• РЕГИСТРАЦИЯ

Зачем человеку религия?

52 6109

В некоторых наших дворах очень любят копать, раз в два-три года обязательно делают одну или несколько важных ям. Наверно уже горшок с золотыми монетами кто-то здесь нашел, а другим тоже хочется... Вот и в этот раз, возвращаясь с работы я обнаружил, что пройти можно только по узкой кромке между стеной дома и кучей грунта, перемешанной с щебнем и песком. Один раз чуть не потерял равновесие и сказал неизбежное плохое слово. Не в адрес власти (боже упаси), а так, абстрактно. Сила слова, распыленная в напряженном пространстве, сконцентрировалась на миг, чтобы потом снова исчезнуть в бессмысленном кружении вокруг бытовых неурядиц...

Мне как-то сказал один товарищ по работе, что он понимает, что это не очень хорошо (в отличие от многих других товарищей), но для большей выразительности и смысловой наполненности нужна эмоция, облеченная в слово, и этим словом может быть только нехорошее:). Ну, как бы говоришь и закрепляешь, прибиваешь свое мнение, как объявление, петицию, ультиматум, гвоздями...

А зачем собственно прибивать объявление, свою точку зрения, почему непременно гвоздями? К чему это напряженное, отталкивающее взаимодействие, этот ультиматум по каждому поводу, даже самому ничтожному? Зачем этот лингвистический ажиотаж?

Дело в том, что мы живем в такой среде, которая требует напряжения, чтобы как-то проявить себя и взволновать, в идеале - потрясти окружающих, свидетелей, зрителей, самих себя. Зачем? Чтобы им не было мучительно скучно... (Политическая сторона всего этого - отдельный разговор). Апологеты ненормативной лексики, наверно, чувствуют потребность сделать из повседневной бессмысленной мути какое-то приключение - сильнее других. Наша среда обитания - серая, тягучая, аморфная, своего рода безвоздушное пространство.  Это быт, который, если в нем не будет напряжений, превратится в однородную массу, где взгляд не найдет для себя ничего достойного интереса. Тоска заполнит существование и сплющит его как всемогущий вакуум.

Но ненорматив - это лишь один из сегментов трюка по преображению реальности, самый примитивный, но и самый безопасный.

Другие способы связаны с риском, но ведь риск - ничто по сравнению со скукой, с бессмысленностью повседневной рутины, которую человек ощущает.

Пресловутый адреналин - это еще то, что касается конкретного человека и, в общем, его забота.

Но саморазвлечение не ограничивается замкнутой сферой субъекта. И вот круг расширяется, захватывает мимо проходящих, пробегающих енотообразных "не-Я". И вот уже жена устраивает мужу скандал, потому что ей показалось, что он слишком спокойно отнесся к ее новой блузке, которую она выбирала целый день, от вида которой (и ее в ней) должен бы прыгать от восторга, но не прыгает - тебе, что, наплевать как я выгляжу?! Давай истерить вместе! А муж, придя из гаража, мрачно ходит за женой по всей квартире, цепляясь к каждому ее движению, чтобы вызвать ссору. Ведь жизнь должны наполнять события, иначе возникает пустота, которую трудно вынести...

Если во дворе слишком долго разговаривают два мужика, будьте уверены, случилось что-то серьезное или беседа идет с подогревом, а, скорее всего, и то и другое - вместе.

А дальше круг расширяется еще больше и захватывает город, страну, весь мир в итоге... Самое главное - человек требует развлечений - которые связаны не только с напряжением, преодолением, но и, самое главное, с несчастьями (большими и малыми) других людей, да и всех других живых существ.

В мире постоянно что-то должно происходить, иначе скучно жить. 

Читая книги, смотря фильмы (художественные или документальные) с сюжетом (а значит неизбежным злом), без которого они были бы невозможны, просматривая новости, мы чувствуем, что у окружающей среды появляется смысл, она становится ярче и доступней нашему восприятию. Эмоции кипят, черепушка переваривает материал, причинно-следственный континуум из абстракции становится видимой страшилкой, приобретает яркий цвет, вдохновение, которое озаряет смех и слезы. Если бы в мире не было несчастий, ужасных происшествий, катастроф и трагедий, семейных драм - то не было бы и книг и фильмов, не было бы политики и дипломатии - всего того, что представляют собой последствия политических игр и так хорошо идет с бутербродами и пивом.

Важно только суметь избежать последствий, платы за просмотр...

Да, никому из нас не хочется, чтобы с нами происходило что-то особенное, то, что трудно вынести, пережить, но мы заинтересованы в том, чтобы это происходило с другими. Хотя неумолимая "остросюжетная" бездна (или клоака) время от времени требует жертв и поглощает зрителей, которые толпятся у ее края.

Наложим сюда еще жажду наживы, культ наживы. Этот культ под соусом "саморазвития", оживленно распространяемый буржуазными СМИ и бессовестными оптимистами, которые для себя где-то нашли кормушку, а на других им наплевать, делает гармоничное существование общества уже совершенно призрачным.

Трудно упрекнуть историка в интересе к германскому рейху или средневековой инквизиции, как трудно осуждать автора детективов за пристрастие к маньяку-убийце и детальное описание его таких интересных, таких креативных деяний. Все отталкивающее, как известно, одновременно и притягивает. И тот и другой, конечно, просто изучают проблему...

Все отвратительное, невыносимое, калечащее и психику и тело - побочный продукт интереса, следствие осознанного и неосознанного стремления избежать скуки от обыденной жизни... Вот где-то взорвался бензовоз, прорвало плотину, разбился самолет, выпал из окна ребенок, какая-то локальная война унесла столько то жизней и произвела такие то разрушения, а вот угроза войны производит в нас волнение и достигается желанный эффект. "Холодок бежит за ворот" как пелось в одной старой песне... Мы сочувствуем и как бы сопереживаем. И ощущение скуки уходит. Потом снова возвращается до следующего "удачного" поворота - жуткого происшествия, политического коллапса, новой книги, фильма или новой версии Call of Duty...

Ну представим себе мир, где ничего не происходит. Никто не попадает в аварии, никто не гибнет под бомбами, никто не становится жертвой преступлений, нет голода, болезней, потенциальных угроз, неблагополучных стран, социальных групп и индивидов. Ровное спокойное существование.

Хотим мы такого? Ну так по честному? Может и хотим, да только чисто теоретически, так сказать, на экспорт, для внешнего применения - то есть для того, что показать добрую волю другим людям, которые так же прячут и от других (и от себя самих) сокровенную правду. 

Возможен ли такой мир? В принципе, если человек вообще то, в адекватном состоянии, стремится именно к такому миру, то, наверно, возможен. Полиция и армия любого государства борется за то, чтобы не в перспективе не было войн и преступлений, что в итоге означает и самороспуск за ненадобностью и того и другого. Врачи - чтобы никто не болел. Спасатели - чтобы никто не тонул. Опасные развлечения или виды спорта давно запрещены и забыты, все сыты, одеты. Прекращена даже борьба за лидерство и влияние в семье. Предположим, что наступил такой мир во всех смыслах. А дальше?

И дело тут вовсе не в том, что такого мира не возможно достичь, а можно только стремиться к нему как к мечте, идеалу. Идеальный мир, где нет противоречий, где нет крайностей, где никто по настоящему не страдает - человеку вообще не нужен по большому счету, вот в чем дело. А раз это так, то мы вечно обречены вращаться в колесе страданий, то есть радуясь страданиям других (хоть и мало кто признается в этом самому себе) и страдая сами. Этот порочный круг будет вечно преследовать человека, как днем преследует неизлечимого психопата ночной кошмар. Значит напрасны и потуги по преобразованию мира из несовершенного в идеальный. Значит все фарс, все суета и пустая болтовня.

Где же выход?

Наряду, конечно, с левыми идеями о социальном переустройстве общества, этот выход еще и - в религии. Только не нужно нажима морализаторства, потому что мораль вещь относительная и менялась с течением времени. Империализм еще в начале 20 века считался верхом благородства и признаком хорошего тона - ведь надо же было "цивилизовать" "отсталые народы", а теперь это ругательный термин. Не говоря уже, например, о принесении в жертву богу первенца, "ему и принадлежащего", обычая, весьма похвального на Древнем Востоке, но сейчас являющегося совершенной дикостью. Поэтому не нужно превращать религию только в свод моральных предписаний и правил. Мораль, так же как и ритуал - только помощь в настройке на то, что в обыденной жизни никак не проявляет себя - на покой истинной благодати. И даже не на саму благодать, конечно, а на путь к ней, но в конце которого уже ясно виден желанный просвет...

Истину не задобрить верой и добрыми поступками, эти действия и качества только освобождают человека от груза собственного же негативных эмоций. Истина постигается только непосредственным переживанием.

Выход - в религии именно как способности выходить за собственные рамки, за рамки своего ограниченного эго. Ведь именно этому эго, конечно, тесно в окружающем физическом пространстве. Ему хочется психических измерений, постижения тайны, преодоления страха смерти - кладущему предел всему, открытых бесконечных пространств, но именно оно, по своему качеству и структуре не способно на это. А способно только использовать суррогаты, чтобы обманываться и обманом заставить себя поверить в бесконечность, бессмертие, значительность собственной никчемной жизни, каждую минуту способной оборваться. 

Ведь и пьянство и наркомания - это неосознанные попытки избавиться от давления эго, но поскольку это суррогаты - они только укрепляют его и постепенно выстраивают уже совершенно не преодолимую стену между покоем благодати и человеком. Ментальный "ящик", в котором оказывается эго, все меньше и тесней, и, наконец, раздавленный сталкер превращается в животное и/или умирает.

Между аскетом, погруженным в созерцание, даже между индийским отшельником, который подвергает себя физическим истязаниям и - жителем современного города, который закапывает себя в землю, чтобы испытать "обновление", решить какие-то свои психические проблемы - огромная разница. В принципе они хотят одного и того же - выхода за рамки будничного сознания, просто один знает что делает и двигается в русле определенной духовной традиции, проверенной веками, и несомненно достигнет цели. А другой хаотично ищет выхода из тупика, который он чувствует, но не осознает как следует, как не осознает и результата, хотя и убежден, что что-то случилось и произошел какой-то сдвиг в сознании. Настоящей цели он никогда не достигнет.

Чтобы достичь действительного результата, эго должно откатиться на второй план, перестать быть центром существа, а стать его периферией.

Этому может помочь религия, как упорядоченное действие, которое по большому счету не является действием, а является способом правильно направить мысль.

Вульгарное толкование "отвергнись себя" - только "отдай себя за други твоя" только запутывает и ничего не проясняет в этом плане. Преодолеть зло можно только растворившись в пространстве, отбросив свою субъективную "шкуру". Все сказки о том, что можно преодолеть злые помыслы, нездоровый интерес, суетливые мучительные желания, оставаясь самим собой - это выдумки того же эго, которое не может отдать кому-то или чему-то свою призрачную власть над миром. В любом поступке субъекта, если он не преодолел своей субъективности, будут присутствовать эгоистичные побуждения - "это сделал Я...", "Я - скромный...", "Я справедливый (а какой-же еще?)..." "Я предприимчивый...".

Нельзя босиком войти в воду и не промочить ног, как нельзя погрузиться в эмоции и выйти не запачкавшись. Эмоция, как таковая, это малое пламя, которое всегда стремится к росту и уничтожению и самого себя и своего носителя.

Зло отличается от добра тем, что пропитано нервозностью (в отличие от добра, невозможного без душевного покоя), недаром праведники всех времен сторонились "страстей", которые всегда вызывают не только мирские пороки, но даже и сам религиозный экстремизм, проявляемый по разному, где всегда от агрессивной интеллектуальной несостоятельности в статичном состоянии до реальных вооруженных деяний в активном - только один шаг. Духовное состояние не может быть эмоциональным, это противно его сути, религия, состоящая из эмоций, направленная вовне - это религия вывернутая наизнанку.

Правильно понимаемая религия - это не повод, запыхавшись, бегать по приходам, и не только повод всегда в чем-то участвовать, тусоваться в толпе единомышленников, самое главное - это углубленный поиск контакта с собственным подсознанием и гармония с ним, обоснованный прорыв в бессознательное без потери сознательности, соединение внешнего и внутреннего, о котором писал Карл Густав Юнг, как о начале нового человечества. Это отсечение эмоций, затуманивающих смысл, это покой. Покой в противовес "мертвящей суете", по образному выражению Эдгара По.

Мирской социальный человек - механический агрегат с нехитрым подбором разных реакций на определенные стимулы. 

На одни и те же стимулы - всегда одни и те же реакции. Эти реакции, можно если не исправить, то, по крайней мере, сильно ослабить, затормозить.

Для этого надо всегда помнить, что есть вещи гораздо более важные чем работа, чем преобладающая деятельность, даже чем семья, родные - вещи, связанные с индивидуальным смыслом жизни. Надо помнить, что жизнь всего лишь "мимолетная иллюзия в процессе вечного преобразования" как написал в свое время Мирча Элиаде, религиовед и этнолог.

Мы так боимся всеобщей ядерной войны, всеобщего апокалипсиса, когда апокалипсис всегда у нас за спиной, всегда, каждую минуту - когда переходим дорогу, сидим за рулем, гуляем по лесу, пьем и едим, спим, мечтаем и раздражаемся. Наш родной, личный апокалипсис, которого за миллионы лет не удавалось избежать еще не одному живому существу... Мы пребываем в душном, тесном мирке, ограниченном двумя четырехзначными цифрами, которые выбиты через дефис на граните. Человеку надо решать эту проблему, которая скрывает корень всех бед.

Социальность питается эмоциями, страстями, нацеленностью на внешнее, как древний дракон питается трепетной живой данью от города, расположенного неподалеку от его пещеры.

Разница между школьным хулиганом и отважным ботаником в том, что первый под гнетом животного начала живет на поверхности своего существа, которому нужны внешние раздражители, второй - в глубине интеллектуального поиска, которая позволяет ему существовать автономно, как личность.

Парадокс в том, что чем больше индивид уходит в свой внутренний духовный мир, чем более он становится чуток к нему, тем смелее он таким образом добирается до дна собственной психики, где находится необъятное общее наследие, тем ближе он соответственно к действительному общественному благу. И в этом уже нет никакой мистики. И наоборот, чем дальше человек от своей внутренней сути, тем дальше и от общества, тем больше антагонизма, противостояния, фактического желания несчастий другим для собственного удовольствия, тем более такой индивид эгоистичен и замкнут в жестких рамках своих интересов, не согласующихся с интересами окружающих.

Внутренняя духовная жизнь человека, ее глубина и богатство, которое может оживить правильно понимаемая духовность в дисциплинирующих рамках определенной религиозной традиции - вот противоядие злу и ключ к преодолению ограниченности. Преодолению социальности, социального животного состояния, в котором мы застряли в 21 веке, которое не дает проявиться в обществе никаким позитивным началам и преобразовать его. Духовная жизнь (отдельного индивида, а значит и общества, состоящего из таких индивидов) не требует внешних сильных раздражителей, ей не нужно зрелищ, она самодостаточна, ей достаточно ощущения игры внутренней духовной силы, которая может все...

Духовное состояние на то и духовное состояние, что его трудно определить. Это как время, которое мы определяем только по его проявлениям в материальном мире, тем не менее, точно зная, что оно существует...

Tantum possumus, quantum scimus

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

    Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Зоозащита и общество. Откуда дует ветер?

      Недавно узнал, что в Москве, в центре искусств, есть частная галерея. И там животные слушают специально для них написанную музыку...А как-то идя на работу увидел трех собак с бирками в ушах - паспортами, готовящихся переходить улицу. Надо бы умилиться, но не получилось. Мешает коварный вопрос: а что или кого будут есть эти новые полноправные граждане, н...
      2882

      Американская Вандея в борьбе против СССР

      Почему американская демократия все же считается в мире идеальной, не имея на это права?  Ведь демократия как таковая - это хорошо вообще то?.. После Второй мировой войны, наступил период укрепления и активизации военно-промышленного комплекса США, который тащил хромую экономику, выводил из затяжного кризиса 1930-х. Спецслужбы старательно вербов...
      1838

      Нация, которая всегда должна что-то делать, чтобы не сойти с ума: американский фашизм в деле

      Сейчас, наверно, каждый человек задается вопросом: что будет дальше? Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, надо понять прошлое.Майкл Герр, американский журналист, писатель, автор киносценариев, в свое время написал книгу о вьетнамской войне 1960-х годов 20 века, которая была высоко оценена американской читающей публикой. Не война, конечно, а книг...
      2323

      Социальная революция и американская сансара

      Министерство внутренней безопасности США предупредило: в интернете все чаще звучат призывы восстановить справедливость силовым путем, сделав президентом страны Дональда Трампа, которого якобы незаконно лишили победы на выборах 2020 года. Разговоры на эту тему в соцсетях уже вышли за пределы закрытых групп - обсуждение ведется практически открыто. Несмот...
      1796

      Ничего личного - просто тараканы и клопы в масштабах страны... Неужели это навсегда?

      Окружающий мир и наша жизнь часто предоставляют возможность понять то, что не может быть понято напрямую, из деклараций господствующей идеологии. А господствующая идеология сейчас скалькирована с американского "сделай себя сам": что означает - открой свой бизнес. Вариант "американской мечты".Бизнес не только как способ выживания, как способ существовани...
      2435

      Крах СССР и конец социального оптимизма

      Революция и эволюцияО причинах развала СССР пишут много. Есть тут и экономические и политические причины, смотря на чем заострять внимание. Есть и объективные причины и субъективный фактор. Но очень мало пишется о нравственном настрое советских людей. О моральных и интеллектуальных перспективах первой серьезной попытки строительства идеального общества не какой-то общ...
      1982

      Фридрих Энгельс, эволюция и животное начало в человеке

      fishki.net Известно, что Фридрих Ницше считал неизбежным вместо обычного человека появление сверхчеловека, и, в общем, был прав, поскольку эволюцию остановить нельзя, как бы кому этого не хотелось. Только на место сверхчеловека следует поставить просто человека, настоящего человека, а на место современного человека - нечто среднее между человеком и жи...
      1667

      Современное общество приматов: когда человек, наконец, преодолеет эту стадию

      Фрэнсис Фокуяма, американский политолог и футуролог, когда-то написал вслед за очерком "Конец истории?" свою знаменитую книгу "Конец истории и последний человек". Как и всякий бестселлер, написанный в нужном месте и в нужный час, книгу оценили по достоинству. Были в ответ и восторг публики, были и оппоненты, которые с плотоядным наслаждением растерзали ...
      2921

      Куда ведет американский бунт?

      "Жители и власти США, похоже, устали от погромов и буйств, устроенных из-за убитого полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. В ночь на воскресенье в Миннеаполисе, откуда и начались беспорядки, полиция впервые действовала жестко, пресекая попытки бунтовщиков нарушить комендантский час. Призывы к прекращению бесчинств звучат с обеих сторон политического...
      5253

      Гражданская война 1917-1945 гг.

      На бескрайних просторах России есть монумент, посвященный победе в Великой Отечественной войне. Авторы всех фото то ли по недоумению, то ли по умыслу - в результате самоцензуры, обходят надпись: "И впредь несокрушимо будем стоять на страже великих завоеваний Октября". Этот монумент на всех фотографиях как нарочно обрезан, сл...
      2470

      Канал РБК о деле заражения "короной" в Брянске

      Поскольку ссылка в предшествующей статье, кажется, получилась неработающей, привожу ее отдельно: www.rbc.ru...
      515

      Пандемия коронавируса и любители "куршевелей"

      Ещё 13 марта из Испании в Брянск приехали мать с сыном. Сын ходил в баню, где очищался от грехов и знакомый им пастор местной Евангелической церкви. Пастор потом служил службу в церкви. Результат: пастор, заразившийся сам, заразил и своих прихожан. Число заразившихся варьируется от четырех до тридцати согласно разным оценкам. Такова одна версия.По друго...
      8049

      Эрнст Неизвестный: постмодернизм, "репрессии" и сколько стоит "скорбь" по долларовому курсу...

      На сопке рядом с Магаданом - бетонное изваяние "плачущего лица" в 15 метров высотой. Его "слезы" - тоже плачущие "лица", все меньше и меньше. Эрнст Неизвестный назвал свое творение - "Маска скорби". Почему "маска скорби", а не "скорбь" просто? Если это только маска, то что за ней? Причуды художника? Ведь должно же быть что-то реально существующее за маской, которая е...
      3921
      Синтез и оптимизм диалектики 14 сентября 2019 г. 12:55

      Что общего между Сбербанком и McDonald’sом?

      А можно сказать и так: зачем Сбербанку так много нужно от жизни? Еще в 2017 году Совет директоров Сбербанка позаботился о важном направлении своей деятельности, которое заключается в том, чтобы он из однонаправленной кредитной структуры превратился в технологическую кампанию с универсальными возможностями. РБК: "в декабре 2018 года вице-президент С...
      4138

      Пожары и наводнения как момент истины...

      "Ликвидация разрухи в лесном хозяйстве и системе государственного управления лесами требует эффективной координации действий всех уровней государственной власти и местного самоуправления, а также лесного бизнеса и гражданского общества"  https://ecojour.livejournal.com/794560.html - это написано еще в 2012 году...Ха, ха, ха. Это лесной би...
      4995

      Изумрудный город: надстройка и базис

      История об Элли (она же Долли), которая нашла в волшебной стране друзей - Страшилу, Железного Дровосека и трусливого Льва - известна многим еще с детства. После рассказа девочки кто она и куда направляется каждый из них тоже решил идти в Изумрудный Город, чтобы попросить у волшебника Гудвина что-то свое. Соломенное чучело Страшила - мозги, потому что с...
      5018

      Давайте просто работать!..

      "Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять." Этот искрометный пассаж папы автомобилестроения Генри Форда, неутомимого изобретателя и певца благ наемного труда, четко определяет рамки мышления народной массы. Кругозор ее ограничен желудком и карманом. Согласно Форду у рабочего человека есть только две фазы ...
      3415

      "Элита" - это кто?

      В легендарные феодальные времена, когда создавались эпосы и отношение к ним было серьезным, трепетным и однозначным, а не суетливо-научным, пору героев, веры, борьбы за идеалы, совершенно непонятной нам сейчас, понятие элиты, несомненно, было оправданно. Это аристократия. Как бы не относится к аристократии, кичившейся своим происхождением и презиравшей простой народ, ...
      4735

      Ведьмы и русалки. Причины культурного апокалипсиса

      Утро. Час пик. В маршрутке у входа стоит длинноволосая блондинка. В одной руке, естественно, телефон. Держаться ей не за что, поэтому она просто упирается одним коленом в чью-то сумку. На остановке в маршрутку протискивается еще одна девушка, тоже длинноволосая, только брюнетка. Народ взволновано напирает из двери, выпихивает ее дальше, и она начинает з...
      10874

      Будущее как объект познания

      Отделить политику, искусство, экономику, религию или атеизм, социологию от цельного человека, чтобы определить их взаимодействие, от человека как такового, нельзя, но именно этим занимаются или вынуждены заниматься отдельные науки. Эти понятия превращаются в отрасли знания, но освещают только одну из сторон деятельности человека, а то и вовсе отрываются при этом от ре...
      7253
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика