• РЕГИСТРАЦИЯ

Зачем человечеству сказочники?

16 896

Почему люди так любят слушать всякие истории? Оказывается, устные истории - а это так называется, - являются необходимым механизмом образования социальных групп, выработки общих норм поведения и коллективной памяти человечества. Устные истории, как недавно выяснили учёные, ещё оказались и предшественниками религий.

Агта и Думагат являются подгруппой людей Аета, которых чаще всего  здесь, на Филиппинах называют негритосами. Это из-за их очень темной кожи и кудрявых волос. Предполагается, что Аета относится к числу ранних жителей Филиппин, предшествовавших австронезийским миграциям. Как объяснялось нам,  Агты в основном живут в горах или лесу, а Думагат живут близко к берегу, хотя они часто мигрируют в любое место, поскольку они все ещё являются полукочевыми людьми...

Рассказ о том, как пропагандировались эгалитарные ценности перед появлением религии

Охотники-собиратели поддерживают традиции повествования историй и сказок, которые предшествуют организованной религии, и имеют аналогичный эффект, помогая привить ценности среди социальных групп.

автор: Jen Viegas

Разсказывание историй - это человеческое свойство, которое, вероятно, восходит к произхождению нашего вида. Даже ныне существующие группы охотников и собирателей, такие как Агта на Филиппинах, имеют талантливых разсказчиков, которые развлекают слушателей историями, передаваемыми несколькими поколениями.

Большинство историй Агты, таких как «Солнце и Луна», способствуют прививанию и поддержанию социальных и кооперативных норм. В этой конкретной сказке говорится о споре между мужским солнцем и женской луной о том, кто из них осветит небо. После боя, когда луна оказывается такой же сильной, как солнце, они соглашаются разделять свой долг поровну, по времени суток: днём небо освещает солнце, а ночью - луна.

Андреа Мильяно из Университетского колледжа Лондона (UCL) и ее команда недавно провели время с Агтой в природном парке Северной Сьерра-Мадре провинции Изабела, где они слушали сказки "из первых уст" вместе с другими слушателями.

«Волшебный момент был, когда мы слушали истории, рассказываемые старейшинами, и все дети вокруг нас смеялись и действительно были внимательны», - сказала Мильяно, сияя при воспоминании.

Помимо предоставления приятных развлечений, традиционное повествование часто пропагандирует совместные и эгалитарные ценности, определили Мильяно и ее команда. В статье, опубликованной в журнале Nature Communication, она и ее коллеги представляют убедительное доказательство того, что рассказывание историй помогло объединить и укрепить группы людей до того, как сопоставимые практики развивались в более крупных сельскохозяйственных обществах, такие как появление организованной религии с морализаторскими богами высокого уровня.

Мильяно была вдохновлена на проведение исследования, потому что она является частью AgtaAid, - организации, которая разрабатывает учебные материалы для коренных народов на Филиппинах. Агты произходят от первых колонизаторов  Филиппин, которые жили более 35 000 лет назад.

«Слушая рассказы, которые рассказывали Агта, я поняла, насколько они отличаются от наших собственных сказок и насколько они, похоже, подчеркивают равенство», - сказала Мильяно.

Когда Дэниел Смит, тоже из UCL, решил изследовать, как различные действия охотника-собирателя предсказывают репродуктивный успех, он, Мильяно и их коллеги решили объединить усилия, чтобы увидеть, как рассказывание сказывалось как на самих ораторах, так и на Агту в целом.

Изследователи попросили трех старейшин Агты разсказать им истории, которыми они обычно делятся со своими детьми и друг с другом. Вопрос привел к четырем историям, которые им разсказывали более трех ночей. Изследователи обнаружили, что истории об очеловеченных природных объектах, таких животных или небесных телах, способствовали координации группового поведения, формируя  социальные и кооперативные нормы.

«Тогда мы решили проверить, были ли в лагерях (в Агте) хорошие сказочники, которые увеличивали уровень сотрудничества в группах, не ожидая ничего найти», - сказала Мильяно. «Но эффект от этого там был. Лагеря с большим количеством рассказчиков были более сплочёнными. Истории, похоже, работают».

Разсказчик Агты под прибежищем возле костра | Родольф Шлепфер

Почти 300 членов из 18 лагерей Агты попросили выбрать, с кем им больше всего хотелось бы жить, и кандидатур разсказчиков было выдвинуто почти в два раза больше, чем менее квалифицированных ораторов. На самом деле у талантливых ораторов было в среднем на 53 процента больше детей, чем у других, что демонстрирует репродуктивные преимущества хорошего сказочника.

«Определенно правдоподобно, что есть наследуемый компонент повествования, но поскольку это также научное поведение, любой человек, желающий потратить время и силы, может, вероятно, научиться быть хорошим разсказчиком», - сказал Смит.

Затем изследователи вышли за пределы Агты, чтобы узнать, какие темы затрагивают другие группы охотников и собирателей в своих разсказах. Они обнаружили, что 70 процентов выборки из 89 историй, взятых в семи других обществах охотников и собирателей, касаются укрепления и регулирования социального поведения.

Смит объяснил, что повествование является в группе мощным способом трансляции социальных норм и разпространения метазнаний, которые являются знаниями о знании других, для организации поведения членов группы.

«Это основополагающий принцип, необходимый для функционирования общества», - продолжил он. «В качестве простого примера: недостаточно знать, что вы должны ехать по одной стороне дороги. Вам также нужно знать, что другие обладают теми же знаниями, иначе система ломается. Мы предполагаем, чтобы разсказы транслировали это мета-знание среди всех членов сообщества ».

Люди Агты во время ночного повествования вокруг костра | Родольф Шлепфер

Исследователи подозревают, что, поскольку древние охотники-собиратели  в свободно структурированных группах перемещались из лагеря в лагерь, рассказывание историй обезпечивало людям легкий и приятный способ  понять различные социальные нормы и как адаптироваться к новым правилам.

«Storytelling - эффективный способ трансляции социальных норм и содействия широкомасштабному сотрудничеству», - сказала Мильяно.

Авторы считают, что основное различие между историями, рассказываемыми охотниками-собирателями и теми, о которых говорят члены организованных религий, - их сложность. Оба типа историй выполняют аналогичные функции.

Поскольку сельскохозяйственные общества стали более сложными и менее эгалитарными, темы историй стали отражать социальные изменения. Тем не менее, сказал Смит, «координирующая функция осталась».

«В случае с богами и религией, - сказала Мильяно, - аргумент, кажется, состоит в том, что страх перед сверхъестественным наказанием - это то, что заставляет людей соответствовать, следовать правилам и сотрудничать. Мы показываем, что сверхъестественное наказание отсутствует в  разсказах охотника-собирателя. Напротив, они отличаются скорее равенством, чем иерархией. Они характеризуются сотрудничеством и просоциальностью, и они, похоже, эффективны в содействии сотрудничеству ».

Благодаря дальнейшим изследованиям авторы надеются узнать, как люди становятся опытными разсказчиками, как социальные контексты  истории, такие как война, могут изменить сказки, и  есть ли какие-либо примечательные различия между полом и возрастом рассказчиков. До сих пор кажется, что и мужчины, и женщины среди Агты имеют равные уровни навыков разсказывания историй, возможно, отражая их более эгалитарное общество.

Хотя разсказывание истории явно помогало и помогло сформировать человеческие группы, может быть и темная сторона этой практики.

Как заметил Смит, «существует опасность того, что повествования можно также изпользовать для более зловещих и манипулятивных целей, особенно если разсказчику дают волю в выборе типов историй, которые он разсказывает».

Читайте также

А может, доверяй, но проверяй? («Я и другие»)

***

Мой канал на ДзенЯндекс

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    И за учИтелей своих... Россия предоставит желающим оружие для нанесения ударов по территории Великобритании?

    Не сказать, чтоб неожиданно, но то один, то другой западный Лидер-у-руля делает заявления о желательности нанесения своим оружием ударов по территории России. Отметился вот и британский...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1112

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1118

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      986
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1843
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1879
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1845
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1994
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      859
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      956
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      988
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      888
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      751

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1337

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      862

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      763
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      771
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      528
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      329
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      695
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      778
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика