• РЕГИСТРАЦИЯ

"Тесто" для терракотовой армии первого императора Китая

96 7790

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В прошлом году я уже выкладывала результаты анализа бронзового оружия терракотовой армии. На сей раз, учёные изучили под микроскопом и всяческими прочими методами саму терракоту, из которой были изготовлены фигуры воинов, различных птичек и кирпичи гробницы. Изследование принесло ошеломляющие результаты, ибо оказалось, что "тесто" для лепки всех этих изделий изготавливалось... централизовано. Это неожиданно (ибо нам приходится изменять свои представления о древних временах), но, после узнанного об изготовлении оружия армии, уже не возпринимается невозможным даже на первый взгляд :о)  (заранее прошу простить мне огрехи вольного перевода научной статьи с помощью гугла) А чтобы понять выражение "глиняный сердечник бронзовых птиц, вам лучше ознакомиться со статьёй Кузнецы Телангана .   Итак

Китайские учёные  Шансинь Чжан, Инь Ся, Сююзен Ли, а также британский археолог  Патрик Шон Куин выяснили детали процесса создания терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.  Работа называется

"Строительство Терракотовой Армии: технология керамических ремесел и организация производства в мавзолейном комплексе Цинь Шихуанди"

Учёные отмечают, что даже спустя несколько десятилетий изучения этого памятника, так и не было выяснено кем, как и где были изготовлены тысячи терракотовых фигурок. Учёные решили изучить и сравнить между собой фигурки воинов, вылепленные в натуральную величину с другими керамическими артефактами, извлечёнными из мавзолея. Сосредоточивши изследование на рецептуре сырья и технологии изготовления фигурок, учёные выявили, что фигурки связаны между собой не только сходством состава глиняной массы, но и технологически, и пространственно. Было обнаружено, что тесто для фигурок воинов было сделано по одному рецепту, а тесто, для фигурок птиц - по другому. Соблюдалась стандартизация и наблюдение за качеством на этапах работ. Но, по порядку.

Композиционные, технологические и пространственные связи между различными артефактами свидетельствуют о том, что глину обрабатывали централизованно, прежде чем распространять по различным специализированным местным мастерским.Существовало разделение труда и очень высокая система организации работ.

Огромный комплекс мавзолея Цинь Шихуанди ("хуанди" буквально означает "император-основатель"), Первого Императора Китая, является погребальным местом беспрецедентного значения, которое, как считается, представляет собой микрокосм его имперского королевства (рис. 1а). Строительство сложного некрополя в Линтонге, недалеко от Сиань, провинция Шэньси, Китай, началось, когда 13-летний Цинь Шихуан поднялся на трон в 247 году до нашей эры и было завершено после его смерти менее, чем 40 лет спустя. В качестве работников могли быть задействованы до 700000 мастеров и рабочих со всех уголков империи Цинь, некоторые из которых были рабами. Если к тому же учесть, что ничего подобного до того времени в Китае не производилось, то для воплощения этого проекта, изполнителям пришлось решать многочисленные логистические и технологиеские проблемы

Рисунок 1. Место мавзолея императора Цинь Шихуана в провинции Шэньси, Китай. а) план участка мавзолея с расположением ям, упомянутых в тексте; б) карта четвертичных осадочных отложений в окрестностях Линтонг (модифицировано Lei et al., 2004: 38, рис.1).

Самым известным объектом мавзолея является Терракотовая армия, в состав которой входит около 7000 отдельных  керамических воинов, генералов и лошадей в натуральную величину, оснащенных настоящим оружием и установленных в боевом порядке в трёх подземных ямах (рис. 1а и 2а). Несколько десятилетий исследований, . например, относительно разположения мест их производства, производителей и технологии изготовления терракотовой армии привели к хорошему пониманию физической последовательности изготовления статуй. Тем не менее, многие вопросы по-прежнему остаются в отношении местоположения производственных мастерских, производителей и технологий ремесла. Например, обычно предполагается, что из-за размера и веса фигур они, вероятно, были произведены в мавзолее или рядом с ним. Однако в окружающем ландшафте не было обнаружено никаких мастерских или недвусмысленного производственного мусора; возможные несоответствия с местным сырьем могут предполагать, что статуи были изготовлены в другом месте. Обжигание стольких глиняных статуй натуральной величины, которые имеют толщину стенки до 0,1 м без большого количества брака, потребовало бы превосходного контроля над температурой и составом атмосферы, а также тщательного отбора и подготовки сырья. В то время, когда были найдены печи, достаточно большие для размещения солдат и лошадей высотой 1,8-2 м,  они содержали фрагменты кирпича и черепицы, что побудило некоторых исследователей предложить, чтобы воины были обожжены при помощи костров или просто высушены. Интерпретации технологии пастообразной подготовки, используемой при изготовлении терракотовой армии, одинаково противоречивы, с предложениями как о специализированной модификации сырья, так и об использовании неочищенной местной глины.

.Рисунок 2. Изученные в этом изследовании керамические артефакты: а) статуя терракотового воина; б) терракотовый акробат; c) кирпичи, используемые для литьевой ямы 1; d) бронзовые водоплавающие птицы; e) утрамбованная  стенка укрепления. (Изображения b-d предоставлены Tianzhu Zhang.)

Определение деталей того, как изготавливались терракотовые статуи, имеет решающее значение для решения более широких вопросов, касающихся логистики, стандартизации и организации труда мастерских мавзолейного комплекса Первого императора и административных процедур периода Цинь в Китае в целом. Ключевыми вопросами являются количество, размер и производственные места различных мастерских, связанных с изготовлением приблизительно 7000 фигур, их культурной / политической принадлежности, внутренней организации и конкретных ролей в проекте. Интересны также возможные связи между производством терракотовых статуй и другими ремеслами в сооружении мавзолея, и что это может рассказать нам о планировании и управлении проектом в целом.

 Изследуемые материалы и аналитические методы

В качестве первого шага мы изучили исходный набор фрагментов терракотовых статуй и сравнили их с керамическими строительными материалами и глиняными сердечниками, используемыми для литья бронзовых артефактов, выкопанных с участка (таблица 1, рисунок 2). Все образцы были проанализированы под микроскопом с помощью тонкоточной петрографии для получения характеристик их сырья, способов приготовления пасты и обжига. Полученные данные были использованы для решения нескольких невыясненных вопросов, касающихся технологии керамических мастерских и мест производства терракотовых статуй и других керамических объектов.

Таблица 1. Подробная информация о керамических образцах, проанализированных на месте мавзолея императора Цинь Шихуана. QMC = керамическая мавзолея Qin.

Наш набор образцов включает в себя 12 фрагментов статуй терракотовых воинов, происходящих из самой большой из трех ям, ямы 1 (рис. 1а), в которой находилась основная армия. Эти образцы представляют собой разные части их родительских артефактов, включая ногу, руку, халат и броню (рис. 2а). Для изучения были также доступны два фрагмента статуй «терракотовых акробатов» (рис. 2b), извлеченные из ямы K9901 (рис. 1a). Были проанализированы пять глиняных кирпичных блоков из пола ямы 1 (рис. 2в) для сравнения со статуями, а также три образца материала из глинистого ядра, расположенного в области тела или шеи из нескольких богато украшенных бронзовых статуй водоплавающих птиц (рис. 2d), найденных в яме K0007 (рис. 1а). Наконец, был также изучен один образец утрамбованной земли (рис. 2е) из ямы K9901 (рис. 1а).

Все керамические артефакты были подготовлены в виде тонких срезов толщиной 30 мкм и анализированы с помощью поляризационного светового микроскопа с увеличением × 25-400. Образцы были сгруппированы в петрографические ткани в зависимости от характера их включений в виде частиц, глинянной матрицы и пустот. Количественные модальные и текстурные данные также собирались посредством подсчета очков в общей сложности 300 равномерно разнесенных точек (Quinn 2013: 102-11), используя этапы пошаговой оцифровки и программного обезпечения PETROG.

Петрографический состав, сырье и технология производства

Все образцы, по-видимому, были получены из безизвестковой глинистой пасты, богатой угловатыми включениями кварца и биотитовой слюды пылеватых размером (рис. 3). В образцах встречаются малозаметные  включения обогащенной глины (рис. 3е-f). Они могут представлять собой слабо гидратированные остатки тонкого, темного глинистого источника и более легкое, более иловое разнообразие, которые смешивались вместе, чтобы получить единую пасту с особыми функциональными или эстетическими свойствами. «глинистые» включения могут, однако, иметь естественное произхождение и также встречаться в глинистых отложениях, откуда могут быть перенесены в керамику

.Рисунок 3. Микрофотографии шлифов групп петрографических тканей и особенности, обнаруженные в керамических артефактах в этом исследовании. a) статуя воина из терракотовой закалины; б) песочный фрагмент терракотового акробата; c) образец из семян с песком и растительностью из бронзовых водоплавающих птиц; d) образец необработанного илового кирпича; e) темное, богатое глиной пластическое включение, которое может указывать на преднамеренное смешивание глины; f) световое пластическое включение в образце, которое может указывать на преднамеренное смешивание с материалом на предыдущем изображении; г) фрагмент гранитной породы в пределах песка; h) фрагмент метаморфической породы филлита в песчаном характере. Ширина изображения = 0,5 мм, кроме g и h = 0,25 мм. Изображения, взятые под скрещенными полярами, за исключением с и f, взятые в плоском поляризованном свете.

Глина, используемая для производства керамики, могла быть заготовлена ​​из обширных лессовых отложений, существующих в регионе Линтун (рис. 1b) и покрывающих большую часть северо-западного Китая. Они представляют собой почти неограниченный запас сырья, который использовался для производства различных типов керамических изделий. Предыдущие композиционные анализы терракотовой армии также привели к выводу, что воины были сделаны из местного лесса, который имеет мелкий, слюдяный, богатый глиной характер. Геохимические связи, предложенные Гао и др.  и Шан и др.), однако, являются менее убедительными.

Эта общая основная глина, по-видимому, обрабатывалась несколькими способами, в результате чего образовались три различные петрографические ткани, которые коррелируют с типом артефакта. Паста терракотовых воинов и статуй акробатов была приготовлена ​​путем добавления песка (рисунок 3a-b); основной материал бронзовой водоплавающей птицы был получен путем добавления песка и измельченного растительного вещества (рис. 3в); и кирпичи, выстилающие пол ямы 1 и образец утрамбованной земли из ямы K9901, по-видимому, были изготовлены из необработанной глины, описанной выше (рис. 3d).

Идентификация характера песка основывалась на распределении зернистости более грубой статуи и образцов керна, которая сильно слабо бимодальная (рис. 4), благодаря ее частому неравномерному проникновению в основную глину и по сравнению с непереработанной пастой для кирпичей и утрамбованной земли, которые имеют более тонкую, лучше отсортированную, унимодальную текстуру, состоящую из встроенных включений пылеватого размера (рис. 3d). Образцы встречающихся естественных глины и осадка обычно не содержат бимодальных зерен из-за сортировки материала водой или ветром. (отмучивание и отсев? - Взор)

Рисунок 4. Гистограммы распределения зернистости керамических артефактов с места мавзолея императора Цинь Шихуана на основе подробных текстурных данных, собранных по включениям в тонком разрезе. a) Бимодальное распределение размеров включений в образцах статуи терракотового воина; б) унимодальное распределение размеров включений в образце кирпича.

Для контроля пластичности или «липкости» тонкой глины можно было добавить песок, что делает глиняную смесь более подходящий для пластической обработки, например, в богато украшенных статуях воина и акробата. Песок также «открывает» пасту, создавая поры, через которые могла испаряться вода. Отсутствие параллельных удлиненных пустот в образцах статуй указывает на то, что эти толстостенные предметы тщательно высушивались перед обжигом. Возможно, песчаный компонент также добавляли, чтобы придать статуям большую ударную вязкость после обжига, уменьшая вероятность боя при ударе. Керамический материал внутренней сердцевины бронзовой водоплавающей птицы, вероятно, был закален по тем же причинам.

Состав песчаных мерных включений дает важные сведения об их геологическом происхождении. В дополнение к доминирующим кварцевым и поликристаллическим кварцевым зернам этот материал содержит меньшую (<50%) долю других включений, таких как щёлочи и плагиоклазный полевой шпат, пертит, амфибол, биотитовая слюда, эпидот, филлит, шифер, песчаник, алевролит , микроритовый известняк и гранит (рис. 3g-h). Это большое разнообразие добавок свидетельствует о том, что источником смеси является «полимик», или полиминеральное песчаное месторождение. Отсутствие в тонком шлифе агломератов указывает на то, что песок собирали в рыхлой форме, а не получали в результате измельчения песчаника. Поэтому возможным источником может быть четвертичный аллювиальный песок.

В пасту сердечников водоплавающих птиц также добавляли тонкую растительную массу. Она обуглилась и частично сгорела, оставив отличительные пустоты, которые содержат обугленный органический материал (рис. 3в). Возможно, она была добавлена для уменьшения общей массы ядра заполнения, так как было бы невозможно удалить этот материал из длинных шеек скульптур после литья. Высокая пористость внутреннего сердечника (7,5-13%, рис. 5) также могла бы облегчить выпуск химически комбинированной воды из глины, когда расплавленная бронза > 1000 ° С выливалась в форму. В противном случае это могло повлиять на процесс литья тонкого металлического предмета.

Рисунок 5. Тернарная диаграмма доли включений, матрицы глины и пустот внутри керамических артефактов с места мавзолея императора Цинь Шихуана, основанная на модальных данных, собранных на тонком шлифе.

Наш петрографический анализ 12 статуй терракотовых воинов освещает широко обсуждаемую технологию обжига этих артефактов. Их прочность и долговременное сохранение явно свидетельствуют о том, что статуи были специально обожжены, а не просто оставлены высушенными. Выживаемость пыльцы в двух ранее проанализированных образцах может быть объяснена плохим проникновением кислорода в стенки толстых керамических образцов - это, как известно, имеет решающее значение для деградации пыльцы во время обжига керамики. Наличие двойного лучепреломления или «оптической активности» в глинистой матрице большинства образцов под микроскопом в скрещенных лучах свидетельствует о том, что статуи не подвергались длительной температуре > 850 ° C , при этой температуре обычные глинистые минералы, такие как иллит, начинают таять и теряют свою кристаллическую структуру. Включения минерального амфибола, которые встречаются во многих образцах статуи и бронзовых фигурок, имеют под микроскопом в плоско-поляризованном свете зеленый цвет, что указывает на максимальную температуру обжига <750 ° C.

Предложения по температурам обжига 900-1050 ° C не подтверждены нашими данными и не были бы необходимы для того, чтобы керамика затвердела. Однако следует иметь в виду, что сжигание деревянных крыш подземных ям, где находилась терракотовая армия, во время их предполагаемого разрушения генералом Сян Ю в конце периода Цинь, могло привести к случайному перегреву определенных статуй, объясняя тем самым широкие вариации оценок температуры обработки огнём различных исследований.

Обжигание, вероятно, имело место в постоянной структуре, такой как печь, из-за медленной скорости повышения температуры, которая потребовалась бы для приведения химически комбинированной воды из толстостенных терракотовых статуй без катастрофического разрушения, а также для обеспечения постоянной максимальной температуры чтобы керамика отвердела полноценно. Ни одно из этих требований не могло быть выполнено путем обжига в неконтролируемом «открытом» огне костра, где топливо и керамика находятся в непосредственной близости, и на температуру обжига влияют изменения внешних условий: условий ветра и температуры воздуха ,

Организация производства

Проанализированные композиционные и технологические связи между различными типами артефактов из мавзолея Императора Цинь Шихуана (рис. 6), указывают на то, что производство керамических предметов для некрополя было организованным. Это может указывать на то, что одна или несколько крупных мастерских изготавливали несколько различных типов керамики. Такой сценарий может быть также поддержан наличием аналогичных марок и надписей как на терракотовых воинах, так и на черепицах, выкопанных из мавзолея, а также возможном совместном способе строительства плиты под ногами воинов и дренажных труб объекта.


Рисунок 6. Принципиальная схема интерпретации технологии приготовления пасты для керамических артефактов  мавзолея императора Цинь Шихуанди.

Производство нескольких совершенно разных керамических артефактов одной и той же мастерской может предоставить предварительные доказательства для поддержки ранее предложенного существования нескольких «ячеек» многопрофильных мастеров. Они могут быть ориентированы на решение разным задач, когда это необходимо, и будут более адаптируемыми, чем отдельная схема производственной линии. Связь между глинистыми сердечниками, используемыми для бронзовых статуй водоплавающих птиц и производства другой керамики, выкопанной из мавзолея, также предполагает непредвиденную степень «межпланового взаимодействия» между мастерами-горшечниками и металлообработчиками.

Альтернативным объяснением использования подобной технологии получения сырья и "теста" в производстве различных керамических объектов является наличие централизованной системы обработки и распределения глины и формовочной смеси на месте производства (рис. 6). В соответствии с этой интерпретацией различные мастерские могли отвечать за производство конкретных керамических объектов, но получали сырье для них из одного источника. Такая система имела бы смысл с точки зрения стандартизации и контроля качества, учитывая, что глина является основным компонентом примерно 7000 статуй и множества других керамических изделий. Как показали наши анализы, особая тщательность была предпринята для отбора и смешивания определенных ингредиентов в пасте в соответствии с типом производимого артефакта. Строгое соблюдение этих рецептов сыграло бы решающую роль в обеспечении успешного производства такого большого количества сложных артефактов. Одним из способов обеспечения этого было бы отделить получение сырья, обработку (сушку, дробление, рафинирование) и подготовку пасты (смешивание и отпуск глины) от процессов формирования, обжига и украшения керамики. Наличие специализированного отдела, ответственного за поставку глины на различные производственные участки, приводит к меньшей изменчивости состава, чем если бы это было отдано отдельным производственным подразделениям. Это также поможет обеспечить постоянную поставку большого количества сырья, которое требовалось постоянно.

(продолжение следует)

***

Мой канал на zen.yandex.ru


Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    «До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

    Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Изба на гусеницах и старичок в свитере

    "Это уже не смешно!" Соседи в оторопи - наши умельцы вошли в раж. Начали с "мангала", теперь целые избы строят на технике Недавно я выложил статью, посвященную нашей "Чудо-Матрешке". Он ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1096

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1111

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      971
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1834
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1875
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1840
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1989
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      857
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      951
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      987
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      747

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1333

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      860

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      761
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      770
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      527
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      327
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      694
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      777
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика