• РЕГИСТРАЦИЯ

«С крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди»: духовенство на стороне большевиков в революции и Гражданской войне (часть 3)

1 244

Особенно необычными являются случаи, которые были издержками подчинения церкви и государства, например, перехода священников из законоучителей в гражданские преподаватели или служба в закрепленных до революции к ним учреждениях. Причем не всегда речь шла о снятии сана. Имеется и необычный пример законоучителя Константиновского артиллерийского училища священника В. П. Афанасьева. После переформирования училища в советские военные курсы в марте 1918 г. ему по решению ВРК и собрания служащих было поручено преподавание русского языка, а также он был переведен на должность делопроизводителя учебной канцелярии. На этой должности Афанасьев, не снимая сана, проработал три года, имел служебные награды и даже в конце 1919 г. ездил в Сибирь для распространения красноармейской литературы. Лишь в 1921 г. его решено было сместить, и он принял должность счетовода в Наркомате путей сообщений[28]. Можно предполагать, что этот пример не единичен.

Разумеется, изучая примеры такого сотрудничества или демонстративного отречения от сана, надо учитывать, что какая-то их часть должна была быть вызвана конъюнктурными или карьеристскими соображениями, чему есть ряд примеров. Хорошо известны декларации о желании сотрудничать с советской властью известных распутинцев — арестованного чекистами летом 1918 г. епископа Варнавы и бывшего иеромонаха Илиодора (С. Ф. Труфанова), которые, видимо, позднее сотрудничали с ВЧК. В 1918 г. они с нескрываемой иронией публиковались советскими газетами[29]. Показательным случаем двойственного поведения служит биография одного из лидеров обновленчества петербургского протоиерея В. Д. Красницкого (1881–1936), который является особенно ярким примером «священника-совслужащего» даже по тем временам. До 1917 г. убежденный черносотенец и монархист, активный защитник церкви до лета 1918 г., — он уже осенью стал служащим в комиссариате продовольствия и записался в сочувствующие партии. При мобилизации в Красную Армию стал красноармейцем и ротным санитаром, а также военным агитатором, в связи с чем активно занимался пропагандистской и советской работой. В частности, от имени советской власти он проводил в жизнь декреты об отделении церкви от государства, читал лекции в военных политорганах и Коммунистической академии и даже заведовал организацией сельхозкоммун в хозяйственном отделе губсовета. К тому же времени относятся его «письма во власть» с предложениями по организации политики среди духовенства для обеспечения его лояльности новому режиму. Хорошо известны и его дальнейшие контакты с ОГПУ, и работа на обновленческий раскол, ставшая итогом данного периода[30].

Особенно широко подобные настроения касаются низшего клира в связи с указанным выше недовольством высшими церковниками. Еще весной-летом 1917 г. во время «церковной революции» выделился слой «церковного пролетариата» из дьяконов, монахов и примыкавших к ним псаломщиков, который встал в оппозицию к своему «начальству». Сильно зависшие от желаний священников, часто даже негласно помыкаемые ими низшие клирики пытались после революции отомстить прежним обидчикам, демонстративно переходя на сторону советской власти. Это часто граничило со своеволием и даже преступлениями, чему есть многочисленные примеры. К примеру, в Тверской губернии однажды произошли потасовки между священниками и «красными» дьяками, причем настолько серьезные, что разбирать конфликт пришлось духовной консистории и … местному военкомату. Дьякон Николай Воронов с. Обуховка Новоторжского уезда Тверской губернии часто обещал «дать в морду» о. Павлу Лошкареву. Записавшись «сочувствующим партии коммунистов», дьякон стал секретарем волостного исполкома, демонстративно ходил в красноармейской форме, ругался с Лошкаревым в церкви и даже «экспроприировал» у него покос[31]. Пленного дьякона-комиссара видел и участник Ледяного похода Р. Гуль:

«Это не поп, — это дьякон, кажется, из Георге-Апинской. У него интересное дело. Он обвинил священника перед “товарищами” в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники, и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли…»[32].

М. М. Пришвин наблюдал похожий случай:

«…бывший диакон Казанский (большевик ныне) живет, кормится, подворовывает у советской власти (казна!), а когда доходит до совести, то расшибает себе лоб в клятвах верности большевикам, клянется и Христом, и Богородицей, и весь этот энтузиазм диаконский имеет источником его единственный козырь: снял сан, оставил дьяконство (в газетах было даже напечатано, что на каком-то собрании диакон Казанский разорвал свою рясу)»[33].

Священники тоже подчас не проявляли твердости убеждений. Например, в мае 1918 г. большевикам в с. Камышинское Камышловского уезда Пермской губернии оказалось достаточно арестовать нескольких высказывавшихся против них крестьян и местного реалиста, чтобы в образовавшуюся комячейку «вступил местный священник А. Чернавин, примыкавший ранее к партии к.-д.»[34]. Сомнительно выглядит письмо некоего священника г. Вишневского, который хотел перейти в число сочувствующих партии после того, как ознакомился с ее программой … в тюрьме, где заодно прочитал «Будущее человечества» А. Бебеля[35]. В Ижевске священник Павел Кибардин снял сан и стал публицистом «Ижевской Правды», активно высмеивая духовенство, хотя у него был расстрелян сын, служивший в контрразведке повстанцев[36]. Некий же «красный поп» В. Ярчуков из с. Займище Городнянского уезда Черниговской губернии церковь не покинул, но постоянно подчеркивал, что он советский пролетарский священник и за Советскую власть готов отдать жизнь, везде подписывался «советский красный поп Ярчуков». На судебном процессе над архиепископом Черниговским Пахомием в декабре 1922 г. Ярчуков свидетельствовал, что он — единственный местный священник, который поддерживает власть, а все остальные — «проклятая каста», «служители старой церкви». Нарушая правила облачения, он демонстративно носил рядом с крестом красный бант[37]. Подобные священники пользовались своими возможностями для проповедей, превращая их в агитречи. Так, в с. Шестаково Павловского уезда Воронежской губернии на годовщину революции в 1920 г. двое священников произносили проповеди в церкви, агитируя за советскую власть и призывали граждан идти на фронт, помогать Красной армии и «обязательно выполнять государственную разверстку»[38].

Некоторые из таких попов, мало чем отличавшиеся по культурному развитию от простых крестьян и солдат, боролись за свои интересы и силой оружия. Известен и особенно колоритный священник Николай Розов из с. Могильные Одесской губернии, который носил на рукавах красные повязки, револьвер, на сапогах шпоры — и в таком виде осуществлял богослужение. Смущенная община обращалась к церковным властям с просьбой освободить его от духовных обязанностей. Тогда Розов пригрозил, что он — член Реввоенсовета и «кавалер красного знамени» (!) и продолжил держать парафию «в страхе и покорности»[39]. Похожий образ всплывает и в некоторых мемуарах. Один из современников видел в марте 1918 г. в Подмосковье, как в имениях опись производилась крестьянами с вооруженным ружьем попом: «поп вел себя очень грубо»[40]. Типаж попался и белому полководцу М. Г. Дроздовскому:

«Стали на ночлег в Федоровке — одна из паскуднейших деревень Таганрогского округа, гнездо красной гвардии и ее штаба… Много перехватили разбегавшихся красногвардейцев… Трех повесили, оставили висеть до отхода, указали, что есть и будет возмездие, попа-красногвардейца выдрали. Только ради священства не расстреляли, ходил с ружьем с красной гвардией, брал награбленное, закрыл церковь и ограбил ее»[41].

Повстречал подобного и М. И. Калинин. Взятый врангелевцами в плен бывший дьякон, дюжий красноармеец Преполовенский, был включен в состав комендантской сотни, где продолжил службу:

«Усердно, не по разуму, исполнял он приказания начальства, забористо ругался с бабами, грубо отшучивался от казаков. По праздникам же неукоснительно являлся в церковь и голосил на клиросе за дьячка».

Службу у большевиков он оригинально объяснял ссылками на притчи Христа:

«Каюсь, голь я и прощелыга, спившийся дьякон, но пошел по большевистскому призыву, как проститутка Мария Магдалина за Христом». В его речи дьякона мемуарист услышал даже антибуржуазные мотивы, очень напоминающие вышеприведенные заявления: «…если бы опять пришел Христос со своей проповедью, стал бы звать людей отречься от имения, от богатства, кто бы за ним пошел? Толстопузые архиереи, отец Андроник, капиталисты, что ли?»[42].

Как видим, демонстративная лояльность новой власти среди духовенства имела очень разнообразные формы — от публичных заявлений о признании советской власти до официальной критики церкви, активного гражданской службе новому режиму и, наконец, полного разрыва с церковью, вступления в правящую партию и активной антирелигиозной работы. Нередко среди низшего духовенства значительную роль играло недовольство оторванными и «обуржуазившимися» верхами церкви, их косность, реакционность, консерватизм, что выливалось в демонстративный «церковный большевизм», часто граничивший со своеволием. Очень часто это логично доходило до полного разрыва с церковью и перехода в партию. Но объяснить все подобные случаи исключительно материальными и корыстными мотивами, разумеется, нельзя — безусловно, были и лица, захваченные революционным энтузиазмом. Доказательством этого являются хотя бы многочисленные примеры вступления низшего духовенства в Красную Армию и активная борьба на фронте, что зафиксировано многочисленными источниками. Бывший священник Голубев, ставший служащим отдела образования в Пензе, заявил при мобилизации профсоюзов на фронт: «Я ни в каких партиях не состою, но теперь, когда нас призывают исполнить свой гражданский долг и защищать свободное отечество, я вне всякой очереди изъявляю желание первым пойти в Красную армию»[43]. В Вятской губернии священник А. С. Лаженицын для отправки на фронт против Колчака в июне 1919 г. даже снял сан, заявив при этом:

«Желая принести возможно больше пользы Советской республике, особенно в настоящий тяжелый момент, я заявил о своем желании перейти в ряды Красной армии, но так как этому препятствует мое духовное звание, то одновременно с этим заявляю о снятии с себя духовного сана»[44].

И таких «красноармейцев», видимо, было не так уж мало. В Воронежской области некий священник Терентьев остригся, вступил в 1919 г. в партию и отправился по партмобилизации в Красную Армию, после чего пропал без вести[45]. В той же губернии священник слободы Воронцовки Павловского уезда заявил крестьянам, что «он больше не хочет их дурманить», снял сан, вступил в партию и стал комиссаром полка в 40-й Богучарской дивизии[46]. В г. Вельске Вологодской губернии весной 1919 г. в комсомольский отряд вступил сын священника А. Д. Туров — бывший дьякон: «Он вызывал веселое оживление и смех своими рассказами о жизни семинаристов и духовенства, приводя анекдотичные факты»[47]. Бывший дьякон с. Кочневского Камышловского уезда Пермской губернии Б. Н. Григорьев вместе с сельской дружиной добровольно вступил в Красную Армию, где возглавил строевую часть 252-го полка 29-й дивизии[48]. Священник Александр Карпов с. Сысоево на Южном Урале снял сан, вошел в партию и вступил в Троицке в 1-й социалистический казачий полк. Участвовал в походе отряда В. К. Блюхера и в боях за Троицк против чехов и белоказаков[49]. В 4-м Уральском полку летом 1918 г. в первом же бою отличился сорокалетний священник-старообрядец (!) д. Басказык Верхтеченской волости Шадринского уезда Пермской губернии Феопен Боровинских, «человек, отличающийся природным умом и неподкупной честностью»[50]. В июне 1918 г. под г. Кыштымом в Челябинской губернии в красный отряд поступил бывший священник Фролов, который фактически принял командование и вывел его из окружения. Мемуарист вспоминал:

«Этот тов. Фролов как будто в империалистическую войну был полковым священником, окончил духовную семинарию — он порвал с поповским дурманом не на словах, а на деле, и оказал большую услугу погибающему отряду. Тов. Фролов в данный момент как будто работает в управлении Пермских ж/д»[51].

Рассказывая о пребывание белых в Гатчине, советская газета подчеркивает:

«…один из местных протоиреев на категорические требования белых отслужить благодарственный молебен ответил безусловным отказом, и, несмотря на угрозы, не выполнил этого требования. Другой представитель духовенства сражается в рядах Красной армии против белых банд»[52].

Довольно интересным примером того, как духовенство сознательно переходило на сторону революции, являются биографии, хотя и редкие, священников—«красных партизан». Самым известным является, разумеется, Иван Анисимович Вашкорин (1877–1973), начальник агитотдела штаба партизан Тасеевской республики в Енисейской губернии. Родился он в семье крестьян в деревне Колосовке Вятской губернии; окончив гимназию, стал сельским учителем. В 1902 году женился на А. Ф. Поспеловой из крестьянской семьи с революционными традициями. В 1905 г. он с отцом жены и ее дядей участвует в революционной работе в Елабужском уезде, сотрудничает с ижевскими большевиками. За это был выслан под надзор полиции, однако в 1911 г. ему удалось вернуться в Москву и стать священником, после чего вместе с женой он поехал в Канский уезд Енисейской губернии. Здесь в сентябре 1917 г. он вступил в партию, а в январе 1918 г. переехал в Тасеево, где прихожане выбрали его священником, а большевики — председателем партийной организации. В мае 1918 г. он принимал участие в формировании красногвардейского отряда против чехословаков, вскоре распущенного из-за захвата Канска белыми. В июне 1918 г. Вашкорин ненадолго даже был за это арестован, но в итоге выпущен как священник. Церковью он был понижен до псаломщика. Лишь после долгих прошений епархии он был восстановлен в священнослужении и переведен в с. Бакчет Тасеевской волости Канского уезда. Однако убеждениям Вашкорин не изменил. В сентябре 1918 г. он был участником благочиннического съезда пятого участка Канского уезда, принявшего резолюции антиколчаковского характера. Когда же волость заняли красные партизаны, он перешел на их сторону и стал заведующим агитотделом Северо-Канского партизанского фронта. В этот период он играл колоритную роль священника-коммуниста, который не только выступал с агитречами и выпускал воззвания, но и совершал похоронные ритуалы. Ему пришлось пережить плен, он потерял от рук колчаковцев жену. После прихода Красной Армии Вашкорин окончательно отходит от роли священника. С марта 1920 года он был членом Оргбюро РКП(б) в Канске, заведующим агитотделом Канского уездного военкомата, а с 1922 г. работал в сфере образования, дослужившись до заместителя заведующего Ачинского окружного отдела народного образования. С 1927 г. он работал на Красноярском лесокомбинате, а в 40-е годы на бумажном комбинате. Долгое время он был секретарём парторганизации, депутатом Ленинского райсовета четырёх созывов. В 1947 г. вышел на пенсию[53].

Руководители Тасеевской республики. Крайний слева в нижнем ряду — И.А. Вашкорин.

Не меньшую роль, чем Вашкорин, играл в партизанской агитации тасеевцев священник В. И. Орлов. В январе 1918 г. в связи с отделением церкви от государства он отошел от церкви и тоже вступил в партию, хотя после чехословацкого мятежа временно вышел из нее. В 1919 г. он активно участвовал в партизанском движении, а в 1920 г. был заведующим Минусинским УОНО, завуполитпросветом в Ачинске. О его «агитработе» доносил один из колчаковских командиров:

«…знаменский священник Орлов, который с крестом и Евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него».

Позднее Орлов активно участвовал в работе «ликвидационной комиссии» по изъятию церковных ценностей и борьбе с религией[54].

Кроме Вашкорина и Орлова имеются и другие примеры священников, сотрудничавших с партизанами или выступавших /83/ против «колчаковщины». Особенно много их дал именно Тасеевский пятый благочиннический округ Канского уезда Енисейской губернии, который, по ряду свидетельств, был одним из самых «радикальных». Здесь публично снял облачение известный миссионер протоиерей В. Кузьмин (1878–1925), бывший лидер минусинских народных социалистов, позднее ставший лектором-антирелигиозником, журналистом и работником отдела народного образования. Священник А. Муранов, известный и до революции как увлекавшийся оппозиционными идеями, стал после 1917 г. сотрудничать с советской властью, за что после был запрещен в служении. В начале 1920-х гг. он также участвовал в изъятии церковных ценностей[55]. Священник Баклянский неодобрительно относился к террору властей и осуждал колчаковцев[56]. Также по обвинению в содействии партизанам Щетинкина был арестован священник с. Красновское Ачинского уезда Енисейской губернии Василий Головин, запрещенный в служении[57]. Нельзя не упомянуть, что именно бывший Енисейский епископ Никон (Н. Н. Бессонов), из черносотенца ставший ярым сторонником революции, еще летом 1917 г. снял сан, подав прошение в Синод:

«Глубоко разочаровавшись в Русском Православии, он считает дальнейшее пребывание в сане епископа и монашестве для себя недопустимым лицемерием, а потому отказывается от кафедры епископа, снимает с себя епископский и монашеский сан и просит не считать его членом Русской Церкви, именующей себя православною»[58].

В 1917 г. это был, пожалуй, самый известный случай снятия сана.

Продолжение следует .... 

https://scepsis.net/library/id_3901.html

У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки

    Израиль не удержался от поставки вооружений в Восточную Европу, теперь эшелоны российских Су-35 устремятся в Иран
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • В топе

    Тель-Авив пошел на рискованный шаг против России и теперь в страхе ждет у своих границ появления Су-35. Иран подтвердил, что приобрел эти истребители у РФ, и нет повода усомниться, что Тегеран примени...

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Алексей Т. Опер 5 декабря 2020 г. 18:46

      Батальон Кима, остановивший дивизию Вермахта.

      Очень часто в сети встречается героический миф об артиллеристе Николае Сиротинине, якобы в июле 1941 года на несколько часов в одиночку задержавшем продвижение немецких танков на белорусский город Кричев. Не буду сейчас обсуждать саму возможность такого эпического подвига и его ценность с точки зрения воспитания на подобных примерах о героях-одиноч...
      751
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:24

      Итоги войны для железнодорожного транспорта

      Великая Отечественная война 1941-45 гг. потребовала от страны огромных усилий и больших жертв, круглосуточной напряженной работы на всех железных дорогах и полноценного снабжения фронтов от Арктики до Черного моря. Какой ущерб понесли железные дороги от гитлеровского нашествия, какие из стратегических линий были построены в годы войны и зачем они были н...
      751
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:22

      Маньчжурская операция и переброска войск из Европы на Дальний Восток

      Крупнейшей логистической операцей в годы войны стала грандиозная переброска советских войск из Восточной Европы на Дальний Восток. Начиная с апреля 1945 г. в Забайкалье, Приамурье и Приморье было переброшено и развернуто на Востоке около полутора миллионов военных, более 26000 орудий, более 5000 танков и около 3500 самолётов. Как проводилась и готовилас...
      1128
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:19

      Стальные трассы ленд-лиза

      В годы войны СССР получал грузы по программе ленд-лиза, которые шли тремя основными путями - Тихоокеанским, Трансиранским и Арктическим. Два из них на территории страны полностью обеспечивали перевозками железнодорожники. Важнейшим путём поступления ленд-лиза был Тихоокеанский - 47% всех грузов, а Арктический путь дал около 23%. Как распределялась нагр...
      843
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:16

      Освобождение Европы

      В 1944 г. объем воинских перевозок достиг наивысшего уровня за весь период войны - около 126000 эшелонов. В марте этого же года Красная Армия вышла на границы СССР и вступила в пределы Восточной Европы, начав освобождение Польши, Чехословакии, Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии. Как обеспечивали это грандиозное наступление железные дороги Советского ...
      862
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 15:14

      Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»

      Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу ...
      1261
      Алексей Т. Опер 4 декабря 2020 г. 12:38

      Полководцы Битвы за Москву

      Битва за Москву стала одним из ключевых, поворотных сражений Второй мировой войны. Кто были те люди, что вели в бой войска Красной армии в важнейшем сражении за советскую столицу? Кем были командармы Западного фронта? К великому сожалению, лишь немногие из них оставили мемуары, а многие документы еще совсем недавно оставались тайной за семью п...
      1069
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 19:57

      Сталинградская битва и «нефтяной кризис»

      Сталинградская битва - ключевое сражение всей войны. Победа под Сталинградом позволила переломить ход войны - с нее началось освобождение оккупированных территорий. Какой конкретный вклад внесли в это сражение железные дороги, что такое "Волжская рокада" и чем она была важна, чем в истории войны отметился вокзал Сталинград-1 - рассказывает исследовател...
      1491
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 19:48

      Бронепоезда Великой Отечественной

      Бронепоезда - это не только Гражданская война, но и Великая Отечественая, где они сыграли свою роль. В годы войны на всех фронтах действовало около 200 легких и тяжелых бронепоездов, к концу войны осталось 140. Также было построено много зенитных бронепоездов, защищавших обычные составы от атак с воздуха. Как был устроен бронепоезд, какими качествами он...
      1580
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 16:21

      Санитарные поезда на войне

      Санитарные поезда в прифронтовой зоне не только вывозили раненых и оперировали их "на колесах", но и обеспечивали бойцов минимальными, но очень нужными на фронте удобствами. В итоге их число достигло 700, и эти поезда формировались разных видов. За годы войны военно-санитарные поезда вернули в строй около 600 тыс. раненых и более миллиона бойцов вывезли...
      910
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:29

