• РЕГИСТРАЦИЯ

В очередной раз про смыслы в культуре

7 452

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

После отчёта про этнографическую экспедицию в село Ужаниха почему бы не поднять (в очередной раз) тему смыслов в культуре. Понимаю, что для большинства обывателей поиски смыслов - как квантовая физика и что-то на грани бессмысленности; но стоит поменять слово "смысл" на слово "цель", и всё становится немного понятнее. Как обычно, будет обидно; в основном коллегам по опасному "культурному бизнесу".

На тему смыслов в культуре пишу постоянно; последняя большая статья на тему - из 2020-го года; но, строго говоря, поднимаю этот вопрос почитай что в каждой статье. Полгода назад писал большой цикл статей про русскую музыку и культуру; там также поднимал вопросы национальной идентичности, если хотите. Опять же, обывателю может быть непонятно, зачем это надо; но вот людям, которые "занимаются культурой", это должно быть важно. И тут всё не так однозначно.

Наш центр этнографии совсем скоро проводит большой фестиваль с приглашёнными звёздами, большими залами и насыщенной программой; всё это, конечно, хорошо - как минимум, это изрядно взбередит наше локальное болотце любителей народной культуры (без кавычек); возможно, у кого-то поменяется отношение к русской культуре вообще (не только к традиционной). Ведь "все же знают", что казаки - это под баян и пляска с ногами врастопырку; при встрече с наследниками традиций может постигнуть вас большое удивление. Впрочем, это касается любой традиционной культуры.

Но это всё пока что идёт разговор скорее за тусовку и в лучшем случае за искусство, то есть развлечение публики в сценических декорациях. С точки зрения культуры как таковой ничего не поменяется; и в этом - большая, я бы даже сказал, экзистенциальная проблема всего нашего движения. Большие фестивали и грандиозные мероприятия периодически проходят, и результат всенепременно нулевой; да, граждане "артисты" (строго говоря, в традиции нет никаких артистов и зрителей, есть просто небезразличные граждане) неплохо потусовались, и зарядились для будущих свершений; но вот культура какой была, такой осталась. Да, для этого нужно задаться вопросом "что такое культура" и, как бы странным не показалось, задуматься о смыслах (собственной) деятельности. А с этим - глубочайшие проблемы даже на уровне министерства нашего культуры, не говоря уже о рядовых исполнителях и участниках тусовки.

Проблема много глубже, чем может показаться на первый взгляд; "всё ж нормально", куча народу посмотрела туда и сюда; масса граждан приобщилась, и всё такое. Но что в итоге?.. Это касается, строго говоря, вообще всего в нашей жизни - от сельского хозяйства и до полётов в космос; но сегодня всё же ограничимся "культурными" рамками. В "обществе" сформирована определённая культура мышления, где культура - это концерты, театры, перформансы и всё вот это; но ведь это попросту неверно. Это подмена культуры искусством. Искусство - это тоже часть культуры, и, пожалуй, самый мощный инструмент по манипуляции этой самой культурой; но мы же не путаем лопату с кучей земли, которую нужно перекидать? А в культуре, получается, так можно.

Может показаться, что аффтар впал в казуистику и копается в очевидных вещах; но в этой статье мы разбираем смыслы культуры; и в таких вопросах нужно чётко понимать, о чём мы вообще говорим. Взять, например, футбол - в него можно играть ради результата, ради шоу, а можно - ради собственного удовольствия; процесс похож, но цели (читай - смыслы) могут быть различны. Если ты играешь с соседями по двору, то упарываться и ломать ноги категорически нельзя; а вот если играешь за сборную в решающем матче, то возможны варианты. А почему? И если такие вопросы имеют смысл в футболе, то почему мы их не задаём в культуре?..

В очередной раз не могу не поднять тему виртуализации - вместо реального результата, выражающегося в культуре общества без кавычек (кстати, что это?), сейчас всех причастных интересует вопрос "как удачнее провести мероприятие" и "как клёво выступить". Происходит подмена объективной реальности виртуальными конструктами - у меня на концерте было 100 зрителей, а тебя 20 - фу, ты лох. Рассматривал этот вопрос вот тут.

На всякий случай, если вдруг кто не понял предыдущего абзаца - никого не интересует собственно культурное состояние общества (если брать все слова без кавычек); пришло 100 человек - хорошо; пришло 1000 - в десять раз лучше. Но каков результат всего этого; что эти люди поняли и что вынесли из посещения мероприятия? Пусть даже мы находимся в логике проведения мероприятий. Забегая вперёд, скажу, что подобное поведение вполне нормально для анти-культуры современности; она рассматривает всё это простонародье и массы т.н. "зрителей" как нечто пассивное и не имеющее смысла (да, это важно); имеют значение и смыслы только культурные субъекты, а быдло всё равно не-субъектно в культуре, так что пусть выступает лишь в роли виртуальных очков - к тебе пришло 100 овец, ко мне 200. Не хотите овец, пусть будут бараны; смысл тот же.

Именно не-уважение к простому человечку (и через это - к обществу в целом) и позволяет игнорировать результат "культурной" деятельности; как и, строго говоря, какой угодно другой. Вы же не думаете, что руду добывают и потом из этого делают Жигули или Мерседес, чтобы вам было удобно?.. Но всё же давайте сбавим градус обличений; это я всё немного утрировал; всё же даже в дебрях Системы всё равно остаётся что-то человеческое, и полного расчеловечивания не происходит ни "тут", ни "там"; однако, если не задумываться о смыслах и целях, нет такого дна, которого нельзя пробить, даже на просторах Большого Театра.

Переходим ко второй части статьи; рассмотрим ту же проблему совсем с другой стороны. Недавно наткнулся в тытрубе на преподавателя вокала, который разбирает пение различных исполнителей, от Лучано Паваротти до Егора Летова. Интересный материал, если делать скидку на то, что разбирается исключительно техника, исключительно сольная, в рамках сценического исполнения, и прочие бла-бла-бла. Причём он часто упоминает, что оценивает исключительно вокал. Тем не менее, в ряде роликов (например, в обзоре на Капустину) он основные претензии сводит к неуместности исполнения; т.е. технически вроде всё нормально, но в итоге получается что-то не то. Вот только что техника была понад усе, а тут уже - результат измеряем в чём-то другом.

И таки да, в культурных вопросах мы не можем обойтись без вопросов "зачем"; просто зачастую они как бы очевидны, а иногда бросается в глаза несоответствие. Условный Дима Билан может исполнять всё технически идеально, но результат будет страшно всех бесить (любые совпадения случайны), и не менее условный Егор Летов может не попасть ни в одну ноту, но это никак не изменит его культурного воздействия на общество. Из написанного выше (и особенно - из расставленных ссылок) должно быть понятно, почему так получается; потому что культура - она не про исполнение, а про наши с вами нормы и ограничения, в том числе - в музыке.

В разборе Сектора Газа (да-да ;)) он упомянул интересную особенность; дескать, он поёт... слишком по-русски; а для сцены нужно другое звукоизвлечение; вот у нагло-язычных исполнителей оно совпадает с разговорным, а у русских нет. Отсюда вывод - надо по сути... петь по-наглийски. Вопрос отнюдь не праздный в наше тревожное время суток - у нас вроде как идёт волшебная операция, где чудо-богатыри бла-бла-бла; а в это же время певцы ртом должны всячески обезьянить за нашими вероятными партнёрами. Но даже если отбросить в сторону политику, мы всё равно натыкаемся на вопрос идентичности; наша современная "культура" - слишком явная калька "оттуда", что неизбежно приводит обывателя к вопросам - если тут то же самое, то зачем?.. Чем мы отличаемся?..

Строго говоря, и академическая оперная постановка голоса - также не-естественна для наших краёв и основана на итальянской традиции; но тут речь скорее про высокое искусство, у которого несколько другие функции, вплоть до терапевтических, о чём отдельно писал. Она по определению не-повседневна; а рассмотренное выше - это всё масс-культура, и неважно - поп это, рок или блюз; функции всего этого - погрузить обывателя в тёплую ванну и подкармливать его положительными эмоциями. Масс-культура - это повседневность для обывателя; и вот это всё в свете вышенаписанного воняет уже совсем другими запахами.

Не так давно моя банда проводила мероприятие про традиционный костюм; несмотря на неплохую площадку, на него пришло от силы 20 человек, чуть больше, чем выступающих. ;) Хотя потом в тытрубе и на других площадках набралось несколько тыщ просмотров, что непривычно много для нас. По сути да, мы все "работаем" не то, чтобы в стол, но - на будущее, оставляя за собой определённый след. Тот, которого нет и не может быть у масс-культуры, основанной на сиюминутном развлечении быдла. В этом-то и проблема, что нам приходится всё время идти против шерсти; петь не как все, а по-русски, и в том числе нести ценности, которые противоречат массовой культуре; потому, что традиционная культура ей таки противоречит.

Постоянно говорю, что традиционная (она же народная) культура - это культура (самого) народа; а любая другая - культура для народа. То есть идёт изнутри, а не снаружи. Нет ничего плохого в самом по себе факте культурного влияния со стороны искусства; оно для того и предназначено, и больше низачем не нужно; но мы должны понимать, что это самое воздействие происходит не в наших интересах (имею в виду простой трудовой народ, конечно), а в каких-то других. Да, тут всё просто так, кроме денег.

И вот в этом смысле простым проведением мероприятий (или даже непростым) тут никак не помочь; потому что против нас - вся махина масс-культа, которая в буквальном смысле паразитирует на обывателе, накачивая его чужими эмоциями. В условиях и без того тотальной перегрузки лишней информацией это в буквальном смысле разрушительно для психики; зато "мне нравится". И выйти из этой петли саморазрушения обыватель не может, ведь альтернатив по сути нет; т.н. "альтернативная музыка" просто паразитирует на другой аудитории, а по факту занимается ровно тем же.

Тут не обойтись без заныривания в вопросы Добра и Зла, чем регулярно занимаюсь в этом журнале; но это что-то уже как-то перебор для одной статьи. Но ещё раз напомню, что то, что нам нравится, нельзя заменять на Добро, и наоборот. Сладкоголосые дивы в 146% случаев разлагают ваш мозг (это антропологический факт, если шо), а суровые мужички и тётки, поющие про смерть и прочие мрачные вещи, вполне могут изменить вашу жизнь к лучшему; хотя в концепции "Добро - это то, что мне нравится", вы этого в принципе не способны осознать. Не потому, что вы - овца, а потому, что сейчас нормально жЫвотное поведение, и любое другое воспринимается как девиация. Хотя всё должно быть строго наоборот.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Вот и "ответ" на Орешник?
    • pretty
    • Вчера 14:23
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАВ ситуации с российским сухогрузом очень четко читается британский почерк: они всегда были мастерами на такого рода проделки. Умеют выбирать время, место и способ воздействия.Суд...

    Депутатский скандал: «народный избранник» заявил, что не хочет лететь с народом – и был снят с рейса

    Безобразная выходка ещё одного «народного избранника» взбудоражила страну. Сахалинский депутат внезапно ощутил себя, видимо, наследником какой-нибудь баронессы и заявил, что ему не прис...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 5 декабря 14:03

      О современном "искусстве" и культурной оккупации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖВ последнее время статьи что-то не складываются в "циклы" и поэтому выходят редко. Но вот, в очередной раз решил оттоптаться на теме современного "искусства"; правда, всё равно будет обидно, даже непричастным. Потому что речь пойдёт не за обывательские "нравится/не нравится", а как обычно в этом журнальчике.Идею подсказал извест...
      456
      Xommep 27 ноября 11:39

      О хороших и плохих людях

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ (хотя тема почерпнута тут, на КОНТе).Слегка провокационный заголовочек; в современном информационном поле он насквозь воняет морализаторством, но попробуем разобраться, что скрывается за этими, казалось бы, оче-видными понятиями. Как всегда, будет обидно.Ключевая проблема определения "хороший/плохой" для современников состоит в...
      278
      Xommep 22 ноября 12:33

      Про конкурентность

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Давненько не писал статей; последнюю неделю думаю над освещением вопроса конкурентности. Оказывается, пару лет назад уже писал большой цикл статей про конкуренцию; большинство вопросов этой статьи уже рассматривал там, но тут можно сделать определённую выжимку, и посмотреть на вопрос не только с точки зрения экономики, но и с т...
      246
      Xommep 7 ноября 13:41

      О нео-язе в левом движении

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Как говорится, мы староверы, и поэтому День народного единства по традиции отмечаем 7-го ноября. Вот в этот красный день календаря и хотелось бы рассмотреть вопрос нео-яза, то есть новой терминологии, отличной от классической, в левом движении.Тему этой статьи подсмотрел в ролике канала Трибун; почему-то нашёл его только на Тыт...
      295
      Xommep 24 октября 11:16

      Про крестьян

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Термин "крестьянин" отдаёт чем-то старорежимным, а то и уничижительным; почему так, попробуем разобраться. В кои-то веки не "культурная", а экономическая тема.Идея этой статьи родилась на ровном месте - из спора с неадекватом в каментах к статье anlazz. Сам по себе спор не стоит выеденного яйца, но что нас не убивает, делает си...
      295
      Xommep 17 октября 12:00

      Про китч

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вслед за статьёй про феномен шоу пора разобрать другой феномен - неминуемое перерождение любого искусства в китч.Залётным листателям может показаться, что тут в журнальчике обсуждаются скушные высоколобые темы, которые его не касаются; но в последнее время как раз обсуждаем вопросы, касающиеся практически любого. Слегка опосред...
      417
      Xommep 8 октября 10:43

      Про феномен шоу

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю ковыряться в около-культурных вопросах; после очередного обличения культ-работников хотелось бы в очередной раз покопаться в психологической теме - как то, что нам нравится, по сути нас убивает. Да, именно такими словами.Толчком к написанию этой статьи стал фоновый просмотр ролика известного блюзового музыканта Биби К...
      440
      Xommep 24 сентября 13:48

      Про культ-работников, творчество и самовыражение

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю обличать культ-работников; после статьи о конце специализации вернусь снова к "культурным" вопросам; в очередной раз покажу, почему современная специализация в "творческих" профессиях работает не во благо, а во вред простому трудовому народу. На эту тему тоже уже писал, но давно, так что не грех и подновить материал.Н...
      249
      Xommep 24 сентября 11:10

      Про культ-работников и конец специализации

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В продолжение статьи о культ-работниках; в этот раз отойду от цикла про культурный фон и поговорим про более понятные, хотя и не всем очевидные вещи. А именно - про демографию, и почему она вскорости должна прикончить культ-работников в том виде, к которому мы привыкли.В последних пессимистических статьях регулярно говорю, что ...
      363
      Xommep 19 сентября 13:45

      Про культурный фон и культ-работников; снова пессимистическое

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл о культурном фоне; после статьи о законе больших чисел в культуре пришла пора ещё раз поговорить о культ-работниках, в широком смысле этого слова - не только чиновниках и артистах, но и о блогерах и прочих культурных субъектах, влияющих на культурный фон. И снова тут будет беспросветный мрак; не столько потому, ч...
      317
      Xommep 17 сентября 14:00

      Про культурный фон и закон больших чисел

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей про культурный фон; которые, в свою очередь, берут начало в статьях о Будущем. В этот раз попробую сравнить его работу с законом больших чисел; аналогия не прямая, но эффект схож.С культурным фоном всё более-менее понятно; это все те культурные артефакты, которые окружают обывателя в его повседневной жизни...
      331
      Xommep 16 сентября 13:26

      Про культурный фон и идеализЪм

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю статьи про культурный фон, который выросли из цикла о Будущем; желательно бы ознакомиться вперёд с постановкой вопроса. В этот раз попробую показать, почему попытки решить проблемы современного общества "культурными" методами - идеалистическое заблуждение; хотя я регулярно намекаю именно на культурные методы изменения...
      280
      Xommep 12 сентября 12:43

      Про культурный фон; про "знать" и "понимать"

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей, начатых статьёй о будущем; рассматриваем понятие культурного фона. В предыдущей части в общих чертах разобрали, что это такое; а в этот раз более подробно рассмотрю, почему сейчас следовать в кильватере этого самого культурного фона опасно и вредно для каждого человека и парохода.Обычно пишу на широкие те...
      213
      Xommep 12 сентября 12:34

      Про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье о прошлом и будущем упоминал про культурный фон, да вот что это такое, толком и не раскрыл. Хотя любой осмысленный текст представляет из себя определённый культурный фон, всё равно хотелось бы понимания, что же это такое. Например, основной задачей своих статей считаю даже не призывы к действию, а именно фор...
      220
      Xommep 10 сентября 12:02

      О прошлом и будущем; про культурный фон

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Продолжаю статью о будущем; читать вперёд её. В прошлый раз было пессимистическое описание; и в этот раз будет тоже, но сегодня будет больше указаний, что делать, то есть хапанём уже немного оптимизЪма. Но это не точно.Многим до сих пор непонятно, зачем нужно изучать прошлое, чем, например, мы занимаемся в своих искпедициях. Со...
      340
      Xommep 9 сентября 12:31

      О будущем; пессимистично-оптимистичное

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вернулся из очередной экспедиции в Забайкалье; ездим туда уже который год за всякой стариной, материальной и не материальной; и в ходе поездки родилась идея написать эту статью. Собственно, зачем мы всем этим занимаемся. 11 лет назад писал статью на аналогичную тему, в которой описывал ответы на вопросы, зачем копаться в стари...
      502
      Xommep 2 августа 13:19

      Про проблему миграции

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Отойду в сторону от последних тем и подниму заведомо хайповую тему миграции и мигрантов; но попробую рассмотреть ситуацию с разных сторон, а не как обычно в этих ваших интернетах.Тема миграции и мигрантов довольно болезненна во многих странах мира; например, периодически пытаются запретить упоминать национальность преступников....
      494
      Xommep 30 июля 11:10

      Про уважение к прошлому

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.Отойду наконец от цикла про идеализЪм и попробую обозреть тему уважения к прошлому - к старшим, к родителям и так далее. Обычно этот вопрос сводят к морализаторству, но давайте посмотрим на него с точки зрения логики и культуры.Регулярные листатели этого бложика знают, что я занимаюсь традиционной культурой; то есть с точки зре...
      378
      Xommep 25 июля 12:36

      Про идеализЪм в полит-дискуссиях и пропаганде

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.После небольшого отскока в сторону экономики продолжу цикл о идеализме в культуре; попробую рассмотреть заведомо хайповую тему интернет-дискуссий и пропаганды в целом. В очередной раз попробуем посмотреть на эти процессы не с точки зрения "нравится/не нравится", а "как это работает".Поводом к написанию данной статьи послужила з...
      245
      Xommep 19 июля 11:36

      Про идеализм в экономике

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу цикл статей про идеализЪм; от темы культуры перейду к экономике. По идее с этого надо было бы начинать; бытие определяет сознание, и всё такое; но про экономику и так пишут все подряд, а про культуру (если не путать её с искусством) - почти никто. Но в теме разбора философии идеализЪма без экономики обойтись нет никако...
      328
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика