• РЕГИСТРАЦИЯ

КАРДИНАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. К вопросу о юридическом запрете на сквернословие

14 740

К вопросу о юридическом запрете на сквернословие

Разговор о необходимости наложения запрета на употребление ненормативной лексики в обществе и применения неких штрафных санкций в случае нарушения этого запрета следует начинать с определения статуса ненормативной лексики в системе общечеловеческих ценностей вообще и в системе национальных ценностей в частности. Если указанная лексика не входит ни в одну из названных систем, мы имеем все основания для того, чтобы законодательно исключить её употребление из круга тех «прав и свобод личности», которые сегодня провозглашаются нормой.

К примеру, та же «нетрадиционная сексуальная ориентация» остаётся личным делом индивида и даже его правом (т.е. он имеет право выбора на личностном уровне), но в системе общественной коммуникации его личное право заканчивается и начинается область гражданской ответственности с её нормами и правилами.

Есть много таких традиционных для нации правил, нарушать которые решится разве что психически больной человек. Но при этом любой из граждан (любой «участник общественной коммуникации») имеет право остановить этого больного: вызвать скорую помощь, наряд полиции и т.п.

Есть, к примеру, правила поведения в общественном транспорте, которые также исправно исполняются даже нынешней «свободолюбивой» молодёжью, и в первую очередь потому, что в их соблюдении заинтересованы все пассажиры. Я имею в виду запрет на курение. Не знаю, хорошо ли работают юридические основания этого запрета, но на уровне общественного сознания он работает безотказно. Мы не можем себе представить ситуацию, чтобы в тесно набитом пассажирами автобусе кто-то вдруг закурил. Это исключено. И не потому, что одержимый курильщик знает законодательство или правила поведения пассажиров. Нет, он просто понимает, что в этой ситуации любой из рядом сидящих/стоящих заставит его проглотить зажженную сигарету – и будет прав.

А теперь подумаем, чем отличается курение в общественном месте от сквернословия (в тех же условиях) с точки зрения вреда человеческому здоровью, на основании которого (вреда) и налагается юридический запрет на совершение этого действия?

Если запрет на курение в общественном месте наложен в соответствии с защитой прав человека, то возникает вопрос: почему сохранение своего физического здоровья относится к правам человека, а сохранение своего психического (воздержимся пока от определения «духовного») здоровья таковым правом не является?

Выходит, кашляющий человек для нашего общества более опасен, нежели психически больной, поведение которого непредсказуемо и нередко деструктивно? А ведь если этот больной агрессивен, он несёт разрушение и опасен для жизни других граждан.

Где тут связь? А связь проста: курение разрушает лёгкие курильщика и окружающих, а сквернословие разрушает психику и сквернослова, и даже в большей мере тех, чей слух подвергается агрессии его грязных слов. Кто более опасен для общества? Не равным ли образом здесь следует оценивать наносимый обществу вред и определять юридические меры защиты общества от агрессии в том и другом случае?

Наше законодательство, к сожалению, не учитывает разницы приоритетов своих граждан. Кто-то дорожит своими лёгкими и требует защиты своего права дышать чистым воздухом, а не дымом. О защите его права государство позаботилось введением определённых правил для общественного транспорта и общественных мест.

А если гражданин дорожит здоровьем своей психики – где те правила, которые оградят его от агрессивного воздействия разного рода грязных слов, которые безответственно и безнаказанно произносит находящийся рядом человек? Я имею в виду не частную ситуацию (это момент личной ответственности, духовной), я говорю о ситуации общественной коммуникации, когда ответственность человек несёт уже не личную, а гражданскую. В этой ситуации уже нельзя сказать: «это моё право, что хочу, то и говорю», потому что в этой ситуации человек уже не индивид (со своими частными потребностями), а гражданин государства, несущий ответственность перед всей нацией. Следовательно, обязать его чётко исполнять правила гражданина и нести личную ответственность за их нарушение вправе каждый из граждан того же государства как представитель национальных интересов, как защитник здоровья нации. Но для этого он должен иметь законные основания. Это его право пресекать попытки нанесения вреда нравственному здоровью нации должно быть юридически обосновано.

Далее скажу проще, на уровне личного восприятия.

Мне можно возразить: дескать, сигаретный дым веществен и конкретен. Его наличие в салоне общественного транспорта легко зафиксировать, а нецензурная брань – не вполне очевидная реалия, т.е. необходимо ещё определить степень ненормативности того или иного слова. Считаю такое возражение лукавством, ибо «джентльменский набор» этой лексики известен всем, именно поэтому он так режет слух и ранит психику.

Когда в салоне маршрутки звучит подобная лексика, возникает жгучее чувство стыда перед людьми, перед ближними своими, оттого что мы, находясь вместе, способны терпеливо слушать это, оттого что все ранены, но делают вид, что ничего страшного не произошло, что это пустяк, на который не стоит обращать внимание.

А ведь есть такие слова, воздействие которых на наш слух причиняет сильнейшую физическую боль, такую, будто тебя каблуком в висок ударили. Не буду пояснять причины этой боли, скажу только, что дело в несовместимости систем ценностей. По-иному это называется кощунством.

Так вот, речь в данном случае не о филологии и даже не о моральном здоровье граждан, которое сегодня никак не защищается законодательно (системы ценностей ещё не определились, мы ещё не в силах отказаться от чужого), речь даже не о психическом здоровье, которое тоже, к сожалению, у нас не ценится. Речь о физическом здоровье, защите которого посвящены, надо полагать, многие страницы нашего (и всемирного) законодательства.

Я хочу показать, что сквернословие в нередких случаях воздействует не только на психику, что отследить сложно (и что мало трогает нашу общественность), оно разрушает тело, а уж это разрушение легко зафиксировать современным медицинским оборудованием.

Со всей ответственностью заявляю, что нецензурная брань (так называемый мат), агрессивно воздействующая на мою психику в местах общественной коммуникации, то есть там, где я вправе рассчитывать на защиту своего слуха от подобной агрессии, самым реальным образом разрушает моё физическое и психическое здоровье. Как гражданин Российской Федерации я имею право обратиться за помощью к представителям государственной власти с призывом обратить особое внимание на проблему деструктивного влияния сквернословия на здоровье нации.

Перечислю параметры агрессивного воздействия (на основании опыта):

– оскорбление слуха приводит к появлению чувства стыда, сопровождаемого резким повышением артериального давления, учащением сердцебиения, спазмами дыхательных путей (следствие сдерживаемого гнева из-за нанесённого слуху оскорбления);

– пролонгированным следствием перечисленных выше симптомов является обострение желудочных заболеваний (гастрит, язва и т.п.);

– деструктивным следствием воздействия нецензурной лексики является также падение жизненного тонуса, уныние, депрессия, потеря уважения к людям и, как следствие, отчуждение (нарушение коммуникации), а это в свою очередь неблагоприятно сказывается на работоспособности и приводит к ухудшению морального климата в коллективе;

– конечным звеном в цепи всех деструктивных влияний ненормативной лексики на сознание личности в ситуациях общественной коммуникации может оказаться не только падение производительности труда и разрушение трудового коллектива, но и распад личности, окончательная утрата социальных связей.

Всё это может прозвучать несерьёзно для сознания, не воспринимающего ненормативную лексику как нечто деструктивное, не видящего опасности с этой стороны. Сознание же, обладающее силой иммагинативного восприятия (впечатлительное), не может без вреда для себя воспринимать образы, несущие в себе опасность разрушения целостности психики человека. Иными словами, я трачу гигантские усилия на то, чтобы очистить свою впечатлительную память от того гнилого мусора, который насыпался в неё из речи невоздержного на язык соотечественника в любой из ситуаций общественной коммуникации, включая телевидение и художественную литературу.

Так имею ли я право на защиту своего психического и душевного здоровья так же, как и тот, кто требует защиты своих прав при нанесении вреда его телесному здоровью?

Добровольно человек не причиняет себе телесного вреда и выбирает ситуации, где его здоровью ничего не грозит. Поэтому вы можете предложить мне заткнуть уши и не слушать гнилую брань, вот и не будет агрессивного воздействия. Хорошо. В таком случае на тех же основаниях я предлагаю свободу курить в общественном транспорте, а если вам не нравится вдыхать дым от моей сигареты – зажмите нос и не дышите. По-моему, эти рекомендации равнозначны.

Если мы говорим о свободе выбора, то стоит учесть вот такой момент.

Когда я иду по улице и слышу гнилую брань, я имею возможность (свободу выбора) без ущерба для себя перейти на другую сторону улицы. Если мне хамят по телефону, я свободна бросить трубку. Если словесная грязь течёт с экрана телевизора, я свободна выключить его. Если матом пишет писатель, я свободна его книгой разжечь свой камин (хоть какая-то компенсация затраченных на её покупку средств).

Но если я заплатила 50, 100, 200 рублей за проезд в общественном транспорте или купила билет на поезд за 5 тысяч рублей, то такой свободой выбора я уже не обладаю.

И если из маршрутки, где грязно ругаются, можно выскочить на следующей остановке (потерпев ущерб в размере стоимости проезда; о моральном ущербе уже не говорю), то из поезда или самолёта уже не выскочишь.

И вот здесь, я думаю, граждане нашего государства вправе рассчитывать на юридическую защиту своего физического и психического здоровья, своего гражданского суверенитета от деструктивных явлений, которые не входят в систему общечеловеческих и национальных культурно-нравственных ценностей и могут быть законодательно запрещены как действия, причиняющие вред обществу и направленные на разрушение менталитета нации.

Ненормативная лексика потому и называется «ненормативной», что она не только не входит в состав русского литературного языка как нормированной системы, она не входит – не должна входить! – в норму поведения нормального, психически здорового человека. Она вне языка, вне культуры, вне человеческого общества, вне общечеловеческих ценностей. Она вне жизни.

Это абсолютно деструктивное, иррациональное явление, направленное на уничтожение нравственной экосистемы человека и, в конечном счёте, на уничтожение самого человека.

Марина МАСЛОВА


тень добитой хакерами газеты (значит, были опасны!)

    Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

    Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

    Новый (да, опять!) план Зеленского

    Первый пункт — приглашение Украины в НАТО уже сейчас. Уже послали нахрен. Непонятно даже, зачем это озвучивать после прямо сказанного "Нет". Второй — оборона («На...

    Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю 18+

    Виктор Анисимов Для затравки: Новая детская и подростковая субкультура захлёстывает Россию. На улицах многих наших городов минувшим летом появилось большое количество...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Экономика и мы Сегодня 10:19

      РОЛЬ РЕЛИГИИ В СТАНОВЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ НАУКИ

      У единственной (подчёркиваю – единственной!) альтернативы безумию системы мышления много имён. Одни называют её «орбитальной», другие «центрированной», третьи «пирамидальной». Всё это построено на аллегориях, а смысл такой: у мышления есть устойчивый и весомый центр, от которого всё исходит и к которому всё возвращается: «столп и утверждение Истины», «П...
      75
      Экономика и мы Сегодня 06:37

      В. Авагян: "чистая прибыль" "грязной зелёной бумажки"

      "...Доллар, доллар, доллар! Грязная зелёная бумажка!"В. ЖириновскийНекто оторвал от туалетного рулона небольшой кусок пипифакса, и заявил, что этот обрывок, помеченный соответствующим образом (чтобы экспертиза могла доказать его подлинность) – равен по стоимости слитку золота. Или контейнеру сливочного масла. Или… Ну вы поняли. Вначале действия Некто по...
      471
      Экономика и мы Вчера 08:32

      Теория Инферно Ивана Ефремова: коллапс коммунизма в атеизме

      Исследователи творчества и наследия великого И.А. Ефремова подчёркивают: «чуть ли не главное открытие в плане понимания сути социальных процессов – теория Инферно». Теория, что и говорить, «очень своевременная» для кошмаров сегодняшнего дня, очень важная, глубокая, но… «Отчего-то» (атеисты не понимают, отчего) «эту самую теорию сам Иван Антонович явно п...
      1775
      Экономика и мы 16 октября 08:28

      «КОГДА ВОЖДИ МАТЕРЯТСЯ»: КАК ЛЕНИН ПРИКАЗАЛ В «НЕБОГА» ВЕРОВАТЬ.

      В. И. Ленин был человеком отважным, и мало что могло его напугать. Но логика уничтожения объективной реальности атеизмом его по-настоящему напугала, заставила ругаться матом, бросить все дела, и в итоге в грубой форме приказать соратникам веровать в «небога». В непостижимый, выходящий за грань опыта Абсолют, про которого Ленин велел верить следующим обр...
      904
      Экономика и мы 15 октября 09:56

      «СВИНЦОВОЕ ЗОЛОТО»: РОЛЬ «АЛХИМИИ» В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

      Про алхимию мы в советское время знали три вещи: что это «примитивная химия» средневековых невежд, что целью она ставила получение золота из свинца, и что она антинаучна («как и всякая магия» - добавляли захватившие власть оккультисты, стремясь сохранить за собой монополию магических воздействий). Любимая песня всякого чёрного мага – то, что «магия анти...
      680
      Экономика и мы 15 октября 07:19

      ABYSSUS ABYSSUM INVOCAT (лат. «Бездна бездну призывает»)

      Поднимать тему мирового сатанизма (находящегося сегодня на пике своего могущества), тему грязную, тяжёлую, неприятную нормальному человеку – само по себе тяжело. Кроме того, в полуразложившемся пост-советском обществе приходится отвечать на маразматические вопросы тех, кто не понимает терминов «добро» и «зло», за которыми, боимся, последует категорическ...
      769
      Экономика и мы 14 октября 07:19

      К пониманию Запада: сатанизм как реальность и как структура

      Сатанизм – это не ругательство в адрес плохого человека, который нехорошо поступил. Или тем более, вам КАЖЕТСЯ, что он с вами нехорошо поступил… Зло – онтологически парно Добру, находится во всяком явлении, как диалектическая противоположность добра, и потому далеко не всякое столкновение со злом – это столкновение с сатанизмом (культом зла).Реалист не ...
      844
      Экономика и мы 10 октября 08:02

      МОГИЛЬЩИК ВСЕХ ИДЕОЛОГИЙ, ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО: «КОДЕКС БЕСЧЕСТИЯ»

      Среди наших конспирологов популярна теория «вездесущего троцкизма». Вы, наверное, не раз её встречали, в том числе и на страницах «Конта», суть её очень проста, хотя и очень неубедительна. Некие коварные «троцкисты», пробравшись в руководство СССР, вырубили там всё положительное, связанное с именем Сталина, и погубили державу.Но, не останавливаясь на до...
      928
      Экономика и мы 9 октября 08:47

      ЧТО БЫ НИ СОБИРАЛ САТАНИСТ – У НЕГО ВСЁ ВРЕМЯ ПОЛУЧАЕТСЯ «КОНЕЦ ИСТОРИИ»

      На фото: недостающее звено найдено! Эволюционные предки современного компьютера!Издание «Культура» спрашивает у «цепного пса дарвинизма» С. Дробышевского: - Противники дарвиновской теории, пытаясь ее опровергнуть, говорят о так называемом недостающем звене и даже звеньях в эволюционной цепочке. Их утверждения обоснованы?Дробышевский отвечает: - Эти люди...
      1314
      Экономика и мы 9 октября 07:47

      Надежды и планы взамен "конца истории"

      Наш постоянный читатель, вдумчивый человек под ником «Ъ1959» пишет в качестве комментария:«Социальной основой социалистических идей (в их марксистко-ленинском изводе) является 50% населения предпочитающая отдать все свои права в обмен на "содержание". Остальные 50% прекрасно - хоть и "в поте лица своего" живут при любом другом строе, а уж особенно при к...
      635
      Экономика и мы 8 октября 10:12

      Теозис, Ноосфера и "псы апокалипсиса"

      При всей нашей ностальгии по советскому образу жизни, анализируя причины его краха, не можем не отметить:Советская идеология представляла собой окрошку бессвязных, разнородных и не согласующихся между собой идей, что и стало причиной её коллапса. Коллапс идеологии – это когда одно «своё» невозможно объяснить, обосновать через другое, своё же. Ежели така...
      556
      Экономика и мы 7 октября 09:08

      «НЕВЕЛИКИЕ НЕХОЧУХИ»: КАК ПСИХОТРОПНОЕ ПОДАВЛЕНИЕ ЗАЖИВО ХОРОНИТ ЧЕЛОВЕКА

      Фото из учебника для школьников...В любом учебнике по гуманитарным дисциплинам, на любом языке мира авторы непременно подчеркнут где-то ближе к началу банальность о двойственной природе человека. Обсуждая экономику, политологию или социологию, просто НЕЛЬЗЯ НЕ СКАЗАТЬ общеизвестное: человек имеет биологическую природу живого существа и социальную природ...
      1041
      Экономика и мы 7 октября 06:21

      «ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ ВЕЮТ НАД НАМИ…

      Темные слабости нас злобно гнетут…"В некоем царстве, некоем государстве сложилась традиция: обозначать уважение к самым достойным членам общества, оказывая им почёт и воздавая должное их выдающимся заслугам, цветом одежды. По традиции, самый умный и честный, благородный и ответственный человек получал от благодарных соседей зелёную (красную, жёлтую – ту...
      523
      Экономика и мы 4 октября 09:23

      Они не меняются!

      2024 г. Заявление представителя Госдепа США Мэтью Миллера:"Наделять русских такими же правами, которыми обладают представители "цивилизованного сообщества" - опасно и бесчеловечно!" 1941 год, март:А. Гитлер: «Наша задача в России – разбить вооруженные силы, уничтожить государство… Речь идет о борьбе на уничтожение». При этом имелось в виду «уничтожить ж...
      1181
      Экономика и мы 2 октября 21:02

      Минутка поэзии: ХИМЕРА (ОБ УКРАИНЕ). Н. Выхин

      Дьявол плодит руины,Жизнь отбирает сполна:Мёртвая зыбь УкраиныДьяволом создана*Дьявол плодит трупы.Жизни он вечный врагНо, если люди глупы –То служат ему «за так»*Вся в Украину вера –Гноя в мозге отстой:пластиковая химераполная пустотой*Ведьмы проклятой ступаЯрмарки грубый луб:Сшитый в морге из труповМёртвой «державы» труп*Сгусток блевоты площа́днойЛиха...
      551
      Экономика и мы 2 октября 14:47

      …И как один умрём в борьбе за это!

      Его величество, король Англии Георг III (1738 – 1820), его министры, парламентарии, лорды подумывали о войне с Наполеоном. Но вдруг они узнали, что Киев находится в составе России! Разумеется, после этого и писку не могло быть об антинаполеоновской коалиции! Какое там «корсиканское чудовище», если Киев, и вся Украина в составе России?! Бросив все д...
      854
      Экономика и мы 2 октября 11:06

      ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ САМ СЕБЯ ОСТАНОВИТЬ, ЕГО УБЬЮТ

      Мир не хочет войны. Большинство народов цепляются за мирное небо, даже ценой собственного позора. Но - мир устал от гитлеровского шествия «надлюдын», убеждённых, по заветам Адольфа, что:1) Им всё можно – ведь они «сверхчеловеки»2) У недочеловеков не хватит сил и ума на возмездие.С одной стороны, неофашисты (которые «нео» только по времени, потому что ко...
      873
      Экономика и мы 2 октября 07:30

      КРАХ СССР: КРАЖА БУДУЩЕГО

      Много читаю воспоминаний про СССР, как говорится «одни ругают, другие пожимают», но суть вопроса мало кто понял. Обычно сравнивают «баш на баш», настоящее с настоящим. Берём, например, 1972 год в ФРГ и в СССР, и сравниваем. Это как сравнивать младенца со стариком: младенец сегодня ниже, но он растущий организм, старик сегодня выше – но он горбится ...
      1503
      Экономика и мы 1 октября 08:06

      "Мутокапитализм" как могильщик человечности и цивилизации

      Современный западный мутокапитализм можно описать старой, «бородатой» притчей. Вы её, конечно, знаете, но если запамятовали – напомним:Вообразим двух ковбоев и миллион долларов. Если никто из ковбоев не выстрелит – оба останутся живы и каждый получит по 500 тыс. Если выстрелят оба одновременно – никого не останется, и никто ничего не получит. Если кто-т...
      961
      Экономика и мы 30 сентября 17:57

      ВОСХОДЯЩАЯ РОССИЯ И НИСХОДЯЩАЯ ЛИБЕРОКРАТИЯ: ПОЧЕМУ ЛЮДОЕДАМ ТАК НУЖНА «ГОЛОВА ПУТИНА»

      Мы не ищем лёгких путей, а потому сейчас подставимся, дав оппонентам большую фору. Ау, оппоненты, налетай, тут для вас бесплатный сыр в мышеловке, приманка! Мы с вами сейчас вообразим самый примитивный и безобразный, самый отвратный тип традиционного общества: рабовладение. Скажем в адрес жестокого плантатора тысячу плохих слов:(…. )Впрочем, вы эти слов...
      1063
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика