петру Великому два столетия спустя.

Альбом является частью операции по саморекламе, начатой Антонио Адамини в течение нескольких месяцев после официальной инаугурации памятника 30 августа 1834 года ***. В середине 30-х годов Адамини считался одним из самых компетентных строителей в Петербурге. Он был нанят Монферраном в качестве капомастро (capomastro - бригадир) на строительной площадке Исаакиевского собора в 1825 году, а затем в следующем году, в качестве «помощника архитектора». Но в 1834 году Адамини ушёл с этого места, возможно, из-за разногласий с архитектором ****.

Рис. 1 Огюст Рикар де Монферран - План и часть машин, используемых для прокладки постамента для колонны Александра, в Планах и деталях Памятника, посвященного памяти императора Александра, 1836, лист 11. Л. 52; 1,44 см Цюрих, Библиотека Eidgenbssische Technische Hochschule

Сравнение его коллекции, всё ещё находящейся в состоянии рукописи, с томом, напечатанным в 1836 году французским архитектором, подчёркивает особенности тичинского альбома 5. В то время как объём Монферрана сочетает в себе технические пластины и перспективные виды, Альбом Антонио Адамини отдает предпочтение первым, которых гораздо больше. Монферран настаивает на исключительном характере проекта, подчеркивая монументальный масштаб колоссальных лесов, представленных в их контексте взглядами, которые придают этим временным сооружениям достоинство архитектуры. Технические доски другой стороны показывают пустынный участок и замораживают машины, не разкрывая их работу, так что описание процесса строительства колонны это больше текст, чем иллюстрации (рис. 1).

рис.2 Разрез, высота над плоскостью станков (кабестанов), используемых для выгрузки ствола колонны, в акварелях Антонио Адамини, Портфолио..., 1835, доска 29. Рисунок карандашом, китайскими чернилами и акварелью, л. 61,2; I. 97 см. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения, инв. W-III-7, 29

рис. 3 Вид сверху, разрез и плоскость машин, используемых для укладки постамента Александрийской колонны, в папке портфолио Антонио Адамини, Диори° де Лавори..., 1835, доска 11. Рисунок карандашом, китайскими чернилами от А акварелью, л. 61 ;1. 92,7 см. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения, инв. W-III-7, 11

Рис. Адамини №3 фрагменты

Совсем другое дело - партия (подход), выбранная Антонио Адамини (рис. 2). Его доски, великолепно разложенные, описывают последовательность операций; они подробно описывают этапы строительства и эксплуатации машин: изпытания кабестанов, тросов и шкивов на нагрузку, прокладку основания опоры, извлечение ствола из колонны, драматические операции по загрузке монолита, морскую перевозку в  Санкт-Петербург, транспортировку с берегов Невы к подножию деревянных лесов (рис. 3), монтаж (рис. 4 и 5), установка шатровой и бронзовой статуи и, наконец, полировку ствола. Последние пять листов представляют собой возведение колонн портиков Исаакиевского собора, предшествующего возведения колонны Александра.

рис. 4 п. Волохов - деревянный помост, построенный для возведения Александрийской колонны, в папке Антонио Адамини, 1835, доски 55. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать пять

рис.5 Разрез на деревянных помостах, в портфолио Антонио Адамини 1835, доска 49. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения кат. Двадцать шесть

Оживлённые рабочими, нарисованными с элегантной точностью, доски Адамини следуют традиции Просвещения. Дотошная иллюстрация процесса изполнения приближает их к такому инженеру, как Жан-Родольф Перроне. Подобно анатомическим пластинам, они разкрывают слои конструкции и последовательность различных фаз объекта, или, скорее, они формулируют это представление в соответствии с серией «фотограмм», которые прекрасно восстанавливают цепочку операций. Красноречивым примером является табличка, на которой Антонио Адамини раскрывает устройство, разработанное им для размещения монолита на основании постамента колонны. Задача чрезвычайно деликатная из-за веса и точности, необходимых для обеспечения идеальной горизонтальной опоры (поддерживающей колонну - постамент).

 Если Монферран в своем печатном труде ограничивается иллюстрацией плана и возвышения разставленных по этому случаю машин, делегируя объяснение их работы тексту, то Адамини, тем временем, с предельной ясностью излагает полную последовательность операций. Как и многие его коллеги из кантона Тичино, именно в рамках строительной площадки Антонио Адамини строит свою известность и профессиональное состояние. Он выполняет незаменимую роль посредника между архитектором, подрядчиками и ремесленниками, призванными воплотить в жизнь обширные строительные программы императорского двора. Именно эту роль он выбрал для постановки в аллегорическом портрете, помещенном в альбоме (рис. Тичинец появляется нимбом ауры Прометея, в то время как он удерживает в равновесии, одним нажатием локтя, огромный блок консольного основания на четырёх роликах. Если теоретическая спекуляция вообще была чужда этим обученным на работе конструкторам, то картина здесь умело подчеркивает изобретательность Адамини и его способность решать сложные технические задачи.

рис. 6 Портрет Антонио Адамини, 1834 год, В портфолио Антонио Адамини,  1835, доска 1. Санкт-Петербург, Библиотека университета путей сообщения CAL 235

Примечания, помеченные звёздочками:

* О проекте Александровской колонны, Никитин, 1939, Суджский, 2005 и Монферран в Санкт-Петербурге, 2009.

** См.: Навона, 2001 и 2004.

*** Проект включает в себя производство каменных моделей колонны. Одна из них будет представлена Венскому двору через тичинского архитектора Пьетро Нобиле (1776-1854). Посмотреть Навона, 2017.

**** для жизни Антонио Адамини см. Navone, 2017.

Конечно, жаль, что изображения нечёткие, надеюсь, что в недалёком будущем эту работу Адамини оцифруют и выложат в интернете полностью.

Ссылки на предыдущие работы, касающиеся Монферрана, Исаакиеуского собора и Александровской колонны тут.

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      25 октября 14:52

      Продолжаются находки по истории Александровской колонны

      Вчера я ещё малость пошерстила выпуски газеты Санкт-Петербургские ведомости и кое-что обнаружила. Вот, кстати, граф Хвостов - особа вовсе не вымышленная и в те времена довольно известная, причём, как раз на ниве стихосложения (и не только) :о) Дополнение об упомянутых воинах ...
      1567
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 16:31

      Гром пушек, корабли на Неве и открытие Александровской колонны

      Ура-а-а! Найдена ещё одна "страничка" истории! Такие чувства вспыхнули во мне при обнаружении этого номера газеты достопамятного года. Немедленно делюсь с вами этой находкой (заметьте, накануне тяпницы). Оказалось, что это ещё не всё :о) ...
      834
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 13:50

      Niccola Zabaglia в контексте сооружений Монферрана и развития науки механики

      Помнится мне, некоего профана не устраивало квадратное сечение деталей лесов для поднятия колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны. Он с апломбом утверждал, что строительных лесов квадратного сечения никогда не сооружали: Естественно, ответ не мог ему понравиться, ибо в нём были фотографии.Задали вопрос о строительных лесах И...
      1079
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 10:09

      Появление и развитие наук пошло из Опыта, или гений Никола Дзабалья (Zabaglia) в контексте прогресса науки

      Продолжу тему, упомянутую здесь: Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)Как развитие ответа на этот пункт комментария причём, по инженерным подходам именно в области строительства, предлагаю заглянуть во времена, не столь уж от нас отдалённые. Этому посвящено немало м...
      1273
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:44

      Ст.-Петербургская пресса о возведении Александровской колонны и колонн Исаакия

      Наконец- то комментарий Дмитрия Сумина подвигнул меня перелистать файлы со страницами Северной пчелы, скаченные более года назад! И первая же находка настолько воодушевила, что я пересмотрела всё и дополнительно полистала несколько номеров уже в интернете. Выкладываю результаты, чтобы с ними вы могли бы познакомиться не только при чтении ...
      1331
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:17

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые читатели!Каждый раз выясняется, что большинство недоумений альтернативщиков возникают буквально на пустом месте из-за недостаточности знаний по задаваемым ими вопросам. Идём , следуя очерёдности "проблем", изложенных в этом комментарии. Кто, по-вашему, занимается "сравнением инженерных подходов", "рисков" и "материалов"? Правильно...
      1098
      .Взор Здравомыслие.
      17 октября 06:02

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1180
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1392
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1326
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1321
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1105
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      843
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      1017
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      869

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      1010

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1480

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1108

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1822

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      902

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1331
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика