• РЕГИСТРАЦИЯ

По следам древних римлян

48 2292

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После сложных для альтернативного возприятия действительности статей про то, как резали дивные вазы на колыванской фабрике в 19-м веке, попробуем закопаться вглубь античности, удивляющей альтернативщиков своей современностью :о)

Говорить будем о римлянах и их технологиях обработки камня.

Афинский Акрополь

Сегодня у нас мрамор обычно ассоциируется с белым мрамором греческой античности, итальянского Возрождения или классицизма, при этом вспоминаются здания на афинском Акрополе или собор в Милане, о котором Марк Твен поэтично выразился "видение, гимн, воспетый в камне, поэзия, выгравированная в мраморе", а Генрих Гейне написал:

Но в далёкие от нас времена представление о мраморе было совсем другим. В то время слово "мрамор" изпользовали для описания всех полируемых камней, например, алебастра и, даже порфира и гранита, которые имели широкую и в некоторых случаях яркую цветовую палитру. Даже в 19-м веке эта точка зрения была ещё широко разпространена. Таким образом, история мрамора как материала - это также история разноцветных камней.

Геологическое определение мрамора также относится к камням белого, серого или пастельного цвета. Наиболее важными общими чертами группы мрамора являются его кристаллическая структура и высокая плотность, что приводит к полупрозрачности и светоотражающей способности. Именно благодаря этим свойствам мрамор является очень популярным строительным материалом.

В классической Греции (приблизительно пятый век до нашей эры) белый мрамор, изпользовавшийся для возведения величественных зданий, символизировал богатство и процветание общины. Только в роскошных дворцах и мавзолеях позднего классического периода (четвертый век до нашей эры) и, в частности, эллинистического периода (с третьего века до нашей эры) для всех интерьеров стали изпользовать также цветной мрамор. В сочетании со слоновьей костью, золотом и серебром, разноцветные камни создавали сложные пространственные образы и подчёркивали особый статус хозяина дома. Сложная добыча, дорогостоящая транспортировка и ограниченная доступность делали эти цветные мраморные изделия предметами роскоши, которые всегда были признаком особого статуса и притязаний на власть.

И к этой статусности мрамора и иных камней не могли остаться равнодушными римляне, создавшие и разширяющие свою империю. Хотя изпользование как белого, так и цветного мрамора в Древнем Риме было относительно поздним явлением, оно оказалось более длительным, а эстетика римского мрамора повлияла на историю архитектуры во всем западном мире. Не осталась равнодушной и Россия.

Интерьер Пантеона в Риме, около 120 г. н.э. Полированный цветной мраморный декор, большая часть которого до сих пор сохранился в оригинале, был импортирован из разных частей Римской империи.

Для сравнения интерьер Исаакия

Когда Рим становился мраморным

Когда-то город Рим назывался кирпичным из-за того, что множественные украшавшие город и обезпечивающие проживание горожан здания возводились преимущественно из обожжённого кирпича. И это в то время, когда эллины по соседству вовсю изпользовали мрамор для возведения своих храмов и иных общественных зданий.

С разширением, укреплением и сплочением Римской империи примерно в середине первого века до нашей эры, с появлением доступа к новым карьерам, а также благодаря эксплуатации белого мрамора из Каррары (античный Луни) в Северной Италии, возможности древнеримских архитекторов значительно выросли. Когда в начале 1-го века н.э. пришёл к власти Август, в Риме закипела строительная деятельность. Да не простая, а та, в результате которой Август подытожил: «Я нашёл Рим, построенный из кирпича; Я оставляю его в мраморе».

Термы Каракалла

Это не означает, что император облёк в мрамор весь город, но он создал задел для нескольких последующих столетий "переобувания" вечного города. Размах каменодельческой активности того времени впечатляющ. Камень завозили даже из далёких провинций империи.

И, ежу понятно, что без соответствующей механизации (только ручным трудом) одеть огромный город мрамором физически весьма и весьма затруднительно. Частично о технологиях известно из письменных източников. Часть ответов даёт современная наука.

Археологи и изследователи древних технологий давно пользуются изучением следов от инструментов, оставленных на завершённых, а ещё более - на незаконченных изделиях из камня, оставшихся в мастерских и в карьерах. А, поскольку на подмогу учёным пришла компьютерная техника, то у них появилась возможность 3D моделирования и, следовательно, изучение технологий значительно продвинулось.

На этот раз интерес был проявлен к одной из богатых римских вилл в Эфесе (Турция). Нужно сказать, что в Эфесе был разкопан древний город с театром, храмами и многими иными зданиями. Ныне там устроен музей под крышей.

Резиденция зажиточного горожанина

Во время разкопок одной из вилл (2 век н.э.) были обнаружены обломки очень красивой облицовки из зелёного мрамора, называемого Чиполлино. Чиполлино Верде - мрамор с зелёными прожилками, который добывался на греческом острове Эвбея. Эту разновидность зелёного мрамора и поныне добывают в Греции. Камень особенно хорош для внутренних стен и полов, столешниц, мозаики, фонтанов, облицовки бассейнов и стен и других дизайнерских проектов. Было найдено, отреставрировано, сфотографировано и изучено 54 мраморных плиты, каждая размером около 1,3 квадратных метров.

После реставрации плиты и места их размещения изучили. Сохранение дюбелей в стенах, к которым первоначально были подвешены плиты, позволило возстановить порядок их размещения на стенах. А схема наслоения складчатых слоёв в плитах, в свою очередь, позволила, изпользуя специальное программное обеспечение (обычно применяемое для трёхмерного моделирования геологических структур), выполнить трёхмерную структурно-геологическую реконструкцию складок и реконструкцию разположения плит в мраморном блоке, из которого они были серийно разрезаны, с помощью пилы для плит.

Иллюстрация из научной статьи: а) разположение карьера и Эфеса на карте, b) схема устройства мельницы в Гераше, c) надпиленные блоки колонны, d) вид реставрированной мраморной облицовки на вилле

Рисунок облицовки древние зодчие создали путём "зеркально"-последовательного размещения (аналогично развёртыванию сложенной гармошкой детской книжки) напиленных из мраморного блока плит, в результате чего образовались почти симметричные узоры.

Следуя узору прожилок и сложив плиты "стопкой", учёные получили блок, внутреннюю геометрию которого и смоделировали.

Изпользуя реконструкции, основанные на узорах плит, исследовательская группа также смогла сделать вывод, что всего 42 плиты были получены при разпилке одного мраморного блока весом от трёх до четырёх тонн.

Проделав эту работу, они выяснили, какой ширины были пропилы, и сколько мрамора ушло в отходы. Количество отходов оказалось сопоставимым с аналогичной величиной отходов при современной разпиловке мраморных блоков на плиты (слябы), если не более экономным. Изследование геологической складки в блоке показало, что 23–47% мрамора было потеряно при распиловке и полировке.

О том, что блоки разпиливали, свидетельствуют следы, оставленные пилами. По словам руководителя научной работы - профессора Сиза Пашьера (Cees W. Passchier): "Слябы имеют толщину около 16 миллиметров, а зазоры между ними, вызванные разпиловкой и последующей полировкой, имеют ширину около 8 миллиметров. Эти потери материала, связанные с производством, составляют около одной трети и, следовательно, меньше, чем нормы, которые сейчас обычно связаны со многими формами современного производства мрамора»

Сопоставление рисунков на плитах позволило выяснить, что из 42 плит, полученных при разпиловке одного блока чиполлино объёмом 1.25 м3, весом от 3 до 4 тонн, две плиты в облицовку не попали. «Разположение плит на стенах виллы предполагает, что эти плиты, скорее всего, были сломаны, возможно, во время полировки или их последующей транспортировки», - добавил Пассьер. «Это будет означать, что сумма потерь из-за поломки составит 5 процентов, что также будет удивительно низкой цифрой». Эта небольшая потеря заставляет Пассьера предположить, что весь мраморный блок был перевезён в Эфес и что там плиты были вырезаны и отполированы.

Одним из результатов проведённой работы изследовательской группы стал вывод о том, что анализ древнего поделочного камня с изпользованием методов геологической 3D-реставрации может дать важные открытия в археологии обработки и торговли камнем.

Кстати, в девятнадцатом веке сбор, идентификация и классификация старинных декоративных камней стали излюбленным времяпрепровождением среди высших слоев Рима. Люди были очарованы выдающимся культурным значением материала. Одна из этих исторических коллекций древнеримского цветного мрамора - Коллекция Фелициани, сегодня находится в музее Департамента наук о Земле ETH, Цюрих.

Мраморный пол

О каменопильной мельнице в Герасе


Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Шереметьевский фильтр в действии... или скачкИ на тему "Россия должна укроиньцям" становятся всё выше и выше...
    • Gnuss
    • Вчера 13:37
    • В топе

    Выношу в отдельный пост короткий но ёмкий комментарий человека, который косвенно столкнулся с работой шереметьевского фильтра... Продолжаем наблюдение. Теперь к ним присоединился н...

    «ЭТО ТЫ У НАС ТУТ САМЫЙ КРУТОЙ?» МАТЧ РУССКИХ РЕБЯТ С ФУТБОЛИСТАМИ-МИГРАНТАМИ В МОСКВЕ ЗАКОНЧИЛСЯ МАССОВОЙ ДРАКОЙ .

      Пару дней назад на футбольное поле с столице вышли две любительские команды - «ЮЗАО» и «ХОСА». Спортсмены первой команды - русские ребята, а второй - граждане Таджикистана и Узбек...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      815

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      906

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      873
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1834
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1875
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1840
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1989
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      857
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      951
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      987
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      747

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1332

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      859

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      761
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      770
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      521
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      327
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      693
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      777
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика