Пушкин о духовности. "Руслан и Людмила". Волшебники ближнего зарубежья

15 1348

.                                  Со смехом ужас несовместен.

                                                А.С. Пушкин. Руслан и Людмила


 В прошлый раз мы с вами искали, но так и не нашли, проявлений христианской духовности в жизни героев поэмы "Руслан и Людмила". Может быть, эти герои охвачены духовностью языческой (не путать с долбославием эпохи постмодерна)?

Но и с языческой духовностью как-то сложно... В поэме полностью отсутствуют истуканы языческих богов, языческие капища, волхвы, языческие церемонии. Никто не приносит жертв богам, не клянётся богами, не взывает к ним в поисках защиты и помощи. Упомянут трижды Лель (Леля упоминают Баян, поющий на брачном пире (с. 7, страницы указаны по 4 тому Полного собрания сочинений Пушкина  https://imwerden.de/pdf/pushki...  ), Лель зажигает лампаду молодым в их первую ночь (с. 9), Черномор пытается "Сорвать сей нежный, тайный цвет, Хранимый Лелем для другого" (с. 59)), но с таким же успехом на брачном пире могли бы помянуть и Гименея. Ибо вся "инфраструктура" лелепочитания напрочь отсутствует. (Оставим в стороне вопрос о том, почитали ли древние славяне Леля вообще).

Тут, вероятно, читатель возразит, что поэма насыщена колдунами и волшебницами до такой степени, что и сомнений в язычестве её героев никаких быть не может. Все вокруг язычники, признающие существование надмирных (подмирных?) сущностей, наполненных тонкими и толстым энергиями и эманирующих свои энергетические образы в пространство (in den Raum).  А давайте присмотримся пристальнее к этим колдунам. 

Все волшебники в поэме - люди-иностранцы (жители ближнего зарубежья), ставшие в силу личных жизненных обстоятельств "народными умельцами". Да, они обладают уникальными способностями, но спектр этих способностей ограничен, в самих этих способностях нет ничего сверхъестественного, да и обретены эти способности не на основе греховного общения с миром духов и чертей, а на основании вдумчивого познания законов природы.

Тут, правда, есть три исключения. Наряду с просто людьми к категории "нечистой силы" или, выражаясь современным языком, к разряду "экстрасенсов", могут быть отнесены два рода антропоморфных существ: лешие и русалки, а также существа, природа которых в поэме не определена - духи.

а) Леший.

О битве с лешим рассказывает Фарлаф:

1oo Но, хитро перст к устам прижав,

„Людмила спит, — сказал Фарлаф

Я так нашел ее недавно

В пустынных муромских лесах

У злого лешего в руках;

Там совершилось дело славно;

Три дня мы билися; луна

Над боем трижды подымалась;

Он пал, а юная княжна

Мне в руки сонною досталась;

110 И кто прервет сей дивный сон?

Когда настанет пробужденье?

Не знаю — скрыт судьбы закон!

А нам надежда и терпенье

Одни остались в утешенье".

с. 78

Но тут-то сразу два возражения возникают. Мы ведь знаем, каким способом Фарлаф добыл спящую княжну. Битвы не было. Фарлаф ночью подкрался к Руслану и нанёс ему три подлых удара мечом. Но даже и в рассказе лжеца Фарлафа леший - это просто злой мужик из муромских лесов, которого вполне можно победить силой холодного оружия, не прибегая к амулетам, оберегам, камланиям, волхованиям, заклинаниям и прочей духовной дребедени.

б) Русалки.

Ну а русалки... Русалки - это то-то гомеопатическое. Если взять щепотку сексуальности и разбавить в большом количестве (чистой!) пресной воды, то и получим русалку. Русалки сидят себе в своём подводном мире и довольствуются утопленниками или, в самом крайнем случае, выбираются на сушу и заманивают озабоченных мужиков в воду. Русалки доминируют  в таинственной и неизученной водной стихии. На обычную жизнь обычных людей они не влияют.

Русалка и Рогдай.

Напав на Руслана, Рогдай потерпел поражение и утонул в днепровских водах.

И слышно было, что Рогдая

Тех вод русалка молодая

На хладны перси приняла

И, жадно витязя лобзая,

На дно со смехом увлекла,

И долго после, ночью темной,

Бродя близ тихих берегов,

Богатыря призрак огромный

Пугал пустынных рыбаков.

с. 36

Русалки и Руслан.

Руслан, на своём пути к "резиденции" Черномора, регулярно встречает всякую нечисть. Но водянистые девы с температурой окружающей среды его не волнуют:

То лунной ночью видит он,

Как будто сквозь волшебный сон,

Окружены седым туманом,

Русалки, тихо на ветвях

Качаясь, витязя младого

С улыбкой хитрой на устах

Манят, не говоря ни слова...

Но тайным промыслом храним,

Бесстрашный витязь невредим;

В его душе желанье дремлет,

Он их не видит, им не внемлет,

Одна Людмила всюду с ним.

с. 56


в) Духи (демоны).

Духи в поэме упомянуты шесть раз.

Трижды с духами общается Финн.

Овладев колдовскими премудростями, он поспешил влюбить в себя Наину:

В мечтах надежды молодой,

В восторге пылкого желанья,

Творю поспешно заклинанья,

Зову духов — и в тьме лесной

Стрела промчалась громовая,

Волшебный вихорь поднял вой,

Земля вздрогнула под ногой...

И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина.

с. 18

Но в это время вещий Финн,

Духов могучий властелин,

В своей пустыне безмятежной,

С спокойным сердцем ожидал,

Чтоб день судьбины неизбежной,

Давно предвиденный, восстал.

с. 79

Чета духов с начала мира,

Безмолвная на лоне мира,

Дремучий берег стережет . . .

С двумя кувшинами пустыми

Предстал отшельник перед ними;

180 Прервали духи давний сон

И удалились страха полны.

с. 80

Рогдай нападает на Руслана, подстрекаемый злым духом (но тут не вполне понятно, идёт ли речь об "отдельном" существе-подстрекателе или о неких процессах в сознании самого Рогдая).

Когда Рогдай неукротимый,

Глухим предчувствием томимый,

Оставя спутников своих,

Пустился в край уединенный

И ехал меж пустынь лесных,

В глубоку думу погруженный —

Злой дух тревожил и смущал

Его тоскующую душу,

с. 22 - 23

Черномор ищет меч, который должен отрубить бороду ему и голову его брату. Меч этот создан духами. (см. с 47-48).

А "после драки" Черномор прибегает к усердной молитве демонам: 

В молчанья витязь удалился;

Дрожащий карлик за седлом

Не смел дышать, не шевелился

И чернокнижным языком

200 Усердно демонам молился.

с. 68

Ну, что сказать? Духи в поэме явно не образуют систему, не создают какую-то параллельную реальность, без которой немыслимо религиозное сознание. Они скорее уж служат "на посылках" у наших далеко не всемогущих волшебников ... или вовсе являются порождением их фантазий. Усердная молитва Черномора демонам вовсе не улучшила его печальную безбородую судьбу.


Ну а что из себя представляют собственно волшебники? Держа путь на север (на северо-запад?), и, вероятно, уже покинув пределы Русской земли, Руслан регулярно встречает каких-то не совсем людей  и столь же регулярно их поколачивает, не прибегая к каким-либо мистическим приёмам, просто силой богатырского кулака.

Волшебники россыпью.


Зима приближилась — Руслан

Свой путь отважно продолжает

На дальный север; с каждым днем

Преграды новые встречает:

То бьется он с богатырем,

То с ведьмою, то с великаном,

с. 56


Помимо "волшебников вообще" в поэме орудуют и волшебники поименованные, и число их равно числу "пи". Это Финн, его соотечественница Наина, Черномор и наделённая уникальными размерами и способностями голова брата Черномора, составляющая примерно 0,14 уникальной исходной личности.

Волшебники поименованные.

Финн

Финн - существо нелёгкой  судьбы. Смолоду он был рыбаком, потом переквалифицировался в предводителя шайки головорезов, а потом и вовсе занялся постижением тайн природы в стремлении ... очаровать чёртову куклу Наину. Что ему со временем и удалось, и теперь он отсиживается в пещере, страшась домогательств заплесневелой прелестницы и дожидаясь собственной смерти. Но суровые испытания не озлобили Финна.

    Но вдруг пред витязем пещера;

В пещере свет. Он прямо к ней

Идет под дремлющие своды,

Ровесники самой природы.

Вошел с уныньем: что же зрит?

В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

240 Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

с. 12


Но слушай: в родине моей

Между пустынных рыбарей

Наука дивная таится.

410 Под кровом вечной тишины,

Среди лесов, в глуши далекой

Живут седые колдуны;

К предметам мудрости высокой

Все мысли их устремлены;

Всё слышит голос их ужасный,

Что было и что будет вновь,

И грозной воле их подвластны

И гроб и самая любовь.

И я, любви искатель жадный,

420 Решился в грусти безотрадной

Наину чарами, привлечь

И в гордом сердце девы хладной

Любовь волшебствами зажечь.

Спешил в объятия свободы,

В уединенный мрак лесов;

И там, в ученья колдунов,

Провел невидимые годы.

Настал давно желанный миг,

И тайну страшную природы

Я светлой мыслию постиг:

Узнал я силу заклинаньям.

Венец любви, венец желаньям!

с. 17 - 18


Так мы расстались. С этих пор

Живу в моем уединенье

С разочарованной душой;

И в мире старцу утешенье

520 Природа, мудрость и покой.

Уже зовет меня могила;

с. 20

"...Прости надолго, витязь мой!

Дай руку ... там, за дверью гроба —

Не прежде — свидимся с тобой!"

с. 81

Финн признаёт существование загробного мира. Но таков уж удел слабых! Он надеется отдохнуть от козней Наины "там".


Наина.

Меж подруг

Она гремела красотою.

...

Умчалась года половина;

Я с трепетом открылся ей,

340 Сказал: люблю тебя, Наина.

Но робкой горести моей

Наина с гордостью внимала,

Лишь прелести свои любя,

И равнодушно отвечала:

„Пастух, я не люблю тебя!“

с. 15

Пред нею, страстью упоенный,

Безмолвным роем окруженный

Ее завистливых подруг,

Стоял я пленником послушным;

Но дева скрылась от меня,

Примолвя с видом равнодушным:

„Герой, я не люблю тебя!*

с. 17

Как Наина сделалась колдуньей, автор нам не сообщает. Но и тут возникает предположение, что в основе - какая-то ущербность некогда "простого" человека. Если Финн положил жизнь на то, чтобы приворожить деву, от которой ему приходится прятаться на старости лет, то Наина уж очень была заворожена собственной "гремящей" красотой.


Черномор и его брат.

Ну а у Черномора и выбора не было. Рождённый уродцем, да к тому же и умным уродцем, он компенсировал свои телесные несовершенства "духовными" премудростями и занялся похищением красавиц. (см. профессора Мориарти в интерпретации В.И. Евграфова. https://www.youtube.com/watch?... )

Голова обличает Черномора:

Ты, ты всех бед моих виною!

Семейства нашего позор,

Рожденный карлой, с бородою,

Мой дивный рост от юных дней

Не мог он без досады видеть

И стал за то в душе своей

Меня, жестокий, ненавидеть.

...

Притом же, знай, к моей беде,

В его чудесной бороде

Таится сила роковая,

И, всё на свете презирая,

Доколе борода цела —

Изменник не страшится зла.

с. 47

Голова продолжает.

Меж нами ссора закипела —

И было, признаюсь, о чем!

Вопрос: кому владеть мечом?

Я спорил, карла горячился;

Бранились долго; наконец

Уловку выдумал хитрец,

Притих и будто бы смягчился.

„Оставим бесполезный спор,—

Сказал мне важно Черномор: —

Мы тем союз наш обесславим;

430 Рассудок в мире жить велит;

Судьбе решить мы предоставим,

Кому сей меч принадлежит.

К земле приникнем ухом оба

(Чего не выдумает злоба!),

И кто услышит первый звон,

Тот и владей мечом до гроба".

Сказал и лег на землю он.

Я сдуру также растянулся;

Лежу, не слышу ничего,

440 Смекая: обману erol

Но сам жестоко обманулся.

Злодей в глубокой тишине,

Привстав, на цыпочках ко мне

Подкрался сзади, размахнулся;

Как вихорь свистнул острый меч,

И прежде, чем я оглянулся,

Уж голова слетела с плеч —

И сверхъестественная сила

В ней жизни дух остановила.

450 Мой остов тернием оброс;

Вдали, в стране, людьми забвенной,

Истлел мой прах непогребенный;

Но злобный карла перенес

Меня в сей край уединенный,

Где вечно должен был стеречь

Тобой сегодня взятый меч.

О витязь! Ты храним судьбою,

Возьми его, и бог с тобою!

Быть может, на своем пути

460 Ты карлу-чародея встретишь —

Ах, если ты его заметишь,

Коварству, злобе отомсти!

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей —

И в благодарности моей

Твою пощечину забуду".

с. 48-49


У волшебников в поэме много общего. Достаточно посмотреть на то, что они могут, и чего они не могут.

1. Что волшебники могут.

Можно выделить 15 "умений", которыми обладают все волшебники или некоторые из них.

Физические умения.

1) Стремительное перемещение в пространстве.

2) Левитация.

3) Способность становиться невидимым.

Биологические умения.

4) Способность дуть на противника со страшной силой. 

5) Оборотничество.

6) Способность погружать в летаргический сон (и пробуждать).

7) Способность трансформировать и оживлять фрагменты человеческих тел.

8) Способность оживлять убитых.

Психологические умения.

9) Способность создавать призраки.

10) Приворотный дар.

Социальное умение.

11) Создание зоны комфорта.

Информационные умения.

12) Дар предвидения.

13) Способность получать информацию оперативно и дистанционно.

14) Умение оказаться в нужном месте в нужное время.

15) Умение обнаруживать волшебные артефакты.


1) Стремительное перемещение в пространстве

Финн отправляется на выручку убитому Руслану:

Склонившись, погружает он

Сосуды в девственные волны;

Наполнил, в воздухе пропал,

И очутился в два мгновенья

В долине, где Руслан лежал

с. 80

Т.е. скорость его весьма высока, но, всё-таки, конечна. Дык паровоз-то уже изобретён. Могла ли быстрота Финна так уж поразить первых читателей поэмы?


2) Левитация.

Окончен свадебный пир, Руслан и Людмила остались вдвоём:

Вы слышите ль влюбленный шопот

И поцелуев сладкий звук

И прерывающийся ропот

Последней робости?.. . Супруг

Восторги чувствует заране;

И вот они настали. . . Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

130 Кругом всё смерклось, всё дрожит,

И замерла душа в Руслане...

Всё смолкло. В грозной тишине

Раздался дважды голос странный,

И кто-то в дымной глубине

Взвился чернее мглы туманной...

И снова терем пуст и тих;

Встает испуганный жених,

С лица катится пот остылый;

Трепеща, хладною рукой

130 Он вопрошает мрак немой ...

О горе: нет подруги милой!

с. 9

А вот Руслан уже добрался до дворца Черномора:

Князь карлу ждет. Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал подобно грому;

Руслан подъемлет смутный взор

И видит — прямо над главою —

40 С подъятой, страшной булавою

Летает карла Черномор.

Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез— и свысока

Шумя летит на князя снова.

с. 61

Впечатляет. Но и, опять же, братья Монгольфе уже совершили свой полёт и уже завершили свой жизненный путь.


3) Невидимость.

А девушке в семнадцать лет

Какая шапка не пристанет!

Рядиться никогда не лень!

Людмила шапкой завертела;

На брови, прямо, набекрень,

И задом наперед надела.

И что ж ? о чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала;

140 Перевернула — перед ней

Людмила прежняя предстала;

Назад надела — снова нет;

Сняла — и в зеркале! "Прекрасно!

Добро, колдун, добро, мой свет!

Теперь мне здесь уж безопасно;

Теперь избавлюсь от хлопот!"

И шапку старого злодея

Княжна, от радости краснея,

Надела задом наперед.

с. 40-41

Рабы влюбленного злодея,

И день и ночь, сидеть не смея,

Меж тем по замку, по садам

Прелестной пленницы искали,

Метались, громко призывали,

Однако всё по пустякам.

Людмила ими забавлялась:

В волшебных рощах иногда

Без шапки вдруг она являлась

И кликала: "сюда, сюда!"

И все бросались к ней толпою;

Но в сторону — незрима вдруг —

Она неслышною стопою

От хищных убегала рук.

с. 57

И снова впечатляет. Но ведь эта шапка просто где-то "стырена". Как она устроена, как её "отключить" дистанционно, с центрального пульта, как обнаружить человека, надевшего шапку, колдуну неведомо. А ведь шапка, скорее всего, подавляет электромагнитное излучение лишь в оптическом диапазоне. Был бы у Черномора тепловизор, или была бы возможность обнаруживать ультрафиолеовое излучение, или умел бы он правильно поставить задачу перед насекомыми, видящими и ультрафиолетовое. Да, наконец, была бы собака с нормальным собачьим обонянием.

4) Способность дуть со страшной силой.

Голова повздорила с Русланом:

Тогда, от ярости немея,

Стесненной злобой пламенея,

Надулась голова; как жар,

Кровавы очи засверкали;

Напенясь, губы задрожали,

Из уст, ушей поднялся пар —

И вдруг она, что было мочи,

290 Навстречу князю стала дуть;

Напрасно конь, зажмуря очи,

Склонив главу, натужа грудь,

Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи

Неверный продолжает путь;

Объятый страхом, ослепленный,

Он мчится вновь, изнеможенный,

Далече в поле отдохнуть.

Вновь обратиться витязь хочет —

Вновь отражен, надежды нет!

300 А голова ему вослед,

Как сумасшедшая, хохочет,

Гремит: „ай, витязь! ай герой!

Куда ты ? тише, тише, стой!

Эй, витязь, шею сломишь даром;

Не трусь, наездник, и меня

Порадуй хоть одним ударом,

Пока не заморил коня".

с. 44-45

Шикарная картина. Но ведь к тому времени, когда поэма была опубликована, уже существовали и шахтная вентиляция и воздуходувки в доменных печах. Чудо уже не вполне чудесное.


5) Оборотничество.

Наина появляется во дворце Черномора.

Как вдруг, откуда ни возьмись,

В окно влетает змий крылатый:

Гремя железной чешуей,

Он в кольца быстрые согнулся

И вдруг Наиной обернулся

Пред изумленною толпой,

с. 38

Переговоры с Черномором окончены:

И мрачно ведьма повторила:

„Погибнет он! погибнет он!“

Потом три раза прошипела,

во Три раза топнула ногой

И черным змием улетела.

с. 39


Наина подбивает Фарлафа на злодейство.

И ведьма кошкой обратилась;

Оседлан конь, она пустилась;

Тропами мрачными дубрав

За нею следует Фарлаф.

с. 72

Художник П. Оринянский

Запоминается. Но чудо довольно амбивалентное. Уж очень явственно оно намекает на тесную органическую связь всего живого, вступая в противоречие с фундаментальными верованиями креационистов.


6) Способность погружать в летаргический сон (и пробуждать)

В момент похищения Людмила теряет сознание то ли от пережитого потрясения, то ли под воздействием колдовских чар:

До утра юная княжна

Лежала, тягостным забвеньем,

Как будто страшным сновиденьем,

Объята — наконец она

Очнулась, пламенным волненьем

И смутным ужасом полна

с. 28

Поймав хитростью Людмилу, скрывавшуюся под шапкой-невидимкой, Черномор погружает её в сон:

О ужас ... призрак исчезает!

Княжна в сетях; с ее чела

На землю шапка упадает.

Хладея, слышит грозный крик:

„Она моя!" и в тот же миг

330 Зрит колдуна перед очами.

Раздался девы жалкий стой,

Падет без чувств — и дивный сон

Объял несчастную крылами.

с. 59

Финн вручает Руслану кольцо, способное пробудить Людмилу:

Возьми заветное кольцо,

Коснися им чела Людмилы,

И тайных чар исчезнут силы

с. 81


Но, помня тайный дар кольца,

Руслан летит к Людмиле спящей,

Ее спокойного лица

Касается рукой дрожащей. . .

И чудо: юная княжна,

350 Вздохнув, открыла светлы очи!

Казалось, будто бы она

Дивилася столь долгой ночи;

Казалось, что какой-то сон

Ее томил мечтой неясной,

И вдруг узнала — это он!

И князь в объятиях прекрасной.

с. 84

Ну уж тут-то и вовсе нет ничего чудесного. Александр Сергеевич не раз писал о том, что огромной снотворной силой обладают скверные стихи. Может быть, Черномор просто читал Людмиле сверхскверные стихи?


7) Способность оживлять и трансформировать фрагменты человеческих тел.

Померкла степь. Тропою темной

220 Задумчив едет наш Руслан

И видит: сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный

И что-то страшное храпит.

Он ближе к холму, ближе — слышит:

Чудесный холм как будто дышит.

Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь упирается, дрожит,

2Э0 Трясет упрямой головою,

И грива дыбом поднялась.

Вдруг холм, безоблачной луною

В тумане бледно озарясь,

Яснеет; смотрит храбрый князь —

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

240 И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянной,

Руслану предстоит она

Громадой грозной и туманной.

с. 43

И это чудо - не вполне чудо. Читайте Маркса. Очень поучительны его рассуждения о том, как капитал уродует и калечит работника, превращая человеческую личность в "частичного работника", в котором многие физические и умственные способности подавлены в пользу способностей немногих.


8) Способность оживлять убитых.

160 В немой глуши степей горючих,

За дальной цепью диких гор,

Жилища ветров, бурь гремучих,

Куда и ведьмы смелый взор

Проникнуть в поздний час боится,

Долина чудная таится,

И в той долине два ключа:

Один течет волной живою,

По камням весело журча,

Тот льется мертвою водою

170 Кругом всё тихо, ветры спят,

Прохлада вешняя не веет,

Столетни сосны не шумят,

Не вьются птицы, лань не смеет

В жар летний пить из тайных вод;

Чета духов с начала мира,

Безмолвная на лоне мира,

Дремучий берег стережет . . .

С двумя кувшинами пустыми

Предстал отшельник перед ними;

180 Прервали духи давний сон

И удалились страха полны.

Склонившись, погружает он

Сосуды в девственные волны

с. 79-80

И очутился в два мгновенья

В долине, где Руслан лежал

В крови, безгласный, без движенья;

И стал над рыцарем старик,

И вспрыснул мертвою водою,

190 И раны засияли вмиг,

И труп чудесной красотою

Процвел; тогда водой живою

Героя старец окропил,

И бодрый, полный новых сил,

Трепеща жизнью молодою,

Встает Руслан, на ясный день

Очами жадными взирает,

Как безобразный сон, как тень,

Перед ним минувшее мелькает.

с. 80

Ну и какое это чудо? Просто "места надо знать". Есть такие места, где жидкости с удивительными свойствами истекают прямо из недр.


9) Способность создавать призраки.

     Скучая, бедная княжна

В прохладе мраморной беседки

Сидела тихо близ окна

И сквозь колеблемые ветки

Смотрела на цветущий луг.

Вдруг слышит — кличут: „милый друг!“

И видит верного Руслана.

Его черты, походка, стан;

Но бледен он, в очах туман,

И на бедре живая рана—

В ней сердце дрогнуло. „Руслан!

Руслан!., он точно!" И стрелою

К супругу пленница летит,

В слезах, трепеща, говорит:

„Ты здесь ... ты ранен... что с тобою?"

Уже достигла, обняла:

О ужас ... призрак исчезает!

Княжна в сетях; с ее чела

На землю шапка упадает.

Хладея, слышит грозный крик:

„Она моя!" и в тот же миг

320 Зрит колдуна перед очами.

Раздался девы жалкий стон,

Падет без чувств — и дивный сон

Объял несчастную крылами.

с. 59


Ну уж такими-то чудесами в наше время никого не удивишь! Что нам Руслан? Мы (самые впечатлительные из нас) и Горбачёва бросались спасать от "августОвского путча"!


10) Дар охмурения (им обладают не все волшебники).

Венец любви, венец желаньям!

Теперь, Наина, ты моя!

Победа наша, думал я.

Но в самом деле победитель

Был рок, упорный мой гонитель.

В мечтах надежды молодой,

В восторге пылкого желанья,

Творю поспешно заклинанья,

Зову духов — и в тьме лесной

Стрела промчалась громовая,

Волшебный вихорь поднял вой,

Земля вздрогнула под ногой...

И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина.

Ах, витязь, то была Наина!..

Я ужаснулся и молчал,

Глазами страшный призрак мерил,

В сомненьи всё еще не верил

И вдруг заплакал, закричал:

Возможно ль! ах, Наина, ты ли!

Наина, где твоя краса?

Скажи, ужели небеса

Тебя так страшно изменили?

Скажи, давно ль, оставя свет,

Расстался я с душой и с милой?

Давно ли ?.. „Ровно сорок лет,—

Был девы роковой ответ: —

Сегодня семьдесят мне било.

Что делать, — мне пищит она, —

Толпою годы пролетели,

Прошла моя, твоя весна —

Мы оба постареть успели.

Но, друг, послушай: не беда

Неверной младости утрата.

Конечно, я теперь седа,

470 Немножко, может быть, горбата;

Не то, что встарину была,

Не так жива, не так мила;

Зато (прибавила болтунья)

Открою тайну: я колдунья!"

с. 18-19

Художник Н.Кочергин


Черномор, вероятно, этим даром не обладает. Он и не пытается очаровать Людмилу, сознавая ограниченность своих средств.


Княжна с постели соскочила,

440 Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется;

450 Встает, упал; такой беде

Арапов черный рой мятется;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

с. 34


11) Создание зоны комфорта.

    Но вот Людмила вновь одна.

Не зная, что начать, она

К окну решетчату подходит,

И взор ее печально бродит

В пространстве пасмурной дали.

Всё мертво. Снежные равнины

Коврами яркими легли;

Стоят угрюмых гор вершины

В однообразной белизне

И дремлют в вечной тишине;

Кругом не видно дымной кровли,

Не видно путника в снегах,

И звонкий рог веселой ловли

В пустынных не трубит горах;

Лишь изредка с унылым свистом

Бунтует вихорь в поле чистом

И на краю седых небес

Качает обнаженный лес.

с. 30

Но это за пределами "резиденции" Черномора. А в пределах картина совсем иная:

И наша дева очутилась

В саду. Пленительный предел:

Прекраснее садов Армиды

И тех, которыми владел

Царь Соломон иль князь Тавриды.

Пред нею зыблются, шумят

Великолепные дубровы;

Аллеи пальм и лес лавровый,

И благовонных миртов ряд,

И кедров гордые вершины,

И золотые апельсины

Зерцалом вод отражены;

Пригорки, рощи и долины

Весны огнем оживлены;

310 С прохладой вьется ветер майский

Средь очарованных полей,

И свищет соловей китайский

Во мраке трепетных ветвей;

Летят алмазные фонтаны

С веселым шумом к облакам;

...

Дробясь о мраморны преграды,

Жемчужной, огненной дугой

Валятся, плещут водопады;

И ручейки в тени лесной

Чуть вьются сонною волной.

Приют покоя и прохлады,

Сквозь вечну зелень здесь и там

Мелькают светлые беседки;

ззо Повсюду роз живые ветки

Цветут и дышат по тропам.

с. 30-31

     Моя прекрасная Людмила,

По солнцу бегая с утра,

Устала, слезы осушила,

В душе подумала: nopal

На травку села, оглянулась —

И вдруг над нею сень шатра,

360 Шумя, с прохладой развернулась;

Обед роскошный перед ней;

Прибор из яркого кристалла;

И в тишине из-за ветвей

Незрима арфа заиграла.

Дивится пленная княжна

с. 32

Княжна встает, и вмиг шатер,

И пышной роскоши прибор,

330 И звуки арфы ... все пропало;

Попрежнему все тихо стало

с. 32-33

Княжну невольно клонит сон,

И вдруг неведомая сила

390 Нежней, чем вешний ветерок,

Ее на воздух поднимает,

Несет по воздуху в чертог

И осторожно опускает

Сквозь фимиам вечерних роя

На ложе грусти, ложе слез.

с. 33

Грандиозно! Но во вполне реалистическом романе Толстого "Война и мир" Пьер Безухов в начале XIX века зимой снабжает столичные балы клубникой из своих оранжерей.


12) Предвидение, прогноз.

Первая встреча Руслана с Финном:

„Добро пожаловать, мой сын! —

Сказал с улыбкой он Руслану:

Уж двадцать лет я здесь один

Во мраке старой жизни вяну;

Но наконец дождался дня,

Давно предвиденного мною.

Мы вместе сведены судьбою;

250 Садись и выслушай меня.

Руслан, лишился ты Людмилы;

Твой твердый дух теряет силы;

Но зла промчится быстрый миг:

На время рок тебя постиг.

С надеждой, верою веселой

Иди на всё, не унывай;

Вперед! мечом и грудью смелой

Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

260 Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней,

270 Мой сын, в твоей отныне воле".

с. 12-13

Вдруг витязь вспрянул; вещий Финн

Его зовет и обнимает:

„Судьба свершилась, о мой сын!

Тебя блаженство ожидает;

Тебя зовет кровавый пир;

Твой грозный меч бедою грянет;

На Киев снидет кроткий мир,

И там она тебе предстанет,

с. 80-81

Впечатляет, конечно. Но ведь для того, чтобы сделать точный прогноз, вовсе не обязательно быть колдуном. 


13) Способность получать информацию оперативно и дистанционно.

Фарлаф убил Руслана и прибыл в Киев со спящей Людмилой. Но Финн твёрдо знает, что эта беда приключилась, и вполне определённо знает, где именно она приключилась.

Но в это время вещий Финн,

Духов могучий властелин,

В своей пустыне безмятежной,

С спокойным сердцем ожидал,

Чтоб день судьбины неизбежной,

Давно предвиденный, восстал.

с. 79

Финн прибывает на место преступления и оживляет Руслана.

Ну, так уж вышло. Гораздо чаще волшебники ничего не узнаЮт о жизненно важных для них событиях. Черномор не знает о том, что Руслан победил Голову и завладел роковым мечом, да и само появление Руслана возле замка оказывается для Черномора полной неожиданностью. 

Наина, теоретически, мола бы спрятать тело Руслана или наслать на Руслана какую-нибудь новую напасть после оживления, но не было у неё необходимых сведений.


14) Умение оказаться в нужное время в нужном месте.

Рогдай погнался за Фарлафом, которого по ошибке принял за Руслана, догнал его, посмотрел на копошащегося в грязи, но убивать не стал. 

Тогда он встретил под горой

Старушечку чуть-чуть живую,

Горбатую, совсем седую.

Она дорожною клюкой

Ему на север указала.

„Ты там найдешь его", сказала.

Рогдай весельем закипел

И к верной смерти полетел.

А наш Фарлаф ? Во рву остался,

Дохнуть не смея; про себя

Он, лежа, думал: жив ли я ?

Куда соперник злой девался?

Вдруг слышит прямо над собой

Старухи голос гробовой:

„Встань, молодец: все тихо в поле;

Ты никого не встретишь боле;

Я привела тебе коня;

Вставай, послушайся меня".

с. 24-25

Художник Н. Кочергин


Ну вот как это? В летописях зафиксирован удивительный казус. Две русские рати из разных княжеств пошли друг на друга войной и ... разминулись в лесах. А тут древняя старушенция безошибочно определяет "место встречи" двух "соискателей" и держит в голове местоположение третьего (четвёртый снялся с дистанции). Одно из самых удивительных чудес, применительно к отечественной географии. Но, в принципе, и этому чуду можно дать рациональное объяснение. . 


А Финн находит возможность сообщить ваную информацию Руслану, победившему Черномора:

Его терзает вновь кручина...

Но вдруг знакомый слышит глас,

150 Глас добродетельного Финна:


      „Мужайся, князь! В обратный путь

Ступай со спящею Людмилой;

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен будь.

Небесный гром на злобу грянет,

И воцарится тишина —

И в светлом Киеве княжна

Перед Владимиром восстанет

От очарованного сна".

с. 65


15) Способность находить волшебные артефакты.

Черномор говорит брату:

"...Не откажись от важной службы:

Я в черных книгах отыскал,

Что за восточными горами

На тихих моря берегах,

В глухом подвале, под замками

Хранится меч— и что же? страх!

Я разобрал во тьме волшебной,

Что волею судьбы враждебной

Сей меч известен будет нам;

400 Что нас он обоих погубит:

Мне бороду мою отрубит,

Тебе главу; суди же сам,

Сколь важно нам приобретенье

Сего созданья злых духов!"

с. 47-48

Вот и шапку-невидимку Черномор тоже где-то раздобыл. Но помогло ли это ему?


2. Чего волшебники не могут.

1. Волшебникам не под силу отменять естественный ход вещей.

2. Волшебники не заводят семей и не обзаводятся детьми.

3. Волшебники не создают школы волшебников.

4. Волшебники не имеют и отдельных учеников.

5.Волшебники не способны создать команду. 

6. Волшебники с трудом координируют свои усилия.

7. Волшебники бросают своих подопечных на произвол судьбы. 

8. Волшебники не способны к разумному целеполаганию.

9. Волшебники не умеют воевать.

10. Волшебники не могут предотвратить использование волшебных артефактов профанами.

11. Волшебники не умеют не попадать в комичные положения.

12. Волшебники не умеют очаровывать людей. 


1. Волшебникам не под силу отменять естественный ход вещей.

„Ясна тоски твоей причина;

Но грусть не трудно разогнать,—

Сказал старик: тебе ужасна

280 Любовь седого колдуна;

Спокойся, знай: она напрасна

И юной деве не страшна.

Он звезды сводит с небосклона,

Он свистнет — задрожит луна;

Но против времени закона

Его наука не сильна.

Ревнивый, трепетный хранитель

Замков безжалостных дверей,

Он только немощный мучитель

390 Прелестной пленницы своей.

Вокруг нее он молча бродит,

Клянет жестокий жребий свой. . .

Но, добрый витязь, день проходит,

А нужен для тебя покой".

с. 13-14

1 Вместо стихов 325—329 а издании 1820 и было:

О страшный вид! Волшебник хилый

Ласкает сморщенной рукой

Младые прелести Людмилы;

К ее пленительным устам

Прильнув увядшими устами,

Он, вопреки своим годам,

Уж мыслит хладными трудами

Сорвать сей нежный, тайный цвет,

Хранимый Лелем для другого;

Уже... но бремя поздних лет

Тягчит бесстыдника седого —

Стоная дряхлый чародей,

В бессильной дерзости своей,

Пред сонной девой упадает;

В нем сердце ноет, плачет он,

Но вдруг раздался рога звон.

с. 59

Наина даже и не пытается обернуться юной красавицей, да и Финн не делает попыток вернуть ей молодость...

Но вот ужасно: колдовство

480 Вполне свершилось по несчастью.

Мое седое божество

Ко мне пылало новой страстью.

Скривив улыбкой страшный рот,

Могильным голосом урод

Бормочет мне любви признанье.

Вообрази мое страданье!

Я трепетал, потупя взор;

Она сквозь кашель продолжала

Тяжелый, страстный разговор:

490 „Так сердце я теперь узнала;

Я вижу, верный друг, оно

Для нежной страсти рождено;

Проснулись чувства, я сгораю,

Томлюсь желаньями любви. 

Приди в объятия мои ...

О милый, милый! умираю ..."

И между тем она, Руслан,

Мигала томными глазами;

И между тем за мой кафтан

500 Держалась тощими руками;

И между тем — я обмирал,

От ужаса, зажмуря очи;

И вдруг терпеть не стало мочи;

Я с криком вырвался, бежал.

Она вослед: „о, недостойный!

Ты возмутил мой век спокойный,

Невинной девы ясны дни!

Добился ты любви Наины,

И презираешь — вот мужчины!

510 Изменой дышат все они!

Увы, сама себя вини;

Он обольстил меня, несчастный!

Я отдалась любови страстной . . .

Изменник, изверг! о позор!

Но трепещи, девичий вор !

с. 19-20

Самым прекомичным образом Финн удостоился проклятий, вполне заслуженных Черномором. Да и поделом. Любовь, добытая ухищрениями, это не любовь, а что-то иное.

2. Волшебники не заводят семей и не обзаводятся детьми.

Финн угробил жизь на охмуение Наины, а теперь доживает в страхе. Вдруг она его найдёт и принудит к исполнению эротических обязанностей! Наина дожила до глубокой старости, но всё девица. Лишь в 70 лет она пережила душевный переворот:

490 „Так сердце я теперь узнала;

Я вижу, верный друг, оно

Для нежной страсти рождено;

Проснулись чувства, я сгораю,

Томлюсь желаньями любви...

Приди в объятия мои ...

О милый, милый! умираю ..."

с. 19

Черномор всю жизнь похищал красавиц, но потомства от них не произвёл, или совершенно не интересуется судьбой своего потомства. 

3. Волшебники не создают школы волшебников.

Нет никакого Хогвартса в ближнем зарубежье! Каждый колдун - кустарь без мотора. Сам приобретает колдовские умения и уносит их в могилу.

Но слушай: в родине моей

Между пустынных рыбарей

Наука дивная таится.

410 Под кровом вечной тишины,

Среди лесов, в глуши далекой

Живут седые колдуны;

К предметам мудрости высокой

Все мысли их устремлены;

Всё слышит голос их ужасный,

Что было и что будет вновь,

И грозной воле их подвластны

И гроб и самая любовь.

И я, любви искатель жадный,

420 Решился в грусти безотрадной

Наину чарами, привлечь

И в гордом сердце девы хладной

Любовь волшебствами зажечь.

Спешил в объятия свободы,

В уединенный мрак лесов;

И там, в ученья колдунов,

Провел невидимые годы.

с. 17-18

У Финна была какая-то уникальная мотивация, и он овладел "премудростями", но мысли о том, что премудростями следует поделиться с молодёжью, у него даже и не возникает.

4. Волшебники не имеют и отдельных учеников.

Вот первая встреча Руслана с Финном.

Вошел с уныньем: что же зрит?

В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

мо Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

„Добро пожаловать, мой сын! —

Сказал с улыбкой он Руслану:

Уж двадцать лет я здесь один

Во мраке старой жизни вяну;

с. 12

5.Волшебники не способны создать команду.

Арапы не атаковали Руслана во время его битвы с Черномором, а потом весь персонал дворца волшебника трусливо разбежался. 

Веселый конь летит и ржет;

Наш витязь карлу чуть живого

В котомку за седло кладет,

110 А сам, боясь мгновенья траты,

Спешит на верх горы крутой,

Достиг, и с радостной душой

Летит в волшебные палаты.

Вдали завидя шлем брадатый,

Залог победы роковой,

Пред ним арапов чудный рой,

Толпы невольниц боязливых,

Как призраки, со всех сторон

Бегут— и скрылись. 

с. 63


6. Волшебники с трудом координируют свои усилия.

Наина прямо предупреждает Черномора об опасности:

В окно влетает змий крылатый:

Гремя железной чешуей,

Он в кольца быстрые согнулся

И вдруг Наиной обернулся

Пред изумленною толпой,

30 "Приветствую тебя, — сказала, —

Собрат, издавна чтимый мной!

Досель я Черномора знала

Одною громкою молвой;

Но тайный рок соединяет

Теперь нас общею враждой;

Тебе опасность угрожает,

Нависла туча над тобой;

И голос оскорбленной чести

Меня к отмщению з0вет".

с. 38

Ну и какие шаги предпринял Черномор для собственной безопасности? Да никаких. Ему кажется, что старуха беспокоится зря:

"...Мы посрамим коварство Финна;

Но мрачных козней не боюсь;

Противник слабый мне не страшен;

Узнай чудесный жребий мой:

Сей благодатной бородой

Недаром Черномор украшен,

70 Доколь власов ее седых

Враждебный меч не перерубит,

Никто из витязей лихих,

Никто из смертных не погубит

Малейших замыслов моих;

Моею будет век Людмила,

Руслан же гробу обречен!"

с. 39


7. Волшебники бросают своих подопечных на произвол судьбы.

Наина указывает Рогдаю, где искать Руслана (. 24), но совершенно не вмешивается в ход их поединка. 

Наина вербует Фарлафа, помогает ему убить Руслана и захватить Людмилу, но в дальнейшем совершенно лишает его своей помощи.


8. Волшебники не способны к разумному целеполаганию.

Финн влюбил в себя древнюю Наину:

И было в самом деле так.

Немой, недвижный перед нею,

Я совершенный был дурак

Со всей премудростью моею.

с. 19

Черномор годами тем и занят, что крадёт красавиц. А зачем? Красавицами он обеспечен по гроб жизни. Они обитают прямо в его дворце.

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

с. 29


9. Волшебники не умеют воевать.

Они совершенно не способны сражаться должным образом с обученным воином.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

260 Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

с. 13

Уж при таком-то образе жизни Черномору следовало бы овладеть боевыми искусствами! Но Черномор всего лишь дубасит противника дубиной по голове, пусть и с пикирования. 

Художник П. Оринянский


Князь карлу ждет. Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал подобно грому;

Руслан подъемлет смутный взор

И видит — прямо над главою —

40 С подъятой, страшной булавою

Летает карла Черномор.

с. 61

А с авионикой у Черномора совсем швах. Определись высоту, снижаясь над заснеженной равниной, он не  в состоянии. 

Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез— и свысока

Шумя летит на князя снова.

Проворный витязь отлетел,

И в снег с размаха рокового

Колдун упал— да там и сел; 

с. 61

И куда девались все волшебные премудрости, когда колдуна взяли за бороду?

Руслан, не говоря ни слова,

С коня долой, к нему спешит,

Поймал, за бороду хватает,

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с Русланом улетает...

Ретивый конь вослед глядит;

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

бо Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Меж тем, на воздухе слабея

И силе русской изумясь,

Волшебник гордому Руслану

Коварно молвит: „слушай, княэь!

Тебе вредить я перестану;

Младое мужество любя,

70 Забуду всё, прощу тебя,

Спущусь — но только с уговором..."

с. 61-62


10. Волшебники не могут предотвратить использование волшебных артефактов профанами.

Руслан побивает голову и завладевает роковым мечом, которым он впоследствии и отсекает бороду Черномора, Людмила отбирает шапку-невидимку у самого Черномора и долгое время успешно прячется от него, а позднее Руслан украшает свой шлем бородой Черномора. Не с этим ли украшением связана его неуязвимость в битве под Киевом? 

Вдруг сон прервался: вражий стан

С тревогой шумною воспрянул,

Внезапный крик сражений грянул;

Смутилось сердце киевлян;

Бегут нестройными толпами

И видят: в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит.. .

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой за седлом

Среди испуганного стана.

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч

И с воплем строй на строй валится

В одно мгновенье бранный луг

Покрыт холмами тел кровавых,

Живых, раздавленных, безглавых,

Громадой копий, стрел, кольчуг.

На трубный звук, на голос боя

Дружины конные славян

Помчались по следам героя,

С разились... гибни, басурман!

Объемлет ужас печенегов

с. 83


11. Волшебники не умеют не попадать в комичные положения.

Наина, обретшая первую любовь к семидесяти годам - воплощение комизма. 

Черномор, престарелый карлик-импотент, систематически похищающий красавиц, соперничает с Наиной в комизме своём. 

Но Черномор уж был известен,

И был смешон, а никогда

Со смехом ужас несовместен.

с. 40

Благообразный и добродетельный Финн, итогом жизненных усилий которого стала страстная любовь престарелой горбуньи, тоже ведь, говоря по совести, не повод для серьёзных размышлений о вечном.

Голова, казалось бы, вызывает сочувствие и сострадание. Но при этом нельзя не заметить, что именно пустоватая голова простоватого малого выросла до циклопических размеров и сделалась прибежищем сов (тех самых сов Минервы, которые летают по ночам?):

И, сморщась, голова зевнула,

Глаза открыла и чихнула...

Поднялся вихорь, степь дрогнула,

Взвилася пыль; с ресниц, с усов,

С бровей слетела стая сов

с. 44


12. Волшебники не умеют очаровывать людей. 

Единственный человек, которого нашим героям-волшебникам удалось "приворожить", сам оказался волшебником. Финн силой заклинаний намертво привязал к себе престарелую колдунью Наину. 

Черномор держит своих слуг в страхе (а когда Черномор попадает в беду, слуги разбегаются, даже и не подумав за него вступиться), а красавиц похищает силой. Наина помогает врагам Руслана, но взаимодействие тут покоится на деловой основе. У нас общий враг, поможем друг другу. 

Финн и Руслан прониклись друг к другу обоюдной симпатией. Но тут уж нет никакого колдовства. Просто они - родственные души. 


Выводы.

В поэме Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила" отсутствуют сцены "христианской жизни" Древней Руси, отсутствуют сцены "языческой жизни", а деятельность колдунов-волшебников (напомним, что все они - иностранцы) порождает многочисленные и многообразные комические эффекты. Волшебники не владеют миром и не выполняют волю таинственных загробных сил. Волшебники не ужасны, не таинственны, не всемогущи и не симпатичны (даже и добродушный Финн вызывает несколько насмешливое сочувствие). 

А в целом волшебная поэма "Руслан и Людмила" - поэма расколдования мира. Поэма, в которой молодость, красота, любовь, верность, мужество и бесстрашие оказываются сильнее колдовских чар.

______________________

"Ни жив ни мертв сидит под образами//Чернец, молясь обеими руками" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1814 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1815 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1816 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1817 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. Лицейские стихотворения неизвестных лет - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. "Фривольная баллада" 18+ - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1817-2 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1817-3 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1818-1 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1818-2 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1818-3 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность 1819-1 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1819-2 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1819-3 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1819-4 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1819-5 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин и духовность. 1820-1 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Пушкин о духовности. "Руслан и Людмила". Древнерусский быт  https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Продолжение следует.


Выбор

Гладь озерная,          воды Гдовские,                    пресно-море Чудское Руси.Даль былинная,   ...

Обсудить
    • balda
    • 28 ноября 2020 г. 09:09
    В сказках, различным объектам присущи подобия из жизни. Например "Лес" - символизирует простой народ, часто употребляется с сочетаниями "тёмный", "дремучий". Под символом "невесты-красавицы" следует понимать власть. Кто обладает властью - тот и празднует победу. В данной сказке Черномор символизирует эксплуатацию, с огромной бородой суеверий, религиозных, государственно-патриотических, расовых и проч. Власть Черноморы берут только силой, но обладать в полной мере не могут, боятся свержения другими Черноморами и бунта тех кто не запутался в бороде предрассудков.
  • http://www.garshin.ru/evolution/anthropology/populations/haplogroups/y-dna/ А вообще- похоже на ремейк В.Татарского от 2002 года "Светопреставление"
  • :joy: :joy: :joy: искать мудрость и исторические открытия в произведении тинейджера - это круто....
  • Эта сказка собрание преданий , спроецированных на современное время Пушкина..По сути поход в Закавказье за украденной невестой. В итоге "Руслан и Людмила" =Сказочные предания + кавказские войны во время жизни Пушкина.. С любой войны привозят , помимо всего, ещё много невероятных рассказов, историй..Чужие традиции, обычаи , образ жизни и даже жилища выглядят сказочными и невероятными. Т.е материала для сказки было более, чем достаточно. Пушкин смог простую историю рассказать так, что эта сказка завораживает и будоражит умы спустя два столетия.. Не зря Пушкина считают Гением..