Про культурный базис и творения на его основе
В прошлой статье про деньги затронул тему базиса мироощущения, теперь хотелось бы развить мысль в другом направлении - от политики перепрыгнуть на вторую мою любимую тему, про культурный базис.
Сегодня поговорим про музыку и вообще культуру.
О музыке серьёзной и развлекательной
О сознательном и подсознательном в музыке
О народной музыке и попсе
Общие мысли про культурный базис
Регулярно привожу в своих статьях иллюстрацию в виде конструкции из кубиков - для того, чтобы построить высокий и прочный дом, необходим фундамент, он же базис. Это касается многих вещей, далеко не только комсомольских строек.
В прошлой статье говорил про моральные ценности, сейчас - про культуру.
Никогда не задумывались, почему в кавказских или среднеазиатских "тусовках" практически всегда играет музыка с их национальными корнями?..
Даже молодёжь, которая, казалось бы, должна слушать Джастина Бибера, слушает "тумц-тумц" под свою родную пентатонику.
А наша расейская - в основном музыку на фашисском, (в запущенных случаях - на японском итд); но, в общем, "калинки-малинки" вы там не услышите; к народной культуре, даже в этно-варианте типа "Иван Купалы", люди приходят у нас всё же ближе к 30. А всё почему?..
А потому, что разные подходы к формированию культурного базиса.
У нас просто нет достойного ответа западной поп-музыке, а традиционная музыка давно в загоне. В итоге наши дети по крайней мере, в музыкальном плане, вырастают общечеловеками, а не русскими людьми.
Понятно, что базис состоит не из одного кирпича - из сотен и сотен мелких галечек, но тут важно соотношение мух и котлет.
Если человек, к примеру, слушает "Пинк Флойд", но при этом на 80% его базис состоит из, например, украинских песен, то "Пинки" не станут для него идолом - будут одним из его кирпичиков, возможно, самым ярким, но - всего одним из.
А вспомните подростковые фанатские войны - панки против металлистов, металлисты против рокеров; для наших детей музыка (зачастую к тому же низкопробная) становится буквально всем, потому что никакого другого базиса нет.
У традиционной музыки по сравнению с современной поп-музыкой (и не только поп-, любой популярной) есть одна важная особенность - она многогранна, из одного жанра переходит в другой, и всё равно остаётся самой собой; за колыбельками стоят детские считалки, за считалками игры и заклички, за ними - молодёжные игры и песни, затем трудовые и боевые песни, и так - до духовных стихов и похоронных обрядов. Поэтому можно всю жизнь в ней вариться без какого-то слома базиса.
А современные дети входят в мир под одну музыку, в школе знакомятся с другой, с третьей - в итоге у них всё время смена культурного базиса происходит.
В плане культурного многообразия это, возможно, и не так уж плохо, но в общем для развития личности такие Перестройки - безусловное зло, ибо помогает формировать современный тип человека - перекати-поле.
Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст.
Когда-то это казалось смешным, наверное, только ведь походит на правду...
Про мультикультурализм и прочие творения
Здесь речь пойдёт уже про музыкантов.
Как уже многократно писал, народная традиционная культура в силу своей всеохватности, даже несмотря на несколько пренебрежительное к ней отношение, по-прежнему интересна музыкантам, даже вполне современным.
Иногда они принимаются за "каверы" народных песен - зачастую выходит неплохо, хотя в основном, конечно, получаются эпик-фейлы - на мой предвзятый взгляд. А всё почему? Да всё потому же, из-за базиса, точнее - неправильного его сочетания.
В лучших случаях попыток скрестить ужа с ежом встречаются два разноплановых коллектива - один современный, другой - традиционный, и с двух сторон накидываются на творчество; если у обоих всё в порядке с творчеством, то получается хорошо - например, анс. Д. Покровского + оркестр Пола Винтера; и совместная работа нашей "КрАсоты" с шведским "RAmantik".
Но такие случаи редки, и в основном музыканты начинают творить, как говорили у нас в пехоте, "в одно рыло" - мы же сами с усами, консерватории поназаканчивали, а ну-ка подать сюда материал для надругательства! И пошло-поехало.
Основная пичалько состоит в том, что базис у музыкантов ныне редко хотя бы на малую часть содержит традиционную музыку; в лучшем случае там затесался засракульт, о чём я тоже уже многократно писал.
В итоге подлинного базиса практически не видно, и, даже ухвативши неплохое произведение, музыканты из него вытёсывают что-то такое, что не имеет отношения к оригиналу вообще - потому что выстроено на неправильном базисе.
Ведь музыка - это не только нотки, это и отношение, и костюм, и интонация - музыканты поймут.
Как бы отреагировали, например, классические музыканты к "каверу", например, на итальянскую оперу, исполняемому с кавказским акцентом, в кепках, с вкраплением лезгинки и джигитовки?
Так почему же можно лапать как попало наши народные песни? Тайная великая есть.
Даже когда люди искренне хотят сделать что-то доброе и вечное, но ввиду отсутствия подходящего базиса не особо понимающие - как; частенько таких заносит в ЗасРаКульт (Заслуженный работник культуры), или в этно - даже когда они хотят заниматься "истинным и народным".
Что хуже всего - они даже не понимают, что заблуждаются, ещё и другим рассказывают: вот, мы поём русские песни, так пели в народе. Ага, пели в народе хором под аккордеон, строем на сцене...
Просто у них нет понимания, "что такое хорошо, и что такое плохо" - иногда их так научили. А учёба - это есть создание базиса.
Вообще создание культурного базиса - это задача из разряда циклопических.
Годами надо погружаться в определённую культуру; недаром профессиональные музыканты годами учатся в своих школах, училищах и консерваториях - там не только пиликать на скрипочке обучают, но и проходят историю музыки и прочую музыкальную теорию.
В народной музыке с теорией попроще, но там полно других аспектов - бытовых, календарных и прочая; там тоже с голой пяткой на шашку не напрыгнешь.
И поэтому даже когда профессиональные музыканты идут в народное творчество (даже после "народных" отделений) - их там подстерегает масса сюрпризов. Базис-то у них не совсем той системы, кирпичиков исконных раз-два и обчёлся, а современных ого-го; вот и перекашивает зачастую таких профи из стороны в сторону.
Кому удаётся балансировать и постепенно расширять "правильную" часть базиса - тому респект и уважуха, а кто всё время падает во грех народных хоров в кокошниках - с теми отдельный разговор нужен.
В оконцовке хочется сказать ещё раз про народную культуру как базис - она не помешает любому музыканту, хоть классическому, хоть рокерскому.
Не будет народного базиса - будет что-то другое, скорее всего - куда более негативное; а то и вовсе ни черта не будет, а на пустоте ничего не построишь, повторюсь.
Тарас Выхристюк
Источник http://xommep.livejournal.com/...
Ещё раз про музыку и культуру
В очередной раз подниму "культурную" тему - на сей раз в разрезе позиционирования музыки и культуры в целом в жизни человека.
Будучи в экспедициях в Забайкалье, иногда слышал выражение "Артисты приехали".
Это про нас-то, банду сугубо любительскую во всех смыслах. Просто у людей - даже глубоко-глубоко в деревнях - уже сложилось впечатление, что если занимаешься музыкой, значит уже артист. И иногда сложно убедить, что ты - такой же человек, как и они; особенно старшее поколение.
Про крестьянство я уже говорил - музыка окружала человека с рождения и до смерти, причём не "тумц-тумц" из колонок и наушников, а живой звук, и мало того - сам человек и был инструментом. У крестьян была народная музыка, у дворянства - своя, пусть европейская и оторванная от жизни, но всё же - они тоже занимались музицированием, сочинительством и всё такое.
Что в институтах благородных девиц, что в кадетских училищах, сызмальства знать приучалась к культуре - не на уровне "все слушаем Пинк Флойд", а учились играть на инструментах, петь и танцевать.
Было своеобразное культурное воспитание элиты; про крестьянское воспитание я уже говорил раз 100 500.
Практически любой человек мог сыграть или спеть какое-нибудь произведение - не для сцены, для себя и знакомый; это была разновидность досуга. Сейчас нам (вам) сложно в это поверить, но посиделки у рояля - нисколько не менее увлекательны, чем за бутылкой пепсиколы. В народе просто никаких других альтернатив не было - темно стало, либо спать ложись, либо песни пой.
И вот что-то вдруг случилось в середине 20-го века, с появлением СМИ. У нас сейчас принято кивать на "проклятых коммунистов", которые загубили народную культуру - но ведь во всём мире такая же ботва приключилась, может быть, за исключением Индии с Китаем.
Скорее всего, случилось такое перерождение по вполне естественным причинам, особо злого умысла в этом наверняка не было - раз так синхронно всё обвалилось повсеместно; просто появились новые виды досуга - радио, потом телевизор - вот музыка и поменяла свою функцию.
Но сейчас уже стало очевидно, что это тупиковый путь, и надо ворочаться к изначальной концепции культуры - как к части жизни каждого человека.
Ничего не имею против этих товарищей, особенно если они не занимаются вредительством, но как-то мне кажется неправильным отделением от культуры всего остального населения.
Если мы ведём разговор про русскую культуру, то она должна быть делом каждого человека, а у сейчас получается - мы сидим и слушаем, что там большие дяденьки скажут на тему нашей с вами культуры.
Тем паче, что с перестроечных времён в нашей российской культуре половина имён - вообще не русские.
Почему нееврей не может быть министром Культуры Российской Федерации
Я ничего не имею против не русских россиян, многие из них действительно сделали для русской культуры больше классических ИванИванычей, но когда под русской культурой начинает подразумеваться творчество немцев и евреев - тут уже у меня возникают определённые вопросы.
Культура - это ведь не скрипочки и холсты, это мировоззрение и система ценностей, если хотите. В русской культуре, например, была принята концепция человека-оркестра - каждый человек должен уметь всё подряд - и дом построить, и защитить семью, и на инструменте сыграть, и за скотиной следить, и так далее - всё сам.
Но сейчас в массы идёт внедрение другой концепции - узкого специалиста, который может копать, а может не копать, и то в узкой области.
Понимаю, что разделение труда, повышение производительности и всё такое - но в итоге получаем очень неустойчивую систему, которая работает эффективно только в идеальных условиях, а случись чего - и всё валится, потому что того нет, этот в отпуске - а заменить некем, и в итоге всё рушится, а поделать уже ничего нельзя.
Ровно так же случилось с нашей культурой.
Из низов культура почти ушла - условно говоря, остались только "Ой, мороз-мороз" в пьяном виде - и высшие круги, которые должны были по идее отвечать за несение культуры в массы, выродились до полной непотребности.
И что теперь с этим всем делать - решительно непонятно.
Только по старинке засучивать рукава и самим заниматься восстановлением порушенного. Не нравятся народные песни - берите в руки гитару, скрипку или фоно (тем более, что сейчас можно купить синтезатор практически задёшево, его перемещать проще), и творите сами, не надейтесь на больших дяденек "из телевизора".
Понимаю, что культурное воспитание у нас сейчас аховое - но тем не менее многие дети ходят в музыкальные школы, какой-то определённый базис там получают. И без музыкального образования можно войти в музыку, без художественного - в живопись, и тд - просто нужно желание и практика.
Я ведь зачем выкладываю всякое у себя на Ютуб-канале - не только затем, чтобы похвалиться, что я такой или сякой, и вот таких-то знаю :)) - чтобы было у кого поучиться. Если кому что-то понравится - можно брать и учить прям с ютуб-записи.
Мы частенько учим что-то по аудио-записям фконтакта, так что технологии можно использовать не только во вред, но и вполне на пользу традиционной музыки.
Это раньше за оригинальными образцами бегать приходилось кругами по всей стране, а сейчас зашёл в Яндекс - и вот тебе материал, бери не хочу.
Профессиональных музыкантов можно и нужно использовать как ориентир, но ни в коем случае не как икону и носителей абсолютной истины, будь они хоть трижды Страдивари и четырежды Паганини.
Профи - они действительно так живут, среди музыки, за это получают немаленькие суммы теньге, но это, как я уже писал выше, расходится с русским пониманием жизни - у нас-то человек должен всё уметь делать сам.
А когда человек пилит на скрипке целыми днями, то у него уже берега начинают путаться, и центр тяжести в голове смещается, что мы и видим на примере нонешней нашей "культурной" элиты.
Ни моральных, ни нравственных примеров наша "элита" предоставить не может - так что пусть себе пилит на гитарке что-то, мимо ноток не попадает и ладно.
Только не надо их воспринимать как учителей жизни и носителей Истины, чем наша молодёжь в последнее время сильно грешит - по многим таким "учителям" дурка плачет, не говоря уж о целительных лагерях ГУЛАГа.
Культура снизу должна идти, от простых людей. К чему и призываю. Это не так сложно, как кажется - надо только захотеть и заняться.
Тарас Выхристюк
Источник http://xommep.livejournal.com/...
Оформление, коллажи - ИНФОбазист СМ.
Скачать «В.Лычковский (сост.) - Ежедневная русскость №1 сентябрь 2015.pdf»
Оценили 12 человек
77 кармы