Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 18

0 1949

https://cont.ws/@bernardshaw17...  - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Ссылки. Часть 1-12 и Вопросы практики

https://cont.ws/@bernardshaw17...  - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 13

https://cont.ws/@bernardshaw17...  - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 14

https://cont.ws/@bernardshaw17...  - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 15

https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 16

https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 17

Уважаемые читатели. Все эти публикации объединены одной общей идеей, поэтому для ясного понимания этой идеи желательно знакомство начиная с первой части, по порядку со всеми публикациями под этой рубрикой.

Предлагаю вашему вниманию продолжение публикации утверждений Шри Ауробиндо относительно тонкостей и особенностей работы различных частей человеческого разума, их взаимодействия между собой и взаимовлияния друг на друга. Эти утверждения были сформулированы на основе многолетних практических исследований Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы (Матери), которые позже перепроверялись их многочисленными учениками. Имея блестящее западное образование и научный склад ума, Шри Ауробиндо называл свой ашрам ЛАБОРАТОРИЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ.

Главное открытие Шри Ауробиндо заключается в том, что как только ищущий (практикующий эту йогу) откроет в своем Сознании беспристрастного Наблюдателя или Свидетеля (Пурушу –санскр.), который не участвует в движениях ментальной и витальной части нашего Разума, то обнаруживает, что через макушку его головы, вдоль позвоночника начинает течь достаточно ощутимый НИСХОДЯЩИЙ поток Энергии. Этот ПОТОК НИСХОДЯЩЕЙ ЭНЕРГИИ и трансформирует все уровни нашего Разума, вплоть до клеточного уровня. Есть беспристрастный Наблюдатель – есть поток Энергии-Силы. Если же беспристрастный Наблюдатель отождествляется с фиглярствующим менталом или виталом, то есть становится СОУЧАСТНИКОМ игры Разума, то поток этой трансформирующей Энергии немедленно прекращается. Остается лишь слабый ручеёк энергии, как у всех остальных людей для поддержания жизни нашего физического тела. Собственно говоря, это и есть главная суть йоги Шри Ауробиндо. Все остальные практики йоги становятся совершенно бессмысленными, поскольку кроме помех для нисходящей Энергии ничего не создают. Практическую Работу по трансформации Сознания, вплоть до клеточного уровня надёжно и очень эффективно делает Божественная Сила нисходящей Энергии. Нужно лишь ей полностью довериться.

Как реально, на практике открыть поток этой нисходящей Энергии можно посмотреть здесь:

Александр Клюев «Не уделяй внимание мыслям»

Подробней можно посмотреть здесь:

https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Вопросы практики.


Вопрос не в том, чтобы чувствовать или не чувствовать горе или радость, или любую другую сильную эмоцию; все делают это, кто не преодолел обычную Природу. Эта вещь – не сентиментальная, а эмоциональная. Сентиментализм имеет место, когда вы получаете удовольствие либо в потворстве, либо в демонстрации чувства, либо когда вы имеете их без причины или без достаточной причины.

Нижний витал (эмоционально-чувственная часть разума) – не та часть, которая слушает резонов. Для его действия нет "почему"; он действует определенным образом потому, что был приучен действовать таким образом, и он продолжает, даже если это приносит болезненную реакцию.

Сомнения садхаков(*) чаще поднимаются из витала, чем из ментала, – когда витал идет неправильно или находится в беспокойстве или депрессии, сомнения поднимаются и повторяют себя в той же форме и тем же языком, не важно, насколько ум был убежден либо очевидными доказательствами, либо интеллектуальными ответами. Я всегда отмечал, что витал иррационален (даже когда он использует резон, чтобы оправдать себя) и он верит или не верит в соответствии со своим чувством, не в соответствии с резоном.

(*)Садхака - тот, кто практикует йогу, стремясь к реализации; (йогин – это тот, кто уже утвердился в реализации; садхак – это тот, кто получает или еще только старается обрести реализацию); тот, кто ищет си́ддхи практикой садханы.

Витал стартовал в своей эволюции с повиновения импульсу, а не резону, – что до стратегии, единственная стратегия, которую он понимает, это какая-то тактика, через которую он может достичь осуществления своих желаний. Он не любит голос знания и мудрости – но, достаточно курьезно, из-за необходимости, выросшей в человеке, оправдывать свои поступки резоном, витальный ум развил свою собственную стратегию, которая состоит в том, чтобы заставить рассудок отыскивать резоны для оправдания его собственных чувств и импульсов. Когда ум слишком ясен, чтобы согласиться на эту игру, витал возвращается к своей врожденной привычке затыкать уши и продолжать следовать своим курсом. В этих атаках план непригодности – "поскольку вы не получаете удовольствия от моих импульсов, а я не могу изменить их, это означает, что я непригоден, так что мне лучше уйти" – является контр-стратегией, которую он занимает. Но даже если кто-то сопротивляется этому, самого импульса, приходящего с силой, словно из универсальной Природы, достаточно, чтобы вернуть виталу на короткое время его старый слепой иррациональный инстинкт повиноваться импульсу, который приходит.

Витал всегда предпочитает скрывать свои движения от Света (Истины).

Вы развили проницательность, поэтому для витала становится невозможным обманывать вас.

Будьте настороже в отношении витальных движений и формаций – когда вы позволяете им проявляться, вы – на опасной круче.

Весь смысл ваших предложений заключался в том, что вы приняли все необходимые решения, но не смогли осуществить их, потому что Сила отказалась поддерживать вас. Это – обычный трюк витального ума, когда он хочет избавить себя от обвинения за трудности или недостаток прогресса в садхане: "Я делаю все, что могу, но Сила не поддерживает меня". Нет смысла цитировать другие предложения, потому что вы пишите сейчас одно, затем другое, меняя почву для своего аргумента. Если бы логика могла помочь вам избавиться от этого трюкачества витального ума, было бы лучше поучиться логике.

Что до вашего вопроса о чем-то еще, находящимся позади, отличном от того, что ваш ум осознавал в своем поверхностном намерении – чаще всего позади бывает что-то, когда в дело вмешивается витал – и частью знания себя является способность не быть введенным в заблуждение поверхностными движениями ума, а замечать это что-то позади. Ибо это – привычка витала, создавать маску из схематичных представлений ума относительно чувств и действий, чтобы скрыть даже от наблюдения за самим собой действующей персоны тайный лежащий в основе мотив или силы, стоящие за речью, действием или чувствами.

Ваше утреннее письмо пришло всецело из взволнованного и раненного витала; вот почему я не спешил с ответом. Я не знаю, почему вы с такой готовностью верите, что я сам или Мать действуем из ординарных движений гнева, раздражения или неудовольствия; не было ничего подобного в том, что я писал. Вы повторно упали из достигнутого уровня верхнего Сознания, и вопреки нашим советам увидеть, что именно тянуло вас вниз, единственный ваш ответ состоял в том, что ничего увидеть вы не смогли. Мы совершенно точно знаем, что это была часть вашего витала, которая не желала меняться и, не желая меняться, пряталась от ума, и ум сам, похоже, не очень-то хотел ее увидеть, – поэтому мы подумали, когда вы предоставили нам шанс, написав, во-первых, об Х, и во-вторых, о прошлых мыслях, что нужно ясно и с силой указать природу препятствия – с одной стороны ваш старый сантимент, упорствующий в противостоящей форме гнева, негодования и раненных чувств, с другой – привычка витала к самоуважению, к строгому осуждению других, чувство превосходства в садхане или в иных отношениях, желание предстать в хорошем свете перед другими и перед самим собой. Это имело особенно ослепляющее влияние и мешало ясной оценке самого себя и восприятию препятствий на пути духовного прогресса. Даже если ум стремится знать и меняться, привычки такого рода, действующей скрыто в витале, вполне достаточно, чтобы встать на пути и воспрепятствовать и знанию, и изменению. Поэтому я внимательно отнесся к тому, чтобы ясно высказаться о тщеславии и самоуверенности, поскольку эта часть витала может постараться не видеть. Мать говорит и пишет намного более остро и резко тем, кого она хочет быстро подтолкнуть на пути, поскольку они способны на это, и они не обижаются и не страдают, а довольны нажимом и ясностью, потому что они знают по опыту, что это помогает им увидеть их препятствия и измениться. Если вы хотите прогрессировать быстро, вы должны избавиться от этой витальной реакции abhimāna(задетого самолюбия, высокомерия, гордости), страдания, раненного чувства, поисков аргументов для самооправдания, выкриков против прикосновения, которое намерено освободить, – ибо так долго, пока вы делаете это, нам трудно открыто и уверенно работать над этими трудностями, созданными витальной природой.

О различии между вами и Х. Предупреждение Матери, адресованное вам, относительно нежелательности чрезмерности в разговорах, свободных бесед и болтовни, социального самораспыления было совершенно обоснованным и остается в силе; когда вы потворствуете этим вещам, вы вводите себя в очень маленькое и невежественное сознание, в котором ваши витальные дефекты получают свободную игру, и это, конечно, выносит вас из того, что вы развили в своем внутреннем сознании. Именно поэтому мы говорили, что если вы чувствовали реакцию против этих вещей, когда ходили к Х, это был признак того, что ваша (психическая) чувствительность входит в вас – в ваше витальное и нервное существо, и мы сочли это добрым знаком. Но в отношениях с другими, в отказе от этих вещей, вы не должны позволять проникать никакому чувству превосходства или навязывать им на ваш манер или в вашем духе чувство неодобрения или осуждения или давить на них, чтобы они изменились. Это для вашей личной внутренней нужды вы отошли от этих вещей, вот и все. Что до них, что они делают в этих материях, правильное или неправильное, – это их дело, и наше; мы обращаемся с ними в соответствии с тем, что мы видим необходимым и возможным для них в конкретный момент, и для этого мы можем не только обращаться совершенно по-разному с разными людьми, разрешая одному то, что запрещаем другому, но мы можем обращаться по-разному с одной и той же персоной в разное время, разрешая или даже поощряя сегодня то, что запретим завтра. Случай Х совершенно отличается от вашего, поскольку в ваших натурах нет никакого сходства. Я давно говорил вам это или нечто-то похожее, и я подчеркивал в своем письме к Х, что то, что может быть правилом для меня или Y, не должно было применяться или планироваться к применению в его случае. Поступать иначе, значило бы создавать трудности в его садхане, а не делать ее легче для него или быстрее. Я также говорил ему вполне ясно в моем письме, что попытка встречаться и находится среди других – которая в обычной человеческой жизни осуществляется в общении и других контактах – в йоге должна осуществляться на другом плане сознания и без нижней примеси – как более высокое единство со всеми на духовном и психическом базисе. Но способ, время, порядок движений, которыми это делается, не обязательно должны быть одинаковыми для всех. Если он попытается принудить себя, это приведет к омрачению, подавленности и искусственному движению, которое не будет истинным путем к успеху. С человеческой душой и природой нельзя обращаться с набором ментальных правил, приложимым ко всем одинаковым образом; если бы это было так, тогда не было бы нужды в Гуру, каждый мог бы положить свою схему с этими йогическими правилами перед собой, как правила Сандоу, и следовать им, пока он не станет совершенным Сиддхой(совершенным человеком, реализованной Душой)!

Я сказал так много потому, чтобы вы поняли, почему мы не обходимся с Х, как с вами или с другими. Тенденция брать то, что я установил для одного, и применять это без различения к другому ответственна за значительное непонимание. Также и общее заявление, верное само по себе, не может быть применимо к каждому или использоваться незамедлительно безотносительно условий, обстоятельств, персоны или времени. Я могу сказать в целом, что принести вниз суперразум является моей целью в йоге или что, чтобы сделать это, нужно сперва подняться из разума в надразум, но если на основании этого все начнут прилагать старания, чтобы притянуть вниз суперразум или незамедлительно пробить свой путь из Разума в надразум (супраментальный Разум), результат был бы бедственным.

Поэтому заботьтесь о своем собственном прогрессе и следуйте туда, куда ведут указания, которые Мать дает вам. Предоставьте другим делать то же самое; здесь есть Мать, чтобы вести и помогать им в соответствии с их нуждою и природой. Не играет ни малейшего значения, если путь, которым она следует с ним, выглядит иным или противоположным тому, который она приняла с вами. Это – правильный путь для него, как этот – правильный для вас.

Вы сейчас начали видеть трудности, которые все еще находятся в вашем витале; держитесь этого ясного восприятия, давайте ему становится более ясным и точным. Концентрируйтесь на том, что вы должны делать и не позволяйте себе быть потревоженным тем или иным образом неуместными занятиями или каким-то другим влиянием.

Это, конечно, не ответы на вопросы удалят фундаментальную причину рецидива. Даже если ответы удовлетворяют, это может быть только на время. Те же самые вопросы поднимутся либо в механическом возвращении, – ибо, в действительности, это не из рассудка они поднимаются, а из определенной части витального сознания, затронутого окружающей атмосферой, – либо будут подняты из-за смены почвы или угла зрения. Трудность может исчезнуть, только если вы остаетесь решительным и твердым в том, что она должна исчезнуть – если вы отказываетесь придавать какую бы то ни было ценность оправданиям, которые ум принуждается выдвигать в защиту вашей "печали" под этим влиянием атмосферы, и как вы делали это в других определенных материях, быстро примете решение сделать йогическое изменение, пробудить психическое полностью, следовать не голосам ума, а, скорее, тому, что Мать просит от вас, упорствуя, как бы трудно это ни было, или каким бы трудным это ни казалось. Именно так психическое может полностью пробудиться и установить свое влияние, не на ваш верхний витал, где оно уже пробуждено, а на нижний витал, ибо именно там находятся ваши трудности и именно там повторяется эта витальная депрессия.

Это, действительно, удивительно, что вы дошли до экстравагантного обмана, какой пускал в ход Х. Это – просто дух витальной лжи, драматической и романтической, омрачающей рассудок и лишающий здравого смысла и простой истины. Чтобы очистить витал вы должны убрать из него всякий компромисс с ложью – не важно, насколько благовидна причина, которую тот выдвигает, – и обрести привычку простой прямой психической правды, врезанной в нем так глубоко, чтобы ничто не имело шанса войти. Если этот урок может быть отпечатан на этой части витала, способного на такие компромиссы, что-то хорошее выйдет из-за этого неправильного движения. Поставьте объявление Матери перед дверями вашего витального существа: "Никакая ложь впредь не войдет сюда" и часового, следящего за его исполнением.

Ваш анализ совершенно точен – с этим ясным знанием механизма всей этой вещи было бы гораздо легче избавиться от этих невежественных сил. Это правда, что они совершенно не заботятся об Истине или резоне и апеллируют только к слепым чувствам витала, но все же Свет истинного Сознания, повернутый постоянно на них, должен настолько осветить ваш собственный витал, что он больше не будет уступать вещам, которые стремятся потревожить его, и будет готов занять позицию в покое и счастье сдачи Божеству.

Трудность, которую вы имеете в вашем витале, является не вашей особенностью, а в некоторой степени и в той или иной форме представляет собой достаточно общий недуг. Ее постоянному возвращению, механистическому и иррациональному, даже когда вся остальная природа отвергла ее, бывают обязаны упорству материального сознания, всегда повторяющего старое движение в старом русле при малейшем касании старых привычных сил. Это – вопрос веры, терпения и настойчивости. Нужно быть более упорным, чем упорная материальная природа, и упорствовать, пока свет и истина не смогут получить перманентную власть над частями, которые еще откликаются старым движениям. Не может быть сомнения, что благодаря этой настойчивости Истина в конце концов победит.

Было бы легче, если бы вы смогли избавиться от определенных фиксированных идей и привычных реакций депрессии или отчаяния, когда эти рецидивы приходят. Например, оставьте всякое сомнение в "возможности" конверсии вашего витального существа; скорее, вы должны видеть, что это неизбежно, а не просто возможно. Когда имеют место эти рецидивы, не позволяйте себе быть подавленным ими, а просто наблюдайте, отшагивайте назад и призывайте верхнюю силу с полной уверенностью, что это – механические повторения, не являющиеся, в сущности, ничем более – какими бы сильными они ни выглядели на поверхности. Принцип механического повторения очень силен в материальной природе, настолько силен, что легко заставляет думать, что неизлечим. Это, однако, – только трюк сил этого материального несознания; именно созданием этого впечатления они стараются продолжаться. Если, наоборот, вы остаетесь твердым, отказываетесь быть подавленным или обескураженным и даже в момент атаки утверждаете несомненность победы, сама победа придет намного легче и быстрее.

Когда витал овладевает вещью, это часто бывает так – он фиксирует ее постоянно в уме, пока либо не будет удовлетворен, либо его власть не будет сброшена.

Вы не должны позволять себе быть обескураженным никаким упорством движений нижней витальной природы. Некоторые имеют тенденцию всегда упорствовать и возвращаться, пока вся физическая природа не изменится трансформацией самого материального сознания; до той поры их давление возвращается – иногда с возрожденной силой, иногда более тупо – как механическая привычка. Отнимите у них всю жизненную силу отказом давать какое бы то ни было ментальное или витальное согласие; тогда механическая привычка утратит силу влиять на мысли и действия и в конце концов исчезнет.

Очень часто, когда кто-то думает, что определенное сопротивление исчезло и его больше нет в витале, оно вздымается снова.

Усиление определенных витальных движений является хорошо известным феноменом в йоге и означает, не что кто-то непригоден, а только то, что вместо приятного шапочного знакомства он вплотную подошел к базовым инстинктам земной витальной природы. Я сам во время определенной стадии духовного развития имел опыт этого подъема к интенсивности вещей, которые прежде вряд ли существовали и, казалось, полностью отсутствовали в чистой йогической жизни. Эти вещи поднимаются подобным образом, потому что они сражаются за свое существование – они не являются персонально вашими, и неистовство их атаки вызвано не какой-то "плохизной" в персональной природе. Я осмелюсь сказать, что семь садхаков из десяти имеют схожий опыт. Впоследствии, когда они не могут добиться своей цели, которая состоит в том, чтобы увести садхака из его садханы, все стихает и там больше нет никакого неистового беспокойства. Я повторяю, что единственная серьезная вещь здесь – это депрессия, созданная в вас, и идея о неспособности в йоге, которую они позаботились навязать мозгу, когда делали свое дело. Если вы можете избавиться от этого, неистовство витальных атак будет являться только феноменом какой-то стадии и в конечном итоге не будет иметь значения.

Все эти вещи есть в человеческой природе, привычные движения, которые показывают свою истинную природу, только когда свет верхнего сознания повернут на них. Даже после того, как они были отвергнуты, возможность отклика на такие внушения извне остается в зерне (скрытой программе) нижнего витального или витально-физического или подсознания, пока там не будет полного освещения.

Тот факт, что ваш витал "вышел из равновесия" и допускает их [эго, требование, желание] означает, что вы сохраняете себя открытым им. Знаком, что эти вещи больше не допускаются, является то, что внутренний витал отвергает их так, что они становятся только внушениями и ничем более. Может подняться вал внушений или волны из общей природы, но они не могут добиться приятия. Только тогда может сохраняться воля, в которой остаются незадеваемым общей атмосферой.

Безусловно, в этом случае сознание снизилось и некоторые витальные волны вошли из атмосферы, воскресив старые вибрации неугомонного витала, которые были успокоены. Вы должны обособить себя от них и обрести равновесие спокойствия снова. Они больше не имеют никакого реального базиса в уме или сердце, они уповают на силу повторения, которое поднимается из подсознания, и, раз стартовав, старается сохранять эти старые идеи и чувства, повторяющие себя так, чтобы не дать сознанию утвердиться в покое. Но равновесие, однажды установленное, уже имеется там и было только затянуто и должно быть освобождено снова от этих туч. Вы должны выработать привычку сохранять покой где-то в вас, когда эти атаки приходят, сохранять что-то внутри, что отказывается говорить то же самое этим внушениям или принимать их как свои собственные надлежащие мысли и чувства.

Как бы то ни было, Сила будет вложена, чтобы помочь вам; получайте ее, и все это уйдет.

Конечно, это была не деятельность чего-то, что еще коренится внутри, а старое движение, возвращающееся извне (из универсальной Природы), которому что-то в витале еще отвечает в силу привычки, в силу привычного возвращения. Это видно из того факта, что вы ничего не чувствовали в это время – только впоследствии; также из чередований покоя и беспокойства после призыва к Силе, словно что-то теряло свою власть и затем пыталось вернуть ее назад и удержать. Выброшенные вещи всегда приходят назад как здесь, уповая на старую привычку отклика в веществе природы, – на старую вибрацию. Выбрасывая ее, откуда бы она пришла, та часть, которая откликается, наконец начинает понимать, что она не должна этого делать и постепенно или быстро освобождается от этой привычки.

Это нормально, что когда особое давление оказывается на витальное движение, сопротивление, в самом ли витале (здесь – в витально-физическом), или в подсознании должно проявить себя. Иногда это – реальное сопротивление, иногда – только pravṛtti (**), показывающая себя для очищения.

(**)pravṛtti - движение вовне и вперед; импульс к деятельности и работам; эволюция души в деятельность.

Единственный способ избавиться от этих витальных движений – это упорно делать то, что сам он описывает как борьбу с вторгающимися силами – т.е. он должен быть всегда бдителен, каждый миг стараться быть сознательным, всегда отвергать эти вещи, отказываясь получать удовольствие в них, призывать Мать, приносить вниз нисхождение Света. Если они упорно возвращаются, он не должен быть обескураженным; невозможно изменить природу сразу, это занимает много времени. Если, однако, он может сохранять психическое сознание впереди, тогда это будет намного легче и изменение будет намного менее трудным и беспокойным. Это может быть сделано постоянным стремлением, постоянной практикой и повторением.

Нижний витал в большинстве человеческих существ полон серьезных дефектов и движений, которые откликаются враждебным силам. Постоянное психическое раскрытие, упорное отвергание этих влияний, обособление себя ото всех враждебных внушений и вливающийся поток покоя, света, мира, чистоты силы Матери в конечном итоге освободят систему от этой осады.

Что нужно, это быть спокойным и еще все более и более спокойным, смотреть на эти влияния как на что-то, что не является вашим, как на что-то вторгшееся, отделять себя от этого, отвергать это, и пребывать в спокойном уповании на Божественную Силу. Если ваше психическое существо просит о Божестве и ваш ум искренен и призывает освобождение от нижней природы и от всех враждебных сил и если вы можете призывать силу Матери в ваше сердце и уповать на нее больше, чем на вашу собственную силу, эта осада в конце концов будет снята и сила и мир займут ее место.

Всегда лучше иметь мир. Что до витала, в нем всегда есть что-то, что сопротивляется и старается задержать, но если внутреннее существо достаточно раскрыто и вы можете жить во внутреннем существе, мир может низойти и установиться там таким образом, что витальные движения поверхности будут возможны, но не смогут нарушить внутренний мир.

Со всеми публикациями можно познакомиться по ссылке:

https://cont.ws/@BernardShaw17

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...