К Закону о российской нации
В 2012 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В документе идет речь, в частности, о «духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)», необходимости «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России» и «успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов». В 2015 году указом Владимира Путина было создано Федеральное агентство по делам национальностей. Одной из задач ведомства было объявлено «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Кроме того, в России действует федеральная целевая программа « Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России ( 2014- 2012 годы)». 31 октября 2016 года на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям в Астрахани президент России Владимир Путин одобрил идею принятия Закона о российской нации и отнес эту задачу к вещам, которые совершенно точно нужно реализовать. В ближайшее время предполагается обсуждение этого вопроса широкой общественностью. Н.В. Стариков уже высказался по этому вопросу (Н. Стариков, Закон о российской нации и идея русской справедливости). В Иркутске 4 ноября прошло заседание Дискуссионного Клуба «Слово Байкала», на тему «Нация, национальный вопрос», в рамках которого участники попытались со своей стороны осмыслить некоторые стороны национального вопроса. Предлагаю Вашему вниманию текст моего выступления на данную тему (с некоторыми дополнениями).
Национальный вопрос — это вопрос о причинах возникновения поведения, вражды и конфликтов между нациями, с одной стороны, нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе — с другой; о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства и добрососедства, прогресса наций на основе равноправия, суверенности и демократизма. Национальный вопрос формируется и проявляет себя в многонациональных странах. Таких стран — большинство. Можно сказать, что фактически мононациональных стран нет. На свете сейчас примерно 150 стран, и около 2000 наций и народностей. Так что же такое - «НАЦИЯ»? Напомню, что человечество в своем развитии прошло через РОД и ПЛЕМЯ (родственные отношения), ОБЩИНУ — это уже форма социальной организации людей ( первобытная, и более поздняя — территориальная, сельская). НАРОДНОСТЬ - историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Народность начинается на уровне цивилизации. НАРОД — это тоже историческая общность людей. Употребляется в двух смыслах. В первом — политическом - народ является синонимом слова НАЦИЯ. Во втором — культурно — этническом - является центральным понятием, на основе позиции «свой - чужой». При этом в легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как чужие народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном и моральном отношении.
НАЦИЯ— это не простое, не однозначное понятие. Существуют разные определения того, что есть нация. Мне лично ближе всего, и понятнее, и наиболее полным показалось определение, данное И.В. Сталиным в 1913 году, которое в общем-то до сих пор кочует из словаря в словарь, из учебника в учебник, и которое даёт и Википедия (не ссылаясь на первоисточник): «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Общность культуры иногда заменяют — говорят о «национальном характере», или «психологическом складе, самосознании». В то же время, в нынешнее время слово нация постоянно отождествляют с понятием «страна, государство» («Организация обьединенных наций»). Есть еще такое понятие, как «гражданская (политическая) нация». Данное понятие утвердилось в Европе в эпоху Французской революции конца 18 в. чтобы противопоставить божественному происхождению монархической власти представление о гражданском сообществе, имеющем право создавать государство, обладать суверенитетом и контролировать власть. Нации формировались на основе экономических связей — сначала это были товарное производство и торговля; там, где возникал рынок, вокруг крупных городов шла торговля и люди на больших территориях общались на едином языке, постепенно формировались нации. Таким образом ликвидировалась политическая раздробленность. Это происходило в эпоху торжества капитализма над феодальной раздробленностью. В Европе, где процесс развития капитализма начался раньше, раньше начались и национальные движения и сложилась система национальных государств. При этом на Востоке, напротив, государства складывались в основном на многонациональной основе — Османская империя, Российская, Австро - Венгерская. Потому что там государства образовались еще до того, как был ликвидирован феодализм, и путем того, что одна, более активная и более развитая, более организованная нация обьединяла вокруг себя другие — менее развитые, и не успевшие консолидироваться в целостные нации. И когда капитализм начинает развиваться и в восточных государствах, то он взбудораживает оттесненные национальности, и приводит их в движение; возникает «национальное чувство, национальное самосознание»; но проснувшиеся к самостоятельной жизни оттесненные нации уже не складываются в независимые национальные государства: они встречают на своем пути сильнейшее противодействие со стороны руководящих слоев командующих наций, давно уже ставших во главе государства. Начинается борьба, которую обычно возглавляет национальная буржуазия. Бюрократия господствующей нации вмешивается в борьбу, начинаются разные ограничительные меры, и благодаря этому буржуазия господствующей нации получает возможность быстрее и решительнее расправиться со своим конкурентом. Затем — борьба переходит в политическую сферу — ограничение свободы передвижения, стеснения языка, ограничение избирательных прав, сокращение школ, религиозные стеснения и так далее. Стесненная со всех сторон буржуазия угнетенной нации естественно приходит в движение. Она апеллирует к “родным низам” и начинает кричать об “отечестве”, выдавая свое собственное дело за дело общенародное. Она вербует себе армию из “соотечественников” в интересах... “родины”. И “низы” не всегда остаются безучастными к призывам, собираясь вокруг ее знамени: репрессии сверху задевают и их, вызывая в них недовольство. Так начинается национальное движение. Сила национального движения определяется степенью участия в нем широких слоев нации, пролетариата и крестьянства. В колониях и порабощенных странах на столетия был задержан процесс формирования наций. Весь мир уже в начале 20 века был разделен на высокоразвитые, угнетающие и угнетенные нации, эксплуатируемые и слаборазвитые народы.
Что касается конкретно нашей страны: нельзя сказать, что национальная политика Российской империи была продуманной и целенаправленной, несмотря на то, что нерусские национальности составляли большую часть населения — 57 %, необычайно пестрой была национальная структура населения — свыше 200 наций, народностей, национальных и этнических групп. Весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами во многих районах и регионах. Национальные окраины нередко находились на докапиталистическом уровне развития и отличались крайней отсталостью. Межрегиональные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными взглядами. И вот, на этом фоне, в начале 20 века, когда в Россию стал вторгаться капитализм, ей угрожала ловушка — стать периферией капитализма, то есть колонией более развитых в тот момент европейских капиталистических государств. В это время стал происходить распад сословного общества (не классового, а сословного, потому что в то время общество было ещё сословным - дворянство, христианское духовенство, городские обыватели, сельские обыватели). То есть в это время, как считает, например, Сергей Кара - Мурза, начался распад той российской нации, или народа, который стал складываться на матрице «самодержавие, православие, народность», но — не выдержал напора капитализма. Для населения возникли новые социальные угрозы, и возник новый образ — враждебного иного - того привелигированного меньшинства и государственной бюрократии, которые все больше противопоставляли себя народу. Перед лицом новых капиталистических угроз начало формироваться новое сознание большинства народа — именно как гражданского, а не сословного, то есть проходили явления, которые и считаются признаками становления гражданских наций на Западе. В то время крестьяне и рабочие составляли около 90 % населения, и в социальном, культурном, мировоззренческом отношении они были единым народом, не разделенным сословными и классовыми перегородками и враждой. Это был уникальный исторический момент, благодаря которому и стала возможна первая реализация проекта солидарного жизнеустройства. Социальное чувство угнетенных и эксплуатируемых тружеников приобрело в России окраску национального чувства угнетенного народа, а такое соединение всегда придает движению удивительную силу и упорство.
Согласно высказываниям С. Кара — Мурза, в начале 20 века большевики синтезировали представления крестьянского общинного коммунизма с марксистской идеей модернизации и развития — но по некапиталистическому пути. Они создали «социалистический национализм», или «национальный коммунизм» - как отмечают теоретики этничности на Западе. Это было развитие концепции России — СССР в рамках цивилизационного подхода. Соединение русского славянофильства и русского западничества, крестьянского коммунизма с идеей прогресса придало советскому проекту большую убедительную силу, которая привлекла в собираемый советский народ примерно половину старого культурного слоя (интеллигенции, чиновничества, военных и даже буржуазии). Таким образом, советский проект стал и большим проектом нациестроительства, национальным проектом. Предложение учредить Союз из национальных республик, а не Империю (в виде одной — единой республики), нейтрализовало возникший при «обретении независимости» национализм. Национальная идея была укрощена с помощью более высокого принципа — принципа - пролетарского интернационализма, при посредстве такой формулы как «национальное по форме, социалистическое по содержанию...», и была создана более высокая форма национального содружества. И именно благодаря этому в СССР и смогла сложиться такая общность, как «советский народ».
И вот сейчас российской властью фактически заявлен новый проект - под названием «Российский народ».
Хочется закончить данную статью цитатой из высказываний Н.В. Старикова: ...Ведь государственный проект, цивилизационный проект строит общность людей, называемая народом. А для того, чтобы этот народ сложился, должна быть некая база – общность взглядов, культуры, идеологии. Сегодня мы видим попытки строительства этого государственного проекта, стимулирования развития, наполнения проекта Русского мира определённым смыслом. И сложность этого процесса – именно в том, что отсутствует идеологическая база. До сих пор не сформулированы те идеи, которые Россия должна нести миру....А не может ли быть посланием от России к остальному миру именно наше уникальное евразийское умение жить, не подавляя, умение жить в мире самым разным этносам и даже расам – то, что объединяет и советский опыт, и имперский опыт, и средневековый, и дохристианский опыт? Умение жить в мире имеет название. Это – справедливость. Именно справедливость всегда была начертана на знамёнах России. И мы должны вернуть её имя на наши современные знамёна. Кстати, именно потому сегодня Россия так популярна в мире, так высок рейтинг нашего национального лидера, что те действия, которые Россия осуществляет на внешнеполитической арене, как раз справедливы. Мы на стороне справедливости. Мы выступаем за сохранение международного законодательства, за его соблюдение, за невозможность для сильных по своему произволу грабить, уничтожать, бомбить слабых. Всё это вызывает серьёзный отклик в мире, потому что недостаток справедливости там остро ощущается. Наверное, высшая миссия России и есть донесение до всего мира идеи справедливости».
По другому и не скажешь. И если русский народ снова предложит миру идею справедливости, то к нему снова, как всегда это было в истории, потянутся и другие народы, живущие рядом. И каждый человек, сохраняя при этом свою национальную принадлежность, сможет ощутить себя членом российского народа. И возникнет основа для гордости, для патриотизма. А если всё решается по справедливости, с учетом интересов разных наций, то и для национализма просто не останется почвы.
ПВО_38
Оценили 9 человек
9 кармы