• РЕГИСТРАЦИЯ

Кому и зачем нужны эти памятники, или Монферран об Александровской колонне

5 1075

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Следуя желанию перевести (хотя бы для себя) книгу Монферрана, я не включала в объём предстоящей работы ни Книгу 1 (1834 г), ни вводную главу Книги 2 (1836 г). Но, заглянув в неё, я неожиданно для себя нашла очень чёткий ответ на часто задаваемый альтернативщиками вопрос: "зачем это строили?" (вкладывали столько усилий, средств и времени). Я выделю это место в монферрановском тексте, чтобы и вы могли высказаться на эту тему. Например, становится отчётливо понятно, что разрушая памятники или обезображивая их надписями с чуждой символикой, осквернители, чем бы они в тот момент не руководствовались, пытаются свергнуть не только предмет, но и символ, идею величия, достижения или победы, запечатлённую и говорящую Память народа.

Конечно, как человек, выросший в СССР, я помню и непременные улицы Ленина и памятники ему в каждом городе. И помню, как в перестроечные времена памятники сносили. Наверное, таковых было слишком много, о художественной ценности их как-то не заботились, в результате значение таковых памятников было сведено едва ли не к нулю. (это как и с высокими словами - Честь, Достоинство, Патриотизм...). Поэтому я полагаю, что обществу нужно вернуться к правильному пониманию сути Памятников.

Картинка в начале статьи -  А. Адамини. Крестный ход и освящение монумента 30 августа 1834 года. 1836 г. Фрагмент

Остальные примечания были мной написаны в предыдущей статье, повторяться не буду :о)

Plans et details du monument consacre a la memoire de l'empereur Alexandre

Введение

Публикуя планы и детали, относящиеся к Александрийской колонне, я преследовал цель сделать известным в Европе памятник, не менее примечательный своим величием, чем щедрость государя, приказавшего его изполнить. Кроме того, я подумал, что эта работа может оказаться полезной для архитекторов и инженеров, которым предстоит руководить подобными работами, и что она будет небезынтересна для образованных людей, любящих искусство.

И древние, и современные народы всегда чувствовали необходимость увековечить с помощью памятников память о великих правителях, великих людях и великих подвигах. История, правда, собирает памятные факты и берёт на себя задачу передать их будущим векам; но, говоря для небольшого числа учёных, она немая для простого человека. С другой стороны, памятники - это вечно открытая страница, из которой толпа всегда может почерпнуть знания о событиях прошлого, и может преизполниться справедливой гордости при виде выдающихся примеров, завещанных им славными предками, и возпылать благородным желанием подражать им.

Моральный эффект памятников заключается в укреплении социальных связей, в том, чтобы люди с энтузиазмом и гордостью относились к своей стране, больше привязывались к своим согражданам, больше заботились о своем потомстве. Великолепие памятников возвышает душу тех, кто к ним приближается, и тайным чувством, которое не ускользает от наблюдателя, дает людям, которые ими владеют, более великие и щедрые идеи. Памятники вызывают подражание, они увеличивают мужество, они внушают почтение. Люди будут с большим уважением относиться к отправлению правосудия в красивых дворцах, к религиозным церемониям в красивых храмах. Горожанин будет больше любить город, обогащенный памятниками, которые будут напоминать ему об иллюстрациях его родины. Каждый человек, по мере того как он приобретает социальные добродетели, получает удовольствие от определённых идей чистоты, порядка и разположения, которые заставляют его желать красивых зданий; наконец, из всех памятников искусства, произведения архитектуры - это те, которые больше всего бросаются в глаза, и они заслуживают тем более пристального внимания, поскольку именно через них мы начинаем получать представление о большем или меньшем интеллекте нации.

Однако трудно объяснить, почему в искусстве и особенно в архитектуре в течение нескольких веков наиболее цивилизованные народы Европы, достигшие, благодаря глубокому знанию наук, столь высокого уровня процветания, оставались намного ниже древних народов; настолько, что когда мы смотрим на старые памятники, уважаемые веками, мы не можем не признать свою неполноценность.

Однако средства, которыми разполагали египтяне для строительства пирамид, возведения обелисков и тех огромных гранитных колоссов высотой в шестьдесят футов, которые до сих пор стоят перед дворцом Осимандиаса (Osymandias), не утрачены.

Зачем оставаться неподвижным и довольствоваться любованием произведениями древности, когда, объединив усилия, мы можем если не превзойти, то хотя бы сравняться с ними?

Когда Рим одержал победу и привёл из Александрии свои галеры, гружённые величайшими обелисками Египта, и воздвиг их в своих стенах, Рим доказал всему миру, что для человека нет ничего невозможного, если он руководствуется твёрдой волей и чувством собственного величия.

Дворцовой площади явно недостаёт центрального акцента. Patersson B., Vue de la grande parade au Palais, de L’Empereur Alexandre I, a St.Petersbourg 1815

Легко понять, почему, проникнувшись подобными идеями и воодушевлённый некоторым предыдущим опытом, я решился предложить и взяться за изполнение монумента, посвящённого памяти императора Александра I. Несколько художников, которым сообщили, что местом воздвижения памятника выбрана площадь Зимнего дворца, были приглашены светлейшим князем Петром Волконским, министром императорского двора, для представления проекта, отвечающего требованиям государя, и мне посчастливилось быть допущенным в число тех, кто должен был принять участие в этом благородном конкурсе.

Когда я впервые задумался о месте, которое было определено, мне было легко понять, что памятник скульптуры, какими бы ни были его пропорции, никогда не сможет гармонировать с огромными зданиями, которые должны были его окружать. Этот мотив и необходимость придать памятнику характер величия, соответствующий его объекту, зафиксировали мои идеи на проекте обелиска. Вот как я объяснил свою позицию в примечании, сопровождавшем мою работу. Этот памятник будет состоять из гранитного обелиска, цельного куска длиной восемьдесят четыре фута, высота которого, поднятого на основание, составит сто одиннадцать футов.

В коллекцию редкого Фонда входит оригинальный рисунок Монферрана — изначальный проект памятника Александру I в виде классического обелиска, подаренный библиотеке архитектором Султановым

Автор проекта предпочёл обелиск любому другому памятнику по следующим причинам:

Камень из красного гранита, без дефектов, способный получить тончайшую полировку, не уступающий ни в чем лучшему граниту Востока, можно найти в карьере Питтерлакс, недалеко от Фредериксхама, в том самом месте, откуда были взяты сорок восемь монолитных колонн церкви Святого Исаака. Опытный подрядчик, тот самый, который отделил (от массива) эти колонны, предлагает извлечь обелиск и перевезти его на место, где он будет поднят, не опасаясь, что у Короны не будет никаких невыгодных шансов. У этого подрядчика есть заведения, необходимые для обработки. Если к этим соображениям добавить неоценимое преимущество изпользования обученных рабочих для работы и резки монолита, а также, с точки зрения экономии, изпользования лесов, инструментов и всех дорогостоящих машин, которые были применены для работы над сорока восемью колоннами, о которых только что упоминалось, то нельзя отрицать, что появилась возможность приступить к строительству запланированного обелиска.

Известно, какой чудесный эффект производили обелиски. Эти памятники, столь простые и столь драгоценные по своему изполнению, всегда будут считаться самым совершенным произведением египетской архитектуры. Босуэ (Bossuet) высоко оценивает эти памятники, когда говорит, что римская держава, отчаявшись сравняться с египтянами, сочла достаточным для своего величия позаимствовать обелиски их царей. Добавим, что энтузиазм римлян в отношении этих памятников можно справедливо оценить по огромным разходам, которые они понесли на их перевозку в Рим, и видно, что в течение нескольких летэтой работой была занята целая армия.

Поэтому, по мнению автора проекта, именно стройная форма обелиска кажется ему наиболее подходящей для украшения дворцовой площади; на большой площади скульптурный памятник может казаться маленьким, если он не колоссален; триумфальные колонны и обелиски всегда будут украшать её лучше, чем любой другой памятник.

Этот первый проект не был принят, я получил приказ представить второй, заменив обелиск колонной.

Колонна Траяна, Рим

Колонна Антонина Пия, Рим

Снятие статуи Наполеона

Естественно, в то время мне представилась колонна Траяна, этот тип того, что люди создали самого прекрасного в этом жанре, и я должен был, как это было сделано в Риме для колонны Антонина и в Париже для колонны Наполеона, попытаться как можно ближе подойти к возвышенной античной модели.

Но как я могу пытаться соперничать с неподражаемыми шедеврами скульптуры, украшающими её (Траянскую колонну)? Самые искусные художники нашего века не осмелились бы на это. Поэтому нужно было либо решиться на эти несовершенные подражания, которые только показывают неполноценность современного искусства, либо полностью отказаться от этого вида красоты, компенсируя, если возможно, это отсутствие другим преимуществом, которое придаст памятнику особый характер величия и грандиозности. Я остановился на последнем варианте.

Монферран. Пластина 48. Сопоставление упомянутых колонн с проектом Александровской

Из всех древних и современных памятников, наиболее достойно напоминающих о памяти государей, которым они были посвящены, колонна Траяна - единственный, который и по сей день пользуется всеобщим одобрением просвещённых людей, учёных и художников всех стран. Благородная простота этого памятника, его величие, чистота изполнения, возвышенность скульптур, которыми он украшен, были бы достаточны для увековечения Траяна, если бы добродетели этого императора не ставили его на первое место среди лучших принцев своего времени. Эта античная колонна стала такой же классикой, как арка Септимия Севера и портик Агриппы, когда речь идет о возведении колонны, триумфальной арки или перистиля храма.

Таковы причины, побудившие меня придать моему второму проекту некоторое сходство с колонной Траяна, заменив спиральные скульптуры этого монумента монолитным валом двенадцати футов в диаметре и восьмидесяти четырех футов в высоту, высеченным из гранитной глыбы, о которой я упоминал выше, и на которую я обратил внимание во время своих частых поездок в Финляндию в течение последних тринадцати лет .

24 сентября 1829 года я имел удовольствие узнать от князя Петра Волконского*, что мой проект был одобрен и утверждён императором.

(*) Именно через этого министра, с детства привязанного к персоне покойного монарха и бывшего до последнего часа постоянным свидетелем его великих и великодушных достоинств, мои планы были представлены Его Величеству Императору. Живой и глубокий интерес, который этот выдающийся человек с тех пор не перестает проявлять к строительству и совершенствованию памятника, не в малой степени способствовал его успеху.

Через несколько дней я получил приглашение от комиссии по возсозданию Исаакиевского собора поработать на строительстве монумента, посвящённого памяти императора Александра I.

С тех пор подробные планы, различные модели и все условия для определения выполнения работ были последовательно, без каких-либо изменений, приняты членами этой комиссии, и я решил, что наилучшее направление, которое я мог бы дать этой публикации, естественно, указывается порядком, которого я придерживался в своей работе; поэтому её содержание - это только точная запись моих дневников и точное сокращение чертежей, которые служили для строительства памятника.

(продолжение следует)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    США конфискуют Российские активы, но последствий для них НЕ будет, расслабьтесь!

    24 апреля 2024 года помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в ходе брифинга заявил, что Соединенные Штаты и их союзники в Европе продолжают разработку механизма по использо...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      179
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      201
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      250
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      845
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      940
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      978
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      884
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      743

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1324

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      854

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      757
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      767
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      517
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      321
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      691
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      774
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 05:28

      Готика с её удивительной каменной резьбой

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое благо, что в средние века уже существовала письменность, писались документы и сохранялись оные в архивах. Потому большая часть вопросов по строительству имеет ответы, можно сказать, в первоизточниках. Но, как и в любом деле, всегда имеются приёмы и нюансы. Первые (из-за "всемизвестности" своей в те времена) не у...
      591
      .Взор Здравомыслие.
      13 января 13:10

      Ошибки Монферрана, или почему рушились соборы

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  Об ошибках вообщеТе, кто до сих пор убеждён, что они всё знают, и что знания добываются за раз-два... и в дамках (или вместе с получением диплома), просто не понимают, что процесс постижения и накопления знания всегда связан с длительным путём проб и ошибок. Зазубривания сведений, оставленных кем-то...
      1080
      .Взор Здравомыслие.
      4 января 12:06

      По поводу освещения изготовления Исаакиевских колонн в прессе и возмущения Н. Бестужева

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  На днях я заблокировала на Дзене Владимира Пузика за то, что приходил он ко мне на канал с единственной целью - пободаться. Но есть его комментарий, на который я не ответила по существу. Он был им оставлен под статьёй о каменоломнях Питерлакса: Привожу скрин страниц "Сына Отечества" 1820 г. № 44 ...
      1183
      .Взор Здравомыслие.
      1 января 21:11

      Колонное дело Исаакиевского собора № 7

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Стойко пережив приход 2024 года, опять я взялась за своё :о) Встретив недавно рапорт о выгрузке двух колонн для портиков собора с судна, севшего на мель, я заинтересовалась и другими документами, которые имеются в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в делах так называемой коллекции Монферрана. Как я уж...
      1485
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика