• РЕГИСТРАЦИЯ

Как игра на музыкальном инструменте воздействует на мозг

11 7510

Знаете ли вы, что когда музыкант берёт в руки инструмент, у него в мозге будто бы взрывается фейерверк? Спокойные и сосредоточенные с виду, музыканты поглощёно читают ноты с листа и совершают отточенные движения, а в мозге — самый настоящий салют нейронов. Откуда нам это известно?

За несколько минувших десятилетий неврологи значительно продвинулись в понимании того, как работает мозг, благодаря применению таких технологий наблюдения в реальном времени, как ФМРТ и ПЭТ. Человека подключают к аппарату, а затем наблюдают, как при выполнении различных заданий, например, чтении или решении задачек, в мозге активируются соответствующие области, где эти действия выполняются.

Однако, когда учёные включили музыку, то увидели, что в мозге участников эксперимента словно грянул фейерверк. В мозге испытуемых загорелось сразу несколько областей: для восприятия звука, для таких слагаемых музыки как мелодия и ритм, для осознания музыкального произведения в целом.

Наш мозг выполняет все эти шаги за доли секунды между мгновениями, когда мы слышим первые ноты и начинаем притопывать ногой в такт.

Когда учёные подключили к аппаратам самих музыкантов, то обнаружили, что фейерверк превратился в настоящий фестиваль. При прослушивании музыки в мозге запускается несколько любопытных процессов, но когда люди исполняют музыку сами, то мозг выкладывается полностью. Неврологи наблюдали, как зажигается много областей головного мозга для одновременной обработки разных входящих сигналов согласно сложным, взаимосвязанным и необыкновенно быстрым алгоритмам.

Почему же музыка заставляет мозг вспыхнуть? Это довольно новая область исследования, но у учёных есть неплохая гипотеза.

Игра на музыкальном инструменте задействует почти все области мозга одновременно, в особенности зрительную, слуховую и моторную зоны коры.

Так же как регулярные упражнения укрепляют тело, постоянные занятия музыкой укрепляют мозговые функции, позволяя людям применять новые навыки и в других сферах.

Очевидное различие между слушанием и исполнением музыки заключается в использовании мелких моторных навыков, которые подчиняются обоим полушариям мозга.

Музыка совмещает лингвистическую и математическую точность, более присущие левому полушарию, с новаторскими и творческими порывами правого полушария. 

Именно поэтому игра на музыкальном инструменте повышает активность мозолистого тела, которое выполняет роль своего рода моста между полушариями, что позволяет мозговым сигналам перемещаться быстрее и по более разветвлённым маршрутам. Это может помочь музыкантам более эффективно и творчески решать задачи академического и социального характера.

Поскольку сочинение музыки также связано с передачей и пониманием её эмоциональной составляющей, многие музыканты обладают хорошими организационными способностями, которые включают в себе выполнение таких взаимосвязанных задач, как тактическое и стратегическое планирование и внимание к деталям, и требуют одновременного анализа познавательного и эмоционального аспектов. Также игра на инструменте влияет на работу памяти.

Исследования подтверждают, что у музыкантов память лучше: им удаётся создавать, хранить и припоминать воспоминания быстрее и эффективнее.

Исследования показали, что музыканты используют свою сложную мозговую структуру, чтобы присвоить каждому воспоминанию несколько меток, таких как концептуальная, эмоциональная, звуковая и контекстная — всё как в хорошей поисковой системе.

Можно ли утверждать, что эти преимущества связаны только с игрой на музыкальном инструменте, а не, скажем, с рисованием или занятиями спортом? Или, может быть, те, кто занимается музыкой, изначально умнее? Неврологи ищут ответы на эти вопросы, но на данный момент принято считать, что художественный и эстетический аспекты обучения игре на музыкальном инструменте отличаются от любой другой деятельности, в том числе других искусств.

Для нескольких исследований по методу случайной выборки были отобраны люди с одинаковым уровнем когнитивных функций и нейронной обработки. Те из них, кто проходил обучение игре на музыкальном инструменте, продемонстрировали улучшенную функцию многих областей мозга по сравнению с прочими испытуемыми.

Последние исследования интеллектуальных преимуществ игры на музыкальном инструменте расширили наше понимание умственной функции мозга, обнажив внутренние ритмы и сложные взаимодействия внутри удивительного оркестра в нашем мозге.

источник



Чем мозг музыканта отличается от других

https://www.youtube.com/watch?...



Эмоционально-образная педагогика

«Аудитория», 12 мая 1992 г.


Кого учить, чему учить, как и когда учить?

Всякого ли можно научить?

Как организовать эффективное самообучение?

Как сделать процесс обучения интересным и даже увлекательным?

Обучению "все возрасты покорны"?

К этим вечным вопросам вновь и вновь возвращаются в течение всей истории педагогики. Каждый из преподавателей, основываясь на личном опыте, по-своему отвечает на эти вопросы. Иногда эти ответы бывают совершенно неожиданными, даже невероятными.

Таковы некоторые ответы ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА КИРЮШИНА - автора эмоционально-образной педагогики, с которым беседует наш корреспондент доцент И. В. ЧЕПУРА.

В. В. Кирюшин - педагог-музыкант по образованию. Он окончил институт им. Гнесиных в 1963 году и аспирантуру в 1965 году. Более 35 лет преподавал в самых различных учебных заведениях: от института Гнесиных до детского сада и даже групп новорожденных (!). За эти годы он обучил более четырех с половиной тысяч учеников, а его семинары по всей стране прослушало около 8 тысяч педагогов.


- Владимир Викторович, мне приходилось слышать мнение, что из ЛЮБОГО, самого, казалось бы, обделенного музыкальными (и даже ОБЩИМИ) способностями ребенка Вы сможете сделать "сверходаренного", и тот поступит в Центральную музыкальную школу при консерватории или в десятилетку имени Гнесиных. Так ли это? С каким контингентом детей Вам приходилось работать?

- Мой опыт привел меня к выводу, что результат обучения зависит не столько от одаренности, сколько от методики обучения. За тридцать лет я встретил очень мало по-настоящему способных детей (да и взрослых) - лишь пять человек из 4,5 тысяч.

А ведь мне приходилось обучать детей всех возрастов, среди которых было много детей высших руководителей страны, профессоров, академиков, выдающихся представителей культуры. И каждому ученику, а не только этим пятерым за год, полтора я смог развить абсолютный слух, технологическое, образное мышление, эмоции.

И эти обыкновенные дети смогли поступить в учебные заведения "для особо одаренных". Причем абсолютный слух удавалось развить даже у таких детей и взрослых, про которых говорят, что им "медведь на ухо наступил".


- В чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические и физико-математические дисциплины?

- Музыка имеет два языка: технологический и эмоционально-образный.

Один воздействует на разум, другой - на чувства.

Технологический язык музыки - как и любой вербальный язык (язык, связанный с понятиями, выраженными словами), может быть "свернут" в определенные формулы-блоки.

Их алгоритмы я разрабатывал около двадцати лет. Эти формулы-блоки имеют вид специальных мелодий или ритмических структур. Чтобы облегчить и ускорить усвоение технологического языка, была сформирована система образов — эмоционально-образный язык.

На основе этой системы образов создана "Библиотека музыкального мифа" в виде 62 книг-сказок в стихах и в прозе с цветными иллюстрациями и звукозаписями.

Интересно, что образы были рождены четырьмя с половиной тысячами моих учеников, т. е. являются продуктом коллективного творчества. Причем оказалось, что каждое средство музыкальной выразительности рождает у различных детей примерно одинаковые эмоциональные характеристики, переводимые потом в конкретные образы.

Из этих образов можно создавать игрушки, рисунки, сказки-мифы, спектакли, художественные компьютерные программы и даже обучающую обувь и одежду.

Вместо обычного нудного урока обучаемые участвуют в интересном спектакле, смотрят специальный мультфильм, рисуют, лепят или создают фантастические произведения. Учитель из урокодателя, пересказывающего учебник, превращается в создателя и постановщика ежедневных уроков-спектаклей.

Такую же работу можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.


