• РЕГИСТРАЦИЯ

Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть вторая)

1 433

Продолжение с окончанием. Начало см. тут — https://cont.ws/@bohun1/293425... .

Источниками другого вида, давшими материал для сообщений о далеких западных странах (куда дошли монголы) являются упомянутые ранее мемориальные тексты, созданные юаньскими историографами. Таковых мне удалось найти шесть — то есть шесть текстов с более менее крупными данными по теме. Почти все они (5 из 6) использовались авторами Юань ши для написания жизнеописаний в разделе Лечжуань ("Жизнеописания"). При этом они, как правило, подвергались некоторым сокращениям и перекомпоновкам их частей.

В ряде случаев это пошло на пользу современным исследователям, поскольку авторы Юань ши заменяли цветистые литературные обороты юаньских писателей на более простые и понятные выражения. Но нередко происходила и потеря тех деталей, которые казались авторам Юань ши несущественными. К сожалению, чаще всего ими сокращались какие-то не очень понятные им сообщения касательно далеких стран и народов, а также и нюансы внутренней политики чингизидов и некоторые детали их экспансии на запад. Поэтому введение в научный оборот этих первоисточников имеет важное значение, поскольку это помогает дополнить и восстановить упущенное в сообщениях Юань ши.

Авторами этих шести текстов были пять юаньских историографов, некоторые из которых упоминались выше как поставщики первоисточников для авторов Юань ши — Яо Суй (2 из 6 текстов принадлежат его кисти), Ван Юнь (1227 - 1304), Юй Цзи (1272 - 1348) и Янь Фу (1236 – 1312) с Чэн Цзюй-фу (1249 – 1318)[1]. Все они, помимо их службы в историческом департаменте были также действительными членами академии Ханьлинь, а некоторые даже и советниками императоров Юань. Все шесть привлекаемых текстов относились к разряду официальных, сделанных по приказу императоров и высших властей Юань. Поэтому их авторы были допущены к пользованию архивами Приказов и других высших государственных учреждений (Верховного тайного совета, Цензората etc). В этом отношении такие тексты близки к чжэнши, поскольку создавались официальными историографами с использованием архивов, закрытых для всех остальных, и на основании указов императоров.

[1] Собственно, его имя Чэн Вэнь-хай, а Цзюй-фу – это его почетное прозвище, которое стало его именем в литературе и китайской истории. Его жизнеописание находится в цз. 172 Юань ши. В юности он попал в т.н. «сыновья-заложники» в гвардии Хубилая и дослужился там до тысячника. Позднее он стал доверенным советником Хубилая, перешел на гражданскую службу и вошел в состав академии Ханьлинь.

Построение таких мемориальных текстов имело свой шаблон, в полном варианте он имел такой вид: в преамбуле сообщалась история создания текста, затем давались сведения о генеалогии номинального героя/героев (если текст был посвящен целому роду) текста, сведения о деяниях и карьерах его/их предков, основная часть с описанием жизни и деятельности главного лица/лиц, а в заключительной части — сведения о его/их женах и потомках; все это завершалось ритмическим или стихотворным парафразом основных тезисов и сообщений в предыдущих частях текста. В переводе текста Ван Юня его преамбула переведена полностью, поскольку она наглядно показывает как происходило создание подобных текстов, начиная с подачи прошений императору потомков главного героя об увековечивании памяти их предка (в данном случае — знаменитого полководца Субэдэя).

При использовании сведений этих источников немаловажным является вопрос их аутентичности и достоверности в передаче сведений, отстоящих от времени написания данных текстов на 50-80 лет. Специально проведенные автором исследования по данной теме, как раз на материале юаньских сведений о походах монголов на Русь и Восточную Европу в первой половине XIII в., дают положительный ответ на поставленный вопрос, поскольку выявлены механизмы сохранения в архивах монгольской каанской канцелярии и в исторической памяти монгольской элиты сведений от их предков, т.е. тех монголов, которые участвовали в этих походах, а также способов их передачи к юаньским историографам и их сохранения в различного рода памятниках.

Если кратко описать эти механизмы, то процесс их применения выглядит следующим образом: «юаньские историографы, служившие в историографическом департаменте Центрального имперского секретариата (шигуань), писали докладные записки императорам о необходимости тех или иных видов увековечивания заслуг деятелей прошлого (или в виде присвоения им посмертных рангов и титулов, или разрешения на создание мемориальных стел различных видов — это обычно делалось по прошениям их сыновей/внуков, ставших крупными чинами в Юань), для чего они собирали из архива монгольской канцелярии сведения о них (с последующим переводом на китайский язык)[2]   и писали справки (наверх — или императору или какому-либо иному высшему органу управления Юань) об их карьерах и послужных списках (в качестве мотивировочной части для принятия решения или самим императором или Центральным имперским секретариатом etc); такие справки потом хранились в архивах как самих историографов , так и историографического департамента, а затем, при необходимости, поднимались для создания тех или иных видов новых мемориальных надписей (например, уже для следующего поколения потомков указанных лиц — ведь в Юань существовала система наследования должностей и военных чинов); в результате таких процедур, сведения монгольских первоисточников первой половины XIII в. сохранялись в новых записях, которые затем оказывались доступными и другим юаньским авторам (т.е. достаточно широко тиражировались и так сохранялись)».

[2] Например есть свидетельство юаньского автора Юй Цзи о регулярной записи деяний Чингисхана и его преемников, которые затем тщательно сохранялись в защищенных архивах империи: «Совершались при этом официальные записи [деяний] под знаменами дракона и стягами солнца с луной (т.е. под знаменами монгольского каана – Р.Х.), делались собрания [записей об] его [т.е. императора] подвигах и свершениях, которые [хранились] в золотых сундуках в каменных палатах. Меры секретности [по отношению к ним] были чрезвычайно жесткими, посторонним императорскому дому было нельзя ни получить, ни даже увидеть или узнать [их содержание]».

Кроме вышеперечисленных источников, для данных целей используются еще два памятника, не относящихся ни к одному из тех видов источников, что упомянуты выше. Первый из них — это южносунское сочинение «Хэй-да шилюэ (Краткие известия о черных татарах)» (1237 г.). Оно было составлено на основе записок («дневников посольств») нескольких южносунских дипломатических миссий к монголам в 1233 – 1236 гг. Его составил Сюй Тин (был участником посольства 1235 – 1236 гг.) на основе записок Пэн Да-я (секретарь миссии 1233 г.), которые он прокомментировал и снабдил своими дополнениями на основе собственных записок о путешествии в Каракорум. В этом сочинении есть сообщения о кипчаках Восточной Европы, событий войн с ними монголов и наблюдения за военной машиной монголов, занятой походом чингизидов во главе с Бату на запад именно в период 1235 – 1236 г. (т.е. когда миссия южносунцев с Сюй Тином прибыла в Монголию). Второй же памятник — это «Юань-чао би-ши», который занимает особое положение среди всех использованных в данной книге источников (о нем подробно рассказано в первой части).

О наличии собственно монгольских сообщений и знаний о Руси и Восточной Европе было уже сказано в описании ЮЧБШ. А то, как данные из монгольской каанской канцелярии переходили в архивы и сочинения китайских юаньских авторов, также было описано выше. Следует еще отметить, что их сочинения изначально были скорее монголо-китайскими (юаньскими) — раз речь тут в первую очередь идет о мемориальных текстах в честь монголов и других людей, находившихся в монгольских войсках, что побывали на Руси и в Восточной Европе, причем записи о которых делались именно монгольской канцелярией. Кроме того, в мемориальном тексте Яо Суя, посвященного тангуту, чей предок был участником похода Батыя, упоминается, что по приказу последнего были записаны его подвиги в ходе войны против Руси, что прямо указывает на существование практики ведения своего рода послужных списков, т.е. первоисточников середины XIII в.

В этом типе источников, таким образом, сообщения о Руси и Восточной Европе были связаны с жизнью и деятельностью описываемых в них лиц. Особенно ценными являются тексты о жизни монгольского полководца Субэдэя (1176 – 1248), значительная часть жизни которого была связана с боевыми действиями на Руси и в Восточной Европе. В остальных жизнеописаниях этого типа общий объем известий о Руси и Восточной Европе относительно небольшой — обычно говорится только об участии того или иного их героя в походе на кипчаков, алан, русских, булгар или немцев, изредка приводятся даты и упоминаются какие-то географические названия или некоторые подробности боевых действий.  

Таким образом, главная информационная ценность их сообщений состоит в хронологических и географических ориентирах, а также в возможности набрать ту или иную статистику (например, о родовом или национальном составе участников похода Бату). Из всех них выделяются жизнеописания Мэнгусара и Терэла, которые лично участвовали в различных политических интригах и тайных посольствах, связанных с ханами улуса Джучи — Бату и Мэнгу-Тэмуром. А в жизнеописаниях позднейшего времени (т.е. периода конца 1320-х – второй половины 1330-х гг.) есть интереснейшие сведения об участии гвардейцев из кипчакских, аланских и русских полков личных охранных гвардий юаньских императоров в дворцовых переворотах и интригах.

Другим типом источников из числа мемориальных текстов Юань были такие, где описывались предки юаньских сановников (а также военачальников, гвардейцев или чиновников), которые сами происходили из стран и народов Восточной Европы. Оригинальные юаньские тексты такого рода сохранились только про деятелей из кипчаков (например таких как Тутук и его потомки), но содержания других подобных текстов юаньского периода доступно в их пересказах в составе раздела Лечжуань в Юань ши (часто весьма близких к текстам оригиналов). Поэтому из Юань ши нам доступен целый ряд юаньских жизнеописаний аланов, кипчаков, канглов-кангар (печенегов), где присутствуют сведения о жизни и событиях на их родине (или их предков, или их самих — если они сами являются титульными героями жизнеописаний). Из этой группы источников можно, в частности, почерпнуть информацию об обстоятельствах перехода на сторону монголов части кипчакской и аланской знати, ее включения в состав господствующего слоя Монгольской империи (а потом Юань), а также данные хронологического, генеалогического и географического порядка. Наиболее важными из них являются тексты о кипчаке Тутуке (1236 – 1297) и его роде, где приводятся данные его шежере (родословное сказание по-тюркски), доведенного до его предков середины XI в., прибывших в Волго-Уральское междуречье в этом столетии.

Кроме юаньских мемориальных текстов и жизнеописаний в ЮШ, сведения о странах и народах Восточной Европы и Руси XIII – начала XIV в. находятся еще в разделах «Основные записи» и «Трактаты» в составе Юань ши. В «Основных записях» такие сведения содержатся в трех основных местах: 1). в анналах правления Угэдэя за 1236 – 1241 гг. — в связи с событиями похода Батыя и других чингизидов на кипчаков, Булгар, Русь и страны Восточной Европы; 2). в анналах правления Мэнгу-каана, где приводятся сведения о переписи населения на Руси и у алан, а также сообщения о взаимоотношениях с Бату и Берке, ханами Золотой Орды; 3). в различных записях в анналах за 1320-е и 1330-е годы, где говорится о посольствах из Золотой Орды и о приказах императоров Юань по созданию гвардейских частей из кипчаков, русских и алан. В описании войск и гвардий в разделе «Трактатов» также приводятся сведения об этих частях гвардии, значительно дополняющие сообщения о них из «Основных записей» (в частности позволяющие лучше понять как появлялись и пополнялись такие полки). Еще в разделе «Трактатов» ЮШ имеется географическое описание улуса Джучи (Золотой Орды», озаглавленное как «Земли Узбека». Следует также упомянуть о существовании юаньской карты 1331 г., которая, в частности, дает сведения о владениях Золотой Орды. Все вместе это дает представление о комплексе историко-географических знаний властей Юань касательно земель улуса Джучи.

Фрагмент Каталанского атласа 1375 г. с изображением Золотой Орды

Историк-востоковед

    Иран отправил нам аналоги "Хаймерсов". Запад не хочет верить и изучает снимки
    • Beria
    • Вчера 13:51
    • В топе

    Иран отправил военную технику в Россию, что вызвало серьезные опасения у западных стран. На снимках, сделанных в порту Бендер-Энзели на Каспии, были задокументированы погрузка тактических ракетных...

    Им не страшно: Запад перестал "бояться" России

    Самая распространённая ловушка в которую попадают лжецы – отождествление себя с чужой ложью.Такое случается и на бытовом уровне, когда, например, рядовой участник очередной финансовой "...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ценный военспец Чингисхана

      В прошлой заметке я рассказал о ценном специалисте на службе Потрясателя вселенной Джафар-ходже (см. о нем тут — https://cont.ws/@bohun1/2960458 ), сейиде из Восточного Туркестана. Здесь же будет история про монгола, тоже служившего Чингисхану. В отличие от военмастера широкого профиля Джафара, он был так сказать "узким специалистом", даже можно сказать — те...
      225

      Столетний ветеран — спецназовец Чингисхана

      В самом деле спецназовец, то есть человек специального назначения — лазутчик, посол, военный специалист по горным проходам и мастер рукопашных боев, включая конный бой. А еще он прожил 117 лет. Так что, это действительно был очень специальный человек.Звали его Джафар, точнее Джафар-ходжа, что указывает на его паломничество в Мекку ("ходжа"). Более того, он относи...
      844

      Неизвестная судьба русских при начале династии Мин в Китае

      Про появление и бытование русских воинов и их колоний в империи Юань я уже писал. Сначала про историю их появления в качестве гвардии юаньских императоров (об этом см. здесь — https://cont.ws/@bohun1/2858103 ), а потом про их укоренение в системе власти этой монгольской династии, вплоть до их участия в дворцовых переворотах (подробнее см. тут —  https:/...
      595

      Запретный город

      "Запретным городом" обычно называют дворцовый комплекс в Пекине, ассоциируя его с династией Цин, правившей в Китае в 1644 - 1911 гг. Этот комплекс был отгорожен мощной, фактически крепостной, стеной от остального Пекина. Поэтому он так называется (а "запретным" он назван по другой причине — находиться в нем могли только те, кто был связан с императорским двором, ...
      612

      Кое-что о творцах украинства

      Из закромов всплывают интересные подробности. Как говорится, в архивах найдется всё и о всех.Прекрасный документ об вкраиньских инженерах человеческих душ, причем написанный ими самими: ...
      1013

      Проблема всем известных цитат в том, что они придуманные

      Про это есть известный мем рунета — "проблема в том, что цитаты Ленина/Сталина/... (нужное подставить), ему не принадлежат". Так случилось и с самой знаменитой цитатой, касающейся Чингисхана и его советника, знаменитого Елюй Чуцая. Речь идет об его фразе (адресованной Чингисхану), что дескать "нельзя управлять миром с коня".Всякий, кто прочел книгу В. Яна "Чингиз...
      341

      Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

      Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)Генеалогия Субэдэя в е...
      538

      Кидани — первопроходцы полноценного синтеза китайской и кочевой культур

      Они первыми этого достигли, за ними были чжурчжэни и монголы. Конечно, всё это произошло не на пустом месте, ведь до них были уже многие северные завоеватели/находники на оседлые китайские земли. Но в основном их истории кончались ассимиляцией пришельцев китайской цивилизацией. Кидани были первые, кто, впитав многое от китайской культуры, не ассимилировались, а создал...
      332

      Китайские "цивилизаторы" и степные "варвары" — кто на ком стоял?

      Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/2862864К временам Хань этим отношениям уже исполнилось м...
      687

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      1212

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1402

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1304

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      404

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      779

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      724
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      372
      Роман Храпачевский 30 декабря 2024 г. 18:14

      Этот верблюд, кого надо верблюд!

      О значении печатей в культурах Китая и ее ойкумены (включая монголов и других соседей по Поднебесной) я уже писал несколько ранее. Правда, это касалось темы даруг (они же баскаки). Желающие могут полностью прочесть тут — https://cont.ws/@bohun1/2942123Здесь же напишу об юаньских печатях, которые соединяют и китайские и монгольские традиции. Это печати, котор...
      530
      Роман Храпачевский 29 декабря 2024 г. 17:17

      Об "озабоченных" на тронах

      То есть на троне китайского императора и на сидении (кошме?) степного повелителя. Дело в том, что где-то мне встретилось весьма вольное, а точнее игриво-скабрёзное, толкование знаменитого обмена письмами между двумя владыками двух империй, оседлой китайской и кочевой (хунну).А дело было в 192 г. до н.э., когда сюнну (хунну) правил Маодунь (Модэ, Модун, и еще разные ва...
      906
      Роман Храпачевский 28 декабря 2024 г. 17:44

      Китайский император династии Тан с привычками кочевника

      Китайская династия Тан (618 - 907) считается эталонной китайской (ханьской) династией — наряду с первым и главным эталоном, т.е. династией Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), по названию которой, собственно и принято этническое самоназвание китайцев (ханьцы). Род императоров Тан носил фамилию Ли, самую обычную для ханьцев. Но не все так просто.Сомнения в эталонн...
      1110
      Роман Храпачевский 27 декабря 2024 г. 14:38

      Самозванцы и "либерально мыслящие" как непременные маяки любой русской смуты

      И появились они с самой первой Смуты. Именно во множественном числе, ибо самозванчество суть все качества всплывающей наверх субстанции в такие времена. Иначе говоря, чем ничтожнее личность такого амбициозного "либерально мыслящего", тем более у него претензий быть "властителем". Пусть хотя бы и дум... Следует процитировать  характеристику первого Самозванца...
      392
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика