• РЕГИСТРАЦИЯ
Лавров троллит секретаря ООН, сравнивая его с завхозом — видео в Телеграм Конта

От Ноя до Евера. Изначальное единобожие

25 3196

Изначальное единобожие было на земле от Ноя и его детей - Сима, Хама, Иафета. Предлагаю взглянуть на доказательства этого, собранные и систематизированные в 20-м веке. Для полноты картины рекомендую ознакомится с предыдущей статьей - Церковь от Ноя до Евера.

Преемники В. Шмидта показали, что феномен почитания Бога Небесного существует практически у всех народов Земли и, что самое интересное, почти везде Он является «праздным Богом». «Почти для всех небесных богов характерно отсутствие культа и прежде всего отсутствие какого-либо календаря сезонных ритуалов», — пишет крупнейший религиовед современности Мирча Элиаде. Бог Небесный слишком далек или слишком хорош (в смысле, «и так поможет»), чтобы Его почитать, считают язычники. О Нем вспоминают или при особой тайной инициации (как у австралийцев-аборигенов), или во время бедствия, которое нельзя отвести, обратившись к обычным духам, — например, урагана или эпидемии (по принципу «пока гром не грянет — мужик не перекрестится»).

Интересно, что этот Небесный Бог всегда четко отличается от иных божеств или духов тем, что Он всеведущ, несотворен и нерожден, абсолютно запределен и не имеет изображений, ибо невидим. Он является, несмотря на свою удаленность от мира, судьей и создателем нравственного закона (с чем, видимо, и связано отсутствие Его почитания, ибо Его не подкупишь). Важно то, что, несмотря на существование множества самых различных космогонических систем, с небесным Богом практически всегда связано представление о том, что Он сотворил мир и человека (или первочеловека). Очевидным является тот факт, что современное религиоведение, не желая того, подтвердило библейский тезис о первоначальном монотеизме.

В качестве иллюстрации тезиса о повсеместном почитании Бога Небесного приведем список Его имен у самых разных народов, который мы составили на материале «Мифологического словаря» (М., 1992).

Народ: Имя Бога

Корейцы: Ханыним (Небесный), Си имён (Всевышний), Чхондже (Владыка неба), Чхонван (Нейесный Государь), Чхонсин (Небесный дух), Санхон (Верховный небесный Владыка), Окхван Сандже (Нефритовый Верховный Владыка).

Обские угры: Нуми-Торум.

Манси: Коре-Торум.

Самодийские ненцы: Нга, Нум.

Чеченцы и ингуши: Дяла.

Динка: Ньялич.

Качины: Нфанва.

Группа народов банту: Ньямбе, Ндьямбе, Нзамби, Ндьямби-Калунга.

Ао, нага: Лунгкиджимгба.

Чибча-муиски: Чиминигагуа.

Коми: Ен.

Хананеи: Ель Елион, Илу.

Арии: Варуна, Дьяруспитар.

Игбо: Чи, Чинеке.

Мяо: Ндо-Тьы.

Вьеты: Нгаук Хоанг.

Нуэр: Квот, Котт, Кот.

Батаки (о. Суматра): Мула Джади.

Кечуа (инки): Виракоча.

Ибибио: Обумо.

Вини: Огбора.

Финны: Юмала.

Сиу: Вакан.

Ирокезы: Оренда.

Алгонкины: Маниту.

Экой, Фон: Об ас и-Оса Маву-Лиза.

Иоруба Меланезийцы: Олорун, Агунуа.

Арабы Догон: Аллах, Ачма.

Зунья Эдэ (Вьетнам): Авоиавилона, Аедие.

Микронезийцы, Мари: Ио Кугу-Юмо.

Абхазы и абазин, Мон-кхмерские народы: Анцва, Нду.

Китайцы: Шан-ди (Небесный Владыка), Тянь, Тянь-ди

Отметим, что в ряде случаев изначально чистое представление о Боге замутнено и смешано с различными мифологиями. С этим фактом, например, связан вопрос об адекватном переводе библейских понятий на различные языки. (Так, в Китае имел место спор об уместности употребления термина «Шан-ди» по отношению к Господу.) Также приходится учитывать тот факт, что многие религиоведы, связанные эволюционными предрассудками, отвергают те свидетельства о существовании веры в Единого Бога, которые могут носить хотя бы малейшие следы христианского или исламского влияния. Это ограничение отбрасывает те представления народов, которые органично влились в возвещенную им истинную веру.

Просветитель Камчатки митр. Нестор так описывает веру коряков: «Коряк-язычник точно так же верует в Великого Светлого Бога, обитающего на Небесах, почитая Его единым Богом всех народов. Но язычник считает себя бессильным молитвенно или жертвенно повлиять на Светлого Бога, определяющего в загробной жизни бытие каждой души человеческой. В оправдание приносимых темным духам жертв туземец говорил, что у каждого народа, в каждой отдельной стране есть свой всесильный дух-покровитель, невидимый властелин над телом и душой человека, покровитель животного мира и повелитель над грозными стихиями природы. А потому он умилостивляет и как бы подкупает этого духа кровавыми жертвами в надежде таким путем получить богатство, здоровье и благополучие в земной жизни. Шаманизм, таким образом, ведает только материальной стороной жизни, а нравственного начала в себе не несет».

Еще более удивительны сообщения, приводимые Даном Ричардсоном, о народах Восточной Азии. Сведения эти содержатся в труднодоступном источнике, и потому приведу большие цитаты из этого автора.

«В 1795 году неподалеку от Рангуна в Бирме случилось следующее происшествие.

- Если жители этой деревни не бирманцы, то как же они тогда себя называют? — спросил английский дипломат, одетый в пробковый шлем.

- Карены, — ответил его бирманский проводник...

- Ладно, — сказал британец, — поглядим, как выглядят эти кэриан.

Оказалось, что «кэриан» еще больше любопытствовали узнать, как выглядит сам англичанин. Эта первая встреча с белокожим европейцем привела в возбуждение всю деревню. Как привлеченные пламенем мотыльки, жители облепили дипломата, который только слегка отклонялся, когда смуглые жилистые руки протягивались, чтобы коснуться его плеч или щек.

Бирманский проводник, между тем, сказал о них пренебрежительно: 

- Осторожней! Они совсем дикие, эти люди с холмов. Думают только о том, чтобы украсть или подраться. — Он усмехнулся.

Но это было совсем не так. На самом деле, среди множества племен в Бирме карены являлись наиболее развитым. Однако бирманцы столетиями преследовали и эксплуатировали их, заставляя оправдывать вышеприведенное определение. Да и бирманские буддисты не могли простить каренам упорную приверженность к собственной религии, несмотря на неустанные попытки бирманцев превратить их в поклонников Будды. Но англичанин все равно уже не слушал своего проводника. Веселье, которое он почувствовал в голосах каренов, покорило его. Каждый мужчина вокруг него, каждая женщина и каждый ребенок излучали радостное доброжелательство.

«Какая ободряющая разница с привычной отчужденностью бирманской толпы по отношению к иностранцам», — подумал он.

Карен, умевший говорить по-бирмански, что-то объяснил проводнику.

- А вот это уже интересно, — сказал бирманец. — Эти дикари надеются, что, может быть, вы — тот самый «белый брат», которого весь их народ ждет с незапамятных времен.

- Вот как? — проговорил дипломат. — Спроси их, что же этот «белый брат» должен сделать, когда он придет?

- Он должен принести им книгу, — отвечал бирманец, — Точно такую книгу, как та, что их предки потеряли давным-давно. Вот они и спрашивают — да прямо вздохнуть боятся, — не принесли ли вы ее.

Англичанин громко расхохотался.

- И кто же, скажи на милость, автор книги, способной так заворожить этих неграмотных людей?

- Они говорят -— это книга И-Ва, Высшего Бога. Еще они говорят... — но тут бирманец остановился в затруднении, и лицо его стало мрачнеть. — Они говорят, что, вернув им потерянную книгу, белый брат освободит их тем самым от угнетателей...

- Скажите им, что они ошиблись, — распорядился он, надеясь успокоить бирманца. — Я не знаком с этим богом по имени И-Ва. Нет у меня и ни малейшего понятия, что это может быть за «белый брат».

Дипломат, сопровождаемый проводником, быстро зашагал прочь от деревни. Полные недоумения сотни каренов следили за тем, как он уходит. Они не устраивали политического заговора. Они просто со всей искренностью повторяли предание, преследовавшее их с древнейших времен.

- Неужели наши праотцы ошибались? — спросил молодой карен.

- Не беспокойся, — отвечал ему более старший, пытаясь обнадеживающе улыбнуться. — Однажды он придет.

Могут не сбыться другие пророчества, но это сбудется наверняка.

Вернувшись в только что основанное в Рангуне британское посольство, дипломат доложил о странной встрече в деревне каренов своему начальнику, подполковнику Майклу Саймсу. Саймс, в свою очередь, упомянул о ней в документе, озаглавленном «Отчет посольства в королевстве. Два за лето 1795», изданном тридцать два года спустя в Эдинбурге, в Шотландии...

Начиная с 1824 года Британия приступила к серии нападений на Бирму и в конце концов стала править этой экзотической страной в течение почти целого столетия. Но еще до британского вторжения история зарегистрировала вторую встречу иностранцев с каренской традицией утерянной книги. В 1816 году один мусульманский путешественник забрел в отдаленную деревушку каренов примерно в двухстах пятидесяти милях от Рангуна. Карены тщательно обследовали его, как они обследовали каждого иностранца, попадавшего к ним, особенно белокожего, надеясь встретить своего «белого брата». Ну что ж, мусульманин оказался не то чтобы очень белокожим, но среди вещей у него была книга. И он утверждал, что в книге говорится об истинном боге. Видя, как сильно они зачарованы книгой, мусульманин отдал ее в качестве подарка пожилому каренскому мудрецу. Потом люди говорили, что он предложил им молиться этой книге, но кажется маловероятным, чтобы мусульманин мог дать совет такого рода. Вероятно, он просто сказал, чтобы они хорошенько ее поберегли до того дня, когда им повезет и появится учитель, который переведет им эту книгу. Мусульманин продолжил свое путешествие и больше не возвращался. Старец, получивший книгу, обернул ее в кисею и спрятал в особую корзину. Постепенно у жителей деревни выработался ритуал поклонения священной книге. Старик же нарядился в цветастое одеяние, приличествовавшее его роли хранителя книги, и носил особую дубинку в качестве символа своей духовной власти. И что горше всего — он сам и его народ держали постоянные бдения в ожидании учителя, который однажды явится в деревню и откроет их разумению содержание священной книги.

Но это еще не все. Наверное, в тысяче, а то и больше, каренских деревень Бирмы люди, называемые букхо, — своеобразные наставники, представлявшие не злых духов, а самого И-Ва, истинного Бога (да-да, карены действительно почитали их пророками Истинного Бога), — так вот, эти наставники неустанно напоминали каренам, что пути И-Ва и пути злых духов не схожи. Однажды букхо окончательно подтвердили, что народ каренов должен целиком вернуться на пути И-Ва.

На самом же деле, эти каренские пророки просто обучали народ гимнам, передаваемым из поколения в поколение только устными пересказами... С помощью этих гимнов благоговейный страх и почитание И-Ва, Бога истинного, хранились живыми в сердцах каренов, не позволяя им опуститься до буддизма с его идолопоклонничеством.

Один из этих гимнов превозносит вечность существования И-Ва:

И-Ва бессмертен, жизнь его длинна.

Проходит вечность — не умирает он!

Проходит другая — не умирает он!

Он совершенен в своих достоинствах.

За вечностью следует вечность — не умирает он!

Другой гимн восхваляет И-Ва как Творца:

Кто сотворил мир с самого начала? И-Ва сотворил мир с самого начала! И-Ва расставил все по местам. Непостижимый И-Ва!

Еще в одном гимне передается глубокое постижение всемогущества и всеведения И-Ва одновременно с пониманием недостаточной близости к нему каренов:

Всесилен И-Ва, и мы не уверовали в него.

В глубокой древности создал И-Ва человека;

Он знает все в совершенстве?

Вначале создал И-Ва человека;

Все ведомо ему — от начала до нынешних времен?

О дети мои и внуки! Вся земля — след стопы И-Ва.

И небеса — место, где он восседает.

Он видит все, и мы — его зримое свидетельство.

В каренском рассказе о человеке, отпавшем от Бога, содержатся потрясающие параллели с первой главой Книги Бытия:

Изначально построил мир И-Ва. Он определил — что есть и что пить. Он создал «плод испытания». И указания его были точны. Му-ко-ли [Сатана] подверг соблазну двух людей. Из-за него они отведали плод от древа испытания. Не послушались они, не поверили И-Ва... И, поев плода испытания, беззащитными стали перед болезнями, старостью и смертью... 

Алонзо Банкер, который в конце XIX века прожил 30 лет среди каренов, так рассказывает о типичном вечернем уроке, проводимом каренскими букхо в джунглях Бирмы, неподалеку от Таунгу: «Почти невозможно описать ни торжественный и почтительный тон, с которым эти белые как лунь старики перечисляли вслух свойства И-Ва, ни то, с каким благоговейным вниманием слушали их дети... они были словно магнитом притянуты к этой группе старцев. Затем на некоторое время воцарилась тишина, сопровождавшаяся лишь треском хвороста и бамбука в костре. И вот старый деревенский пророк поднялся и, протянув руки, как для благословения, произнес:

— О дети и внуки! Некогда И-Ва любил каренов больше

всех других народов. Но они ослушались его повеления, и по

этой причине... теперь мы страдаем. Из-за проклятия И-Ва

бедственно наше теперешнее положение, и нет у нас книг.

И вдруг, как будто великая надежда озарила его лицо, когда, подняв глаза к звездам, он воскликнул:

— Но И-Ва вновь проявит к нам сострадание и опять будет любить нас превыше прочих. И-Ва спасет нас снова! Это из-за [того что мы послушались] слова Му-ко-ли мы страдаем.

— Сотворив Та-наи и И-у, поместил их И-Ва в сад и сказал: «Семь разных деревьев я создал для вас... и семь разных плодов они несут на себе. Есть среди семи деревьев одно, плоды которого есть не следует... Стоит вам отведать их, и вы станете стареть, сделаетесь больными и умрете... Ешьте и пейте с осторожностью. Я буду навещать вас раз в семь дней». Как-то явился к мужчине и женщине Му-ко-ли и сказал: «А вы почему здесь?» «Отец наш здесь нас поселил», — отвечали они. «Чем вы тут питаетесь?» — спросил Му-ко-ли. «Господин наш И-Ва создал нам пищу — пищу, которая не кончается». «Покажите мне вашу пищу», — сказал Му-ко-ли. Они стали указывать на плоды, говоря: «Вот этот — вяжет, а этот — сладкий, этот — кислый, этот — горчит, вон тот — пряный, а этот — жгуче-острый... Но вкуса этих плодов мы не знаем — кислы они или сладки. Отец наш, господин И-Ва сказал: «Не ешьте плодов этого дерева. Если съедите их, вы умрете». Тогда Му-ко-ли сказал: «Это не так, дети мои. Ваш отец И-Ва сердцем не с вами. Это сочнейшие и сладчайшие плоды... Если вы отведаете их, вы обретете сверхъестественную силу. Вы сможете вознестись на небеса... Я люблю вас и говорю правду, ничего от вас не утаивая. Если вы мне не верите — не ешьте этих плодов. Но если вы только попробуете их, тогда вы будете знать все...»

Далее в этой истории мужчина Та-наи отказывается от соблазна и уходит прочь. Женщина же задерживается, поддается искушению и пробует плод, а затем соблазняет и своего мужа, который тоже его отведывает. Рассказ Алонзо Банкера продолжается:

— Женщина вернулась к Му-ко-ли и сказала: «Муж мой поел плода». Безумно расхохотался Му-ко-ли: «О, побежденные мной мужчина и женщина! Вы послушались моих слов и подчинились мне». На следующее утро И-Ва пришел их проведать. Но они не пошли за ним, как бывало, воспевая ему хвалу. И-Ва приблизился к ним и сказал: «Зачем вы отведали плоды дерева, с которого я запретил вам есть?.. Теперь вы будете стареть, начнете страдать от болезней и умрете». Прокляв человека, И-Ва покинул его... Со временем пришли болезни. Заболел один из детей Та-наи и И-у. Тогда они сказали друг другу: «И-Ва отказался от нас. Мы не знаем, что делать. Надо пойти и спросить Му-ко-ли». Итак, они пошли к Му-ко-ли и сказали ему: «Мы поверили твоему слову и отведали плодов. Теперь наш ребенок заболел... Что ты нам посоветуешь?» «Вы не подчинились своему отцу, господину И-Ва, — отвечал Му-ко-ли. — Вы послушались меня. Отныне, раз вы покорились однажды, подчиняйтесь мне до конца».

Затем старый пророк, все продолжая древнюю стихотворную притчу своего народа, рассказал, как Му-ко-ли научил их основным жертвоприношениям, необходимым в случае разных болезней. Эти жертвы следовало приносить его слугам — натам (духам), которые распоряжались каждой болезнью, равно как и несчастьями.

Рассказал старик и о том, как Му-ко-ли научил их колдовать с помощью птичьих костей, которые стали для этих жителей холмов средством разрешения почти всех жизненных проблем.

Алонзо Банкер приводит и каренскую «Песню надежды», выражающую их ожидание неизбежного возвращения И-Ва:

В назначенный срок И-Ва придет. ...Мертвые деревья зазеленеют и расцветут... Засохшие деревья будут снова цвести и благоухать. Придет И-Ва и приведет великую Тау-Ти [Тау-Ти, по-видимому, имя священной горы] Давайте же вознесемся духом и помолимся.

Еще одна песня надежды говорит о царе, который возвратится:

Добрые люди — добродетельные —

Войдут в серебряный город, в город из серебра.

Праведные люди — праведники —

Войдут в новый город, в невиданный город.

Те, кто верит своим отцу и матери,

Возрадуются в золотом дворце.

Когда придет царь каренов,

Будет только один правитель.

Когда придет царь каренов,

Не станет ни богатых, ни бедных.

Несмотря на постоянно присутствовавшее и распространявшееся влияние в Бирме буддистского идолопоклонничества, каренские пророки неустанно укрепляли свой народ в противостоянии идолопоклонству, с помощью подобных изречении:

«О дети и внуки! Не молитесь идолам или священникам! Не дадут вам никаких выгод эти молитвы, тогда как грехи ваши возрастут стократно».

Святой обязанностью является также уважение к родителям:

«О дети и внуки! Почитайте отца и мать и благоговейте перед ними! Ибо, когда вы были малы, их забота о вас была не заботой москита, который вас укусил. Согрешить против родителей — страшное преступление».

Пророчествующие о Всевышнем среди каренов подчеркивают также обязанность человека любить Бога и своего ближнего:

«О дети и внуки! Любите И-Ва. И не так, чтобы лишь упоминать его имя [всуе]. Если вы лишь произносите его имя [всуе], Он уходит от нас все дальше и дальше! О дети и внуки! Не ищите удовольствия в спорах и скандалах, но любите друг друга. И-Ва глядит на нас с небес. И если мы не любим друг друга, это значит, мы не любим И-Ва».

Каренам, которые нарушили закон, предлагается раскаяться и уповать на милосердие И-Ва:

«О дети и внуки! Если мы раскаемся в наших грехах, и прекратим творить зло, удерживая наши страсти, и станем молиться И-Ва, он снова подарит нам свое милосердие. Если у И-Ва не будет для нас прощения, никто не сможет его нам дать. Он — единый, кто нас спасет — И-Ва».

Не упущена и важность молитвы:

«О дети и внуки! Молитесь И-Ва неустанно и ночью и днем»...

В одном из их гимнов говорится:

Сыновья И-Ва, белые чужеземцы, обрели слово И-Ва. Белые чужеземцы, сыновья И-Ва обрели слово И-Ва давным-давно.

Где-то в 30-е годы прошлого столетия к английскому губернатору Бирмы обратился с речью карен по имени Сау-Куа-Ла. Он сказал, что европейцы, «белые чужестранцы», вначале были младшими братьями каренов. Карены, будучи старшими братьями (и жутким сбродом, каковым они в то время являлись), по неосмотрительности потеряли свою книгу И-Ва. Белые же братья свою бережно сохранили. В результате белые люди стали праведниками, и известны как «проводники к Богу». К тому же они научились плавать через океаны на кораблях с «белыми крыльями».

Алонзо Банкер сводит воедино предания каренов: «Спаситель [для каренов].., должен был быть «белым чужеземцем», явиться с запада, из-за моря на «белых крыльях» [парусах] и принести «белую книгу» И-Ва. Некоторые варианты предания говорят, что книга должна быть золотой и серебряной» (Д. Ричардсон. Вечность в их сердцах. Орел: Апологет, 2007. 192 с.).

К сожалению, до сих пор к этому народу не явились настоящие вестники истинного Бога с золотой книгой — православные миссионеры. Как не пришли они и к их соседям — качинам, ва, лаху, кая, лису, нага, мису и другим племенам Индокитая, до сих пор ждущим посланников Бога с драгоценной книгой, причем некоторые из них даже готовили специальные комнаты в доме, в которых каждую ночь зажигался светильник в ожидании пришествия посланника. Вместо них пришли баптисты, которые обратили часть их в свое суеверие и посеяли между ними семена сектантства, захлеснувшего новообращенных. Когда же наконец надежды этих народов сбудутся? Решать благочестивым читателям.

Подобные предания содержаться и у племени санталов, проживающих в Восточной Индии. Норвежский миссионер Ларе Скрефсруд проповедал им Христа и в ответ услышал, что «сантальские мудрецы, и среди них один по имени Колеан, восклицали: «Сказанное этим чужестранцем, должно быть, означает, что Такур Джиу не забыл нас после всех этих долгих лет

У Скрефсруда прервалось дыхание. Такур было сантальское слово, значившее «истинный», Джиу — означало «бог».

Бог истинный?

Было отчетливо видно, что идея, представленная Скрефсрудом, говорившим о едином высшем Боге, не была для них новостью. Сантальские мудрецы, вежливо оставив в стороне терминологию, которой он пользовался для обозначения Бога, утверждали, что правильное имя, которое следует использовать, это Такур Джиу. Это имя явно было у них на устах уже очень долгое время.

— Откуда вам известно о Такур Джиу? — спросил

Скрефсруд, вероятно, слегка сбитый с толку.

— Наши праотцы знали его издавна, — отвечали сияющие санталы.

— Прекрасно, — продолжал норвежец, — тогда у меня есть еще один вопрос. Раз вы знаете о Такур Джиу, почему же вы служите не ему, а солнцу или, еще того хуже, недобрым духам?

В лицах окружавших его санталов появилась печаль.

— А это уже грустная сторона дела, — отвечали они.

Затем сантальский мудрец по имени Колеан выступил вперед и сказал:

— Давайте я расскажу эту историю с самого начала.

Не только Скрефсруд, но и все собрание более молодых санталов хранило молчание, пока Колеан, который был, по всей видимости, старейшиной, разворачивал свой рассказ, сметавший пыль с древних устных сантальских преданий.

Давным-давно, говорил Колеан, Такур ДжиуБог Истинный — создал первого человека — Харама и первую женщину — Айо и поселил их на далеком западе Индии, в местности под названием Хайхири-Пайпири. Там существо по имени Лита подвергло их искушению сварить рисовую брагу. Потом Лита соблазнила их вылить часть браги на землю, как бы в дань Сатане. От того, что осталось, Харам и Айо опьянели и заснули. Проснувшись, они обнаружили, что сознают свою наготу, и почувствовали стыд.

Скрефсруд не успевал изумляться библейским параллелям в истории Колеана.

Но рассказ продолжался.

Айо родила Хараму семь сыновей и семь дочерей, которые, переженившись, основали семь семей. Семьи эти переселились в место, называемое Крой Каман, где вскоре совершенно развратились, Такур Джиу призывал людей вернуться к нему, но они не послушались. Тогда он укрыл «святую пару» в пещере горы Харата (заметьте схожесть названия с библейским Араратом) и уничтожил всех остальных в потопе. Позже потомки «святой пары» размножились и переселились на равнину, называвшуюся Сасан Беда («горчичное поле»). И там Такур Джиу разделил их на множество народов.

Одна из ветвей человечества (назовем ее протосанталы) сначала переселилась в землю Джарпи, а затем продолжала двигаться на восток «сквозь леса и леса», пока им не преградили путь высокие горы. В отчаянии они искали проход, но все тропинки были непроходимы, по крайней мере, для их женщин и детей. Не так уж отличаясь в этом от сынов Израиля в Синае, люди в путешествии совсем обессилели.

В те дни, — объяснял Колеан, — будучи потомками святой пары, «протосанталы» еще считали Такур Джиу истинным Богом. Но, оказавшись перед лицом такого испытания, они утратили веру в него и сделали первый шаг к поклонению духам. «Духи этих великих гор преградили нам путь, — решили они. — Нечего ждать, давайте склонимся перед ними и принесем клятву верности, чтобы они позволили нам пройти». И они заключили договор с Маран Буру — духом великих гор, говоря: «О, Маран Буру, открой нам пут» — и мы станем поклоняться духам, как только окажемся по другую сторону».

Без сомненья норвежцу казалось прежде странным, что сантальское имя злого духа буквально означало «дух великих гор», тогда как на нынешней земле санталов никаких высоких гор не было. Теперь ему все стало понятно.

— Но буду краток, — продолжал Колеан. — Они отыскали дорогу сквозь горы в сторону восходящего солнца (Хайберский перевал?), и назвали этот проход Бейн, что значит «дневные врата». Так протосанталы проникли на равнину, которую мы зовем сейчас Пакистаном и Индией. Последующие переселения привели их еще восточнее, в пограничный район между Индией и теперешней Бангладеш, где и живут теперь современные санталы.

Связанные клятвой, а не из любви к Маран Буру, начали санталы заниматься духопочитанием, колдовством и даже солнцепоклонством.

— Сначала у нас не было богов, — прибавил Колеан. — Наши древние предки были послушны лишь Такуру. Но после того как нашлись другие боги, мы стали день ото дня забывать Такура все больше и больше, пока от него не осталось одно имя. В наше время некоторые говорят, что Такур — это бог солнца. Справляя религиозные обряды... [кое-кто] поднимает глаза к солнцу и обращается к нему, как к Такуру. Но наши праотцы учили нас, что Такур — бог особый. Он не может быть виден людским зрением, но сам видит все. Он сотворил весь мир. Он поместил все на свои места и питает всех — и великих, и малых.

Подобных примеров изначального единобожия, сохранившегося до наших дней, у «наиболее примитивных народов» можно привести еще много. Но и сказанного достаточно, для того чтобы понять: христианство не чуждо язычникам, а составляет ту забытую весть, о которой тоскуют в своих заветных мечтах все народы Земли.

Однако здесь стоит рассмотреть одно возражение, которое могут высказать безбожники. Оно заключается в том, что все современные свидетельства в пользу единобожия могут быть заподозрены во влиянии христианства {которого, впрочем, не замечают сами полевые исследователи). Ответ на это у нас будет такой. Во-первых, все современные представления о первобытной религии основаны на тех же наблюдениях за «примитивными народами», а они свидетельствуют в пользу верности Библии, а во-вторых, существует ряд письменных памятников дохристиансткой эпохи, говорящих об этом же феномене.

Священник Даниил Сысоев

Предыдущая статья:

Церковь от Ноя до Евера

По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    Набили «шишек» полные гробы. Вместе с F-16 уничтожены большие чины из НАТО

    Несколько часов назад начали поступать первые подробности российского ракетного удара по военному аэродрому ВСУ в Староконстантинове. По данным, которые удалось собрать по информации пр...

    Блестящая дипломатия Зеленского

    То, о чём так долго говорили большевики – случилось (оно всегда так, если большевики что-то говорят – так и будет). Зеленского и украинушку сливают. Проклятая вата, как обычно, оказа...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Как выстраивать здоровые отношения?

      ОБРАЗЦОВЫЙ ПОДКАСТ №11Телеведущая СПАС, Екатерина Мацвей с психологами в нашей студии.Тема беседы является актуальной по тому на наш взгляд, что современные молодые люди разучились выстраивать здоровые отношения с момента первой встречи вплоть до нахождения в браке.С чего стоит начать знакомство? Как выстроить границы в отношениях и донести до любимого человека свою х...
      242

      Токсичные отношения

      Давайте сегодня попробуем разобраться с вопросом, кто же такие «токсичные люди» и какие отношения мы можем называть «токсичными », «Токсичными» в популярной психологии называют людей, которые «отравляют» жизнь окружающим: после общения с ними ощущаются упадок сил, подавленность, низкая самооценка.К «токсичным» обычно относят людей, для которых характерн...
      230

      Слухи. Как себя вести?

      Что делать со слухами, которые распускают у вас за спиной?Игнорируйте их — это самая главная защита. А еще – не сплетничайте сами.Если люди распускают слухи о вас из-за скуки или желая компенсировать собственную неполноценность и привлечь к себе внимание, ваша эмоциональная реакция бессмысленна, даже наоборот, она может убедить людей в правдивости случа...
      294

      Почему люди так заинтересованы в эзотерике?

      Эзотерика обычно обещает, фактически «гарантирует», быстрый и весьма привлекательный результат.Эзотерика помогает избавиться от сложного чувства ответственности за себя и свою жизнь, делает ответственность абстрактной – легко свалить вину на звезды, подтекание жизненной энергии, засоренные чакры, отсутствие контакта с Вселенной, в конце концов – на друг...
      251

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      210

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      148

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      189

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      293

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      243

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      244

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      348

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      177

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      776

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      222

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      274

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      237

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      3991

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7401

      Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

      О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы...
      2760

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1948
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика