• РЕГИСТРАЦИЯ

Инструменты, человек и мышление

25 3536

Здравствуйте, уважаемые читатели. Надеюсь, материал статьи, найденной мной в интернете на языке английском, и подвергнувшейся вольному пересказу, будет вам понятным, особенно, если вы, читая, будете "примерять" сказанное к себе и сопоставлять со своим собственным опытом.

Итак. Дело касается процесса сугубо интимного (в первоначальном смысле латинского слова  intimus - личный, внутренний), касающегося взаимодействия человека и  инструментов, с помощью которых человек изготавливает нужное ему для жизни.

Когда-то люди считали себя уникальными существами, потому что они были единственными известными животными, которые использовали инструменты. Сегодня, когда известно, что и птицы, и животные также используют в своей деятельности инструменты,  такое различение не правомочно. То, что всё ещё может отличать людей от других живых существ, - это тенденция сделать один инструмент, чтобы с его помощью изготовить другой инструмент.

Приёмы, при помощи которых Homo Faber (человек ремесленный) обрабатывает некоторые виды  изходных материалов (сырьё), могут быть настолько далеки от окончательной цели,  достигаемой им, что визуальная связь - сырьё-конечный продукт, - отсутствует вообще. Человек копает почву, затем пережигает добытые в результате этого красноватые камни железной руды,

руда и крица

затем из так называемой крицы — пористого куска железа, пропитанного шлаком выковывает кричное железо, пригодное для использования в качестве металла,

проковка-сварка крицы

Руда, крица, кричное железо, клинки ножей.

затем, формирует этот кусок металла, уже как  плуг или мотыгу, которые можно использовать для посадки и сбора урожая, а затем разрабатывает иное семейство инструментов для уборки,  шелушения, измельчения, транспортировки и хранения урожая, а затем, наконец, для приготовления пищи в предварительно изготовленной сковороде или горшке. Когда еда приготовлена, человек применяет ложку, чтобы положить порцию пищи в рот голодного ребенка. Путь от красной земли к голодному ребенку - это  путь огромной протяжённости, который "проходят" и осуществляют инструменты.

Чтобы сделать инструмент для создания другого инструмента, требуется особая гибкость ума, которой не потребовалось бы для создания двух независимых (не связных в последовательную технологическую цепочку) инструментов. Это совсем иной порядок мышления, когда конечный результат (цель) не имеет никакого сходства с тем, с чего всё это начинается. Наблюдение ума за тем, что является последовательно смежным и очевидным, расширяет чувство времени. Временной элемент позволяет предусматривать (провидеть, прозревать) конструктивную последовательность, в которой инструмент является и самостоятельным объектом, и промежуточным звеном.

 

Смещение баланса и заданный порядок

Когда человек берет рукой молот, рука, держащая молот, вдруг становится тяжелее, чем она была. Чтобы компенсировать лишний вес, все остальные части тела должны перестроиться и выровниться по-разному. Первое захватывание инструмента может быть дестабилизирующим, но вскоре каждая часть тела и каждое его движение изменяются соответственно изменившейся ситуации. Процесс объединения в единое целое  носит  характер включения инструмента с заложением взаимосогласованности в рамках новой объединенной системы (организм+инструмент).

Когда инструмент требует определенного движения - толкания или вытягивания, дугового или вращательного движения - эти действия становятся непрерывным вектором, проходящим едино через тело и инструмент. Когда инструмент изпользуется полноценно, нелегко сказать, где именно он заканчивается. Все тело ремесленника становится немного похожим на маховик или маятник. Инструменты создают смещение баланса, чтобы преодолеть состояние, которое в противном случае было бы более устойчивым. Инструменты являются эргогенными , что означает, что они повышают физическую работоспособность. Корень этого слова, эргон , (греч. «работа, дело») также является корнем слова, обозначающего энергию. Инструменты не только облегчают и улучшают работу; при определённом позиционировании они также увеличивают энергию и силу, прилагаемую человеком.

Если активная (рабочая) часть инструмента находится сравнительно далеко от тела, баланс системы поддерживается путем перемещения другой части тела человека, продлевающего единую систему в противоположном направлении. Относительное положение ног, их расстояние друг от друга, мышцы спины, выражение лица... - все части системы вовлечены в работу и участвуют в ней даже в тех случаях, когда они далеки от руки, удерживающей инструмент. Легкие инструменты, такие как пинцеты, также меняют баланс, хотя и менее очевидно.

Выполненное действие полностью не исчезает. Что-то ещё удерживается. Все совершающиеся действия, явно или нет, являются и подготовкой к последующему за ними действию. Законченное действие содержит в себе что-то вроде прерывания, потому что оно оставляет после себя остаток потенциала.

Можно убедиться в этом, например, забивая гвозди, когда рука поначалу лишь сопровождает отскакивающий после удара молоток, а затем, подключаясь, побуждает его к дальнейшему подъёму до набора высоты для нового удара.

Созидательные действия при помощи инструмента высвобождают мышцы так, что сила действия инструмента превосходит возможности действия мышц. Тело активируется, приспосабливается, а затем реактивируется и возобновляет деятельность но на ином уровне. Когда действие проходит через тело, то в теле есть ощущение остающейся памяти. Это похоже на то, что в инициирующем теле создаётся дополнительное тело. Этот образ действия - место, где действительно существует тело ремесленника. По-видимому, результатом этого является глубокое удовлетворение, которое мастера часто ощущают в ходе своей работы. Всякий раз, когда подобное действие выполнено, ему хочется вернуться в него (в действие), словно к себе домой. Прежде чем действие начато, оно в некотором смысле уже успешно завершено.

Удовлетворение, которое является результатом завершенных действий, не стирает в человеке чувство процесса разрешения проблемы и участия. В завершении работы, вовлечение чаще усиливается, чем уменьшается и смягчается. Дело продолжается, но по-разному, потому что одно действие инструмента обычно создает почву для другого действия. Следующее действие становится «загрунтованным» (уже частично подготовленным и начатым). Участие (чувство), как и ожидание, неизбежно.

Инструмент может делать больше, чем только лишь связывать друг с другом действия; он может также увязать понимание. Понимание для мастера - это вызов, потому что оно, как и инструменты, является агентом трансформации. Редко пользователь инструмента привержен первоначальной форме и состоянию обрабатываемого материала.

Инструменты помещают рабочего вне материала, над ним, даже если часть мастера встроена в качества самого материала. Эта двойная география может способствовать, если инструмент следует  материалу (его форме, строению, текстуре...), но есть также моменты, когда инструмент настроен против материала. Как нечто эргогенное, инструмент придаёт своему пользователю относительно большую мощность. Независимо от того, произходит ли действие с созиданием или выступает против него, существует дисбаланс, который использовался для повышения эффективности действия. Существует также дисбаланс власти, и это также должно быть компенсировано, подобно дисбалансу веса. Если компенсация этого дисбаланса власти направлена неправильно, это может привести к слепому следованию воли. Молодые мастера иногда говорят о том удовольствии, которое они находят в борьбе за победу над материей. Послушав их можно подумать, как будто их привлекают акты вторжения и доминирования. Иногда это может быть именно так; но чаще - это попытка начинающего мастера уравнять проявляющиеся энергии - процесс, который не всегда легко объяснить.

Эйфория борьбы с материалом более распространена в юности, чем в старости, но часть удовольствия сохраняется, как обретённое умение, изчезая, как «молодость» ремесленника, и проявляясь, как перенаправление энергии. Ремесленный навык не абсолютен; он прогрессивен и часто развивает способность мастера взаимодействовать с некоторым аспектом исходного состояния материала. В руках искусного мастера все качества, которыми обладает сырье, являются элементами, которые ему необходимо сохранить даже тогда, когда они сбалансированы для конкретного захвата и действия инструмента. Свойства материала, его мягкость, твердость, консистенция, хрупкость, гибкость, зернистость или кристаллическая структура согласуются с качествами, которые может производить инструмент, его резкостью, скоростью и силой.

Область инструментов - перераспределение веса внутри системы. Пока система находится в движении, иногда неясно, где же её вес на самом деле. При выводе одной составляющей системы из равновесия, система активизируется силой повторной стабилизации. Это верно в любом случае, является ли инструмент молотком, бейсбольной битой или клюшкой для гольфа.

Сравнительно легко увидеть, как инструмент взаимодействует с телом. Труднее понять, как инструменты соотносятся с умом и взаимодействуют с ним... (об этом в продолжении)

Сама статья здесь: http://www.stoneproject.org/to...


Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Запад нашёл на карте "Балтийский глушитель", созданный русскими, не ожидав от него такой мощности

    В публикациях западных изданий средств массовой информации в последние годы нагнетается тема якобы исходящей от Российской Федерации военной угрозы европейским государствам, входящим в блок НАТО. Эта ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1100

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1115

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      979
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1836
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1876
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1842
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1990
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      858
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      952
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      988
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      749

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1337

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      861

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      762
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      771
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      528
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      328
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      695
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      778
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика