• РЕГИСТРАЦИЯ

Святой пророк Аггей

20 3455

Сегодня, 29 декабря Церковь празднует память святого пророка Аггея, десятого их двенадцати, так называемых малых пророков.

Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р.Х.). По возвращении иудеев из вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися».

Святой пророк Аггей (500 до Р.Х.)

Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», 70-ти: Αγγαῖος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24 и день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг 2.15:18, см. Агг 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии (Зах 1.16:4.9, 6.12, 8.9), тогда как сообщение книги Ездры (1Ездр.3:1–4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея.

Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии, кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры (1Езд 5.1:6.14) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила. Иудейское предание называет (Baba Batra 15а) пророка Аггея членом так называемой Великой Синагоги (Кенесет-Гаггедола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства (Эрубин II, 1 Шекалим III, 1).

Но против достоверности этого свидетельства говорит уже то, что, по Иудейскому же преданию, Великая Синагога была учреждена только Ездрою, (458 г. до Р. X. ), следовательно, спустя лишь 62 года по выступлении Аггея на пророческое служение (ок. 520 г.), а главное – крайняя сомнительность, даже более полная недостоверность самого существования Великой Синагоги. 

Пророк Аггей

В древней Христианской Церкви тоже не сохранилось и не сложилось вполне устойчивого воззрения на личность пророка Аггея. По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Аггей еще в ранней юности пришел из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников. Трудно сказать насколько достоверны эти сведения, но возможно, что в основе их лежит подлинное историческое зерно, тем более, что содержащее все эти сведения сочинение «De vita el morte prophetarum», как признается теперь в науке, первоначально написано на еврейском языке. Как мало, однако, был общепринятым в древней Церкви выраженный здесь взгляд на время и обстоятельства пророческого служения Аггея, видно уже из того, что блаженный Августин (ennaratio in psalm CXLVII) полагал, что пророки Аггей и Захария начали свое пророческое служение еще в Вавилоне, а еще более из того, что, по свидетельству блаженного Иеронима и св. Кирилла Александрийского, Ориген с его последователями и некоторые другие, на основании Агг 1.13, считали Аггея не человеком, а Ангелом, ниспосланным Богом для проповеди. В толковании на Агг 1.13 блаженный Иероним пишет:

«Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа и Аггей, книгу которого мы ныне имеем в своих руках, были Ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей» (Блаженного Иеронима – в русском переводе – Одна книга толкований на пророка Аггея, к Павле и Евстохии. Твор. Часть 16: с. 333). 

Это неудобоприемлемое мнение, вызвавшее опровержение со стороны блаженного Иеронима и св. Кирилла Александр., могло возникнуть, кроме буквального понимания термина малеах Иегова в Агг 1.13 – еще из отсутствия обычного у пророков указания имени отца пророка, а также из неизвестности в народе гробницы пророка. 

Основания эти, конечно, совершенно недостаточны, тем более что в настоящее время имя отца пророка, быть может уже известно. При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Аггея, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Аггея, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма (Проф. А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм. с. 855).

При такой скудости и сомнительности сохраненных традицией сведений о личности, жизни и деятельности пророка Аггея, историческое зерно можно усматривать в сообщениях Епифания, Дорофея, Исихия, в основе которых лежит, по-видимому, древнее, первоначальное еврейское предание. 

Икона «Святой Пророк Захария»

В духе этого предания и некоторые новые исследователи (напр. Рейсс) допускают, что пророк Аггей принадлежал к священному Левиину колену и в юном возрасте возвратился из Вавилона. С последним не согласуется и имеет малую вероятность противоположное мнение других ученых (Евальда Корнилля и др.), – опирающееся на толкование Агг 2.3, – будто пророк Аггей принадлежал к числу тех старцев, которые видели еще храм Соломонов (ср. 1Езд 3.12), и, таким образом, при начале постройки храма имел, по меньшей мере, 80 лет. 

Сказание Епифания Дорофея, в его существенных чертах воспроизводят и наши Пролог и Четьи-Минеи под 16 декабря, когда празднуется Православною Церковью память св. пророка Аггея. В Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 16-м декабря читаем о пророке Аггее следующее: 

«Сей бяше от племене Левиина, рожден в Вавилоне, в плене, еще млад сый прииде от Вавилона в Иерусалим, и пророчеством со святым пророком Захариею тридесят шесть лет. Предвариша же воплощение Христово за четыреста и седмьдесят лет, и явленно о развращении Аггей святый пророчествова. И виде отчасти издание церковное, Зоровавелем обновляемое по возвращении от Вавилонского плена. Умре же и погребен бысть близ гробов иерейских преславно понеже и той бе от рода священнического. Бяше же плешив и стар окружну имея броду и образом честен, и в добродетелех свидетельствован. Любим же бысть всеми и чтим, яко прославен и великий пророк: а имя его толкуется праздник или празднуяй». 

