Есть в Северном Пакистане горная область - Читрал
На стыке нескольких горных систем и стран.
Труднодоступный край с низкой плотностью населения, который в последнее время стал популярен у любителей эко-туризма.
Правительство Пакистана создало там Национальный парк, так же, как и в соседних областях Гилгит и Скарду.
Горные пейзажи северного Пакистана, действительно, потрясают воображение.
С востока, севера и запада Читрал зажат между Гиндукушем и его боковыми хребтами, отделяющими район на севере и западе от Афганистана , а на востоке — от контролируемой Пакистаном территории Гилгит-Балтистан («Северные территории», непризнанны многими странами мира). Здесь находится высочайшая вершина Гиндукуша — пик Тиричмир (7 708 м).
С юго-запада долина Читрала продолжается в виде Кунарской долины, принадлежащей Афганистану. Сопредельные провинции Афганистана - Кунар, Нуристан и Бадахшан, которые имеют древние связи с Читралом и частично разделили его историческую судьбу.
Зимой перевалы, ведущие в Читрал, завалены снегом, и район становится доступным с остальной территории Пакистана только на воздушном транспорте (аэропорт Читрала).
Население, проживающее в этих краях с незапамятных времен, приспосабливается к своеобразию местных условий.
Во многих горных селениях заметно, как тщательно люди используют каждый кусок плодородной земли.
Но чем выше в горы, тем хуже родится пшеница, поэтому основой питания горцев остаются, по большей части, просо, овощи и продукты из козьего молока.
Понятно, что развитие туризма в этих краях дает шанс несколько улучшить и рацион, и общий уровень жизни в этом красивом, но трудном для проживания краю.
* * *
Как и во многих горных районах, обитатели Читрала и соседних областей говорят на разных языках, сохранившихся с глубокой древности. Как индо-европейских, так и т.наз. "палео-гималайских" (они же - "сино-кавказские"; гипотеза об их общем происхождении пока не подтверждена). На южной стороне Гималаев и Каракорума проживают народности кховар, калаши и буриши (бурушаски), а также нуристанцы (в Афганистане) - известные своеобразием традиций, внешнего облика и религии.
Туристов из Европы и США особенно интересуют калашские сёла, поскольку калаши - единственная народность, избежавшая исламизации. Впрочем, ислам в высокогорных районах - тоже несколько иной, чем в равнинных. У нуристанцев, которые приняли ислам позже всех - свои особенные духовные наставники и образ жизни, не слишком отличный от прежнего. Этим они напоминают горных таджиков, селения которых встречаются и за пределами бывшей советской территории.
Помимо политеистических верований и оригинальных обрядов, туристов привлекает также самобытная материальная культура и антропологический облик калашей, среди которых часто встречаются люди, больше похожих на греков или северных итальянцев, чем на смуглых индийских и пакистанских крестьян.
Правда, светловолосые дети встречаются не только в Читрале среди калашей, но и среди пуштунов, буришей и других горных народностей.
Большинство же калашей выглядит так:
Или, как пишут в справочниках:
...ослабленная пигментация характерна только для части популяции, большинство калашей темноволосы и проявляют характерный средиземноморский тип, присущий и их равнинным соседям. Гомозиготная инбридинговая депигментация характерна в той или иной степени для всех окружающих народов, тысячелетиями живущих в изолированных эндогамных условиях горных долин с весьма слабым притоком генофонда извне: нуристанцев, дардов, памирских народов, а также неиндоевропейских аборигенов буришей.
Последние генетические исследования показывают, что калаши имеют набор гаплогрупп, обычный для индо-афганского населения. Типичными Y-хромосомными гаплогруппами для калашей являются:
L (25 %),
R1a (18,2 %),
G (18,2 %),
J2 (9,1 %);
митохондриальными: L3a (22,7 %), H1* (20,5 %
Но путешественники не были бы путешественниками, если бы не старались привезти домой что-то необычное. Этим необычным, среди прочих диковинок, стали фото светлоглазых и светловолосых детей, которые породили в нестойких умах смятение.
Самое известное фото калашской девочки, наряду с портретом дедушки-пуштуна
Девочка
Дедушка
Калаши быстро получили славу "таинственных" и "загадочных", которая росла параллельно росту туристического потока. Фото голубоглазых красавиц из предгорий Гиндукуша и Каракорума послужили отличной рекламой как турагентствам, так и всевозможным эзотерическим и псевдонаучным сайтам, породив фантазию о "светловолосом и голубоглазом племени", затерянном далеко в горах и "почитающем свастику".
Судя по некоторым комментам, их авторы представляют себе пакистанских горянок примерно так:
Однако, реальность выглядит несколько по-другому:
Да, кстати, где в этом разноцветье столь важный (якобы) для арийских племен знак свастики или так называемый "коловрат"? Я что-то не вижу. А вы?
И, уважаемые читатели, не будьте детьми! Пакистанцы, даже горные, тоже люди, не чуждые обычных слабостей.
Туристическая отрасль дает работу проводникам, рестораторам, владельцам гостиниц и изготовителям сувениров. И если наличие двух-трех светловолосых детей в селе помогает привлечь туристов - вряд ли процент таких "экзотических" лиц будет падать - скорее наоборот (надеюсь, что мои слова никоим образом не повредят репутации прекрасных калашек))
__________________________
Мои предыдущие статьи о народах и культурах Южной Азии :
Дикари или носители высокой культуры? Арийские племена по ту сторону Гиндукуша
Я индианка, дочь брахмана... У нас тут не все так однозначно https://cont.ws/post/284220
Касты - это серьезно https://cont.ws/post/195757
Знакомьтесь: реальный санскрит https://cont.ws/post/190396
Что на самом деле сказано в древнеиндийских "законах Ману" https://cont.ws/post/198369...
Арийцы мы - с раскосыми и жадными очами :) https://cont.ws/post/248828
Россия - родина.... чего? https://cont.ws/post/269377
Ведийцы-лайт https://cont.ws/post/186280
Оценили 29 человек
40 кармы