Думаю, что такое описание (лысое чучело) более подходит, чем самое распространенное "кукурузник". Это кукурузное лысое му..ло помимо всех своих прочих "деяний" отличилось еще и в разграблении востоковедного наследия России. А конкретно — бесценных рукописей из бывшего Азиатского музея Императорской Академии наук.
Его коллекции собирались более 200 лет поколениями русских востоковедов. Изначально это было собрание восточных рукописей и книг, ведь музей начинался как библиотека восточной части Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. При СССР фонды музея перешли в Институт востоковедения Академии наук (значительная часть — в его Ленинградский филиал, ныне это Институт восточных рукописей РАН), Кунсткамеру (Музей антропологии и этнографии), Библиотеку Академии наук (БАН, Санкт-Петербург). Среди рукописей и книг Азиатского музея имелась настоящая жемчужина — тома из гигантского рукописного свода 1408 года, созданного в Китае для императорской библиотеки.
Его устоявшееся название "Юн-лэ да-дянь (Великий [энциклопедический] свод годов Юн-лэ". Это было ценнейшее собрание текстов китайской цивилизации, включавшее в себя почти все сохранившиеся к началу XV в. тексты китайской литературы (включая исторические хроники и сочинения, научные, философские и духовные тексты и т.д.). Его объем внушает уважение — 22 877 цзюаней-тетрадей, собранных в 11 095 томов (цэ), содержащих более 370 миллионов иероглифов (только оглавление свода занимает 60 цзюаней). Многие из записанных в Юн-лэ да-дянь сочинений более нигде не сохранились и только известны по их спискам из этого свода. Но не только этим славится данный свод — это было еще и величайшее произведение китайских каллиграфии и книжного искусства. Ведь свод предназначался для личного пользования китайским императором (и его потомков — на многие века после него). Поэтому книги свода писались лучшими каллиграфами на наивысшего качества бумаге, способной сохраняться веками. Рисунки в них делались талантливыми графиками и художниками.
Страница одного из сохранившихся томов Юн-лэ да-дянь, цзюань 10112, открыта на начале текста из травника "Бэнь цао" (конкретно на статье о лекарственном растении чжиши, т.е. понцирус)
Было сделано 2 или 3 комплекта этого свода для императора Чжу Ди (правившего под девизом Юн-лэ, на годы которого и приходится создание свода, отсюда и его название). Потом, в XVI в., для других императоров династии Мин, были сделаны копии как всего свода, так и некоторых его томов, потерянных или испорченных (по разным причинам). Эти копии сводов хранились как в Пекине (в Запретном городе), так и в императорском городе внутри Нанкина (Южной столицы империи Мин).
К концу династии Цин подавляющее большинство томов свода были или уничтожены/потеряны (пожарами, кражами или невозвратом выданных в пользование разным сановникам Цин), или вывезены английскими и французскими оккупантами Пекина (в ходе войн середины XIX в. и восстания ихэтуаней). В настоящее время известны как сохранившиеся 414 томов (цэ), содержащие 789 цзюаней, а также части еще 33 томов. В самом Китае (т.е. в КНР и Китайской Республике/Тайвань) из них имеется около 300, остальные — в известных библиотеках по всему миру. Вероятно есть еще какое-то количество в частных коллекциях или просто в неразобранных и ненайденных собраниях потомков солдат, разграбивших Запретный город в начале XX в.
В России же сохранились 11 томов Юнлэ дадянь с 25-ю цзюанями. Эти тома покупались русскими востоковедами как в самом Китае, так и в Европе. Специальное исследование "русских томов" Юн-лэ да-дянь предпринял в конце 1930-х годов китаист В.Н. Казин, отметивший что сохранность у всех томов превосходна, тушь не побледнела. В 1958 году решением Хрущева все эти тома были возвращены Китайской Народной Республике. Правда, это ничем не улучшило советско-китайские отношения.
Вот так лысое чучело разбазарило ценнейшее достояние русского китаеведения...
Страница сохранившегося тома, цзюань 2262 (его начало, со сведениями об озерах Китая, начиная со знаменитого озера Дунху)
Оценили 22 человека
36 кармы