Святитель Димитрий митрополит ростовский

Здесь мало достоверны хронологические даты как продолжительности служения пророка: по Библии деятельность его продолжалась всего несколько месяцев, – так и времени жизни пророка по определенному свидетельству Библии же, пророческая проповедь Аггея относится ко 2-му году царствования Дария, т. е. около 520 до Р. X. ; тоже можно сказать и относительно указаний о внешнем виде пророка. Что же касается, опущенного здесь, упоминания Епифания Дорофея о том, что пророк Аггей первый воспел «аллилуйя» при восстановлении храма, то это обстоятельство по всей вероятности, стоит в связи с находящимися в древних переводах книги Псалмов надписаниями некоторых псалмов именами пророков Аггея и Захарии: псалмов Пс 3.1:145.1, 147.1, 143.1 по LXX и слав., причем три последние псалма в греческом тексте надписываются: Αλληλούια Αγγαίου καί Ζαχαρίου; равным образом имена этих пророков стоят по тексту Вульгаты в псалмах Пс 111.1:145.1, 146.1 и в Пешито – в псалмах Пс 125.1 – Пс 126.1. Но все эти надписания, в которых обычно и постоянно соединяются два современных друг другу пророка, говорят, очевидно, не об авторстве этих пророков в отношении перечисленных псалмов, а лишь о времени наибольшего, именно литургического их употребления, именно в период деятельности обоих пророков названных в надписании.

Но сколь скудны и смутны биографические сведения о пророке Аггее, сообщаемые преданием, столь ясны те исторические обстоятельства и отношения, которые ближайшим образом вызвали пророческую проповедь Аггея и вообще составляли, так сказать, исторический фон его деятельности. Возвратившиеся по указу Кира (2Пар 36.22-23; 1Езд 1.1-3) в 538–537-м году иудеи – в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц (1Езд 2.64-65; Неем 7.66-67) в первый же год в седьмом месяце – Тисри – соорудили в Иерусалиме жертвенник Иегове и восстановили правильное совершение жертв и всего богослужения вообще (1Езд 3.2-6), а во втором месяце – Ийаре – следующего второго года, они, полные надежд на исполнение обетований, соединенных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и полагают основание храму Господню (там же, 1Езд 3.7-11). 

Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в Ветхом Завете храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии (см. Втор 12.5:11; 3Цар 8.29:9.3; 4Цар 21.4; Иер 32.34). Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Богом Израилю, требовали для осуществления благодатного общения между Богом и народом, особого места – храма, и новая иудейская община закладкою храма фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое общение с Богом, нарушенное и как бы прерванное по разрушении храма Соломонова, и получить исполнение обетований. Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости (1Езд 3.7:11). Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, а равно, конечно, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Соломонова храма и по закладке нового храма судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего (1Езд 3.12-13; Агг 2.4), а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.

Дальнейшее неблагоприятное влияние на энергию строителей и успешность постройки оказали внешние препятствия. Самаряне предложили было иудеям свое участие в постройке, и, когда предложение их было отвергнуто иудеями, начали мешать делу постройки, чему благоприятствовало отсутствие Кира, ведшего в то время роковую для него войну с Массагетами, а после гибели Кира (529 г. ) Самаряне добились от Персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма (1Езд 4.2-6:23). 

Остановленная царским указом постройка, затем не возобновлялась во все царствование сына Кирова – Камбиза (529–522 гг. ), а также его преемника – Лжесмердиза (522–521 гг. ). Так продолжалось до начала царствования Дария Гистаспа (521–485 гг. ). Самое внешнее состояние иудейской общины в первые годы по возвращении из плена совершенно не соответствовало тем блестящим надеждам, которые несомненно питали возвратившиеся на основании пророческих предвещаний, связывающих с возвращением из плена полное обновление и всемирное прославление Израиля (см. напр., Ис 60.1 и Ис 62.1 гл.): вместо этого переселенцев угнетало безотрадное сознание своей рабской зависимости от Персов (Неем 9.36), своей крайней бедности и всякого рода неудач (Агг 1.6 и др.).

Все это привело к тому, что первоначальная ревность и энергия к построению храма в народе исчезла и заменилась полным равнодушием к начатому делу; явилось даже убеждение, что «не время строить дом Господень» (Агг 1.2). Вместо этого иудеи занялись созиданием собственных жилищ, иногда даже очень украшенных (Агг 1.4) и вообще устроением собственного благополучия. Но Бог не благословлял успехам этих трудов: страну постоянно посещали засухи и полные неурожаи (Агг 1.6:9-11, 2.15-19). А это, в связи со всем упомянутым, вызывало в народе чувство оставленности Богом, представление о прекращении со стороны Бога заветных отношений к Своему народу, отнятии Им Своего Духа (Агг 2.5).

Когда, таким образом, не только постройка храма могла быть отложенною на самое неопределенное время, но великая опасность омертвения грозила всей религиозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богом воздвигнут был к пророческому служению Аггей. Цель и смысл деятельности пророка Аггея, очевидно, заключались в том, чтобы объяснить народу причины его бедственного состояния и неуспеха в трудах и начинаниях его; поднять павший дух переселенцев, убедить угрозами и увещаниями к скорейшей постройке храма; вдохнуть в него веру в непреложность заветных отношений Бога к иудеям и обетований Божиих, которые имеют быть выполнены именно в строящемся храме, – убедить, что в нем явится Мессия и положит основание Своему вечному и всемирному Царству, и что имеющие предшествовать тому перевороты среди земных царств не будут роковыми для иудеев, как стоящих под покровительством Божиим.

Таков круг главных идей небольшой по объему книги пророка Аггея (38 стихов в обеих главах ее). Она состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения. Первая речь гл. I Агг.1:1-11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца (Элула) 2-го года царствования Дария Гистаспа

В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием, Агг.1:12-15, о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки храма. Вторая речь, Агг 2.1-9, датирована 21 днем 7-го месяца (Тисри) того же года (в 7-й день праздника Кущей) и содержит увещание – бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова храма; затем показывает те высокие духовные блага – милости завета Божия и благодати присутствия Иеговы, а затем и Мессии, – которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому. В третьей речи, Агг 2.10-19, произнесенной в 24-й день 9-го месяца (Каслева) того же года, пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли; но когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные, блага, которые оно приносит людям. Последняя, четвертая речь, Агг 2.20-23, произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к Зоровавелю, и возвещает ему, как потомку Давидову и верному и покорному рабу Иеговы в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Иеговы в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.

Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Агг 1.13), – а затем – прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Аггея, – считая, напр., недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что прор. Аггей с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком Иеремиею людей, говоривших: «здесь храм Господень» (Иер 7.4) (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии Ветхого Завета. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Аггея подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием (Агг 1.6:9-11, 2.16-17, 19, см. Втор 28.22:23, 38; Иер 12.13; Мих 6.15; Зах 8.10). 

Глубоко важна и оправдана Новым Заветом мессианская мысль о превосходстве славы второго храма пред славою первого, и о грядущем даровании мира во втором храме (Агг 2.9): в этом храме явился и проповедовал Свое Евангелие мира Господь Иисус Христос. Даже два законнических вопроса в Агг 2.11-14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона (Лев.6:26; Чис 19.22), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство (Агг 2.6-7:21-22. См. Евр 12.26-28).

Подлинность и единство книги пророка Аггея, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2.10-19, а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2.20-23, но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей библейско-еврейского языка в его позднейшей стадии развития.

Литература по изучению книги пророка Аггея:

А) на русском языке переводы: 1) блаж. Иеронима. Творения ч. 14-я; 2) св. Кирилла Александрийского – Творения ч. X; 3) блаженного Феодорита, еп. Кирского. Творения ч. V. 1907. Из учебных руководств лучшее – Д. Н. Нарциссова. Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета. 1904.

В) Иностранная. Andre, Le prophete Aggee. Paris. 1895. Keil, Biblischer Commentar über die zwöll kleinen. Propheten. 1886. Lange. Die Propheten HaggaI, Sachara Mateachi 1876. Marti, Dodekapropheton. Tübingen 1904, s. 378 ff. и др.

Источник: Профессор Киевской духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев

По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

    Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

    «Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

    Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

    Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
    • ATRcons
    • Вчера 20:06
    • В топе

    Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      112

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      63

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      92

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      228

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      142

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      154

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      229

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      106

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      504

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      132

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      154

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      144

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      3882

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7249

      Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

      О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы...
      2643

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1842

      О современном язычестве. Протоиерей Олег Стеняев

      ХОЧЕШЬ ОБРАТИТЬ? ВЫСЛУШАЙ!Для чего, заинтересовавшись Православием, князь Владимир пошел войной на его носителей, греков? Зачем святитель Николай (Касаткин) печатался в японских светских литературных журналах? Чем отличается миссия от пропаганды? И от какого «язычества» Бог предостерегает современного человека? У каждого поколения христиан – свой ЕгипетМ...
      2899

      Скоро Греция станет мусульманской страной. Мнение игумена афонского монастыря

      Жесткой критике иммиграционную политику греческих властей подверг игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис).  По словам архимандрита Григория, прибывающие в Грецию беженцы «оснащены самыми навороченными мобильными телефонами. Брюки в обтяжку, платок и сигарета. К сожалению, в эпоху Магомеда женщины не красились, и поэтому он не ...
      3198

      Молчание мучеников

      После многочисленных гангстерских лент, которые он пачками снимал в 1990–2000-е и которые завоевали ему популярность среди киноманов и кинокритиков, после разухабистой комедийной драмы «Волк с Уолл-стрит», навеянной экономическим кризисом, Мартин Скорсезе возвращается к тематике своей скандальной религиозной трагедии «Последнее искушение Христа» (которая не удалась им...
      2144

      Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу

      В Священном Писании сказано: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой» (Сир.2:1-3). Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит пону...
      1993
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика