• РЕГИСТРАЦИЯ

Вторая жизнь Тиауанако начиналась трудно

2 832

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Это только кажется, что знания обретаются мгновенно, а представления о чём-то, когда-то произошедшем, уже появляются правильными и близкими к истине. Археология как наука зарождалась весьма далёкой даже от современных представлений о том, какой она должна быть. Трепетное отношение к памятникам древности тоже не сразу появилось, зато желание награбастать и заграбастать в частное владение, да ещё и ни с кем не делиться, наверное, родилось вместе с человечеством. Так же стара привычка людей объяснять непонятное проделками мифических персон, в число коих ныне добавились инопланетяне, рептилоиды и... древние супер-пупер предки из числа атлантов или гиперборейцев.

Поэтому история изучения руин древнего города - столицы своего рода империи, предшествующей Инкам, полна ошибочных версий, упущений и утрат. Но, несмотря на нехватку средств, различные политические и иные социальные катаклизмы, изучение Тиауанако продолжается, а представления обычной публики в большинстве случаев за новыми сведениями, разширением и углублением представлений просто не поспевают. Хочу проиллюстрировать сказанное, изложив кратко основные повороты в сюжете знакомства изследователей с впечатляющими руинами.

Легитимность инков и колониальные хроники (1535–1800)

Испанский путешественник и учёный, автор книги по истории Инков 1572г - Sarmiento de Gamboa

Ранние авторы, повествующие об интересующем нас месте, сходятся во мнении, что королевские особы инков считали Тиуанако и близлежащее озеро Титикака местами, где героическое божество-создатель Виракоча когда-то сформировало нынешнее воплощение Космоса Анд. Эти рассказы описывают произхождение Андского культурного разнообразия и оригинальное определение андского ландшафта в Тиуанако. Многочисленные летописцы, например, Бетансос (Juan Díez de Betanzos - испанский конкистадор, первый официальный историк испанской территории Анд, написавший первую хронику Перу 1551–1557) и Сармиенто де Гамбоа разсказали миф о том, что Виракоча впервые создал андское общество в Тиуанако или на соседнем острове Солнца. Согласно Сармиенто, Виракоча «отправился в место, которое теперь называется Тиауанаку ... и в этом месте он вылепил и сотворил на большом камне все народы, которые он намеревался создать». Он предоставил каждой «нации» свой язык, одежду, причёски, музыку, танцы и самобытные культуры. Каждая группа должна была войти в землю, путешествовать под землёй и вырасти, как растение, возле определённого объекта - будь то дерево, озеро, източник, пещера или гора, - который отныне будет её главной хуакой (huaca) или священным местом.

Затем Виракоча поручил двум людям запомнить название каждой группы и место её произхождения. Вместе с божеством они отправились на север и северо-запад. Один следовал за Западными Кордильерами, обнимающими побережье Тихого океана, другой - через бурные Восточные Кордильеры с видом на восточные долины, или юнгас (yungas). Сам Виракоча прошёл между ними по горному маршруту. Целью их путешествия было «вызвать» из земли - по сути, собрать урожай - все различные народы или этнические группы Анд, созданные Виракочой. Их синхронные путешествия определили три основные экологические зоны Анд: сухое тихоокеанское побережье, влажные восточные долины и высокогорные сьерры. Таким образом, имперская идеология инков вовлекла Тиуанако в создание социального и географического разнообразия Анд и, что более важно, в его культурное объединение.

Педро Сьеса де Леон

Несколько ранних летописцев посетили Альтиплано (обширное плато в Андах) и написали дразнящие воображение, но краткие описания руин Тиауанако. В их число входит молодой испанец Педро де Сьеса де Леон, «простой солдат с необычным вниманием к деталям». Сьеса посетил Тиауанако в 1549 году, всего через 17 лет после того, как Франсиско Писарро и его банда конкистадоров захватили правителя инков Атауальпу. Сьеса описал массивный храм, известный как Акапана, как «искусственный холм, построенный на огромном каменном фундаменте», а также «прекрасно построенные» стены Каласасая, которые, по мнению некоторых местных жителей, вдохновили имперскую архитектуру инков. Он возхищался несколькими огромными «каменными идолами» возле зданий, «размером и формой человеческих, с такими красиво вырезанными чертами, что они кажутся творением великих художников или мастеров». Сьеса также отметил, что инки изпользовали Тиауанако в качестве архитектурной модели и что Манко Капак, сын последнего законного правителя инков Уэйна Капака, родился в Тиауанако. Тем не менее, когда он спросил, построили ли эти памятники инки, туземцы «засмеялись над этим вопросом, повторяя». . . что они были построены до того, как (инки) воцарились ». Сьеса предположил, что Тиауанако был «старейшей древностью» в Андах. Похоже, что инки просто заявили о своём произхождении от древних царей Тиауанако, чтобы узаконить своё правление, провозгласив это место священным местом космического произхождения и подражая его безупречно созданным памятникам. Таким образом, оставался вопрос: кто создал Тиауанако?

Кабинетная археология: естествоизпытатели, изследователи и энтузиасты (1800–1945)

К этому вопросу учёные снова всерьёз обратились в 1825 году после обретения Боливией независимости. Предыдущие 150 лет испанского колониального правления привели к перерыву в изследованиях Тиуанако, скорее всего, из-за кумулятивных социальных волнений, которые в то время характеризовали южно-центральные Анды. В течение десятилетий после прибытия испанцев тысячи туземцев ежегодно гибли, будь то в боях или от новых болезней, таких как оспа и корь. К 1560-м годам испанские администраторы насильственно переселяли коренное население в Потоси (Potosı), на центральном Альтиплано, в качестве дешевой рабочей силы для добычи серебра. Земли остались безлюдными, и десятки рабочих ежедневно умирали из-за обрушившихся шахт, физического изтощения и отравления ртутью. После 1570 года испанцы предприняли радикальные программы переселения (reducciones), чтобы облегчить эффективное управление в сельской местности Анд. Они построили центральные пуэбло в попытке изкоренить местные связи с ландшафтом и способствовать культурной амнезии среди коренного населения, а также частному управлению гасиендами, где местные жители работали в качестве наёмных слуг.

В семнадцатом веке медленно возродилось яркое чувство местной истории и социальной идентичности. К середине восемнадцатого века нарастающая социальная напряжённость и серия начальных мелких мятежей вызвали полномасштабные возстания, возглавляемые революционерами из числа местных жителей и метисов (mestizo), такими как Тупак Амару на юге Перу и Томас Катари на боливийских Альтиплано. Эти мессианские движения изменили (переделали) древние мифы и символы, чтобы бросить вызов испанскому имперскому режиму, побудив европейских администраторов и писателей считать сельскую местность Анд опасным местом, населённым мятежными индейцами.

Между тем, новые интеллектуальные дисциплины прогрессивного европейского Просвещения стали разпространяться, способствуя  объективному изучению естествознания и человеческой истории. По мере того как биологическая и культурная эволюция стали влиятельными концептуальными парадигмами, социальные мыслители стали классифицировать общества в соответствии с их степенью «цивилизованности». Рука об руку с такими прото-антропологическими трудами шла заинтересованность в обнаружении руин прошлых цивилизаций по всему миру, особенно тех, которые считались напоминающими о прошлом культурном наследии Европы. В свете своих загадочных архитектурных чудес Тиуанако считался экзотическим древним центром андской цивилизации. Тем не менее, для многих изследователей, проявляющих такой интеллектуальный темперамент, ответственными за строительство и заселение Тиауанако считались люди из далёких культур, континентов или даже галактик.

Тадео Хаенке (Tadeáš Haenke или Tadeo Haenke, некоторые считают его предшественником Александра фон Гумбольдта)

Изследователи девятнадцатого века и «кабинетные археологи» создали некоторые из первых подробных описаний и умозрительных интерпретаций памятников Тиауанако. Первые известные рисунки Тиауанако написаны рукой немецкого натуралиста Тадео Хаенке. В 1799 году богемец удалился в Гуаки, примерно в 20 км от Тиауанако, чтобы нанести на карту озеро Титикака и провести обширное обследование его берегов, включая древние памятники.

Иллюстрированный отчёт Таддеуса о местах в бассейне озера Титикака утерян, как и многие его наброски. Из девяти эскизов, сделанных им в Тиауанако, найдено только четыре. Один, по-видимому, представляет собой часть главного фриза Врат Солнца, другой грубый набросок представляет то, что интерпретируется как незаконченные фигуры на Вратах Солнца. Сохранилась записная книжка изследователя, где на нескольких страницах Хаенке действительно описывает Врата Солнца. Есть ещё два эскиза, один из которых представляет так называемый «Камень-модель», а другой - камни платформы в Пумапунку.

Набросок фигур Таддеуса Хаенке представляет иконографию Тиауанако

Так называемый Модельный камень на переднем плане и слева в отдалении виднеется Акапана

Более подробные описания памятника последовали за притоком иностранных дипломатов и натуралистов после обретения Боливией независимости. Особенно проницательным в эту эпоху был французский натуралист Алсид Дессалин д'Орбиньи, посетивший Тиуанако в июне 1833 года. Д'Орбиньи определил основные храмовые комплексы Тиуанако, называющеся: Каласасая, Акапана и Пумапунку - и интерпретировал центральное изображение Портала Солнца как скульптурный вид религиозного и политического правителя. Его деятельность помогла создать первый национальный музей, для которого президент Боливии Жозе Балливиан поручил провести «раскопки» для сбора реликвий Тиуанако.

Д' Орбиньи - основатель микропалеонтологии и биостратиграфии

Многие изследователи узнали в Тиуанако руины центра, который процветал задолго до инков. Немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт призывал свою европейскую аудиторию посетить «центр древней цивилизации». Тем не менее, Тиуанако оставался загадкой, во многом из-за того, что многие считали его трудноразрешимой с учётом окружающей памятник среды. Британский морской кадет Клеменс Маркхэм считал Тиуанако политическим и интеллектуальным центром «мегалитической империи», которая простиралась через Анды задолго до инков. Однако, озадаченный большой высотой руин, он предположил, что Альтиплано находилось на сотни метров ниже, чем в его собственное время.

Эфраим Джордж Скуайер - изследователь доколумбовых культур, дипломат и археолог

Североамериканец Эфраим Джордж Сквайер (выдержку из книги которого я приводила в предыдущей статье), уполномоченный президента Линкольна в Перу, также был поражен суровой окружающей средой и бедными почвами Тиуанако. Он сделал первые фотографии этого объекта, сделал карты его структур, зарисовал монументальные скульптуры и описал руины, оценив их площадь в 3 квадратных километра. Из-за высоты и «суровых» условий Тиуанако и отсутствия «каких-либо следов проживания» Сквайер пришел к выводу, что это был центр паломничества, состоящий из изолированных монументальных построек. Как он выразился, «Тиуанако могло быть священным местом или святыней, положение которой было определено случайностью, предсказанием или сном», но это не было «резиденцией владычества (господства)».

Изображение руин Тиауанако из д'Орбиньи

Такое изображение приведено у Леонса Ангранда

Общей нитью, связывающей мысли и писания многих авантюристов девятнадцатого века, и эта нить чрезвычайно актуальна сегодня, является идея о том, что коренные аймара-говорящие «индейцы» не могли построить великолепные памятники Тиуанако. Некоторые авторы предложили надуманные предположения в поддержку откровенно расистских версий. Франсис де Кастельно поддерживал идею о том, что Тиауанако построили египетские фараоны, а вовсе не «имбицильная раса, населяющая страну сегодня». Леонсе Ангранд предположил, что сначала Тиауанако построили странствующие иммигранты тольтеков из центрального бассейна Мексики. В том же духе маркиза де Надайяк утверждала, что действительно Тиауанако основала говорящая на языке науатле раса, возможно, мексиканские ацтеки. Другие были более двусмысленными. Если Сквайер считал, что «цивилизация древних перуанцев была коренной» , то разположение «красиво огранённых камней» Тиуанако показалось ему несоответствующим среди «несчастных» и «обедневших» аймара. Такие идеи живут в чрезвычайно популярных, в высшей степени плохо изученных представлениях Нью Эйдж о том, что Тиуанако был основан просвещёнными египтянами или атлантами (Bellamy 1948; Hancock 1996). На смехотворном, хотя и занимательном конце спектра версий произхождения является представление о том, что Тиуанако был вдохновлён пришельцами из космоса (фон Даникен, 1971)!

Высшим воплощением викторианской (периода 1837—1901) мифологии был Артур Познанский, эксцентричный австриец, который жил и работал среди руин Тиуанако большую часть первой половины двадцатого века. Если для него местные сообщества Альтиплано произошли от древней Коллы, то теперь они были «полностью лишены культуры» и «жили жалким существованием в глиняных хижинах, которые кажутся. . . пещерами троглодитов». Как и другие, Познанский считал, что в далёком прошлом климатические условия были гораздо более благоприятными. «Климатическая агрессия», - утверждал Познанский, - способствовала упадку Тиауанако и его последующему культурному разпространению в качестве «колыбели американского человека». Несмотря на недавние научные изследования, которые решительно оспаривают такие идеи, квазирасистские разсуждения Познанского продолжают разжигать воображение высшего и среднего класса и любительские спекуляции по всему миру (о чём свидетельствует быстрый поиск в Интернете).

Ранняя археология (1890–1958)

Более строгие интерпретации Тиуанако появились на рубеже XIX века. Макс Уле (Uhle), впервые посетивший Тиуанако в 1894 году, заложил основу для систематических археологических исследований в Андах. Прежде чем ступить в Анды для того, чтобы описать и проиллюстрировать монументальные сооружения Тиуанако, Уле сотрудничал с Альфонсом Сен-Любелем. Они считали Каласасайю «американским Стоунхенджем» и предположили, что это была одна из нескольких изолированных структур, которые вместе сформировали ранний религиозный объект, оказавший первостепенное влияние в регионе. В отличие от многих авантюристов, Уле считал, что строители Тиуанако были предками аймароязычных сообществ Альтиплано, но эта память о величии увяла после затмения цивилизации. Он определил пан-андийский «стиль Тиауанако», позже названный Средним горизонтом, который на несколько веков предшествовал стилю инков.

Фридрих Макс Уле немецкий археолог, «отец южноамериканской археологии» и «основоположник археологии Анд». Уле подтвердил версию о наличие тиуанакских каменных скульптурных изображений на керамике, тканях и прочих артефактах в прибрежных зонах Лиму и Перу.

Адольф Френсис Альфонс Бандельер американский археолог швейцарского происхождения. Бандельер смог доказать ложность множества исторических мифов, сложившихся в археологии того времени, в частности, по поводу цивилизации инков в Перу.

Адольф Бандельер, современник Уле, посетил Тиуанако в 1894 году, а затем уехал для проведения разкопок на близлежащих островах Солнца и Луны. Бандельер сломал сложившийся к тому времени шаблон и предположил, что Тиуанако включил несколько тысяч жителей, сделав вывод, что это был город, а также церемониальный центр. Он заметил, что доиспанские жилища, очень похожие на те, что были заселены во время его посещения местности, были земляными постройками, состоящими из сырцовых кирпичей или плотно уложенного тапия; то есть непостоянные материалы, которые давно размылись в ландшафте. Бандельер предостерёг археологов, что они сосредоточили своё внимание изключительно на выдающихся памятниках Тиуанако, пренебрегая «более скромными чертами», которые действительно иллюстрируют «образ жизни людей». Как и Уле, Бандельер считал, что коренные жители аймара-говорящей общины, вдохновившие на это понимание, были потомками коренных жителей Тиуанако.

Карта руин в Тиауанако Адольфа Ф. Банделье ( Американский музей естественной истории)

Карта отсюда

На рубеже веков Анды приобрели популярность среди образованных кругов Северной Америки и Европы как экзотический, суровый регион. Десятки иностранцев отправились в долгое путешествие в Тиуанако, чтобы на собственном опыте познакомиться с древними руинами и, в некоторых случаях, собрать драгоценные коллекции для экспорта в родные страны. Такая деятельность подпитывала мародёрство и способствовала ему. Как предполагают Алан Колата и Карлос Понсе, подобные «экспедиции». . . приобрели явно неоколониальный характер, в котором боливийские граждане играли вспомогательные роли или вообще не играли, а ящики с незаменимыми предметами отправлялись за границу без всякой инвентаризации». В начале двадцатого века энтузиасты-любители, такие как полковник Диес де Медина и Фриц Бак, собрали огромные коллекции археологических артефактов. Несколько десятилетий спустя национальная реакция на эту кумулятивную деятельность глубоко повлияла на ход боливийской археологии.

Особенно вопиющее разрушение Тиуанако пережил в 1902–1903 годах, когда через это место была проложена железная дорога, соединяющая Ла-Пас с озером Титикака. Строительная бригада добыла сотни лучших каменных плит и памятников Тиуанако для строительства железнодорожных платформ и мостов, взрывая большие камни динамитом, чтобы сделать ровную засыпку щебня. На один из многих протестов циничный член экипажа ответил: «Тем лучше, что эти камни послужат двум цивилизациям».

Макс Уле у Ворот Солнца

Основной източник

(Продолжение следует)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    «Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

    Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

    Война за Прибалтику. России стесняться нечего

    В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

    "Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

    Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      842
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      939
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      977
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      883
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      742

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1322

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      852

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      754
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      765
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      516
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      320
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      688
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      769
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 05:28

      Готика с её удивительной каменной резьбой

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое благо, что в средние века уже существовала письменность, писались документы и сохранялись оные в архивах. Потому большая часть вопросов по строительству имеет ответы, можно сказать, в первоизточниках. Но, как и в любом деле, всегда имеются приёмы и нюансы. Первые (из-за "всемизвестности" своей в те времена) не у...
      590
      .Взор Здравомыслие.
      13 января 13:10

      Ошибки Монферрана, или почему рушились соборы

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  Об ошибках вообщеТе, кто до сих пор убеждён, что они всё знают, и что знания добываются за раз-два... и в дамках (или вместе с получением диплома), просто не понимают, что процесс постижения и накопления знания всегда связан с длительным путём проб и ошибок. Зазубривания сведений, оставленных кем-то...
      1074
      .Взор Здравомыслие.
      4 января 12:06

      По поводу освещения изготовления Исаакиевских колонн в прессе и возмущения Н. Бестужева

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  На днях я заблокировала на Дзене Владимира Пузика за то, что приходил он ко мне на канал с единственной целью - пободаться. Но есть его комментарий, на который я не ответила по существу. Он был им оставлен под статьёй о каменоломнях Питерлакса: Привожу скрин страниц "Сына Отечества" 1820 г. № 44 ...
      1179
      .Взор Здравомыслие.
      1 января 21:11

      Колонное дело Исаакиевского собора № 7

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Стойко пережив приход 2024 года, опять я взялась за своё :о) Встретив недавно рапорт о выгрузке двух колонн для портиков собора с судна, севшего на мель, я заинтересовалась и другими документами, которые имеются в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в делах так называемой коллекции Монферрана. Как я уж...
      1484
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:58

      Колонное дело Исаакиевского собора 6, или рапорт, адресованный Монферрану

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Пока там в комментариях идут баталии, я преспокойненько сижу себе и занимаюсь переводом прелюбопытного документа двухсотлетней давности, относящийся к строительству Исаакиевского собора. А именно, - к операции выгрузки на пристань двух колонн из севшего на мель судна.Найден сей раритет в Президентской библиотеке, где бы...
      400
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:45

      О добыче гранитных колонн для Исаакиевского собора: "космические" технологии

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Около года назад Антропогенез, побывав в РГИА и поинтересовавшись документами по делу строительства Исаакиевского собора, опубликовал замечательную статью. Думаю, что ознакомиться с ней будет интересно и полезно многим. Не буду ничего добавлять от себя (материала и без того много) :о) Среди тысяч документов, посвященных строительству ...
      386
      .Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2023 г. 14:48

      Подъём и установка колонн купола Исаакиевского собора

      Всем читателям моим желаю здравствовать! Как-то давно я предлагала полюбопытствовать американскими журналами. Вчера, на ночь глядя, я последовала своему же посылу и открыла полистать первый же попавшийся журнальчик. Там нашлось интересное описание подъёма колонны Исаакиевского собора очевидцем. Куда сразу сон девался :о)Сразу предупреждаю, что перевод д...
      772
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика