«Ох ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный, стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую»
(Из былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник". Один из вариантов)
В прошлой статье большинством голосов победил рассказ про дороги вокруг Рязани. А Экселенц дополнительно озвучил своё пожелание по поводу былинных героев. Что ж, убьем двух зайцев сразу.
Напоминаю, что серия посвящена дорогам домонгольской Руси.
Начну сначала рассказом о вятичах.
Ранее я уже упоминал, что между Рязанью (здесь и далее под Рязанью подразумевается Старая Рязань, а под Переславлем-Рязанским - Рязань современная) и Киевом были леса, в которых жили вятичи. Сами вятичи, будучи славянами, вошли в состав Руси относительно поздно. Одним из первых "форпостов" Руси на землях вятичей стала Рязань (под властью черниговских князей). Именно поэтому рассказ пойдет нынче не про Рязанское княжество, а про землю вятскую.
Примерно с начала XI века и по XII век ездить землями вятичей было опасно. Настолько опасно, что путешественники из Мурома или Рязани в Киев вынуждены были идти не по Оке, а по Волге - Через Ярославль, Тверь, Торжок, Смоленск. Только в XII веке под давлением Черниговского, Смоленского и Ростовского княжеств они потеряли свою независимость. Впрочем, тот факт, что вятичи не входили в Русь, не означает, что у них не было поселений. Таких в их землях было много, и все по канонам славян - вдоль рек, ручьёв и озёр.
Леса были достаточно дремучими, чтобы в честь них назвали город - Брянск (произошло от древнерусского слова "Дьбряньскъ", образованного от слова "дьбрь" - нечто поросшее густым лесом/кустарником). По крайней мере так звучит одна из версий.
Только в начале XII века при Владимире Мономахе упоминается "дорога прямоезжая" через брянские леса. Она шла через от Киева через Смоленск, Можайск на Москву, а после в Ростов. Но это была первая прямоезжая дорога, позже появились и другие, которые шли уже и на Рязань.
А теперь самое время поговорить про былинных героев. Говорить будем про Илью Муромца и Соловья-Разбойника. Некоторое, достаточно продолжительное, время назад я публиковал статью про мифы. (Никогда не знаешь, где что пригодится. Так что, проходите по ссылке, там много интересных отсылок к другим статьям.) В общем, обратим внимание на сюжет былины, так как мотив в данном случае довольно стандартен, и возможно восходит к временам индоевропейской общности.
По сюжету былины Илья Муромец (родом из XII века) выезжает со своей деревни Карачарово неподалёку от Мурома. (Кстати, речь идет о тех временах, когда Муром совместно с Рязанью образовывал Муромо-Рязанское княжество.) Едет он в Киев, к великому князю Владимиру (который Мономах). По дороге в глухих лесах Илья встречает Соловья-Разбойника, который много лет не дает проехать той дорогою добрым людям. Захватывает Муромец того разбойника в полон и отвозит в Киев.
Вот так вкратце рассказывает былина. Точнее, так рассказывают все варианты былины, а в частностях они все расползаются. Но даже в этом можно выделить отдельные моменты, где большая часть былин сходится. Согласно повторяющимся версиям, ехал он через леса Брынские (это вторая версия происхождения названия Брянска. Впрочем, брынские, брянские, дебрянские... одна фигня), вдоль реки Смородинки (река, которая в восточнославянских сказках отделяет мир живых от мира мёртвых), мимо дубов (а вот количество дубов плавает от 3, 9, 12, возможно есть и иные варианты), что перекрытый Соловьем-Разбойником путь был в разы короче объездного.
Брынские леса - это вполне реальная местность. Орловско-Калужское Полесье — лесной массив на границе Орловской и Калужской областей, в треугольнике Козельск — Болхов — Карачев. Название Брынские идёт от реки Брынь. Еще было и поселение Брынь.
Смородинка - реальная река. Точнее, рек с такими названиями неподалёку от Брянска несколько.
Девять дубов - название реальной деревни в Хотынецком районе Орловской области. Тоже рядом с Брянском.
Т.е. всё расположено на возможном пути Ильи Муромца от Мурома к Киеву на землях вятичей. А путь через вятичей как раз существенно сокращал обычную дорогу до XII века из Рязани в Киев.
Так о чём нам говорит былина?
"Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил — до сих пор по ним люди добрые ездят.
Так дошел Илья до речки Смородиной."
То есть былина о том, как проложили путь через дебри лесов вятских, как покорили эти племена (Соловей-Разбойник - собирательный образ, как бы ни пытались его приписать к местности по этимологии) и привели их к повиновению великому князю. (А мелкие нестыковки в былинах - ну так на то они и былины, что сказка - ложь, да в ней намёк.)
Вот такой интересный поворот по поводу связи между дорогами от Киева до Рязани и былинным эпосом про Илью Муромца и Соловья-Разбойника.
(Если дать волю камраду KAMAS'у, он еще пять статьей по поводу славянского язычества и собирательного образа в этой былине напишет. Ссылки на его другие статьи дам в конце, если не забуду.)
Итак, возвращаемся к землям вятичей, по которым в XII веке были проложены прямоезжие дороги от Киева к Рязани и Москве. (Кстати, историки достаточно редко пишут про дороги. То ли считают их явлением само собой разумеющимся, то ли просто не уделяют им внимание.) Обобщающих работ по дорогам вятичей опять не было найдено, как и с Новгородскими землями, так что придется их "прокладывать", опираясь на существовавшие городища к началу монгольского нашествия.
Список городищ и поселений вятской земли я взял из книги Т.Н. Никольской "Земля Вятичей. К вопросу населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII веке." Точнее, мне потребовалась только картинка из этой книги, вот такая:
Для желающих рассмотреть подробности, даю ссылку.
Из написанного ранее, мы уже точно выучили, что на каждое городище (то есть снабжённое защитными укреплениями поселение) приходится от 5 до 50 незащищённых поселения (селища). Поэтому городища вполне хорошо показывают, где поселения точно были в существенном количестве. Дополнительно на карте указаны и селища - но я их буду использовать только справочно, для уточнения.
Дополнительно к этому мы выучили, что славяне старались селиться вдоль водных ресурсов. И это прекрасно видно на картинке. Так же мы знаем, что реки были артериями, по котором удобно перевозить товары вниз по реке. А для транспортировки судна обратно вверх пользовались специально проложенными тропками вдоль рек - бечевниками, по которым команда (или специально нанятые люди) тащили ладьи за "верёвочку".
Также мы знаем, что рано или поздно ближайшие поселения связывались сухопутными дорогами. Это было необходимо не только для торговли, но и для простой обыденной жизнедеятельности. В случае, если необходимо было прокладывать дорогу через безлюдные места, то делать это старались по водоразделам, чтобы меньше связываться с пересечением рек, ручьев и оврагов. Дороги активно использовались и для торговли, так как позволяли передвигаться при любых погодных условиях. Почти при любых, в отличие от водных путей.
Вроде бы все предположения высказал, теперь перейдём к восстановлению возможных сухопутных путей в вятских землях к моменту монгольского нашествия. (Все помнят, что именно с этого началась серия статей? Кто поздно присоединился, может ознакомиться с началом по ссылкам ниже.)
Для наглядности, я занёс все городища (ну не все, а только те, которые смог найти на карте) в яндекс-карты. (Это не реклама. Ну по крайней мере мне за это не платят.)
После этого проложил между городищами возможные маршруты, исходя из вышеуказанных предположений.
В итоге нарисовалась вот такая картинка:
Ага! Те, кто смотрел мою предыдущую статью уже поняли, что я теперь тоже так умею.
По этой ссылке можно посмотреть на дороги на самих яндекс-картах.
А теперь я расскажу о своих выводах.
Городища вдоль рек расположены достаточно плотно - расстояние между ними примерно 10 км. А значит, петухи соседних общин могли соревноваться друг с другом в голосистости. А значит, и дороги были не только внутри общин (принадлежащих к одному городищу), но и между городищами. Таким образом, они связывались в единую сеть.
Конечно, не все дороги были одинаково популярными. Наибольшую ценность имели те, которые проходили вдоль торговых маршрутов или из одного удельного центра в другой. Как мы помним, изначально центром Древней Руси стал Киев (позабудем пока про Новгород), а позже он сместился в Ростово-Суздальские земли. Особенно этот процесс усилился после присоединения вятичей к Руси. И тут уж сложно сказать, то ли дороги этому поспособствовали, то ли наоборот - постепенный перенос экономической силы повлиял на процесс прокладывания дорог. Нам это не принципиально.
Принципиально знать, что дороги должны были связать прошлый центр с будущим, и эти дороги были проложены кратчайшим путём, т.е. вдоль Оки к Десне и оттуда в Днепр.
Одной из таких дорог сталь путь из Киева в Смоленск, потом Можайск, Москва, Ростов. На карте он не указан, так как я еще не изучал дороги вокруг Москвы подробно.
Другой путь - Киев, Брянск, Козельск, левый берег Оки, Коломна, Бронницы, Ростов.
На самом деле, после открытия Оки для безопасного движения, возможных путей появилось больше.
Например, Киев - Новгород-Северский, правым берегом реки Навля. Тут переход к дорогам вдоль Оки. Переходов возможно было несколько - вдоль рек (равнозначные варианты) Цон, Крома, Орлик, Неполодь, Каменка, или пройдя мимо них уйти к Оке через реку Нугрь.
После двигаться по левому берегу Оки - тут явно больше городищ и меньше болот. Вдоль Оки двигаемся до городища Белёв. И здесь опять у нас появляется возможность выбрать маршрут.
Если двигаться дальше вдоль Оки, то не надо менять берег, достаточно через Калугу и Серпухов дойти до Коломны. В Коломне можно было пойти вдоль правого берега Москвы-реки вверх по течению, чтобы уйти в Ростовские земли или Москву, или перебраться через Оку и уже вдоль правого её берега добраться через Переславль-Рязанский до Рязани. Подозреваю, что можно было бы переправиться через Оку не в Коломне, а в районе Ростиславля, и пойти к Переславлю-Рязанскому через Зарайск.
Другим вариантом движения от Белёва является более короткий путь, срезающий петлю Оки. Для этого необходимо было перебраться через Оку в районе реки Упа и двигаться вдоль последней вверх по течению. Там уже можно было по желанию так же обрезать петлю реки Упа, или же двигаться вдоль нее. Перейти через водораздел к реке Проня, выйти на Пронск и оттуда вдоль правого берега выйти на Рязань.
В общем, неизвестно, каким путём на самом деле шёл Илья Муромец навстречу своим приключениям, но он сделал главное - проложил торный путь из Низовских земель в Киевские.
Чувствую, что устали уже все от статей про дороги, поэтому в следующий раз постараюсь накрыть Москву и Ростово-Суздальские земли одним махом, и на этом покончить с этой темой.
===
Предыдущие части:
Эх, дороги... и дорожки. Часть 1. Поселения
Эх, дороги... и дорожки. Часть 2. Летописная
Эх, дороги... и дорожки. Часть 3. Венгрия-Киев-Булгар
Эх, дороги... и дорожки. Часть 4. Полоцкое княжество
Эх, дороги... и дорожки. Часть 5. Смоленское княжество
Эх, дороги... и дорожки. Часть 6.1. Походы князей на Новгород
Эх, дороги... и дорожки. Часть 6.0. Новгородское княжество/республика
Статьи про мифы:
Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы
Про славянскую мифологию от KAMAS:
Мои статьи о Гиперборее, русских волшебных сказках и библейских рассказах.
Сказка - взгляд в языческое прошлое русского народа. Сивка-бурка.
Сказка - взгляд в языческое прошлое русского народа. Сивка-бурка. (окончание).
Оценили 20 человек
48 кармы