• РЕГИСТРАЦИЯ

Вписали в историю отсебятину, или детские рисунки :о)

26 1899

Здравствуйте, друзья. Все мы когда-то были совсем юными и зелёными :о))) И все мы когда-то начинали рисовать, причём, наверное, каждый может похвастаться тем, что изрисовал не только обои, скатерть или дорожку во дворе, но и родительскую книжку (за что вполне заслуженно могло влететь). Но, если наши таковые рисунки могли пройти, не оставя заметного следа в истории, то рисунки некоторых иллюстраторов очень даже в историю попадают :о) Мне встретилась статья

"Юные руки, старые книги: рисунки детей в рукописи XIV века, Дебора Эллен Торпе (Deborah Ellen Thorpe)" 

Средневековые рисунки на полях, добавленные к рукописям книжников или художников, могут включать загаживания образов монахов, опрокинувшихся животных, шаржи и другие различные "странности".

Хотя точное намерение и смысл этих образов  и спорны, они могут показаться современному глазу отражением детского юмора. Аналогичным образом могут разсматриваться и некоторые добавленные  "каракули" человеческих или гуманоидных фигурок, нацарапанные читателями или книжниками, или сделанные для проверки пера, они часто бесхитростны и имеют детское качество с их комично преувеличенными и грубо выполненными чертами. Как отмечал Kwakkel, эти каракули предоставили книжникам возможность «обойти серьезность», чтобы окончательно избежать «узких горизонтальных дорожек, на которых были написаны строки текста», а читателям - облегчить скуку и помочь сформулировать свои мысли.

Не только взрослые оставляли каракули. "Наследили в истории" и дети. Правда, изследований именно детских "следов" проводилось меньше. Так были изучены детские пометки на страницах детского учебника конца XV века - попытки скопировать первую заповедь, отличающиеся плохой орфографией и "неловкими" буквами.Одной из изследовательских работ по истории детских каракулей и стала статья Деборы Торп.

  Автор разсматривает "каракули" в неаполитанском манускрипте  LJS 361, датируемом  XIV веком, пытаясь найти ответ, как могла попасть в детские руки книга доминиканских монахов. Выявляет признаки именно детского творчества, основанные на ряде стилистических  особенностей детских каракулей, которые отличают их от рисунков взрослых, изходя из принципов психологии развития детей. Она пришла к выводу, что рисунки сделаны  сообща двумя (возможно, тремя) детьми разного возраста.

Манускрипт LSJ 361 - это книга астрономических и астрологических таблиц и проповедей доминиканцев. Датирована 1327 годом и написана на латыни. Поврежденная, но читаемая надпись в начале книги показывает, что она была произведена в  1327 году братом  Доминиканского монастыря в Неаполе во времена его бытности студентом университета. Содержимое включает таблицы для расчета дня недели на любой день с 1204 до 1512; комментарии к чтению Евангелия и послания для временного цикла; и таблицы и списки «Библейских, классических и средних дат». Интересно, как могла попасть такая книга в условия, где к ней могли прикоснуться детские руки.

Известно, что некоторые  книги "покидали" стены доминиканского монастыря, как одалживаемые для чтения, заимствуемые или, даже, в качестве кредитного или платёжного средства. При передаче книг другому лицу, на полях вносились записи об этом. Такая запись была обнаружена в манускрипте: надпись  четырнадцатого века на  внутренней стороне задней обложки сообщает, что он был предоставлен ​​доминиканскому монарху Умилису Губбио за поручительство одного флорина вскоре после написания. Для нового владельца было обычным стирать все следы, указывающие на прежнего владельца. Исчезновение имени писца с переднего листа указывает на то, что последующий владелец стремился таким способом завладеть чужим имуществом. Так, стирание перевело книгу «из одного состояния в другое». Выйдя из доминиканского монастыря, эта книга, очевидно, и была взята в юные руки и превращена детьми в свое новое «государство». Автор книги «Hoemen allle boucken bewaren sal om eewelic te duerene» [тот кто сохранит все книги, умрёт за абсурд (???)] (1527), составил сборник правил пользования книгой «Доступ, обращение и хранение», направленный на то, чтобы книги продолжались » много лет ..., да, не менее двухсот лет ». Этот текст, вероятно, предназначенный для детей, указывает на то, что автор знал, что эти молодые люди, сами по себе, были самым злейшими врагами книги. Последнее правило, добавленное одним и тем же писцом после завершения текста, гласит: «Восьмой, не следует позволять детям учиться по любым книгам, которые нужно сохранить. Потому что все, что попадает в их руки, как мы видим, оно либо остается у них, либо оно разрушено ». Это правило могло быть результатом «прогрессивного понимания» автора: очевидно, что был прецедент.

Пятнадцатый век можно считать ещё и временем появления библиотек - собрания книжных коллекций в библиотечных комнатах. Но некоторые следы на страницах книг, такие, как следы лап курицы, появившиеся на открытых страницах Библии 1537 года, свидетельствуют о более широких пространствах чтения книг.

Работа Деборы основана на авторитетных исследованиях в области психологии развития, сочетающих его принципы с изучением материальных особенностей чертежей. За этим следует изучение рисунков взрослых в довоенных рукописях - рисунках, которые даже в их самых неформальных или грубых стилистических особенностях отделяют их от работы детей.

Рис. 1 LJS 361, Kislak Center for Special Collections, Rare Books and Manuscripts, University of Pennsylvania Libraries folio 26

Детские рисунки  отличаются от рисунков взрослых. Обычно то, что рисунок детский, понятно сразу (без дополнительных изследований) Например, рисунки на новгородской бересте мальчика Онфима

Или детские рисунки на стенах зданий помпейских бань, оставленные скучающими в ожидании матерей детьми. Или рисунок на кирпиче 1352 года

Но, что же именно указывает, что эти рисунки - детские?

Детям свойственно иное представление о человеческих особенностях, до наиболее важных из которых они и сокращают изображаемую человеческую фигурку.

Психологи продемонстрировали, что самая ранняя узнаваемая человеческая фигура, нарисованная детьми до 3 лет - включает  голову на двух ногах, иногда с чертами лица - так называемая  «фигура головастика». При этом основной упор делается на область, наиболее важную для ребенка в иго социальных взаимодействиях: голова и лицо.

Две из этих «фигур головастиков» были найдены в руинах Помпеи (Huntley, 2011, стр. 74).

Рисунок 4. LJS 445, Центр специальных коллекций Кислака, Редкие книги и рукописи, Библиотека Пенсильвании. Библиотеки folio 2v.

Ребёнок может передавать человеческие особенности и через геометрические формы. По мере развития ребенка эти обычные формы становятся более сложными.  Вместо того, чтобы использовать линии тела для конечностей, объясняет Кокс, ребенок движется к тому, чтобы сделать части тела фигуры более реалистичными, создав «контур формы реальных ног».

Как только ребенок выбрал форму из своего относительно небольшого репертуара, они обычно используют ее неоднократно, чтобы представлять разные идеи - они демонстрируют экономичность в их рисовании (Cox, 1993, стр. 49, Huntley, 2011, стр. 75). Huntley (2011) замечает это в своем исследовании граффити Помпеи, отмечая, что одна и та же единица может быть использована для представления как рук, так и ног, как это имеет место в граффити из Casa dell'Criptoportico (стр. 74, рис. 4.1b ) Эта тенденция очевидна на рисунке Figure2,2, где ящики используются для отображения головы и тела. Кроме того, как и в граффити Помпеи, подобные простые линии используются для обозначения верхних и нижних конечностей. Маленькие художники-дети, как правило, рисуют по схеме, избрав для себя предпочтительную комбинацию форм, которые детьми  используются и слегка изменяются, обозначая множество идей. Так маленький художник может изпользовать человеческую «фигуру головастика» в качестве основы для рисунка собаки. Эта предрасположенность к предварительно выбранным комбинациям фигур дает подсказки об идентичности дочернего исполнителя (ей) в манускрипте LJS 361. Рисунок 3 был, очевидно, составлен в соответствии с той же схемой, что и на рисунке 2

Рисунок 2.

Они похожи на двухкамерные фигуры с вытянутыми руками и ногами и видными, изогнутыми рогоподобными выпячиваниями из головы. Оба рисунка были нарисованы карандашом. Напротив, фигура человека на рисунке 1 представляет собой другой стиль, с коробчатой ​​головой, большими глазами и трубчатыми ногами, и выполнена  чернилами. Эти различия между принятыми схемами в трёх рисунках показывают, что они были работой, по меньшей мере, двух разных детей.

Дети предпочитают «эстетически сбалансированные» образы и часто изображают различные части своего объекта, выступающими наружу. Таким образом, конечности человеческих фигур часто изображаются далеко от центрального блока - головы или тела, то есть не точно так, как это в реальности. Солнца и цветы являются популярными мотивами детского творчетва именно по этой причине . Граффити Casa dell'Critopoportico из Помпеи типично для ьакого детского стремления к равновесию:  руки и ноги вытянуты из центральной части головы человечка. В манускрипте LJS 361 на рисунках 2 и 3 это предпочтение показано, причем ноги и одно плечо показаны отходящими от центрального блока тела, а не в более «расслабленном» положении.

Маленькие дети чаще всего представляют человеческую фигуру в лобовой или «канонической» ориентации. Каноническая ориентация - это «типичный вид объекта» и тот, который лучше всего отображает важные структурные или инвариантные черты объекта». Таким образом, человеческая фигура развёрнута к зрителю, тогда как, например, лошадь будет нарисована сбоку. Фронтальное изображение человеческих фигур, как и доминирование головы связано с важностью личного общения для социализации ребенка. Эту ориентацию можно видеть во всех трех фигурах человека в LJS 361 (рис. 1-3). Дети постарше начинают постепенно отходить от этих "привычек".

Детским рисункам свойственна также "жёсткость" поз. Дети могут изображать фигурку, что-то делающую, передавая это линиями рук или ног, но тело при этом остаётся вертикально, а голова всегда повёрнута вперёд.

Рис.3

Для маленького художника очень важны границы, поэтому изображения рук, ног и других частей тела не перекрывают друг друга. Дети могут добавлять некоторые детали, например, кудри или уши к голове, но они никогда не попадают на другие части. Именно это мы видим на двух рисунках. А вот изображение лошади уже имеет наложение, что свидетельствует о том, что его наносил ребёнок постарше.

Маленькие дети сосредоточиваются на том, что они знают, а не на том, что видят. Поэтому включение глаз и рта вполне нормальное явление. Подрастая, художники начинают всё более и более переходить к реализму визуальному и изображать идущего человека сбоку. Автор первого рисунка, по всей видимости этот переход уже прошёл. Однако, тут нужно быть осторожным в выводах, ибо дети, которых с ранних лет учат рисовать, рисуют  иначе.

Различия в изображении человечка и лошади на первом рисунке может свидетельствовать о том, что две части этого рисунка выполнены двумя разными по возрасту детьми - животное рисовал старший из двух.

Указанные особенности и ряд других, таких, как и отличия материала каракулеписцев от чернил и пера авторов самого манускрипта, различное умение нанесения линий и др., позволили Деборе сделать вывод о юном возрасте "иллюстраторов" манускрипта. А её статья позволила нам познакомиться с некоторыми особенностями детского видения мира и отображения этого видения в творчестве.

Статья Деборы Торп https://www.ncbi.nlm.nih.gov/p...

Для сравнения несколько дополнительных незапланированных иллюстраций в манускриптах (попробуйте детские от недетских отличить) :о)))


Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Т-90М стал основным изделием главного танкового конвейера России: УВЗ начал клепать их тысячами

    Невозможно пройти мимо новостей от «Уралвагонзавода». Главный танковый конвейер страны ожидают большие перемены. Еще в 2023 году основным на производственной линии оставался танк Т-72Б3...

    "Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

    Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

    Обзор движения фронта с 22 по 28 апреля. Карты

    Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.ВС РФ ведут последователь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 12:48

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      177
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 12:42

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      162
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 11:55

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      246
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1830
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1874
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1839
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1986
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      854
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      950
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      986
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      887
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      746

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1331

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      857

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      760
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      769
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      520
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      326
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      693
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      774
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика