• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему никому не удается обустроить Россию?

5 96

Больше 30 лет прошло с момента публикации статьи Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию», и уже можно с уверенностью сказать, что сделать это не удалось. Более того, ясно, почему: в силу недостаточной цивилизованности русской элиты. И даже ясно, что и как надо сделать для обустройства. Об этом ниже.

Александр Исаевич в своей статье описал ключевой момент цивилизации, ее основу: «Права человека» – это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? … Устойчивое общество может быть достигнуто … на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости … . … свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. Только бы удалось – освоить нам дух самоограничения и, главное, уметь передать его своим детям. Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души».

Это и есть цивилизация, главный элемент той идеологии, которую Евгений назвал истинным либерализмом.

Александр Солженицын по степени цивилизованности намного опередил свое время и свое окружений. Если подсчитать его индекс цивилизованности по 20 факторам (см. «Индекс цивилизованности – способ формирования новой элиты России»), характеризующий умение человека рационально рассуждать, его социально-психологические личные качества, а также представления об обществе и экономике, то он окажется на уровне около 60 баллов. Это очень много, примерно столько же, сколько у таких известных исторических деятелей как Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард и Пак Чон Хи (у них он находится где-то в районе 70-80).

Из российских политических деятелей близкое значение индекса было только у Евгения Примакова. У Владимира Путина он сейчас на уровне 12,5 баллов (см. «Индекс цивилизованности Владимира Путина в 6 раз ниже индекса Франклина Рузвельта, но выше, чем у Джо Байдена»). У российских финансистов Эльвиры Набиуллиной и Антона Силуанова он где-то минус 20-30, у Джо Байдена – минус 5-10. Это, разумеется, приблизительная оценка, но она позволяет примерно сопоставить способности людей к эффективному управлению на любом уровне.

Почему идеи Солженицына не реализованы?

Есть проблемы с цивилизованностью (в используемом нами определении этого понятия) и у Александра Солженицына. Это наглядно проявилось в том проекте в сфере государственного управления, который, по его мнению, поможет обустроить Россию.

Это местная власть (земство), о которой он написал следующее: «Все указанные недостатки почти никак не относятся к демократии малых пространств: небольшого города, посёлка, станицы, волости (группа деревень) и в пределе уезда (района). Только в таком объёме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способностям и по душевным качествам. Здесь – не удержатся ложные репутации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации. Это — именно такой объём, в каком может начать расти, укрепляться и сама себя осознавать новая российская демократия».

Все это выглядит красиво, но чистейшей воды утопия, так как Александр Солженицын не учитывает природу человека. Люди в силу своей природы в принципе не способны безошибочно определить избранцев по деловым способностям и душевным качествам! Не умеют люди оценивать окружающих по таким параметрам, да и необходимыми сведения о своих соседях они не обладают. И в подавляющем большинстве они будут выбирать не достойных кандидатов, а представителей местных кланов, в том числе и криминальных. Александр Солженицын привел в пример швейцарский кантон Аппенцель, но на него нельзя ориентироваться. Подходящие примеры демократии малых пространств для России – это садоводческие товарищества, а также всевозможные товарищества жильцов. Удачные примеры самоуправления там – это исключения. Можно, кстати станицу Кущевская припомнить как реальную самоорганизацию власти в малых пространствах.

Свободная демократия малых пространств в условиях недостаточной цивилизованности общества обладает недостатком, которого Александр Солженицын не заметил: она приводит к власти кланов. Поэтому если последовать плану Солженицына, то Россия откатится на уровень первобытнообщинного общества, и ей придется заново проходить путь цивилизации к рабовладению, феодализму и капитализму. Кстати, эволюция России за последние 30 лет примерно так и идет: от диких девяностых к партийному строительству, до сих пор не законченному.

Александр Солженицын критиковал партии, и написал, в частности, что «Партийная борьба заменяет где уж там поиск истины — она идёт за партийный престиж и отвоевание кусков исполнительной власти. Верхушки политических партий неизбежно превращаются в олигархию. А перед кем отчитываются партии, кроме своих же комитетов? – такая инстанция не предусмотрена ни в какой конституции».

Данную критику партий следует признать полностью справедливой. Но это не означает, что партии перестают быть главным инструментом, обеспечивающим реализацию власти народа. С партиями плохо, но без них еще хуже! Партии и возникли в ходе цивилизации для того, чтобы компенсировать недостатки кланового общества. Поэтому надо вводить меры, ликвидирующие или компенсирующие указанные партии недостатки партий, в том числе и в Конституции, и в специальных законах о партиях. Что, кстати, имеет место в экономически развитых странах.

Партии – это один из инструментов цивилизации, которым надо уметь пользоваться, так как его можно направить против общества. Чтобы этого не произошло, и требуется в дополнение к установлению законодательных рамок для партий. Александр Солженицын слишком негативно отнесся к партиям, что, возможно, объясняется его впечатлениями от КПСС, которая представляет блестящий пример того, какой партия быть не должна.

Александр Солженицын придерживался слишком хорошего мнения о людях, что привело его, кроме переоценки положительных качеств демократии малых пространств, и к ряду других неверных предложений. Он призывал Россию разоружаться, хотя и верно отметил, что Россия освобождается от коммунизма в плохую для Европы время. Оно весьма нехорошее: европейская элита забыла об уроках двух мировых войн и готова воевать снова.

Цена цивилизованности

Таким образом, необходимо каким-то образом решить проблему выбора достойных людей как в местные органы власти, так и в руководстве партий, и государства.

Ранее в обществе проблему выбора достойных людей решалась введением специальных правил поведения в рамках религий – типа протестантской этики. Но религия сейчас сдала позиции, и это объективный процесс. Поэтому религию надо беречь и поддерживать, но она не сможет обеспечить нужный уровень нравственности в обществе. Необходимо рациональное, научное объяснение нравственных норм, то есть Просвещение в гуманитарной сфере. Это должно стать чем-то вроде протестантской этики в период формирования капитализма.

То есть, необходим объективный способ оценки способности людей к управлению. По каким параметрам надо определять такие способности? Александр Солженицын написал, что «по деловым способностям и душевным качествам». А по каким именно способностям и качествам? Неизвестно. И люди ответа на этот вопрос в своей массе не знают.

В то же время, сам Александр Солженицын написал, что «Только бы удалось – освоить нам дух самоограничения и, главное, уметь передать его своим детям». В данном случае он полностью прав, он определил то деловое и душевное качество, по которому надо выбирать руководителей, – их цивилизованность – способность освоить этот дух и воплощать его в общественной жизни и экономике. Например, протестантская этика как раз, по сути, и устанавливала правила самоограничения.

Именно с этой точки зрения оценивает человека индекс цивилизованности (см. «Индекс цивилизованности – способ формирования новой элиты России»). Он характеризует умение человека рационально рассуждать, его социально-психологические личные качества, а также его понимание и готовность следовать ограничениям его свободы в общественной жизни и экономике, необходимым для обеспечения свободы других членов общества (в рамках общественного договора).

Для наглядности связь эффективности управления и цивилизованности (умению следовать и воплощать в жизнь самоограничения) можно проиллюстрировать диаграммой, на которой видно, что у успешных руководителей индекс намного лучше, чем у тех, результаты деятельности которых оставляют желать лучшего.

Можно также отметить совпадение показателей, использованных в рейтинге, со многими вопросами, о которых писал Александр Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию». Это также указывает на то, что факторы выбраны правильно.

Поэтому и требуется внедрить индекс цивилизованности для оценки чиновников, политических и общественных деятелей как обычными людьми, так и в рамках профайлинга, в том числе и на государственном уровне (для чиновников). Это позволит отбирать на эти должности достойных людей, а недостойных людей заставит действовать как достойных.

Умение действовать, соблюдая правила ограничения, чрезвычайно важно. То есть, недостаточно, допустим, разобраться с олигархами, недостаточно выдать каждому жители России по участку земли, недостаточно вынудить олигархов инвестировать деньги в России, недостаточно убедить Эльвиру Набиуллину снизить ставки по кредитам, недостаточно убедить Антона Силуанова перестать превращать деньги народа в сокровища, и т. д. Надо добиться того, чтобы эти люди сами разобрались в том, что значит соблюдать самоограничение в обществе, и начали это делать, после чего их рейтинг цивилизации поднимется, и они сами сделают не только то, о чем написано выше, но и многое другое. Они наконец-то поймут, что их прямая служебная обязанность – это не обеспечение хороших условий для иностранного капитала, а создание системы формирования национального капитала (распределенного среди широких масс населения).

Недавние события с заморозкой части золотовалютных резервов России западными странами наглядно продемонстрировал ошибку российских финансовых чиновников. Они много лет твердили, что создают резервы для использования в случае наступления серьезного кризиса. И вот кризис наступил, и тут Эльвира Набиуллина 28 февраля на пресс-конференции заявляет, что Банк России прекратил валютные интервенции, потому что не имеет возможности распоряжаться резервами. И чего, спрашивается, было их копить? Если бы хотя половину этих резервов направили бы в прошлые годы на поддержку национальной экономики и создание собственной системы формирования национального капитала, то сейчас в России можно было бы иметь и собственное производство микросхем, мобильных телефонов, легковых автомобилей, самолетов и прочей высокотехнологической техники. И девальвации рубля бы сейчас не было, и инфляция была бы в разы ниже.

И рубль российский был не самой недооцененной валютой в мире, а стоил бы примерно по паритету, то есть доллар был в пару раз дешевле, чем до нынешнего кризиса, а зарплата в стране была бы раза в 2 выше (в долларах). Может, и не такая большая как в США, но явно больше, чем в Польше и странах Балтии. Глядишь, и поток ученых был не из России в США, а наоборот. Да и Украина, может быть, стремилась бы вступить не в ЕС, а в Союзное государство России и Беларуси. И военная операция не понадобилась бы. И всего этого можно было бы добиться простым повышением индекса цивилизованности финансовых чиновников … Вот цена цивилизованности.

Конечно, предложенный метод расчета индекса (по 20 факторам), не является единственно возможным. Однако он близок к тому, что требуется, и точно характеризует способности человека к эффективному управлению в государстве.

Данный индекс еще не доделан до конца, и он не охватывает многие факторы, поэтому можно и даже нужно ввести какие-то другие индексы цивилизованности – в рамках разных теорий, в том числе и рамках здорового консерватизма.

Почти как новая этика

Это вопрос будущих исследований. Тут уместно вспомнить, что написал Александр Солженицын в конце своей статьи: «Моя задача была лишь – предложить некоторые отдельные соображения, не претендующие ни на какую окончательность, а только предпослать почву для обсуждений». Так обстоят дела и с индексом цивилизованности. Стоит задуматься над тем, почему успешные руководители в разное время, в разных странах, расположенных на трех континентах, обладали одинаковыми качествами, которые можно назвать цивилизованностью. Может быть, именно в этом причина их успеха? И, может быть, российским руководителям на всех уровнях власти стоит брать с них пример?

Чтобы это произошло, надо вводить данный индекс как новый вид профайлинга при выборе руководителей в органах власти, партиях и общественных организациях. Плюс следует добавить другой конкретный проект – энциклопедию цивилизации типа Французской энциклопедии, изданной в 18 веке в конце эпохи европейского Просвещения (см. «Сможет ли Россия стать центром европейской цивилизации?»). Эти два проекта, повторим, могут сформировать систему представлений, которая должна сыграть в современной цивилизации, а не только в России, ту роль, которую сыграла протестантская этика в годы формирования европейского капитализма. А менять при этом систему выборных органов власти в России нет никакой необходимости.

Если рассматривать эту статью как обсуждение соображений Александра Солженицына, то можно сказать, что ее суть проста: чтобы люди безошибочно определяли достойных кандидатов на выборах, они должны ориентироваться на то, в какой степени эти кандидаты осознают и используют в своей деятельности дух самоограничения. Народ и элита России должны наконец-то этот дух освоить. А для этого как раз и нужен индекс цивилизованности и новое Просвещение (для объяснения народу и элите, что такое сознательное самоограничение). Только когда жители России, перед тем, как проголосовать за кого-то, станут в первую очередь интересоваться его индексом, народные избранники начнут обустраивать страну не лишь бы как, а как следует.

Для того, чтобы обустроить Россию, мало стремиться использовать такие инструменты цивилизации как, в частности, демократия малых пространств и политические партии, надо еще уметь ими пользоваться. И введение индекса цивилизованности представляет собой способ правильного использования этих инструментов, без которого они могут нанести обществу вред.

Владимир Тарасов.

    ИСТИННЫЙ ЦАРЬ РОССИИ. КИРИЕНКО ЗАДУМАЛ ПЕРЕХВАТИТЬ УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ ВМЕСТО ПУТИНА. ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

    В последние дни в высших эшелонах власти Российской Федерации происходят серьезные перестановки. Они инициированы фейковым государственным переворотом, в котором убедил Путина Сергей Ки...

    Изба на гусеницах и старичок в свитере

    "Это уже не смешно!" Соседи в оторопи - наши умельцы вошли в раж. Начали с "мангала", теперь целые избы строят на технике Недавно я выложил статью, посвященную нашей "Чудо-Матрешке". Он ...

    «До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

    Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Владимир Тарасов 4 апреля 14:46

      Как ЛДПР стать современным коллективным Кузьмой Мининым?

      Для того, чтобы ввести в России справедливое налогообложение, убедить олигархов вкладывать капитал в стране, решить проблемы бедности и демографии, необходимо объединить усилия всех чиновников, политиков и ученых, знающих, как это сделать. Сейчас они разобщены, поэтому стране нужен современный Кузьма Минин, который объединит их и найдет средства на их работу. Хорошие ...
      63

      Почему ЛДПР не стала лидирующей партией России?

      Программа Либерально-демократической партии России содержит много привлекательных положений, и отчасти напоминает программу стремительно набирающей популярность в ФРГ партии «Альтернатива для Германии». Но с ЛДПР ничего подобного не происходит. Почему? Причины две – недоработанность ее программы и отсутствие научного центра, занимающегося разработкой экономической стр...
      45

      Чем Владимир Путин отличается от Дмитрия Пожарского?

      Владимир Путин успешно защищает интересы страны в военной сфере и внешней политике, и сумел объединить народ и часть элиты, но вывести Россию из современной смуты, как это сделал Дмитрий Пожарский в 17 веке, ему не удастся, – до тех пор, пока в стране не будет создано современное второе ополчение – объединение интеллектуальные сил, выступающих за создание в стране спр...
      61

      Что должна знать элита современной России?

      Владимир Путин пытается обновить российскую элиту с помощью различных кадровых программ – «школы губернаторов», «Лидеры России», «Время героев», отбирая на государственные посты достойных патриотических людей, преданных России и умеющих вести людей за собой. Однако остается нерешенным вопрос, а куда новая элита должна повести страну?За последние чуть более 100 лет, ро...
      90

      Цивилизованный человек VS новых людей

      В России все чаще говорят о каких-то новых людях, даже одноименная партия возникла, однако никто толком не знает, кто это, и если присмотреться повнимательнее, то окажется, что сама идея о них очень старая, а если вникнуть еще глубже, окажется, что их и вовсе не существует, зато в стране начинается формирование цивилизованного человека.Сам термин «новый человек» возни...
      78

      Как заставить бизнес добровольно вкладывать деньги в России?

      Финансовая политика России вызывает крайнее удивление: Минфин и ЦБ делают ставку на привлечение иностранных инвестиций и защиту крупного бизнеса, в то время как многие российские компании выводят капитал за границу, где он работает в том числе, и на недружественные государства. Такой ситуацией недовольно большинство людей в стране, включая Владимира Путина, но почему-...
      53

      Сильная Россия = сильный рубль

      Умом Россию не понять: еще в 2022 году в стране объявили о необходимости достижения технологического суверенитета, борьбе с неоколониализмом и т. д., однако одновременно сохраняется политика слабого рубля, которая направлена на превращение страны в сырьевой придаток экономически развитых стран.Дело в том, что слабый рубль затрудняет модернизацию предприятий, и делает ...
      57
      Владимир Тарасов 26 февраля 15:44

      Кто заплатит за формирование национальной идеи России?

      В западных странах создана целая система организаций, финансирующих ученых, политиков, журналистов и СМИ, которые занимаются пропагандой ультралиберальных идей. В России полно людей, которые противодействуют этой идеологии и постепенно формируют национальную идеологию и научное мировоззрение (в сфере экономики), но их никто не финансирует. Как бы это исправить?Ситуаци...
      64
      Владимир Тарасов 22 февраля 14:35

      Как объединить ученых и публицистов, недовольных экономической политикой в России?

      Разобщенность всевозможных клубов, партий, научных организаций, порталов, экономистов и блогеров, которые недовольны осуществляемой в России экономической и финансовой политикой, ослабляет их силы, и приводит к проигрышу всей страны в информационной борьбе со сторонниками ультралиберальной идеологии. Если сторонники и пропагандисты ультра-либерализма во всем мире хоро...
      78
      Владимир Тарасов 18 февраля 14:28

      Современной России не хватает Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина

      Нынешнее состояние России напоминает то, что происходило в стране в период Смуты 17 века, причем в тот период, когда Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин еще не стали во главе второго ополчения, а борьбу с интервентами вело первое дворянское ополчение, у которого не было ни единства, ни денег. Но формирование второго ополчения вот-вот начнется.История, как известно, повто...
      51
      Владимир Тарасов 17 февраля 16:41

      Как России избавиться от ультра-либеральной идеологии?

      Некоторые российские философы считают, что для того, чтобы в России появилась национальная идея, и страна освободилась от влияния ультра-либеральной идеологии, необходимо проводить дискуссии по темам, связанным с представлениями о национальной цивилизации, а патриоты думают, что потребуются чистки как в научной среде, так и среди чиновников, финансирующих науку.Вариан...
      67
      Владимир Тарасов 11 февраля 13:17

      Чего не хватает программе развития России, предложенной Сергеем Глазьевым?

      Российский экономист и политик, академик РАН Сергей Глазьев в ноябре 2023 года представил Программу опережающего развития России «Социальная справедливость и экономический рост», которая была одобрена Всемирным Русским Народным Собором. Программа выглядит весьма привлекательно, но целый ряд ключевых для развития страны вопросов в ней не рассматривается.В современной Р...
      130
      Владимир Тарасов 8 февраля 14:28

      Уроки Ивана Грозного для современной России

      Существуют самые разные мнения о личности царя Ивана Грозного и его месте в истории России: традиционно его считают тираном, хотя если присмотреться к его деятельности получше, то легко обнаружить, что по меркам 16 века царь был, скорее, либералом, хотя и не демократом, более того, он показал хороший пример того, как надо проводить политические реформы, вполне подходя...
      52
      Владимир Тарасов 30 января 08:08

      Русская цивилизация: версии Владимира Лепехина и Александра Дугина

      Хотя Россия в международных отношениях выступает защитницей цивилизации, в самой стране дела с нею обстоят далеко не блестяще, и сторонники русского возрождения не могут похвастаться особыми достижениями, особенно в сфере экономики. Отчасти в этом виноваты они сами, так как предлагаемые ими версии русской цивилизации выглядят … слишком оригинальными.Всевозможных предл...
      55
      Владимир Тарасов 26 января 13:05

      Четыре уровня русской цивилизации

      В России все чаще говорят об особой русской цивилизации, и даже Владимир Путин на заседании Валдайского форума 5 октября 2023 года назвав страну самобытным государством-цивилизацией, хотя точно его почему-то не описал. Проблема, возможно, в том, что экономическая политика, которая проводится сейчас в стране, не соответствует принципам этой самой самобытной цивилизации...
      74
      Владимир Тарасов 4 января 16:03

      Почему в Беларуси нет национальной идеологии?

      Более чем за 30 лет независимости в Беларуси не смогли сформулировать собственную национальную идеологию, и в стране сложилась парадоксальная ситуация – на предприятиях идеологические работники есть, а идеологии в стране нет! И произошло это потому, что идеология, которой руководствуется президент Александр Лукашенко, не соответствует традициям белорусского общества.В...
      508
      Владимир Тарасов 26 октября 2023 г. 16:06

      Только сильный рубль спасет Россию от вымирания

      В России недооценивают негативное влияние слабого рубля на состояние не только экономики страны, но и всего российского общества, в частности, не учитывают, что именно слабость рубля является главной причиной демографического кризиса в стране, и только сильный рубль способен остановить ее вымирание.Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 3 октября, когда курс...
      118
      Владимир Тарасов 19 июня 2023 г. 13:16

      Что не так в представлениях Андрея Белоусова о месте России в мире?

      Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов считает, что России суждено стать хранителем традиционных ценностей европейской цивилизации и защитить мир от антитрадиций в рамках постмодернизма. Однако он не замечает, что в некоторых вопросах экономики правительство России стоит на позициях этого самого постмодернизма, а не традиций.Свое видение места России в мире Андрей Бел...
      257
      Владимир Тарасов 9 июня 2023 г. 07:53

      Почему Россия не может победить в информационной войне?

      Глава ДНР Денис Пушилин 24 мая в эфире передачи «60 минут» продемонстрировал изданную в Украине пропагандистскую литературу, которую он нашел в Артемовске, и сообщил, что в России публикуется крайне мало книг, в которых излагается правдивая история России и Украины. Такая проблема действительно существует, и она касается не только истории, но и экономики, и социологии...
      118
      Владимир Тарасов 29 мая 2023 г. 08:43

      В том, что в России нет народного автомобиля виновата … Эльвира Набиуллина!

      Для объяснения отсутствия народного автомобиля в России обычно выдвигаются причины технического или финансового характера, имеющихся у автопроизводителей, но если проанализировать провал проекта создания Ё-мобиля бывшего российского миллиардера Михаила Прохорова, то обнаружится, что причиной является финансовая политика Банка России, осуществляемая под руководством Эл...
      128
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика