• РЕГИСТРАЦИЯ

Исламская экономическая модель

3 2622

Ислам одна из основных мировых религий, самая молодая монотеистическая авраамическая конфессия, которая возникла в Хиджазе среди местных племен, на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века н.э. Основоположником Ислама считается Мухаммед – пророк мусульман, через уста которого человечеству были переданы суры священной книги – Корана. Данная религия имеет схожее историко-мифологическое наследие с Христианством и Иудаизмом и восходит к первым формам таухидных учений, призывающих к вере в единого Бога, следованию норм морали и созданию гармонично-взаимодействующего общества.

На сегодняшний день, Ислам – вторая по численности последователей религия – более 1,5 миллиардов человек, которая признана официальной государственной конфессией в 28 странах мира. Особенностью ислама является то факт, что данная религия охватывает все сферы жизнедеятельности человека и регулируют всю жизнь человека от рождения до смерти. Следовательно, экономическая деятельность и распоряжение благосостоянием также охвачены в священных писаниях мусульман. Исламская экономика – система коммерческого взаимодействия мусульман с учетом норм шариата, которая жестко регулирует деятельность экономических агентов.

Для того, чтобы понимать отношение к богатству в Исламе, необходимо разобраться в понятии исламская экономика и в ее особенностях. Концепция исламской экономики включает вопросы, касающиеся роли и задачи финансовых учреждений, собственности, ростовщичества и риба (ссудный процент), а также ограждение коммерческой деятельности от злоупотреблений и нарушения исламской этики. По мнению А. Х. Аль-Газали, исламская экономика предоставляет высокий уровень жизни для всех социальных страт, в то время как классическая экономическая модель улучшает только положение верхних слоев общества. Деньги, имущество и все остальные факторы производства должны рассматриваться через призму норм шариата. Экономическое развитие, рост потребления, активизация экономической активности населения не считаются правильными с точки зрения исламской экономики, если они противоречат нормам социальной справедливости, не имеют своей целью – рост общественного благосостояния и угрожают стабильной деятельности государства.

Основные принципы исламской экономической модели заключаются в следующем:

• Имущественные права в исламе отличаются от прав в классической экономической концепции, так как выполняют лишь социальную функцию. Все что находится на земле принадлежит Аллаху, а человек обладает правом пользование этим ресурсом.

• Каждый правоверный приверженец Ислама обязан работать для поддержания жизнедеятельности, поэтому форма прибыли, которая подразумевает отсутствие личного вклада и материального товара, является запрещенной.

• Приращение дополнительных денежных средств к первоначальной сумме в виде процента на использование капитала запрещается.

• Деньги могут выполнять роль инструмента для обмена, другая функция денег не предусмотрена в исламской экономической модели.

• Материальные и духовные блага неотделимы друг от друга, но при этом приращение материальных благ за счет духовных противоречат нормам исламской этики. К материальным благам относят – потребление товаров и услуг, а к духовным, это нормы, закрепленные в священных писаниях.

Как и во всех других сферах жизнедеятельности человека, в сфере коммерческой активности человек опирается на нормативно-правовые акты. Так вся деятельность экономических агентов разделена на категории:

• Харам – запретные действия.

• Фард – поступки и нормы поведения, которые по шариату обязан выполнять каждый правоверный мусульманин.

• Сунна – второе по значимости священное писание, которое включает обычаи и примеры из жизни пророка Мухаммеда как образца для всей исламской уммы.

• Мустахабб – это необязательные социально-ориентированные поступки, за которые можно получить саваб – божественное вознаграждение.

• Мубах – дозволенное действие с благими намерениями.

В случае, если деятельность является прецедентом, то совет фикхов должен определить к какой из категорий относится данная деятельность.

Исламская экономика, в отличии от социализма, с которой часто ее сравнивают эксперты, иначе смотрит на частную собственность. Таким образом, Ислам признает право собственности и гарантирует ее полную защиту со стороны государства, в случае соблюдения владельцем всех норм исламской экономической модели. Но при этом общественная собственность превалирует над частным и все природные ресурсы считаются общими, и не могут быть в частной собственности. А роли государства в управлении имуществом высказывался Юсуф Кардави, отмечая, что исламская экономическая модель не предполагает вмешательства в дела экономических агентов, а подразумевает только наблюдение и контроль для поддержания общего благосостояния всей уммы.

Как было упомянуто выше, согласно нормам шариата, запрещены сделки с товарами и услугами из категории харам - вложение средств в коммерческие учреждения, связанные с запрещенной деятельностью ( производство и сбыт алкогольной продукции и свинины, ложная информация о специфике и качествах товаров и услуг, ростовщичество и азартные игры), также расходования финансовых и не финансовых средств на деятельность, запрещенную нормами исламской этики, скупость, иррациональное производство, накопление материальных средств. Среди желательных действий можно подчеркнуть пожертвования в пользу социально незащищенных слоев населения, соблюдения заключенных соглашений при присутствии свидетелей и взгляд на экономическую деятельность с точки зрения норм морали.

Своеобразная система налогообложения существует в шариатской экономике, ее формирование было заложено во времена появления Арабского халифата. Исламская налоговая система подразделяет налогоплательщиков на две категории: мусульмане и иноверцы. Мусульманам предписывается платить три вида налогов: обязательный годовой налог в пользу бедных слоев общества – закят, который является основным инструментом сокращения социальной дифференциации экономических агентов в государстве. Ушр – налог или сбор в размере 1/10 от урожая или дохода, а также Хумс, который существовал в Арабском халифате для поддержания армии – 1/5 часть отчисление с различных видов добычи. С иноверцев взимается два вида налогов – это Джизья и Харадж. Джизьей облагались только здоровые работоспособные мужчины, и размер данного налога варьировался от уровня дохода налогоплательщиков. Харадж выплачивался с земель, которые были завоеваны армией халифата.

Основные концепции исламской экономической модели были заложены во времена развития исламского государства, так первый комплексный труд о налогообложении «Китаб Аль-Харадж» был написан Абу Юсуфом в VIII веке н.э., данная книга является первым письменным источником во сей истории, которая рассказывает об особенностях торговой политики, пропорционального налогообложения и роли социально-экономического сектора для стабильного развития государства. Значительный вклад в развитие исламской экономики внесли такие ученые как аль-Газали, аль-Фараби (873–950), ибн Сина (Авиценна) (980–1037), ибн Мискавейх, Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), Ибн Хальдун (1332-1406), Асаад Давани, который задумался о снижении издержек путем разделения труда.

Для полного понимания исламской экономики нам необходимо понять отношение к богатству в исламе. В одном из хадисов о пророке Мухаамеде приводиться его ответ на вопрос о значении блага в жизни верующего: «Поистине, благо не приносит с собой зла, но из растений, появляющихся на свет рядом с селевыми потоками есть такие, что убивают или вызывают смертельные болезни, если только животное не наестся до отвала овощей, а когда его бока раздуются, оно поворачивается к солнцу, испражняется, мочится и снова начинает жадно есть. Поистине, богатство привлекательно и приятно на вкус, и прекрасно поступит обладающий богатством мусульманин, если станет тратить часть его на неимущих, сирот и путников. Что же касается приобретающего богатство незаконно, то он подобен тому, кто ест, но не может насытиться. И такое богатство будет свидетельствовать против него в День воскресения». Согласно анализу священных писаний, мы можем выделить тот факт, что богатство в исламе – это испытание в мирской жизни. Так как обладая большими ресурсами, у человека больше вероятности совершить греховные деяния.

Подводя итоги, необходимо отметить, что исламская экономическая модель обладает социальной ориентацией, которая видит своей основной целью обеспечение социальной справедливости. Комплексные и многовекторные нормы регулирования экономической деятельности делают исламскую экономическую модель более устойчивой к кризисным ситуациям в мировой экономике, а также открывает будущее исламским финансам, благодаря экономическим регуляторам на основе моральных норм. 

Middle East Researcher

    Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
    • Hook
    • Вчера 09:59
    • В топе

    Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

    Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

    Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

    Поджигатели вертолета

    Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Murad Sadygzade 19 декабря 2016 г. 01:35

      Интеграционные процессы на Ближнем Востоке: Проблемы и Перспективы

      Большой Ближний Восток – это регион, который включает в себя Арабский мир, Турцию, Иран, Израиль, Афганистан, Пакистан, Туркменистан и страны Закавказья. Такие продолжительные конфликты на этноконфессиональной почве, как арабо-израильское и шиито-суннитское противостояние, подрывают экономическую и политическую стабильность во всех странах региона. Высокий конфликтный...
      10851
      Murad Sadygzade 11 декабря 2016 г. 00:40

      Влияние тунисских событий на ближневосточный регион.

      “Арабская весна» стала эпидемией, которая затронула большинство стран Ближнего Востока, но кардинальных изменений не вызвала, кроме Туниса, Ливии и Египта. Но есть и последствия, о которых, еще рано делать выводы. Продолжающаяся гражданская война в Сирии, недавно начавшийся государственный переворот в Йемене, и, конечно же, формирование квазигосударства Исламское госу...
      465
      Murad Sadygzade 11 декабря 2016 г. 00:37

      Влияние Мирового экономического кризиса (2008) на экономику Арабских стран.

      Мировой финансовый кризис 2008 года, согласно данным Международного Валютного Фонда и Всемирного банка о динамике макроэкономических показателей, оказал негативное влияние на внутренний рынок стран Арабского мира. Рецессия экономики Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, основных торговых партнеров стран Северной Африки и арабских монархий Персидского залива...
      1450
      Murad Sadygzade 11 декабря 2016 г. 00:13

      Внешняя политика России на современном этапе

      Система международных отношений переживает один из самых напряженных моментов в истории человечества со времен «карибского кризиса» в 1962 году, и Российской Федерации необходимо проводить прагматичную и взвешенную внешнюю политику для урегулирования основных вопросов международной повестки и реализации плана по становлению полноправной сверхдержавой. Глобализация вли...
      12341
      Murad Sadygzade 15 июня 2016 г. 01:37

      Сирийский кризис как точка поворота в концепции внешней политики Турции

      Волна протестных движений, начавшаяся в 2011 году в странах Северной Африки, получила названия «Арабской вены», результатом которой стали революции, гражданские войны и протестные движения в Арабском мире. Все началось в Тунисе, когда молодой уличный торговец Мохаммед Буазизи совершил акт публичного самосожжения перед зданием органов местного самоуправления. Благодаря...
      1098
      Murad Sadygzade 15 июня 2016 г. 01:27

      Позиция Партии справедливости и развития по курдскому вопросу

      Курдский вопрос является одной из основных проблем, которая подрывает национальную безопасность Турецкой Республики. Более десяти террористических актов за последние 4 месяца на территории Турции были совершены боевиками Рабочей партии Курдистана (Kürdistan İşçi Partisi). 13 марта 2016 года в центре Анкары прогремел взрыв, унесший жизни 37 человек. 4 марта 2016 года в...
      1220
      Murad Sadygzade 15 июня 2016 г. 01:20

      Экономическая политика Партии справедливости и развития

      Турецкая Республика на сегодняшний день является 17 по величине экономикой в мире. Политика по либерализации экономики привела к интенсивному росту производства и развитию третичного и вторичного секторов экономики. Номинальный внутренний валовый продукт в 2015 году составил 722.2 миллиарда американских долларов, ВВП на душу населения – 10.500 американских долларов. С...
      987
      Murad Sadygzade 15 июня 2016 г. 01:11

      Формирования политического процесса в современной Турции

      Современная Турция появилась на обломках Османской империи, которая с 1299 по 1923 годы занимала часть Азии, Африки и Европы с населением свыше 35.000.000 человек к 1856 году и площадью более 5.000.000 км2 в эпоху расцвета государства Оттоманов. После окончания Первой Мировой Войны Османская империя оказалась в числе проигравших и приняла условия Мудросского перемири...
      2711
      Murad Sadygzade 3 мая 2016 г. 14:31

      Внешняя политика Турецкой Республики: "Стратегическая глубина"

      Внешняя политика Турции вызывает интерес в условиях современной системы международных отношений. Так как это страна одна из немногих стабильно развивающихся стран на Ближнем Востоке. Идеологом внешнеполитического курса ПСР считается Ахмет Давутоглу – председатель партии и нынешний премьер министр Турецкой Республики, в самую активную фазу внешней политики страны, Даву...
      5714
      Murad Sadygzade 21 апреля 2016 г. 17:43

      Двадцать пятнадцать – время новых реалий

      Анализируя величайшие эпизоды истории человечества, часто нам хочется перенестись в прошлое и увидеть времена этих событий своими глазами. Но многие из нас и не подозревают, что мы живем в эпоху фундаментальных трансформаций, которые, возможно, через десятки или сотни лет будут охарактеризованы, как период многозначительных событий в летописи нашего общества. По слова...
      1175
      Murad Sadygzade 21 апреля 2016 г. 16:09

      Почему Монреальский протокол оказался успешным, а Киотский провалился?

      Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой к Венской конвенции об охране озонового слоя (1985) единственное международное соглашение по климату, по словам Кофи Аннана, ставшее успешным, так как его ратифицировали свыше 190 стран. Второй документ, который я буду рассматривать в своей работе, это Киотский протокол, принятый в 1997 году в дополнение к ...
      4460
      Murad Sadygzade 21 апреля 2016 г. 16:02

      Демографические проблемы "Арабской весны"

      «Арабская весна» череда социально-политических катаклизмов, нацеленных на демократизацию населения стран Северной Африки и Персидского залива мира. Началом этих событий послужил публичный акт самосожжения 14 января 2011 года молодого торговца Мохаммеда Буазизи. В действиях молодого человека заключается одна из причин революций и демонстраций, которые вспыхнули в более...
      3819
      Murad Sadygzade 21 апреля 2016 г. 15:57

      Исламский фундаментализм как политическая идеология

      «Исламский фундаментализм» – термин, который описывает идейные течения оппозиционных сил в странах с преобладающим числом приверженцев Ислама. После начала процесса политической трансформации в Арабских странах Ближнего Востока, оппоненты правящих режимов пришли к власти. На первый взгляд, нам может показаться, что в этом нет ничего уникального, так как «Арабская весн...
      20641
      Murad Sadygzade 21 апреля 2016 г. 15:55

      Трансформация Ближнего Востока: Перспективы Российской Федерации

      «Арабская весна» 2011 года потрясла и без того неспокойный Ближний Восток, став причиной новых социально-политических трансформаций в странах Арабского мира. Нестабильность активизировала деятельность внешних игроков в регионе. Для Российской Федерации открылись новые возможности, и Москва уже пользуется ими. Одним из наиболее ярких событий 2015 года стало участие Воз...
      2172
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика