Был ли Александр Сергеевич погружён в традиционноконфессиональную духовность? По рассмотрении стихотворений, писем, поэм, статей Пушкина, написанных в период с 1813 по 1822 годы, приходится признать, что духовностью, понимаемой как вера в одушевлённую загробность, они не омрачены. Ну а что в 1823-м? Год-то не простой. В этом году Пушкин написал I и II главы "Евгения Онегина". Поэтому давайте удвоим внимание. Начнём с писем. В письмах божественные сюжеты упоминаются Александром Сергеевичем неоднократно, но всегда в несколько ироническом ключе. Можно было бы даже назвать этот "ключ" кощунственным, если бы не одно "но". Получатели писем были умными людьми и не считали необходимым оскорбляться в своих интимных чувствах.
Письма - отсюда: https://imwerden.de/pdf/pushki...
I
49. П. А. Вяземскому. 6 февраля 1823 г. Кишинев.
<...> Благодарю тебя, милый Вяземский! пусть утешит тебя бог за то, что ты меня утешил.
<...> Бестужева статья об нашей братьи ужасно молода — но у нас всё елика печатано, имеет действие на святую Русь: за то не должно бы ничем пренебрегать ...
<...>
c. 57-58
II
58. Л. С. Пушкину. 25 августа 1823 г. Одесса.
<...>
Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю закон божий и 4 первые правила — но служу и не по своей воле — и в отставку идти невозможно. <...> ç. 67
III
63. П. А. Вяземскому. 4 ноября 1823 г. Одесса.
<...>
... да заворожи всё это своею прозою, богатой наследницею твоей прелестной поэзии, по которой ношу траур. Полно не воскреснет ли она, как тот, который пошутил?
<...>
c. 73
IV
65. А. А. Дельвигу. 16 ноября 1823 г. Одесса.
<...>
Жду и не дождусь появления в свет ваших стихов; только их получу, заколю агнца, восхвалю господа — и украшу цветами свой шалаш — хоть Бируков находит это слишком cладострастиым. <...> Жалею, что мои элегии писаны против религии и правительства: я полу-Хвостов: люблю писать стихи (но не переписывать) и не отдавать в печать (а видеть их в печати). <...> Правда ли, что едет к вам Россини и италианская опера? — боже мой! это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти.
c. 74-75
Джоаккино Россини. 1820 год. Международный музей и библиотека музыки в Болонье
V
70. А. И. Тургеневу. 1 декабря 1823 г. Одесса.
<...> К стати о стихах: вы желали видеть оду на смерть Н.<аполеона>. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:
<...>
Вот последняя:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Твою развенчанную тень!
Хвала! ты русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал...
Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впроччем это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа И.<исуса> Х.<риста> (Изыде сеятель сеяти семена своя):
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды ..........
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
c. 78-79
VI
71. П. А. Вяземскому. 1—8 декабря 1823 г. Одесса.
<...> Хладного скопца уничтожаю из уважения к давней девственности А<нны> Л.<ьвовны>
Не зрит лица его гарем.
Там —----
И не утешены никем,
Стареют жены.
Меня ввел во искушение Бобров: он говорит в своей Тавриде : Под стражею скопцов гарема. Мне хотелось что-нибудь у него украсть, а к тому же я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и фр.<анцузской> утонченности. Грубость и простота более ему пристали. <...>
c. 80
VII
73. П. А. Вяземскому. 20 декабря 1823 г. Одесса.
<...> Я бы хотел знать, не льзя ли в переписки нашей избегнуть как-нибудь почты — я бы тебе переслал кой-что слишком для нее тяжелое. Сходнее нам в Азии писать по оказии. <...>
Поздр.<авляю> тебя с рожд.<еством> сп.<асителя> наш.<его> госп.<ода> И.<исуса> Х.<риста>.
c. 82-83
Пожалуй, достаточно очевидно, что всё сие писано атеистом. И вопрос, в сущности, не в том, был ли Пушкин атеистом. а в том, какова природа его атеизма.
Пушкин и духовность. 1813-1820 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821. "Кавказский пленник" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821 (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821 (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821 (4) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1821 (5) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. "Гавриилиада" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. "Гавриилиада" (3) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (1) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (2) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (3) „Царь Никита и сорок его дочерей” - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (4) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (5) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (6.1). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (6.2). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (6.3). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Пушкин о духовности. 1822 (6.4). "Братья разбойники" - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Продолжение следует.
Оценил 1 человек
1 кармы