- Сколько учеников должно быть в группе? Что делать с отстающими?

- Отстающих практически не бывает при этом методе обучения.

Во-первых, потому что занятия становятся увлекательными.

Во-вторых, потому, что эмоционально-образная педагогика рассчитана на первоначальное восприятие информации через правое полушарие.

А деятельность этого полушария даже у людей со значительными отклонениями менее затрагивается болезнью, чем правое полушарие мозга.

Вот потому-то педагог, обращающийся только к логике, только через слово, терпит в этом случае неудачу.

Такого не может быть при эмоционально-образном подходе. Здесь ни способности, ни даже возраст не помеха. В одной группе могут находиться дети трех и двенадцати лет. Лишь бы к занятиям они приступали одновременно.

При эмоционально-образном обучении группы могут оставаться большими: не менее 25 человек. Именно в таких группах учащиеся чувствуют себя наиболее раскованно.


- Насколько ускоряется изучение материала при Вашем методе обучения?

- Курс предмета "Сольфеджио" в нашей стране осваивают за 19 лет! При индивидуальных занятиях по эмоционально-образному методу (уроки два раза в неделю) удавалось осваивать этот курс за три-четыре года.

Сейчас "создано пособие в виде аудиокассет для самообучения, которое позволяет освоить программу 19 лет за полгода - год. Причем в моей практике были случаи, когда это делали обычные, очень средние взрослые, не имевшие музыкального образования.


- Как реагируют выдающиеся деятели науки и культуры, органы народного образования на Ваш метод?

- Многие из тех, кто познакомился с системой моего обучения, дали о ней хорошие отзывы. Письма в ее поддержку в адрес министерства культуры и просвещения писали многие. Под ними, в частности, подписи академиков Александрова, Велихова, Мигдала, Колмогорова, Дубинина, Амосова, таких известных деятелей культуры, как Айтматов, Бондарчук, Пахмутова, Ульянов, Царев, Долуханова, Рождественский, Минин, Нестеренко, Райкин, Никулин и другие.

Но...чиновники оказались сильнее, и до сих пор школа, за которую я ратовал, так и не создана.


- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Занимаюсь созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным языкам, основам менеджмента и т. д.


- Вы хотите переложить вузовский материал на детский уровень? Это же потрясающе! Не обратили ли на Ваши работы внимание за рубежом?

- Обратили. В США, Германии, Японии. Но прежде надо запатентовать способ обучения. Заявка на приоритет в США уже послана.


- Где можно приобрести Ваши пособия для самообучения?

- Как раз сейчас проводится подписка на музыкальные мифы-сказки, грампластинки и нотные пособия по этому методу. Подписаться можно в Библиотеке иностранной литературы, Центральной детской библиотеке, в Правлении Всероссийского музыкального общества. Справки по телефонам: 164-03-96 и 290-64-03 *. Однако желающие подписаться пусть поторопятся.

И. В. Чепура



Владимир Кирюшин был убит, ошельмован посмертно за то, что разработал свою уникальную методику по спасению генофонда русской нации, как он сам и говорил. И активно и мощно претворял ее в жизнь последние годы жизни.
Методика Кирюшина - это была очень сильная методика, способная реально разрывать сети, расставленные для русских. Его просто убрали с дороги. И опорочили посмертно.
На его занятиях всего за два-три года давалась база музыкального образования, которая по традиционным методикам осваивается иногда 12-13 лет.
При этом каждый ученик через два года обладает и развитым абсолютным музыкальным слухом.
Его методика позволяла детям с дегенеративными умственными отклонениями становиться нормальными.
Происходил резонанс – наступала активизация жизненных процессов.



В 70-80-е годы имя Владимира Кирюшина гремело на весь Союз.
Преподаватель Консерватории, уникальный знаток детской психологии, автор множества интереснейших методик, педагог-новатор, влюблённый в свою профессию человек — в музыкальном мире имя Кирюшина стало нарицательным: все дети, когда-либо занимавшиеся с Кирюшиным, (в том числе не имевшие изначально ни голоса, ни слуха) потом без проблем поступали в музыкальные учебные заведения вне конкурса.
Существовала даже негласная квота на «кирюшинцев». К нему ехали со всей страны, записывались в группу за год, за два. Дети его обожали, родители — боготворили.
Как у всякого выдающегося, нестандартного профессионала и подвижника, его путь отнюдь не был выстлан розами — официозные музыкальные круги его на дух не выносили, завистников и недоброжелателей хватило бы на десятерых.
В музыкальных и педагогических изданиях на эпитеты не скупились — «шарлатан», «дилетант», «блаженный»...
Но эта злоба была бессильной — популярность Кирюшина росла день ото дня, поток учеников не сокращался.
Ведь против очевидного не попрёшь — любой ребёнок, даже которому на ухо наступил медведь, после нескольких занятий с Кирюшиным абсолютно чисто и правильно пел, распознавал ноты, транспонировал...
В 1976 году в Москве произошел своеобразный музыкальный бум. Кирюшин, наверное, для того чтобы на практике доказать общественности действенность своего метода, начал заниматься с подготовительной группой ДМШ им. Дунаевского. Его дети поражали специалистов.
Они свободно оперировали материалом музыкального училища и вуза. Большинство из дошколят всего за год обзавелись абсолютным слухом.
Передачи по радио и телевидению, выступления перед учеными, показательные уроки, на которых ребята демонстрировали свое мастерство, поездки в разные города...
Казалось, успех поможет внедрить оригинальную методику. Не тут-то было. На одном из уроков влиятельная чиновная дама подписала ей «приговор»:
— Все, что нам продемонстрировали, гениально, — сказала она, — Кирюшин, безусловно, незаурядная личность, но в этом его беда. Никто не в состоянии повторить то, что он делает. А значит, его методика стране не нужна.
Чуть позже появился оригинальный документ. Методический кабинет Министерства культуры СССР официально ответил в своей рецензии, что книги Кирюшина не могут быть изданы, потому что «автор предлагаемых разработок не знает основ советской педагогики».
А в Главном управлении культуры Мосгорисполкома ему заявили, что вся его методика — антигосударственная, так как её внедрение пополнит ряды безработных музыкантов-преподавателей.
Если, мол, ученики освоят весь материал в дошкольном возрасте и в начальных классах, то что с ними дальше делать прикажете?
источник



Скачать свободно с Яндекс-диска

Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти..zip (742 МБ)
В архив входят следующие файлы:
1.Упражнения (с голосом) для прослушивания и подпевания
2. Фонограммы (без голоса) для самостоятельного пения
3. Картинки

ПОДСКАЗКА. В случае возникновения проблемы со скачиванием нужно сохранить на свой Яндекс-диск и качать уже оттуда..




Открытая группа ВКонтаке "Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА" предназначена для восстановления, структуризации и популяризации наследия педагога-новатора Кирюшина В.В. и его учеников с возможностью читать, смотреть, слушать и скачать себе.



Патанджали: “Неведение, невежество – источник всех страданий и Зол”.

    Плох он был или хорош для России? Ответ элементарный...

    Сегодня день рождения Ленина. Он никогда не был немецким шпионом, и вообще никогда не был связан с разведками других стран. Всё, что было написано на этот счёт - это выдумки и попытки ч...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Когерентное Дыхание (КоД) на все случаи жизни

      С термином "когерентный" публика знакома (с техобразованием, по крайней мере) - имеется в виду согласованность, целостность и т.п. Что же "когерируется" в данном случае? На ум приходит ответ "дыхание" - и это отчасти верно, но фактически некорректно: особенное дыхание (о котором ниже) это только "рычаг", способ достижения иной когерентнос...
      2407

      Блуждающий нерв: почему он важен и как его стимулировать, чтобы сохранить психику в порядке

      Пандемия, война забрали безопасность и, кажется, что безвозвратно утеряно не только прошлое, но и настоящее и будущее. Обострились многие проблемы психики, на которые раньше можно было не обращать внимание.И сейчас как никогда необходимо сохранять здравомыслие, чтобы смочь справиться с вызовами судьбы.Стресс расшатывает дом личности. Это похоже на земле...
      2364

      Что происходит с организмом, если постоянно много сидеть?

      Все больше исследований подтверждают, что сидячее положение наносит человеку много вреда. Нагрузка на позвоночник в положении сидя увеличивается в несколько раз, чем, если долго стоять или лежать. Сидячий образ жизни считается одним из самых вредных. Важно понимать негатив от длительного пребывания в подобном положении и знать, как обезопасить свой организм. ...
      2925

      Фасция: строение и роль в улучшении здоровья

      Фасция это трехмерная сеть соединительной ткани, обволакивающая и разделяющая мышцы, помогающая нам держать осанку против гравитации и оптимально двигаться, не теряя равновесие. Сохранение её эластичности на долгие годы – эффективный и часто упускаемый из виду способ поддержания себя в хорошей физической форме Поверхностная фасция — это белая пленка из коллагеновых и ...
      1722

      Блуждающий нерв: Телесная работа с замиранием и тревогой

      Что Такое Блуждающий Нерв? | Объяснение Блуждающего нерва | Связь Мозга и Тела (рус.)Краткий пересказ видео сделан нейросетью YandexGPT00:00 Блуждающий нерв и его связь с разумом и телом • В 1872 году наука признала связь между разумом и телом, но на востоке знали об этом уже тысячи лет. • Блуждающий нерв - самый длинный черепно-мозговой нерв, контролирующий непроизво...
      1472

      Что такое фасция? Почему ВАЖНО(!) об этом знать

      Интересный факт!Фасции покрывают наши мускулы, сухожилия и органы, соединяют кости и даже окружают головной мозг. В общей сложности они составляют примерно 20 кг веса нашего тела. Согласно последним научным данным, именно пояснично-грудная фасция является главным источником хронической боли в спине, а вовсе не межпозвонковые диски. В норме фасции всегда...
      5192

      На что способна всего одна столовая ложка льняного масла в день!

      Льняное масло – это один из самых недооцененных продуктов, к которому нам стоило бы присмотреться повнимательнее. Особенно в свете последних научных исследований. Но сначала немного предыстории.Что самое ценное в льняном масле?Скорее всего, Вы знаете о так называемых незаменимых жирных кислотах. Это те самые вещества, известные под общим названием Омега...
      3090

      Почему наше здоровье и благополучие напрямую зависит от наших мыслей, и при чем тут квантовая физика

      Предварительный блок.. Почему наше здоровье и благополучие напрямую зависит от наших мыслей, и при чем тут квантовая физикаКитайская медицина рассматривает тело человека, как систему энергетических каналов – меридианов, по которым циркулирует жизненная энергия. Человек здоров только тогда, когда у него достаточно энергии, она гармонично ра...
      2825

      Когерентное дыхание как простой и универсальный способ для перезагрузки нервной системы

      Роль блуждающего нерваВаш блуждающий нерв проходит от мозга до отверстия диафрагмы и заканчивается кишечником, и его назначение - посылать сигналы для настройки парасимпатической и симпатической нервной системы, которая формирует ВНС. Это влияет на частоту сердечных сокращений, пищеварение и общее ощущение спокойствия.В целом, работа вашего блуждающего нерва заключает...
      2872

      Как я научился бороться со стрессом с помощью дыхания. Личный опыт тестирования 4-х практик

      Продолжаю цикл публикаций о когерентном (согласованном) дыхании.начало здесь «Термин «когерентное дыхание» относительно новый в мире дыхательных практик».Личный опыт финского биохакера Ильмо Стремберга. Биохакинг и самооптимизация — моя страсть. И в моем понимании они глубоко связаны с количественным измерением личных параметров. Потому что быть биохакер...
      3790

      Термин «когерентное дыхание» относительно новый в мире дыхательных практик.

      Любовь БогдановаВдох-выдох: практики осознанного дыханияКогерентное дыхание (глава из книги)Термин «когерентное дыхание» относительно новый в мире дыхательных практик. Однако на западе в этой технике уже работают многие специалисты, и простота и эффективность этой техники приносит ей заслуженную популярность.Пояснение к практике обычно н...
      2840

      Мышечный блок. Что это такое и как его убрать?

      В нашем обществе активно поощряется самоконтроль, однако сверхконтроль над своими действиями и эмоциями может привести к возникновению мышечных зажимов и блоков. Мышечный зажим - это хроническое напряжение определенных групп мышц, которое возникает из-за подавленных эмоций и действий.в продолжение начатой темыДоктор Евгений Божьев: Складывается впечатление, что сущест...
      1841

      Почему чесночная вода лучше зубчика чеснока, и в чем сила средства?

      Чеснок – это один из немногих продуктов питания, которые ученые всерьез рассматривают как альтернативу некоторым лекарствам. Чесночная вода лучше, чем просто чеснокЧеснок содержит 33 полезных соединения серы, но все они химически нестабильны, быстро разрушаются в печени и выводятся из организма, а потому лечебный эффект чеснока всегда кратковременный. Им...
      3938

      Переедание на праздники – как это меняет наше тело

      Чтобы отметить праздник, нужен праздничный стол, ведь самые яркие и торжественные даты в жизни должны быть наполнены … едой.Мы угощаемся, ведём сердечные беседы и порой не замечаем, что играем в игру взглядов – следим за тем, кто уменьшает самые вкусные блюда на столе, которые мы ещё не распробовали.И хотя гости обычно изрядно наедаются холодными закусками, горячее и ...
      1574

      Насколько полезен ржаной хлеб и насколько вреден белый?

      Со школьной скамьи нам известно, что дедушка Ленин, находясь в тюрьме, из хлеба делал чернильницу, тогда как чернила ему заменяло молоко. Такой нехитрый инструментарий позволял ему писать "зашифрованные" письма своим соратникам по свержению царского режима. Факт это или легенда – доподлинно неизвестно, как неизвестно и то, каким был хлеб – ржаным или бе...
      2933

      Доктор Евгений Божьев: Складывается впечатление, что существует заговор молчания, связанный с мышцами.

      цитата..«Доктор Евгений Божьев:Складывается впечатление, что существует заговор молчания, связанный с мышцами. Судите сами: мышцы составляют более половины массы тела. Любое движение осуществляется только мышцами.Почти 90 % болевых синдромов – мышечные.Но нет врача, который занимался бы мышцами, лечил бы их. Просто не существует такой специальности! И не только в наше...
      6297

      Лечебное похлопывание всего тела: профилактика болезней, старения и дряхления

      Упражнения, связанные с лечебным похлопыванием всего тела, относятся к терапевтическим практикам древней китайской медицины. Они широко использовались в Китае на протяжении многих веков и отлично зарекомендовав себя в качестве оздоровительного метода для профилактики многих болезней, а также старения и дряхления, и обрели много последователей по всему миру. ...
      6302

      "Скорая помощь" при стрессе – мышечная релаксация Джекобсона

      ЗИНАИДА БЕЛОВАСтрах, тревога, паника и беспокойство сопровождаются мышечным напряжением, и если его убрать, то можно повлиять на эмоциональное состояние.Разорвать этот замкнутый круг можно, тренируя навыки релаксации. Суть нервно-мышечной релаксации по методу американского невролога Эдмунда Джекобсона заключается в том, что в течение нескольких минут вам нужно поочерё...
      4401

      О нейрохимии стресса и мышечных блоках. Что и как делать.

      Доктор Евгений Божьев. О стрессе "Это физиологическая реакция, заключающаяся в выбросе в кровь специальных гормонов, повышающих мышечный тонус. В природе эта реакция подготавливает животное к борьбе за свою жизнь: либо драться, либо убегать.Мышечная работа большой интенсивности, следующая за этой реакцией, нейтрализует гормоны. А если они ...
      3669

      Дыхательное упражнение для стимуляции блуждающего нерва

      Блуждающий нерв – это целая система, выходящая из основания мозга, идущая по шее и посылающая информацию из всех органов тела. Блуждающий нерв влияет на замедление частоты сердечных сокращений, запускает перистальтику кишечника и снижает давление. Вот дыхательное упражнение для стимуляции блуждающего нерва. Есть поговорка, что самое длинное путешествие -...
      3913
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика