Здравствуйте, сегодня я хочу поговорить об одном из моих любимых жанров художественной литературы, пост-апокалипсис это разновидность социальной фантастики. На данную статью, меня побудил один случай, который рассказал мне друг, они общались с преподавателем по поводу литературы. Преподаватель спросила- «Что вы читайте?»- , мой друг ответил, что он читает «Сталкер». На что преподаватель ответил следующие: «Беллетристика, дело позорное», таким обзором вычеркнув целый жанр из литературы.
Но на самом деле, таких людей, которые не воспринимают современную литературу, а вместе с ней и целые направления достаточно много; вот вам ещё один пример, я как-то сидел в литературном чате обсуждавшем современных писателей и речь зашла о Сергее Тармашове, что-то на подобии может ли он стать классикой; ответ он никогда не станет классикой, потому-что это пост-апокалипсис. Гениальный ответ, не так ли? Именно по этому я решил разобраться в данной теме, что же такое пост-апокалипсис? Претендует ли он на самостоятельность, как жанр? И на сколько серьёзно стоит к нему относится?
И так, начнём с истории хотят установить точное появления жанра трудно, предположительно это произошло, в 1885 году с публикации романа Ричарда Джеффериса «После Лондона». Потом вышли другие произведения, такие как: «Войне в воздухе» Герберта Уэллса, «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Именно они дали начало данному жанру, как самостоятельным произведениям.
Однако стоит упомянуть, что изначальный первоисточником является «Откровения Иана Богослова» или по простому «Апокалипсис». Поседения часть Библии, она представляет собой описание последнего времени до пришествия Христа. В определённом плане в откровение так же говорится и о том, что бдит после апокалипсиса. Данный сюжет вдохновил многих авторов фантастических произведений. Спор о том, как будет выглядеть «Конец света», а главное, что будет после него; периодический всплывает у богословов и философов, множество трактований пишут писателей фантастов. Именно по этому появился отдельный жанр описывающий жизнь после данного события.Здравствуйте, сегодня я хочу поговорить об одном из моих любимых жанров художественной литературы, пост-апокалипсис это разновидность социальной фантастики. На данную статью, меня побудил один случай, который рассказал мне друг, они общались с преподавателем по поводу литературы. Преподаватель спросила- «Что вы читайте?»- , мой друг ответил, что он читает «Сталкер». На что преподаватель ответил следующие: «Беллетристика, дело позорное», таким обзором вычеркнув целый жанр из литературы.
Но на самом деле, таких людей, которые не воспринимают современную литературу, а вместе с ней и целые направления достаточно много; вот вам ещё один пример, я как-то сидел в литературном чате обсуждавшем современных писателей и речь зашла о Сергее Тармашове, что-то на подобии может ли он стать классикой; ответ он никогда не станет классикой, потому-что это пост-апокалипсис. Гениальный ответ, не так ли? Именно по этому я решил разобраться в данной теме, что же такое пост-апокалипсис? Претендует ли он на самостоятельность, как жанр? И на сколько серьёзно стоит к нему относится?
И так, начнём с истории хотят установить точное появления жанра трудно, предположительно это произошло, в 1885 году с публикации романа Ричарда Джеффериса «После Лондона». Потом вышли другие произведения, такие как: «Войне в воздухе» Герберта Уэллса, «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Именно они дали начало данному жанру, как самостоятельным произведениям.
Однако стоит упомянуть, что изначальный первоисточником является «Откровения Иана Богослова» или по простому «Апокалипсис». Поседения часть Библии, она представляет собой описание последнего времени до пришествия Христа. В определённом плане в откровение так же говорится и о том, что бдит после апокалипсиса. Данный сюжет вдохновил многих авторов фантастических произведений. Спор о том, как будет выглядеть «Конец света», а главное, что будет после него; периодический всплывает у богословов и философов, множество трактований пишут писателей финтастов. Именно по этому появился отдельный жанр описывающий жизнь после данного события.
В современном смысле Апокалипсис может означать конец цивилизации в любом виде: (третья мировая война, и восстание искусственного интеллекта, и нашествие зомби, и инопланетное вторжение, и всемирный потоп.) хотя большинство катастроф происходит по вине человека. Стоит отметить ещё одну важную вещь, мифы о конце времён есть у всех народов мира, чем и пользуются многие писатели. Наиболее популярной формой данного жанра, является фантазии на тему мир после ядерной войны. Второе место, делят между собой: эпидемии и зомби-аппокалипсис сюда можно отнести фильмы: «Обитель зла», «Война миров Z”, “Я легенда» и другие.
Но чем же так интересен данный вид фантастических произведений? На этот вопрос каждый может ответить по разному, я скажу за себя. Лично мне нравиться социально-философская составляющая данного жанра. Поскольку только апокалипсисе можно полностью раскрыть натуру человека, в нашем мире слишком много масок. А в мире который уже рухнул, всё просто и понятно, все люди живут по принципу «Человек человеку волк»; ну или по крайней мере меньше лицемерия и наигранных друзей.
Также, как человек интересующееся историей, я пытаюсь представить каким будет конец нашей цивилизации. И именно в это помогает постапокалиптика. Цивилизации уже много раз хоронили себя на руинах катастроф, я уверен, что мы не первые, взять хотя-бы Египет или Питер, я уверен, что эти Город и страна не принадлежат нашей цивилизации, а остались после прошлых катастроф. Данная литература показывает примерный конец нашего исторического периода. Всё когда-то кончается, но как и когда? Именно эти вопросы волнуют историков любых направлений и не важно ты альтернативщик или нет. Тебя интересует, что произошло с цивилизациями которые были до нас? Ещё интереснее, а что же будет после нас, мы последние? А если нет каким будет переходный рубеж начало новой цивилизации и конец нашей. В историческом плане мы слабые и можем потерять всю культурную основу за один час. Подъём может смениться упадком, за одну минуту в экстренном случае мы можем создать свою цивилизацию даже на развалинах мира.
Однако вернемся к литературным изысканиям, как уже сказано выше мне нравиться падения и развал цивилизации, постольку это показывает истинную суть человечества. Понимание того, что не что не вечно, а человек не царь природы, которым мы пытаемся казаться, покорить и укротить природу у него получается, если только развалить. Эта проблема так же интересовала фантастов, здесь стоит вспомнить такой фильм, как «Планета обезьян», «Пятая волна», «Тьма» и прочее.
Хочется видеть стоимость нашей цивилизованности, сможем ли мы сохранить хоть что-то, или скатимся до печеных людей? Эта бредовая и бесполезная самоуверенность человечества ломается, как щепка, достаточно только открыть любую книгу из цикла «Метро 2033», что бы понять на сколько мы ничтожны, как цивилизация. Да конечно я понимаю, что пример с книгой Глуховского плохой пример, но понятный. Да и к тому же это произведения, показывает возможное государственное устройство в пост-ядерном обществе.
Но при этом я не утверждаю данное произведения это верх литературного мастерства, скорее наоборот, однако, как поджанр социальной фантастики он несёт смысл. Это своего рода эксперимент который нельзя, или во всяком случае не желательно ставить в реальности. Катастрофа является своего рода катализатором для вскрытия различных общественных и политических проблем, так открываются морально-нравственный за гноения общества. Тут вам и расклады по идеологи разделения на мини-государства, и жёсткое решения таких вопросов которые в обычной жизни вызывают дискуссию например такие вопросы: «Как обращаться с насильниками и педофилами?» дискуссий даже не взвывает, смертная казнь; да жёстко, но справедлива. И бесполезно строить, что это не гуманно бред.
Пост-апокалипсис, так же отражает множество социальных укладов нашей жизни, а главное в данном жанре есть аллюзии на все политические идеологии мира. Хотя в большинстве своём, в таких произведениях часто показывается диктатура, или полная анархия с раздробленными бандами, где царит право сильного стоит вспомнить франшизу «Безумный Макс». Все технологии или художественные произведения воспринимаются, как древние чудеса, или что-то необъяснимое; лишь немногочисленные люди из оставшиеся после катастрофы, помнят об утраченном знании. Здесь стоит сказать, что такие люди очень ценятся они даже занимают руководящий должности, в основном это: «Военные, милиционеры, врачи, спасатели, учёные.» не забываем так же о священников и прочих духовных лиц.
Теократическое правление возглавляемое священнослужителями, одно из наиболее жёстких и фанатичных реалий в постапокалиптической фантастики. Здесь прослеживается и непререкаемый авторитет пророка или святость, и слепая вера людей в чуда, а так же аллюзии на большинство сект современности. Вообще политические режимы в подобных произведениях различны, хотя как я уже говорил в большинстве своём это диктатура, хотя есть и более менее свободные режимы. Про социальные гарантии в таких государствах говорить не приходится, хотя какие гарантии в развалившемся мире. Однако пост-апокалипсис не просто фантазии авторов, а лишь отражения современности, использования аллегорических приёмом и гипертрофированных оборотов. Мы можем увидеть воплощения всех социальных экспериментов, начиная от коммунизма и фашизма, вспоминаем «Метро 2033» до религиозных общин во вселенное данной серии и этого тоже хватает. Однако произведении на религиозные темы, в русском сегменте фантастики, не хватает, поскольку люди не готовы смотреть на религию здраво. Хотя и здесь всё не так плохо, как думается на первый взгляд, стоит вспомнить такие произведения, как: «Небо в алмазах», «Приют», «Корни небес», «Крестовый поход детей» все эти произведения показывают в той или иной степени религиозную утопию или антиутопию. Хочется отметить, первые названые произведения появились, как ответ на закон «Об оскорблении верующих» и рисовали полностью воцерокавлённую после ядерной войны. Не уходя далеко от темы есть ещё один сериал под названием «Воспитанные волками» он рассказывает о вечном споре технократов и теотратов.
По мимо всего прочего, данный жанр высмеивает идею человек царь природы; появившийся мутанты рассеиваются, по всем городам и оставленным людьми территориях. Обычно новые существа появившиеся в результате катастрофы сильнее и хирея. Но при этом, остатки людей не всегда могут справиться с новыми видами эволюции, что ещё больше влияет на мораль людей. Природа после апокалипсиса стала приобретать естественный, ну или почти естественный вид. Лично мне нравится идея слабости человека перед природой, а особенно интересно то, что в произведениях этого направления оголятся вся подноготная нашего наркотического мира и его матричная иллюзорность. Так же в данном направлении просматриваются нотки постмодерна и окончательное падения человека, исчезает всё наносное, на подобие: «попсы, толерантности и прочей чуши».
Отдельная тема образ героя в пост-апокалипсися, В большинстве своём это люди жестокие или повидавшие многое в жизни. В основном эти люди бывшие военные, полиция, авантюристы, бродяги и прочие падшие люди. При этом в таких героях есть свой романтизм для нового поколения, мы же не будем скрывать, что основной типаж современной философской фантастики это типаж Сони Мармеладной. Правда мужской персонаж другой, но в нём тоже нечего интересного он делится на два типа, это либо герой одиночка, либо справедливый начальник; оба слишком гиперболизированный. Что же до женских образов в данном жанре, как я уже говорил здесь романтизируется две крайности, либо непорочная дева которая нечего не знает о жизни и наивна до идиотизма; или женина лёгкого поведения видавшая многое. Конечно между этими двумя категориями есть куча других типажей, но они не настолько ярко показаны и по этому не запоминаются.
Если отойти от чисто социального пост-апокалипсиса и рассмотреть другие идеи этого направления, то мы увидим научно теологическую и ответственность человека за прогресс. И здесь на цену выходят такие франшизы, как: «Терминатор», «Матрица», от части «Призрак в доспехах» и другие. Здесь так же строится сюжет на противопоставлении мира до и после. В конце хочу поделится небольшим списком пост-апокалиптических произведений, которые мне интересны.
Но прежде подведём итоги, пост-апокалипсис это не просто фантастика для подростков, это ещё одна попытка осознать мир и увидеть к чему может перевести наше безответственное отношение к происходящим событиям и позиция «моя хата с караю» не пройдёт. Данный жанр это предупреждения нашему поколению прежде всего политикам, но и обычные люди должны относится серьёзно к том, что мы делаем. Я люблю смотреть на наш мир через призму пост-апокалипсиса это своеобразное зеркало общества в которое должен смотреть каждый. Мы обязаны, что-то сделать что бы не упасть в бездну невежества.
список литературы
А
• Пол Андерсон, «Сумеречный мир»
Б
• Александр Бачило, «Помочь можно живым»
• Стивен Винсент Бене, «На водах вавилонских» (рассказ)
• Дэвид Брин, «Почтальон»
• Ли Брэкет, «Долгое завтра»
• Альгис Будрис, «Умрут не все»
В
• Альфред Ван Вогт, «Чудовище»
• Вернор Виндж, цикл «Сквозь время»
Г
• Гарри Гаррисон, «День после конца света»
• Размик Ганджалян, «После конца света»,"Трудные времена","Последний человек на Земле"
• Дмитрий Глуховский, «Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035»
Д
• Джеймс Дэшнер, «Бегущий в лабиринте (серия)»
• Ив Дермез, «Мальчик»
• Филип К. Дик, «Вторая модель», «Доктор Бладмани», «Бегущий по лезвию бритвы» («Мечтают ли андроиды об электроовцах?»)
• Джин Дюпро «Город Эмбер: побег», «Город Эмбер: люди-искры», «Город Эмбер: предсказание» (трилогия)
Ж
• Роджер Желязны, «Долина проклятий», «Господь Гнева»
К
• Андрей Круз «Эпоха мёртвых»
• Кирилл Кудряшов, «Черное Безмолвие»
• Анджела Картер, «Герои и злодеи»
• Стивен Кинг, «Противостояние», «Тёмная башня»
• Саймон Кларк, «Кровавая купель», «Царь Кровь»
• Нэнси Кресс, «Самая знаменитая девочка в мире»
• Джон Кристофер, «Смерть травы»
Л
• Стерлинг Ланье, «Путешествие Иеро», «Иеро не дают покоя»
• Фриц Лейбер, «Ночь длинных ножей» (рассказ), «Сгущайся, тьма!(Да будет тьма)»
• Александр Лоскутов, «Высшая ценность»
• Сергей Лукьяненко, «Атомный сон»
М
• Кормак Маккарти, «Дорога»
• Робер Мерль, «Мальвиль»
• Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу»
• Ричард Мэтисон, «Я— легенда (Последний)»
Н
• Андре Нортон, «Рассвет 2250 года»
О
• Орсон Скотт Кард, «На запад», «Работы по спасению имущества», «На краю пустыни», «Фургон бродячих комедиантов», «Америка»
• Брайан Олдис, «Теплица / Hothouse» [Долгие сумерки Земли, Перед закатом Земли, Мир-оранжерея / The Long Afternoon of Earth]
П
• Тим Пауэрс, «Ужин во Дворце Извращений».
• Леонид Панасенко, «Статисты»
• Алексей Пехов и Андрей Егоров, «Последний завет»,"В поисках рая"
• Фредерик Пол, «Ферми и стужа»
Р
• Эрик Фрэнк Рассел, «Милый дьявол»
• Ким Стенли Робинсон, «Дикий берег» («Калифорнийская трилогия»)
• Вячеслав Рыбаков, «Первый день спасения», «Зима», «Носитель культуры»
С
• Саймак, Клиффорд Дональд, Могильник 1973
Т
• Сергей Тармашев, «Древний. Катастрофа», «Каждому своё» — глобальный конфликт, ядерная война. «Наследие» - генетическая катастрофа. «Холод» - техногенная катастрофа с последующим глобальным похолоданием.
• Татьяна Толстая, «Кысь»
У
• Конни Уиллис, «Письмо от Клири»
• Джек Уильямсон, «Возрождение Земли»
• Андрей Уланов, «Автоматная баллада»
• Джон Уиндем, «День триффидов»
Ф
• Филипп Фармер, «Пробуждение каменного бога», «Летающие киты Исмаэля»
Х
• Рассел Хобан, «Ридли Уокер»
Ч
• Сюзи Макки Чарнас, «Прогулка до края света»
Ш
• Зеб Шилликот, «Хищник Джаг», «Ошейник позора», «Костяное племя», «Стальной город», «Экстерминаторы»
• Роберт Шекли, «Девушки и Наджент Миллер»
Э
• Харлан Эллисон, «Мальчик и его пёс», «Светлячок».
• Пирс Энтони, «Боевой круг» (трилогия)
• Стив Эриксон, «Амнезиаско»
Оценили 8 человек
13 кармы