      «Теплушка» на службе Отечеству

      В военное время пассажирские вагоны были направлены на формирование санитарных поездов и основным средством перевозки войск стали переоборудованные товарные вагоны - некомфортные, но универсальные. Эти вагоны получили в народе прозвище "теплушка", и именно они эвакуировали гражданское население и доставляли бойцов на фронт. Простые в конструкции, л...
      1443
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:21

      Паровозные колонны особого резерва

      В годы войны Советский Союз сумел создать особую форму организации транспорта в прифронтовой зоне, которую разработал нарком А. В. Хрулёв, под названием "Паровозные колонны особого резерва НКПС", или коротко ОРКП. Такие колонны не привязывались к стационарным депо и всегда перемещались вместе с войсками. В нужный момент колонну отправляли на важный...
      1576
      Алексей Т. Опер 3 декабря 2020 г. 15:16

      Подвижной состав Великой Отечественной войны

      В военное время на железных дорогах страны трудились самые разные виды подвижного состава: паровозы грузовые и пассажирские, вагонный парк разных поколений и даже электровозы. Какие из них на чём специализировались, что за паровоз вывез на себе 68% военных перевозок, что из себя представляли электрифицированные линии?Какую роль в успешном ведении в...
      898
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:51

      Погоны для Красной Армии

      Изучал тут недавно неопубликованные воспоминания начальника Тыла РККА в войну генерала армии Хрулёва, которые его семья выложила на сайте, напечатанные на машинке и с его правкой. https://general-khrulev.com/notes-intendant/ Кроме ж/д, которые меня изначально интересовали, там есть потрясающая по драматизму глава №15, где он рассказывает о вве...
      605
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:26

      Печорский десант. 5-6 июня 1943

      Больше всего по красоте замысла и грамотному подбору цели из всех немецких диверсий на транспорте в ВОВ мне нравится операция абвера по подрыву Печорского моста в июне 1943-го. В самом деле - местность выбрана глухая, меры противодействия можно предпринять очень небыстро, глубочайший тыл с "мирным" мышлением охраны. Стратегический эфф...
      886
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 12:01

      Как управление Империей валялось на брусчатке и его надо было только подобрать

      Выше была затронута очень важная для понимания неуспешности исхода Мировой войны и успешности двух революций 1917 года тема - расслабленный, благодушный и замедленный темп управления такой сверхсложной геополитической субстанцией, как Российская Империя.По факту, высший слой гражданских управленцев Империи к 1915 году был абсолютно не приспособлен к реа...
      428
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:55

      На пороге революции или один день царского министра

      Всегда любил читать мемуары царских чиновников – они очень умиротворяющие, такие совершенно ненапряжные, расслабляющие… Оно и понятно: люди за десятилетия чиновной карьеры при последних царях привыкли к очень плавному стилю работы, без сверхусилий и надрывов. Вот реально – царский чиновник (по крайней мере, среднего и верхнего уровня) не перерабатывал, ...
      427
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:45

      Транспортные кризисы в войну. Часть 2, "заволжская"

      Продолжаем разбираться с транспортными кризисами войны. Первый по хронологии, "куйбышевский" кратко был мною обозначен ранее.Вторым серьёзным транспортным кризисом Великой Отечественной можно назвать коллапс движения на Северо-Западе СССР зимы 1941 - начала весны 1942 года. Этот кризис уже не был связан со столкновением грузопотоков, как куйбышевский, и...
      409
      Алексей Т. Опер 1 декабря 2020 г. 11:33

      Транспортные кризисы в войну. Часть 1, "куйбышевская"

      В продолжение вчерашнего видеоролика о железнодорожном сообщении в СССР в период Великой Отечественной войны нашел интересный цикл статей, где автор более углубленно рассматривает проблемы железнодорожного сообщения того периода. Уверен, что всем интересующимся историей он должен понравиться. Как говорит одна известная пословица: "Любители изучают такти...
      596
      Алексей Т. Опер 30 ноября 2020 г. 22:09

      «Дровяной кризис» и Северо-Печорская магистраль

      Осенью 1941 г. был потерян Донбасс и в воюющей стране возник острый дефицит угля. Из-за этого железные дороги Северо-Запада страны пришлось перевести на дровяное отопление. Это решение создало коллапс движения в этом районе и ухудшило снабжение фронтов. Расшивать пробки и восстанавливать нормальное движение пришлось нестандартными методами. Но по-настоя...
      594
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика