Продолжаю выборочно публиковать главы своей книги "Врата недовластия (христианская философия в рисунках)".
Две с лишним сотни лет назад А. В. Суворов в своей книге «Наука побеждать» показал, что можно нарисовать состояние человеческой власти в ее отношении к Богу. К сожалению, идея Суворова об изображении человеческой власти простым и наглядным способом не была подхвачена, и мы не пользуемся наследием нашего великого отца. Мне довелось попробовать исправить это упущение, и, к моему изумлению, на этом пути открылись взаимосвязи очень многих предметов, которых мы иногда мимоходом касаемся словами, не понимая их происхождения и самой сущности, а поэтому используем безсмысленно, давая себя в обман.
Глава 8. Направление воли начальника, движение власти
В гармонично устроенном обществе, как видно справа на рисунке 8, добрая воля (талант, развитие таланта) начальника направлена к Богу по устроенному Им пути в Его Церкви: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» [Мф.7,13-14].
Движение власти здесь состоит только в устройстве должностей и назначении на них начальников по их благочестию и таланту. Крутизна подъема на «гору Господню» [Пс.23 (см. главу 6)] умеренная, и усилие воли - тоже умеренное, посильное, зато правильное: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» [Мф.11,28-30].
В негармонично устроенном обществе, как видно в примере слева на рисунке 8, действующая в начальнике воля складывается из двух составляющих: доброй воли и злой воли. Добрая воля направлена на увеличение добра, а злая воля направлена на всякий грех. В результате действующая воля направлена от «горы Господней» по широкому пути. Ослабление доброй воли (ленность) по результату аналогично увеличению злой воли, и уводит действующую волю более ко злу (зарытие таланта в землю). Усиление доброй воли при сохранении злой воли недостаточно исправляет действующую волю к добру. Между начальниками и подчиненными здесь в большинстве случаев находится взаимопонимание, так как их действующие воли имеют сходное направление (такое теперь часто называется «умением работать в команде»). Рамки проявления своеволия начальника сужены: с одной стороны - направлением воли его начальства, с другой - направлением воли его подчиненных. Вот в этих-то пределах ему и приходится в большинстве случаев действовать, выполняя свою работу. В этом смысле начальник является человеком подневольным. В своем большинстве люди осознают, что мир устроен несправедливо, и что человек поставлен в условия, заставляющие его действовать несправедливо в пределах установленного в мире порядка. Бывает, что при этом душа чувствует потерю пути к Богу, и это сопровождается тоской о потерянной радости в работе и жизни.
У начальника может быть еще одна составляющая его воли - воля каяться, которая направлена против злой воли (нераскаянности) и, поэтому, уменьшает ее. Только эта составляющая воли начальника, - воля каяться, способна направить его талант, добрую волю к действительной пользе, исправить жизнь, повести за собой подчиненных, наставить, поддержать в добре свое начальство.
В негармонично устроенном обществе, таким образом, в начальстве содействуют или борются между собой воли, заставляющие власть двигаться тем или иным путем к добру или злу.
Примечание к рисунку 8.
1. Воля каяться здесь при составлении действующей воли из суммы доброй воли и злой воли (по правилу сложения векторов) для упрощения рисунка не учитывается.
2. Пропорции рисунка не совсем соблюдены, о чем будет пояснение в главе 14 "Пропорции мира, Святой крест, число зверя".
Оценили 43 человека
54 кармы