Здравствуйте, мои драгоценные читатели!
Вот и подошла к концу очередная неделя - а значит пришло время немного потрепаться.
Международное обозрение
В последнее время я как-то больше читаю новости, и как-то меньше - аналитику, так что, возможно, буду далеко не первым с такими соображениями. И тем не менее.
В солнечном Пендостане прошли промежуточные выборы: выбирали новый состав обеих палат ихнего парламента. И формально их результаты можно оценить двояко. С одной стороны, демократы расширили своё представительство в Конгрессе. С другой, республиканцы сделали то же самое в Сенате. Казалось бы, в сумме все остались при своих - и все получили повод отрапортовать о победе. Но то - формально, которое в условиях глобального выхолащивания традиционных партийных структур с "на самом деле" пересекается постольку поскольку.
На самом же деле прошедшие американские парламентские выборы завершились тотальным поражением центристов - тех, кто шёл на выборы с хоть какой-то конкретной программой, и кто, несмотря на принадлежность к разным партиям, в состоянии между собой хоть о чём-то договориться и хоть немного этих договорённостей придерживаться.
А победили - отморозки. Опять же, без разницы, от какой партии. Те, которые договариваться ни о чём не могут, да и не хотят. Предвыборная программа которых сводилась к банальному "голосуй за меня, а то анчоусы выберут эту мразь" - и пальчиком так в направлении конкурента.
Получилась, как по заказу, иллюстрация к заметке из прошлого "трепла" - про симбиотические взаимоотношения радикалов всевозможных расцветок. Собственно, на этом самом симбиозе, замаскированном под борьбу, ушибленные "трамписты" с "клинтонитами" в рассматриваемом случае и выехали. Вот только в обоих случаях это, думается мне, пиррова победа. В отсутствие оттеснённых на обочину центристов радикалы противоположных окрасок не могут осуществить ничего конструктивнее дальнейшей эскалации своего противоборства - вплоть до выхода его из-под контроля и превращения в действительное противоборство без каких-либо ноток симбиоза. И с последующим расколом победившей стороны на фанатиков и прагматиков.
Если в общем, то всё вышеописанное - это, конечно, проблемы американцев, а не наши. По крайней мере, не напрямую наши. Но сама по себе ситуация довольно-таки поучительная - и имеет определённые шансы стать ещё более поучительной в среднесрочной перспективе.
Мысли человека, разбирающего книжный шкаф
Раньше, когда интернет был дороже, тормознутее и намного менее доступным, выбор нового чтива включал в себя элементы лотереи. То есть, заходишь такой в магазин, подходишь к полкам со своим любимым жанром (у меня это были НФ и фэнтези) - и пытаешься определить по косвенным признакам, какую из всех этих книжек в цветастых обложках не захочется уже на третьей странице запустить в стену. Со временем, конечно, формировались определённые эмпирические правила, делавшие этот процесс хоть немного более предсказуемым. Так, если на обложке рисовался какой-нибудь закос под Вальехо (т.е., с полуголыми мускулистыми варварами и варваршами), то это был серьёзный повод оставить книжицу без внимания: в девяноста девяти случаях из ста безвкусица снаружи сопровождалась безвкусицей внутри. Складывался со временем и персональный "чёрный список" авторов, на которых единожды уже обжёгся. Но всё равно время от времени попадалась какая-нибудь книжка неизвестного доселе автора с неплохой иллюстрацией на обложке и внятной аннотацией, которая на первый взгляд вроде бы обещала быть вполне ничего - но на практике оказывалась вырвиглазным бессюжетным кошмаром, написанным дичайшим заштампованным канцеляритом.
Собственно, к чему это. Решил я перебрать свой книжный шкаф на предмет отсева подобных "ошибок сапёра" прошлых лет с последующим их выносом на помойку. В процессе обнаружил множество книжек, о которых забыл напрочь всё. Разумеется, ради вынесения им того или иного приговора, бегло перелистал, тем самым освежив воспоминания. И, кажется, понял ключевую проблему отечественной фантастики всего постсоветского периода. Ну, разумеется, кроме того, что Гуамоко всё берётся за перо, но так ничего пока не выдал =)
Дело в том, что все постсоветские фантасты в той или иной мере являются духовными чадами братьев Стругацких. Даже если сами их не особо жалуют и/или работают в совершенно "не стругацком" поджанре.
И нет, дело не в том, что АБС плохи - напротив, весьма хороши, пусть и по моему скромному мнению далеко не во всём бесспорны. И даже не в том проблема, что Стругацких нещадно копируют - как раз этого и нет.
Просто Аркадий и Борис Натановичи стали законодателями моды на наличие в фантастическом произведении офигенно глубокого смысла. Русскоязычный фантаст после Стругацких - больше чем просто фантаст, он ещё и обязан во многом быть философом, психологом, социологом и слегка политиком.
Вот только даже самые лёгкие книги Стругацких никогда не были лёгким массовым чтивом, рассчитанным на максимальный охват аудитории. Они с самого начала были рассчитаны на этакого слегка фрондёрствующего , в охотку витийствующего и во многом романтичного бородатого советского интеллигента с технической или естественнонаучной специальностью. Поскольку писались, в общем-то, именно такими авторами. И в эту аудиторию они попадали просто идеально - благодаря чему во многом успеха и добились.
Но с их вольными и невольными наследниками было уже иначе. Те, в отличие от, замахивались уже на массового читателя - при том, что от моды на офигенно глубокий смысл отмахиваться не собирались, поскольку были на Стругацких вскормлены.
Вот и получилась с ними прелюбопытнейшая раскоряка: стоя одной ногой на платформе старой камерной фантастики, второй они шагнули в вольную рыночную современность. Они одновременно пытались заложить в свои произведения глубокий и неочевидный артхаусный месседж - и потрафить низменным вкусам невзыскательного массового читателя, поскольку кушать всё-таки хотелось.
Каким-то чудом это сочетание всё-таки дало некоторый перечень худо-бедно читабельных и иногда даже неплохих книжек. Но в массе оно скорее навредило.
Поскольку даже на редкость талантливому автору стабильно и с ровным качествам сочетать эти две вводные было бы непросто. А "на редкость талантливыми" были далеко не все тогдашние завсегдатаи промо-полок книжных магазинов.
Да и кроме вопроса таланта: даже будь автор реинкарнацией Пушкина, когда 100500-ый протагонист фэнтези-романа из-под всех наслоений Толкина, Льюиса, Сапковского и последней партии в Dragons&Dungeons нет-нет да и взглянет читателю прямо в душу ясными усталыми глазами благородного дона Руматы Эсторского, которому ну просто запредельно трудно быть богом, джедаем, ведьмаком и вообще спасающим мир Избранным - это приедается. Неужели нельзя было написать простую, но добротную историю, без всего этого вот? И потратить заряд творческой батарейки не на месседжи и отсылки, а на более тщательное выписывание сюжета и характеров? А офигенно глубокий смысл верные фанаты потом бы постфактум придумали - как оно, вообще-то, в норме с хорошими произведениями и бывает.
Теперь же они удивляются, что молодая шпана, которая должна была смести их с лица земли, совершенно не мается амбициями и строчит на потребу литРПГ и про попаданцев, да между собой беседует не о высоком искусстве, а о том, в какую эпоху попаданцы в этом сезоне лучше продаются - как обычно к Сталину, учить его фашистов бить, или к Петру Первому, вестернизацию отменять. Хотя, это - естественное следствие из того, что было прежде. Ну, не может философический угар полноценно жить в развлекательной массовой литературе. Потому его добавление и стало со временем своего рода ритуалом, этаким секретным масонским приветствием, отличающим тонкого служителя муз от низменного лабуха. А потом и ритуал усох, когда глубокая небанальная мысль редуцировалась тупо до идейно-политической ангажированности.
Потому тем, кто захочет выбраться из этого порочного круга, придётся начинать с полного разрыва с отечественным фантастическим фэндомом, с полного игнорирования всех его наработок - и выстраивания новых историй как будто впервые, с нуля.
В общем, посидев и подумав, вынес я их всех практически без разбора. Не все были ужасны - но на дворе XXI-й век с его тотальной оцифровкой всего и вся, когда в смартфон может влезть полная антология того или иного автора. А книжный шкаф у меня не резиновый.
Неслучайный трек
Навеяло разбором шкафа) Кто поймёт - тот поймёт, а кто не поймёт - тем моё "извините".
Оценили 44 человека
89 кармы